- 1. {[A Psalm] of David.}<br>
Fret not thyself because of evil-doers, and be not envious of them that work unrighteousness; - 2. for they shall soon be cut down like the grass, and fade as the green herb.
- 3. Confide in Jehovah, and do good; dwell in the land, and feed on faithfulness;
- 4. and delight thyself in Jehovah, and he will give thee the desires of thy heart.
- 5. Commit thy way unto Jehovah, and rely upon him: he will bring [it] to pass;
- 6. and he will bring forth thy righteousness as the light, and thy judgment as the noonday.
- 7. Rest in Jehovah, and wait patiently for him: fret not thyself because of him that prospereth in his way, because of the man that bringeth mischievous devices to pass.
- 8. Cease from anger, and forsake wrath; fret not thyself: it [would be] only to do evil.
- 9. For evil-doers shall be cut off; but those that wait on Jehovah, they shall possess the land.
- 10. For yet a little while, and the wicked is not; and thou considerest his place, but he is not.
- 11. But the meek shall possess the land, and shall delight themselves in the abundance of prosperity.
- 12. The wicked plotteth against the righteous, and gnasheth his teeth against him.
- 13. The Lord laugheth at him; for he seeth that his day is coming.
- 14. The wicked have drawn out the sword, and have bent their bow, to cast down the afflicted and needy, to slay those that are upright in [the] way:
- 15. their sword shall enter into their own heart, and their bows shall be broken.
- 16. The little that the righteous hath is better than the abundance of many wicked;
- 17. for the arms of the wicked shall be broken, but Jehovah upholdeth the righteous.
- 18. Jehovah knoweth the days of the perfect; and their inheritance shall be for ever:
- 19. they shall not be ashamed in the time of evil, and in the days of famine they shall be satisfied.
- 20. For the wicked shall perish, and the enemies of Jehovah shall be as the fat of lambs: they shall consume, like smoke shall they consume away.
- 21. The wicked borroweth, and payeth not again; but the righteous is gracious and giveth:
- 22. for those blessed of him shall possess the land, and they that are cursed of him shall be cut off.
- 23. The steps of a man are established by Jehovah, and he delighteth in his way:
- 24. though he fall, he shall not be utterly cast down, for Jehovah upholdeth his hand.
- 25. I have been young, and now am old, and I have not seen the righteous forsaken, nor his seed seeking bread:
- 26. all the day he is gracious and lendeth, and his seed shall be a blessing.
- 27. Depart from evil, and do good, and dwell for evermore;
- 28. for Jehovah loveth judgment, and will not forsake his saints: They are preserved for ever; but the seed of the wicked shall be cut off.
- 29. The righteous shall possess the land, and dwell therein for ever.
- 30. The mouth of the righteous proffereth wisdom, and his tongue speaketh judgment;
- 31. the law of his God is in his heart; his goings shall not slide.
- 32. The wicked watcheth the righteous, and seeketh to slay him:
- 33. Jehovah will not leave him in his hand, nor condemn him when he is judged.
- 34. Wait for Jehovah, and keep his way, and he will exalt thee to possess the land: when the wicked are cut off, thou shalt see [it].
- 35. I have seen the wicked in great power, and spreading like a green tree in its native soil:
- 36. but he passed away, and behold, he was not; and I sought him, but he was not found.
- 37. Mark the perfect, and behold the upright, for the end of [that] man is peace;
- 38. but the transgressors shall be destroyed together; the future of the wicked shall be cut off.
- 39. But the salvation of the righteous is of Jehovah: he is their strength in the time of trouble.
- 40. And Jehovah will help them and deliver them: he will deliver them from the wicked, and save them; for they trust in him.
4-5.- Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него "вонзились стрелы", т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. "Рука тяготеет", т. е. рука гнева, или - Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.6-8.- Представляют описание болезни. - "От безумия моего", вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и "сетую", томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших - Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь "в роде проказы". Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее.9."Кричу от терзания сердца моего" - от внутренних, душевных мучений, я "кричу", издаю вопль.11.С потерей мужества ("сердце мое трепещет") и силы для Давида погас и "свет" в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить - я лишился всех благ и их нет при мне - ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что "свет" означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.12-13.- Моя болезнь отдалила от меня друзей, а враги сделались смелее. Искренние мои стали против меня в некотором расстоянии, как простые наблюдатели, но не подходили ко мне. Это делали самые приближенные ко мне лица, а обыкновенные друзья, - так те стояли вдали. Зато не дремали враги Давида. Его страдания побуждали их, желавших гибели и зла ему, распространять ложные о нем сведения и строить козни.14-15.- Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом.16-23.- Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (17). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что "близок к падению", готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и L Пс, посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: "беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем". Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно ("безвинно"); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: "не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою!"
37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст. ). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст. ).



