Глава 115

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Not unto us, O Jehovah, not unto us, but unto thy name give glory, for thy loving-kindness and for thy truth's sake.
  • 2. Wherefore should the nations say, Where then is their God?
  • 3. But our God is in the heavens: he hath done whatsoever he pleased.
  • 4. Their idols are silver and gold, the work of men's hands:
  • 5. They have a mouth, and they speak not; eyes have they, and they see not;
  • 6. They have ears, and they hear not; a nose have they, and they smell not;
  • 7. They have hands, and they handle not; feet have they, and they walk not; they give no sound through their throat.
  • 8. They that make them are like unto them, -- every one that confideth in them.
  • 9. O Israel, confide thou in Jehovah: he is their help and their shield.
  • 10. House of Aaron, confide in Jehovah: he is their help and their shield.
  • 11. Ye that fear Jehovah, confide in Jehovah: he is their help and their shield.
  • 12. Jehovah hath been mindful of us: he will bless, he will bless the house of Israel; he will bless the house of Aaron;
  • 13. He will bless them that fear Jehovah, both the small and the great.
  • 14. Jehovah will add unto you more, unto you and unto your children.
  • 15. Ye are blessed of Jehovah, who made the heavens and the earth.
  • 16. The heavens are the heavens of Jehovah, but the earth hath he given to the children of men.
  • 17. The dead praise not Jah, neither any that go down into silence;
  • 18. But *we* will bless Jah from this time forth and for evermore. Hallelujah!

1-2.- Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем его глубокой веры. В своей "опрометчивости" (точнее передать - в исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы со стороны людей, он сказал, что "всякий человек ложь", т. е. что надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором. Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем одном можно найти защиту.

4."Чаша спасения" - благодарственная чаша, которую евреи выпивали на пасхальной вечери (тогда пили три чаши: чашу горечи, чашу веселья и чашу благословения). Здесь разумеется не пасхальная чаша благословения, т. е. не отнесение воздаяния благодарения Господу до праздника Пасхи, а назначение особой благодарственной чаши сейчас, наподобие той, какая выпивалась на Пасху.

6."Дорога в очах Господних смерть святых Его!" Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (см. (Пс 114:3). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с (Пс 114:1) С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.