- 1. Jotham was twenty-five years old when he began to reign; and he reigned sixteen years in Jerusalem; and his mother's name was Jerushah, daughter of Zadok.
- 2. And he did what was right in the sight of Jehovah, according to all that his father Uzziah had done; only he entered not into the temple of Jehovah. And the people still acted corruptly.
- 3. It was he who built the upper gate of the house of Jehovah, and on the wall of Ophel he built much.
- 4. And he built cities in the hill-country of Judah, and in the forests he built castles and towers.
- 5. And he fought against the king of the children of Ammon, and overcame them. And the children of Ammon gave him the same year a hundred talents of silver, and ten thousand measures of wheat, and ten thousand of barley. This the children of Ammon brought again to him also in the second year, and in the third.
- 6. And Jotham became strong, for he prepared his ways before Jehovah his God.
- 7. And the rest of the acts of Jotham, and all his wars, and his ways, behold, they are written in the book of the kings of Israel and Judah.
- 8. He was twenty-five years old when he began to reign; and he reigned sixteen years in Jerusalem.
- 9. And Jotham slept with his fathers, and they buried him in the city of David; and Ahaz his son reigned in his stead.
1-2.- Сн. (4Цар 15:32-34) Толков. Библия II. В характеристике благочестия Иоафама во 2Пар ст. 2 имеется замечание: "только он не входил в храм Господень", т.е. не подражал отцу своему Озии (сн. (2Пар 26:16) и д.) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали эта выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю.3-4.- Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и прежде всего храма: он построил (ст. 3) так называемые "верхние" (евр. елийон LXX την υψηλην, Vulg. excelsam, слав. высокая) ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми (Иер 20:2) См. у проф. Олесницкого. Ветхозаветный храм, с. 669) [Во втором Иерусалимском храме были ворота "верхние" на западной стене во дворе женщин (Мишна, Сукка V, 5), у Иосифа Флавия эти врата названы Коринфскими (т.е. сделанными из коринфской меди - сплава золота, серебра и меди). , см. у проф. А.А. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 470-471]. Кроме того, Иоафам обстроил Офел (ст. 2, ср. (2Пар 33:14); (Неем 3:20); (Неем 11:21); (Ис 32:14). Именем Офел (собственно: холм, см. (4Цар 5:24); (Мих 4:8), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа. См. А.С. Норова. Путешествие к св. мест. изд. 3,1854, ч. III, c. 310; проф. Гуляева, Историч. книги, с. 561; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 572, 642 и др. Ср. И. Флавий, .
Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату (выше гл. (2Пар 17:12), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4).5-6.- Подобно же Иоасафату (2Пар 20:1) гл.), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии (2Пар 26:8) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как виде из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи (Ис I-III гл. и др.).7-9.- О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в (4Цар 15:37), 2Пар не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и свящ. писателю 2Пар известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): "все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских". Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; след., известность свящ. писателю 2Пар войны сиро-израильской с иудеями - вне сомнения.



