- 1. Why are times not laid up by the Almighty? And why do not they that know him see his days?
- 2. There are that remove the landmarks; They violently take away flocks, and feed them.
- 3. They drive away the ass of the fatherless; They take the widow’s ox for a pledge.
- 4. They turn the needy out of the way: The poor of the earth all hide themselves.
- 5. Behold, as wild asses in the desert They go forth to their work, seeking diligently for food; The wilderness [yieldeth] them bread for their children.
- 6. They cut their provender in the field; And they glean the vintage of the wicked.
- 7. They lie all night naked without clothing, And have no covering in the cold.
- 8. They are wet with the showers of the mountains, And embrace the rock for want of a shelter.
- 9. There are that pluck the fatherless from the breast, And take a pledge of the poor;
- 10. [So that] they go about naked without clothing, And being hungry they carry the sheaves.
- 11. They make oil within the walls of these men; They tread [their] winepresses, and suffer thirst.
- 12. From out of the populous city men groan, And the soul of the wounded crieth out: Yet God regardeth not the folly.
- 13. These are of them that rebel against the light; They know not the ways thereof, Nor abide in the paths thereof.
- 14. The murderer riseth with the light; He killeth the poor and needy; And in the night he is as a thief.
- 15. The eye also of the adulterer waiteth for the twilight, Saying, No eye shall see me: And he disguiseth his face.
- 16. In the dark they dig through houses: They shut themselves up in the day-time; They know not the light.
- 17. For the morning is to all of them as thick darkness; For they know the terrors of the thick darkness.
- 18. Swiftly they [pass away] upon the face of the waters; Their portion is cursed in the earth: They turn not into the way of the vineyards.
- 19. Drought and heat consume the snow waters: [So doth] Sheol [those that] have sinned.
- 20. The womb shall forget him; The worm shall feed sweetly on him; He shall be no more remembered; And unrighteousness shall be broken as a tree.
- 21. He devoureth the barren that beareth not, And doeth not good to the widow.
- 22. Yet [God] preserveth the mighty by his power: He riseth up that hath no assurance of life.
- 23. [God] giveth them to be in security, and they rest thereon; And his eyes are upon their ways.
- 24. They are exalted; yet a little while, and they are gone; Yea, they are brought low, they are taken out of the way as all others, And are cut off as the tops of the ears of grain.
- 25. And if it be not so now, who will prove me a liar, And make my speech nothing worth?
1.Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол "цафан" ("ло ницпену" = "почему не сокрыты" синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания (Иов 21:19), то, очевидно, под "днями и временами" разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками (Иез 30:3). Эти дни "не сокрыты от Вседержителя", точнее и яснее, не сохраняются Богом, - их не существует; и потому "знающие Его", - праведники (Иов 18:21); (Пс 35:11) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. (Иов 22:19).2-4.- Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными.2.Наказанию подлежат прежде всего "передвигающие межи", - отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого (Втор 19:14); (Втор 27:17); Притч 22.28; Притч 23.10-11; (Ос 5:10). Безнаказанными остаются и грабители (ср. (Иов 20:19), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот.3.Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних (Исх 22:22-24); (Пс 67:6), не получают возмездия.4.Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян (Суд 5.6; ср. (Иов 15:19). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова (Иов 15:19).5-12.- Описание состояния порабощенных племен.5.Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту ("как дикие ослы в пустыне", - (Иов 6:5); (Иов 11:12); (Иов 39:5) и д. ) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. (Иов 30:4), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое" (ср. (Пс 103:23) ранним утром.6.Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм ("белило", ср. (Иов 6:5) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды.7-8.- Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. (Иов 30:6) и беззащитностью от вредных действий атмосферы.9-11.- После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. (Иов 31:17-18), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, - лишают того, в чем нельзя отказывать животным (Втор 25:4); (1Тим 5:18). - "Голодных кормят колосьями", буквально: "они голодны и носят снопы". Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей "между стенами выжимают", т. е. под строгим надзором, оливковое масло и "топчут" виноград, то им не позволяется утолить жажду.12.Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания.13-16.- Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие "с рассветом", точнее "пред рассветом" (евр. "лайор"), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч 7.8-9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.17.Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными.18-21.- Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.18.Нечестивый "легок на поверхности воды", - его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. (Иов 9:26); (Ос 10:7); его имущество подвергается проклятию (Иов 5:3); (Иов 18:15,20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: "не смотрит на дорогу садов виноградных" (ср. (3Цар 4:25); (Мих 4:4); (Зах 3:10).19.Удел грешника - неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. (Иов 6:16-17); (Пс 67:3).20-21.- И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, - мать, и память о нем совсем исчезает (ср. (Иов 18:17).22-24.- Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный.22.В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.23.Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.24.Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. - "Как верхушки колосьев срезываются". Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого - его потомство - продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. (Иов 15:32); (Иов 18:19).25.Взгляд Иона не может быть опровергнут.



