< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1. And Jehoshaphat his son reigned in his stead, and strengthened himself against Israel.
  • 2. And he placed forces in all the fortified cities of Judah, and set garrisons in the land of Judah, and in the cities of Ephraim that Asa his father had taken.
  • 3. And Jehovah was with Jehoshaphat, for he walked in the first ways of his father David, and sought not unto the Baals;
  • 4. but he sought the God of his father, and walked in his commandments, and not after the doings of Israel.
  • 5. And Jehovah established the kingdom in his hand; and all Judah gave gifts to Jehoshaphat; and he had riches and honour in abundance.
  • 6. And he took courage in the ways of Jehovah; moreover, he removed the high places and Asherahs out of Judah.
  • 7. And in the third year of his reign he sent his princes, Ben-hail, and Obadiah, and Zechariah, and Nethaneel, and Micah, to teach in the cities of Judah;
  • 8. and with them the Levites: Shemaiah, and Nethaniah, and Zebadiah, and Asahel, and Shemiramoth, and Jonathan, and Adonijah, and Tobijah, and Tob-Adonijah, Levites; and with them Elishama and Jehoram, the priests.
  • 9. And they taught in Judah, and had the book of the law of Jehovah with them; and they went about through all the cities of Judah, and taught among the people.
  • 10. And the terror of Jehovah was upon all the kingdoms of the lands that were round about Judah, and they made no war against Jehoshaphat.
  • 11. And some of the Philistines brought Jehoshaphat gifts and tribute-silver. The Arabians also brought him flocks, seven thousand seven hundred rams, and seven thousand seven hundred he-goats.
  • 12. And Jehoshaphat waxed exceeding great; and he built in Judah castles and store-cities.
  • 13. And he had much business in the cities of Judah; and men of war, strong and valiant, in Jerusalem.
  • 14. And these are the numbers of them according to their fathers' houses. Of Judah the captains of thousands: Adnah the captain, and with him three hundred thousand mighty men of valour;
  • 15. and next to him was Johanan the captain, and with him two hundred and eighty thousand;
  • 16. and next to him, Amasiah the son of Zichri, who willingly offered himself to Jehovah; and with him two hundred thousand mighty men of valour.
  • 17. And of Benjamin: Eliada, a mighty man of valour, and with him two hundred thousand, armed with bow and shield;
  • 18. and next to him was Jehozabad, and with him a hundred and eighty thousand ready prepared for war.
  • 19. These were they that waited on the king, besides those that the king had put in the fortified cities throughout Judah.

1-2.- Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида (2Цар. 8.14-18): с этого времени, "кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные" (проф. Гуляев, с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много - по ст. 14-18, до 1 160 000 чел., - и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного - Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой (2Пар 15:8). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже (2Пар 18:1) сл.; сн. (3Цар 22:2) сл.; см. Толков. Библию II, с. 492), хотя союз благочестивого цари иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству.

3-6.- Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству Иудейскому при нем милость Божью, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к нему со времен Соломона (3Цар 11:4-8), но и от пережитков древнего суеверия: "отменил высоты и дубравы в Иудее" (ст. 6). Впрочем, как и Аса (сн. гл. (2Пар 14:3) и (2Пар 15:17), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не издревле посвященные Иегове

7-9.- Здесь дано в высшей степени знаменательное сообщение о мерах Иасафата по насаждению в народе иудейском религиозного просвещения - при посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов, посланных царем по всем городам с книгой закона. Со стороны царя это был сколько акт политической мудрости, столько же - или еще более - плод глубокого его личного благочестия и религиозной ревности, в силу которых он также организовал судебную часть в государстве своем на религиозно-теократическик началах (см. ниже (2Пар 19:5-11). Священники и левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой долг своего знания по закону Моисееву (Втор 33:9-10); хотя в Ветхом Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и левитов, однако всегдашнее исполнение ими упомянутого важного служебного долга своего, конечно, не может подлежать сомнанию (подлинность известия (2Пар 17:7-9) и (2Пар 19:5-11) заподозривается, напр., Велльгаузеном - в силу предвзятого взгляда его на послепленное лишь происхождение так называемого "Священнического Колена", т.е., среди книг Пятикнижия, в частности и левитского священства. (Wellhausen. Prolegomena zur Geschichte Israeb, 3-te A. Bertin. 1886, s. 196. Но теория Велльгаузена и на Западе не имеет уже прежнего кредита и обаяния). При том рассказ 2Пар с перечислением имен членов комиссии имеет очевидный признак документальности, а присущая ему простота и естественность в свою очередь говорят об исторической достоверности сообщаемого здесь факта. Участие и сановников в комиссии по народному образованию в духе религии и закона объясняется высоким государственным значением предпринятой Иосафатом меры; при том библейско-еврейской древности было чуждо резкое отделение или антагонизм - гражданских и религиозных отношений, государства и церкви, образования светского и духовного, как-то имеет место в большинстве европейских государств господствовавшая в народе еврейском идея теократии, напротив, весьма тесно сближала все эти, в новом мире нередко противоположные, области жизни. Из того, что комиссия священников берет с собой "книгу закона Господа" (ст. 9) и с ней совершает обхождение страны, можно заключать, что экземпляры Библии в народе еще не были распространены.

10-12.- Последствием внутренних мероприятий Иосафага - по насаждению в народе религиозного просвещения было поднятие авторитета Иудейского царства у окрестных племен - аравитян и филистимлян, плативших дань Иосафату: так внутреннее упорядочение государства сопровождалось тем же подъемом внешнего престижа государства, как и блистательная победа Асы над Зараем (2Пар 14:14).

13-19.- Показанная здесь численность действующей армии Иосафата - свыше миллиона (ст. 14-18) - возбуждает серьезное недоумение и наводит на мысль об ошибке переписчиков в цифровых данных рассматриваемого места. Но сам раздел (ст. 14-18) с реестром войск и военачальников, какк показывают уже имена последних, - имеет, бесспорно, документальный характер. Характерна подробность (ст. 16): "Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу" (евр. hamitnaddeb lajhovah). По мнению некоторых толкователей, этим выражением означается его обет назарейства; но параллель Суд 5.2,9; (где встречается тот же глагол падав. в ф. Гитп) позволяет здесь видеть мысль о воинской доблести, о воинском героизме упомянутого лица.