Глава 115

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Not vnto vs, O Lord, not vnto vs, but vnto thy name giue glory: for thy mercy, and for thy truthes sake.
  • 2. Wherefore should the heathen say: Where is now their God?
  • 3. But our God is in the heauens: he hath done whatsoeuer he pleased.
  • 4. Their idoles are siluer and gold: the worke of mens hands.
  • 5. They haue mouths, but they speake not; eies haue they, but they see not.
  • 6. They haue eares, but they heare not: noses haue they, but they smell not.
  • 7. They haue hands, but they handle not, feete haue they, but they walke not: neither speake they through their throat.
  • 8. They that make them are like vnto them: so is euery one that trusteth in them.
  • 9. O Israel, trust thou in the Lord: he is their helpe and their shield.
  • 10. O house of Aaron, trust in the Lord: he is their helpe & their shield.
  • 11. Ye that feare the Lord trust in the Lord: he is their helpe and their shield.
  • 12. The Lord hath bene mindfull of vs, he will blesse vs, he will blesse the house of Israel: he will blesse the house of Aaron.
  • 13. Hee will blesse them that feare the Lord: both small and great.
  • 14. The Lord shall increase you more and more: you and your children.
  • 15. You are blessed of the Lord: which made heauen and earth.
  • 16. The heauen, euen the heauens are the Lords: but the earth hath hee giuen to the children of men.
  • 17. The dead praise not the Lord: neither any that go downe into silence.
  • 18. But we will blesse the Lord, from this time foorth and for euermore. Praise the Lord.

1-2.- Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем его глубокой веры. В своей "опрометчивости" (точнее передать - в исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы со стороны людей, он сказал, что "всякий человек ложь", т. е. что надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором. Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем одном можно найти защиту.

4."Чаша спасения" - благодарственная чаша, которую евреи выпивали на пасхальной вечери (тогда пили три чаши: чашу горечи, чашу веселья и чашу благословения). Здесь разумеется не пасхальная чаша благословения, т. е. не отнесение воздаяния благодарения Господу до праздника Пасхи, а назначение особой благодарственной чаши сейчас, наподобие той, какая выпивалась на Пасху.

6."Дорога в очах Господних смерть святых Его!" Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (см. (Пс 114:3). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с (Пс 114:1) С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.