- 1. And Rehoboam came to Jerusalem; and he assembled the house of Judah and Benjamin, a hundred and eighty thousand chosen men apt for war, to fight against Israel, that he might bring the kingdom again to Rehoboam.
- 2. But the word of Jehovah came to Shemaiah the man of God, saying,
- 3. Speak unto Rehoboam, the son of Solomon, king of Judah, and unto all Israel in Judah and Benjamin, saying,
- 4. Thus saith Jehovah: Go not up, nor fight with your brethren; return every man to his house; for this thing is from me. And they hearkened to the words of Jehovah, and returned from going against Jeroboam.
- 5. And Rehoboam dwelt in Jerusalem, and built cities for defence in Judah.
- 6. And he built Bethlehem, and Etam, and Tekoa,
- 7. and Beth-zur, and Soco, and Adullam,
- 8. and Gath, and Mareshah, and Ziph,
- 9. and Adoraim, and Lachish, and Azekah,
- 10. and Zorah, and Ajalon, and Hebron, which are in Judah and in Benjamin, fortified cities.
- 11. And he fortified the strongholds, and put captains in them, and stores of victuals, and of oil and wine;
- 12. and in every several city, targets and spears, and made them exceedingly strong. And Judah and Benjamin were his.
- 13. And the priests and the Levites that were in all Israel resorted to him out of all their districts;
- 14. for the Levites left their suburbs and their possessions, and came to Judah and Jerusalem: for Jeroboam and his sons had cast them off from exercising the priesthood to Jehovah;
- 15. and he ordained for himself priests for the high places, and for the he-goats and for the calves that he had made.
- 16. -- And after them, those out of all the tribes of Israel that set their heart to seek Jehovah the God of Israel came to Jerusalem, to sacrifice to Jehovah the God of their fathers.
- 17. And they strengthened the kingdom of Judah, and made Rehoboam the son of Solomon strong three years; for during three years they walked in the way of David and Solomon.
- 18. And Rehoboam took Mahalath the daughter of Jerimoth the son of David as wife, [and of] Abihail the daughter of Eliab the son of Jesse.
- 19. And she bore him children: Jeush, and Shemariah, and Zaham.
- 20. And after her he took Maachah the daughter of Absalom; and she bore him Abijah, and Attai, and Ziza, and Shelomith.
- 21. And Rehoboam loved Maachah the daughter of Absalom above all his wives and his concubines; for he had taken eighteen wives and sixty concubines, and he begot twenty-eight sons and sixty daughters.
- 22. And Rehoboam established Abijah the son of Maachah at the head, to be ruler among his brethren; for [he thought] to make him king.
- 23. And he dealt wisely, and dispersed of all his sons throughout all the lands of Judah and Benjamin, to all the fortified cities; and he gave them food in abundance. And he desired [for them] a multitude of wives.
1-4.- Сн. (3Цар 12:21-24) Толков. Библия II.5-12.- Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков - Вифлеем (Быт 35:16,19); (Быт 48:7); (Руф 1:1); о положении его см.Толков. Библию II, с. 336-337 и 383. Ефам (LXX Αιταν, Vulg. Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав 15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия (), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне); теперь - Айн - Аттан, мееду Вифлиемом и Уртасом (Onomast. 487). Фекоя - в Иудинон колене (Нав 15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomast. 417); ср. Толков. Библия, т. II, с. 336-337 и 430. Бефцур (LXX βαιθσουρα) - в Иудином колене, в горах Иудииых (Нав 15:58); (Неем 3:16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1Мак 4:29,61); (1Мак 6:7,26); по И. Флавию (), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomast. 234, лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо(LXX Σοχωθ) - имя двух городов в Иудином колене (Нав 15:35,48); (1Цар 4:1); (3Цар 4:10) и др. Onomast. 881), к юго-западу от Иерусалима, см. Толков, Библию II, с. 335 и 336. Одоллам (ввр. адуллам) упоминается уже в (Быт 37:1,12,20); взятый Иисусом Навином (Нав 12:15) достался в жребий Иудин, ср. (2Мак 12:38), в 5-ти верстах к сев.-вост. от Сохо (Onomast. 24. Ср.Толков. Библия I, с. 326). Геф (евр. гат) - к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1Цар 6:17); (1Цар 17:4), Давид покорил его (2Пар 8:1) Ср. Толков. Библия II, с. 396 и 426. Сн. Onomast. 301). Мареша (LXX слав. Марисан) у юго верст 5 от Гефа (Нав 15:44); Толков. Библия II) родина пророка Михея (Мих 1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином (2Пар 14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий. ; ; ; ), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде (; ). Ср. Onomast. 673. Зиф (Нав 15:55) - в 1 3/4 часа пути к югу от Хеврона (Onomast. 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула (1Цар 23:14) сл. (1Цар 26:2) Толков. Библия II, с. 336 и 411. Адораим к востоку от Зифа (1Мак 13:20) Onomast. 165), теперь Дер'ат. О положении Лахиса (4Цар 14:19) см. Толков. Библию II, с. 512. О положении Азека (Нав 10:10); (Нав 15:35) Onomast. 34) см. также, с. 62-63. О положении Цоры (LXX Σαραα, сл. Салаа, (Нав 15:33); (Нав 19:41) Onomast. 830) - там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне (Нав 10:12); (Нав 10:36) см. Толков. Библию II, с. 320 и 344. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13-14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, Исторические книги, с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт 13:18); (Быт 23:2) (Чис 13:23); (Нав 12:10); (Нав 14:13); (Нав 15:13); (Нав 14:13); Суд 1.10 и др.), - один из древнейших городов мира (по (Чис 13:23), построен 7-го года прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав 14:13), после около 7 лет был столицей Давида (2Цар 2:1) сл. 2Цар 565). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomast. 113) см. Толков. Библию т. I, с. 334 и 519, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11-12).13-17.- Краткое сообщение (3Цар 12:31) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13-15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились - частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез 44:10-14), - нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2Пар говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX ματαια, Vulg. daemonia. Русск. Синод. перевод передает еврейское название буквально: козлы, но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. (Ис 13:21); (Ис 34:14). См. у проф. Ф.Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, с. 136-140; у А. Глаголева Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев 1900, с. 591 -595.
О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16-17), говорится и в (3Цар 12:27-28), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. "Три года" (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. (3Цар 14:22-24) и в Иудее началось идопослужение (ср. (2Пар 12:1). Сн. Толков. Библия т. II, с. 476.18-23.- Восполняется сравнительно с 3Цар царская родословная Ровоама (ср. Толков. Библия II, 476). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20; (3Цар 15:2) и (2Пар 13:2) см. Толков. Библию II, с. 477. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих, же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.



