- 1. {A Prayer of the afflicted, when he is overwhelmed, and poureth out his complaint before Jehovah.}<br>
Jehovah, hear my prayer, and let my cry come unto thee. - 2. Hide not thy face from me: in the day of my trouble, incline thine ear unto me; in the day I call, answer me speedily.
- 3. For my days are consumed like smoke, and my bones are burned as a firebrand.
- 4. My heart is smitten and withered like grass; yea, I have forgotten to eat my bread.
- 5. By reason of the voice of my groaning, my bones cleave to my flesh.
- 6. I am become like the pelican of the wilderness, I am as an owl in desolate places;
- 7. I watch, and am like a sparrow alone upon the housetop.
- 8. Mine enemies reproach me all the day; they that are mad against me swear by me.
- 9. For I have eaten ashes like bread, and mingled my drink with weeping,
- 10. Because of thine indignation and thy wrath; for thou hast lifted me up, and cast me down.
- 11. My days are like a lengthened-out shadow, and I, I am withered like grass.
- 12. But thou, Jehovah, abidest for ever, and thy memorial from generation to generation.
- 13. *Thou* wilt rise up, thou wilt have mercy upon Zion: for it is the time to be gracious to her, for the set time is come.
- 14. For thy servants take pleasure in her stones, and favour her dust.
- 15. And the nations shall fear the name of Jehovah, and all the kings of the earth thy glory.
- 16. When Jehovah shall build up Zion, he will appear in his glory.
- 17. He will regard the prayer of the destitute one, and not despise their prayer.
- 18. This shall be written for the generation to come; and a people that shall be created shall praise Jah:
- 19. For he hath looked down from the height of his sanctuary; from the heavens hath Jehovah beheld the earth,
- 20. To hear the groaning of the prisoner, to loose those that are appointed to die;
- 21. That the name of Jehovah may be declared in Zion, and his praise in Jerusalem,
- 22. When the peoples shall be gathered together, and the kingdoms, to serve Jehovah.
- 23. He weakened my strength in the way, he shortened my days.
- 24. I said, My �God, take me not away in the midst of my days! ... Thy years are from generation to generation.
- 25. Of old hast thou founded the earth, and the heavens are the work of thy hands:
- 26. *They* shall perish, but *thou* continuest; and all of them shall grow old as a garment: as a vesture shalt thou change them, and they shall be changed.
- 27. But thou art the Same, and thy years shall have no end.
- 28. The children of thy servants shall abide, and their seed shall be established before thee.
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



