< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 33

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Howbeit, Job, I pray thee, hear my speech, And hearken to all my words.
  • 2. Behold now, I have opened my mouth; My tongue hath spoken in my mouth.
  • 3. My words [shall utter] the uprightness of my heart; And that which my lips know they shall speak sincerely.
  • 4. The Spirit of God hath made me, And the breath of the Almighty giveth me life.
  • 5. If thou canst, answer thou me; Set [thy words] in order before me, stand forth.
  • 6. Behold, I am toward God even as thou art: I also am formed out of the clay.
  • 7. Behold, my terror shall not make thee afraid, Neither shall my pressure be heavy upon thee.
  • 8. Surely thou hast spoken in my hearing, And I have heard the voice of [thy] words, [saying],
  • 9. I am clean, without transgression; I am innocent, neither is there iniquity in me:
  • 10. Behold, he findeth occasions against me, He counteth me for his enemy:
  • 11. He putteth my feet in the stocks, He marketh all my paths.
  • 12. Behold, I will answer thee, in this thou art not just; For God is greater than man.
  • 13. Why dost thou strive against him, For that he giveth not account of any of his matters?
  • 14. For God speaketh once, Yea twice, [though man] regardeth it not.
  • 15. In a dream, in a vision of the night, When deep sleep falleth upon men, In slumberings upon the bed;
  • 16. Then he openeth the ears of men, And sealeth their instruction,
  • 17. That he may withdraw man [from his] purpose, And hide pride from man;
  • 18. He keepeth back his soul from the pit, And his life from perishing by the sword.
  • 19. He is chastened also with pain upon his bed, And with continual strife in his bones;
  • 20. So that his life abhorreth bread, And his soul dainty food.
  • 21. His flesh is consumed away, that it cannot be seen; And his bones that were not seen stick out.
  • 22. Yea, his soul draweth near unto the pit, And his life to the destroyers.
  • 23. If there be with him an angel, An interpreter, one among a thousand, To show unto man what is right for him;
  • 24. Then [God] is gracious unto him, and saith, Deliver him from going down to the pit, I have found a ransom.
  • 25. His flesh shall be fresher than a child’s; He returneth to the days of his youth.
  • 26. He prayeth unto God, and he is favorable unto him, So that he seeth his face with joy: And he restoreth unto man his righteousness.
  • 27. He singeth before men, and saith, I have sinned, and perverted that which was right, And it profited me not:
  • 28. He hath redeemed my soul from going into the pit, And my life shall behold the light.
  • 29. Lo, all these things doth God work, Twice, [yea] thrice, with a man,
  • 30. To bring back his soul from the pit, That he may be enlightened with the light of the living.
  • 31. Mark well, O Job, hearken unto me: Hold thy peace, and I will speak.
  • 32. If thou hast anything to say, answer me: Speak, for I desire to justify thee.
  • 33. If not, hearken thou unto me: Hold thy peace, and I will teach thee wisdom.

1-3.- Беспристрастные по содержанию (Иов 32:21), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ("внимай всем словам"). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей (Иов 13:4).

4-7.- И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: "вот, у Бога, пред Богом (евр. "ла-эл", ср. (Иов 12:16) я, как и ты" (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним - вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. (Иов 9:34); (Иов 13:21); (Иов 16:22) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: "вот я, по желанию твоему, вместо Бога", не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога (Иов 13:3-5); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога.

8-12.- Одно из ошибочных мнений, допущенное Иовом в разговоре с друзьями и теперь опровергаемое Елиуем. Он считал себя чистым, беспорочным, (Иов 10:7); (Иов 12:4); (Иов 13:23); (Иов 16:17); (Иов 23:10); (Иов 27:5) и д. ; как ограничение подобного взгляда см. (Иов 8:20-21); (Иов 13:23,26); (Иов 14:4,16-17), а Бога - "выискивающим причины неприязни" (евр. "тенуот"; ср. числ. (Иов 32:7), враждебным себе существом, сковавшим его, подобно узнику (Иов 10:13-14); (Иов 13:24,27); (Иов 19:11); (Иов 30:21). Иов не прав в этом случае, потому что Бог - "выше человека" (ст. 12). Последнему отношения Бога к Иову могут, действительно, казаться проявлением вражды и гнева. Но это объясняется тем, что ограниченный по уму человек не в состоянии понять смысла действий превосходящих его премудростью Бога ("выше человека"). Они представляются ему враждебными, а на самом деле не таковы.

13.Мысль о враждебности к себе Бога Иов выводит между прочим из того, что Бог не отвечает ему, скрывается от него (Иов 13:24). Но и в этом случае он также не прав. Бог вообще не отдает отчета в своих делах (ср. (Иов 9:12), не объясняет мотивов своих отношений к людям. Заключать на основании этого, будто в своих поступках Он руководится непременно чувством вражды, более чем странно.

14.Каковы в своих причинах отношения Бога к Иову, об этом можно судить по аналогичным с ними способам воздействия Бога на человека.

15-18.- Одним из них являются сновидения. Бог пользуется ими, как средством для сообщения человеку откровения ("открывает ухо": ср. (2Цар 7:27); (Пс 39:7) и охранения своих наставлений от забвения ("запечатлевает", буквально - "полагает печать": запечатание в смысле охранения (Песн 4:12); (Дан 6:17); (Мф 27:66). Цель этих откровений та, чтобы отклонить человека от беззаконного дела (рус. "предприятие", евр. "маасе", - (1Цар 20:19); (Быт 20:3,6), удалить от гордости (Дан 3:1) и тем спасти от смерти ("от пропасти"; ср. (Пс 15:10); (Пс 30:4). - естественного наказания за грех (Быт 3:3).

19.Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой "постоянная борьба волнует его кости" (ср. (Пс 37:4), - нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим.

20-22.- Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни "ламмитим", - ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается (2Цар 24:16); (Пс 77:49).

23.В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. "мелиц", ср. (Быт 42:3); (2Пар 32:1); (Ис 43:7), указывающего больному истинный путь ("йашеро", ср. Притч 14.2), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. (Быт 48:15); (Пс 33:8).

24.Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти (Ис 63:9).

25-26.- Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, - мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. (Иов 5:19) и д. ; (Иов 8:21); (Иов 11:15) и д. ).

29-30.- Постигающие человека бедствия направляются к его исправлению, вразумлению, но не служат выражением божественного гнева, вражды, как утверждал Иов

32-33.- Так как взгляд Елиуя на воспитательное, исправительное значение страданий является новым для Иова, то желательно выслушать его отзыв о нем.