Глава 102

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Heare my prayer, O Lord: and let my crie come vnto thee.
  • 2. Hide not thy face from me in the day when I am in trouble, incline thine eare vnto me: in the day when I call, answere mee speedily.
  • 3. For my dayes are consumed like smoke: and my bones are burnt as an hearth.
  • 4. My heart is smitten, and withered like grasse: so that I forget to eate my bread.
  • 5. By reason of the voice of my groning, my bones cleaue to my skinne.
  • 6. I am like a Pelican of the wildernes: I am like an owle of the desert.
  • 7. I watch, and am as a sparowe alone vpon the house top.
  • 8. Mine enemies reproch me all the day: and they that are mad against me, are sworne against me.
  • 9. For I haue eaten ashes like bread: and mingled my drinke with weeping.
  • 10. Because of thine indignation and thy wrath: for thou hast lifted me vp, and cast me downe.
  • 11. My dayes are like a shadow, that declineth: & I am withered like grasse.
  • 12. But thou, O Lord, shalt endure for euer: and thy remembrance vnto all generations.
  • 13. Thou shalt arise, and haue mercie vpon Zion: for the time to fauour her, yea the set time is come.
  • 14. For thy seruants take pleasure in her stones: and fauour the dust therof.
  • 15. So the heathen shall feare the Name of the Lord: and all the kings of the earth thy glory.
  • 16. When the Lord shall build vp Zion: he shall appeare in his glory.
  • 17. He will regard the prayer of the destitute, and not despise their prayer.
  • 18. This shall be written for the generation to come: and the people which shall be created, shall praise the Lord.
  • 19. For hee hath looked downe from the height of his Sanctuarie: from heauen did the Lord beholde the earth:
  • 20. To heare the groning of the prisoner: to loose those that are appointed to death:
  • 21. To declare the Name of the Lord in Zion: and his praise in Ierusalem:
  • 22. When the people are gathered together: and the kingdomes to serue the Lord.
  • 23. He weakened my strength in the way: he shortened my dayes.
  • 24. I said, O my God, take me not away in the midst of my dayes: thy yeres are throughout all generations.
  • 25. Of old hast thou laid the foundation of the earth: and the heauens are the worke of thy hands.
  • 26. They shall perish, but thou shalt indure, yea all of them shall waxe old like a garment: as a vesture shalt thou change them, and they shalbe changed.
  • 27. But thou art the same: and thy yeeres shall haue no end.
  • 28. The children of thy seruants shal continue: and their seed shall be established before thee.

102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX. Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления. Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22).

1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.

20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение. Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.