< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Lo, mine eye hath seen all [this], Mine ear hath heard and understood it.
  • 2. What ye know, [the same] do I know also: I am not inferior unto you.
  • 3. Surely I would speak to the Almighty, And I desire to reason with God.
  • 4. But ye are forgers of lies; Ye are all physicians of no value.
  • 5. Oh that ye would altogether hold your peace! And it would be your wisdom.
  • 6. Hear now my reasoning, And hearken to the pleadings of my lips.
  • 7. Will ye speak unrighteously for God, And talk deceitfully for him?
  • 8. Will ye show partiality to him? Will ye contend for God?
  • 9. Is it good that he should search you out? Or as one deceiveth a man, will ye deceive him?
  • 10. He will surely reprove you If ye do secretly show partiality.
  • 11. Shall not his majesty make you afraid, And his dread fall upon you?
  • 12. Your memorable sayings are proverbs of ashes, Your defences are defences of clay.
  • 13. Hold your peace, let me alone, that I may speak; And let come on me what will.
  • 14. Wherefore should I take my flesh in my teeth, And put my life in my hand?
  • 15. Behold, he will slay me; I have no hope: Nevertheless I will maintain my ways before him.
  • 16. This also shall be my salvation, That a godless man shall not come before him.
  • 17. Hear diligently my speech, And let my declaration be in your ears.
  • 18. Behold now, I have set my cause in order; I know that I am righteous.
  • 19. Who is he that will contend with me? For then would I hold my peace and give up the ghost.
  • 20. Only do not two things unto me; Then will I not hide myself from thy face:
  • 21. Withdraw thy hand far from me; And let not thy terror make me afraid.
  • 22. Then call thou, and I will answer; Or let me speak, and answer thou me.
  • 23. How many are mine iniquities and sins? Make me to know my transgression and my sin.
  • 24. Wherefore hidest thou thy face, And holdest me for thine enemy?
  • 25. Wilt thou harass a driven leaf? And wilt thou pursue the dry stubble?
  • 26. For thou writest bitter things against me, And makest me to inherit the iniquities of my youth:
  • 27. Thou puttest my feet also in the stocks, And markest all my paths; Thou settest a bound to the soles of my feet:
  • 28. Though I am like a rotten thing that consumeth, Like a garment that is moth-eaten.

1-3.- Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это.

4-5.- При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно ("о, если бы") для страдальца, так как своею ложью, - прямым обвинением в грехах (Иов 11:6) и предположением их (Иов 5:17), они причиняют ему страдания (Иов 19:2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (Иов 16:2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч 10.19; Притч 17.28), которыми они так хвалятся.

6-12.- Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, - страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7-8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица (Втор 10:17), и "мерзостью считает уста лживые" (Притч 12.22), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. (Пс 30:19); (Пс 58:13); (Пс 58:13). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием (Иов 11:11); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).

13-19.- Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3).

13-15.- По свидетельству Суд 12.3; (1Цар 19:5); (1Цар 28:21); (Пс 118:109), выражение: "душу мою полагать в руку мою", означает: "подвергаться величайшим опасностям". Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: "терзать тело мое зубами моими". Сообразно с этим 13-14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова "состязаться с Богом" (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: "буду говорить, что бы ни постигло меня" (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. (Иов 6:10).

16-19.- Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: "лицемер не пойдет пред лице Его" (ср. ст. 7-11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19).

20-21.- Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он "не удалит от Иова руки своей", т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (Иов 9:28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда "удаление руки Божией", дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. (Иов 9:34-35).

22.Под условием исполнения своей просьбы Иов готов выступить как в роли обвиняемого ("тогда зови, и я буду отвечать"), так и в роли обвинители ("или буду говорить я, а Ты отвечай мне").

23.(Иов 14:13) Данные, на основании которых Иов рассчитывает из оправдание.

23-24.- Не считав себя совершенно безгрешным (ст. 26), Иов однако не знает за собою столь великих грехов, которые вызывали бы враждебные отношения к нему Бога, такие тяжкие страдания.

25-28.- Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор ("пишешь ... горькое" ср. (Иов 10:1); (Ос 8:12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. (Пс 24:7), не дает двинуться с места без боли ("ставишь в колоду ноги мои", - ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).