< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 18

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Then answered Bildad the Shuhite, and said,
  • 2. How long will ye hunt for words? Consider, and afterwards we will speak.
  • 3. Wherefore are we counted as beasts, [And] are become unclean in your sight?
  • 4. Thou that tearest thyself in thine anger, Shall the earth be forsaken for thee? Or shall the rock be removed out of its place?
  • 5. Yea, the light of the wicked shall be put out, And the spark of his fire shall not shine.
  • 6. The light shall be dark in his tent, And his lamp above him shall be put out.
  • 7. The steps of his strength shall be straitened, And his own counsel shall cast him down.
  • 8. For he is cast into a net by his own feet, And he walketh upon the toils.
  • 9. A gin shall take [him] by the heel, [And] a snare shall lay hold on him.
  • 10. A noose is hid for him in the ground, And a trap for him in the way.
  • 11. Terrors shall make him afraid on every side, And shall chase him at his heels.
  • 12. His strength shall be hunger-bitten, And calamity shall be ready at his side.
  • 13. The members of his body shall be devoured, [Yea], the first-born of death shall devour his members.
  • 14. He shall be rooted out of his tent where he trusteth; And he shall be brought to the king of terrors.
  • 15. There shall dwell in his tent that which is none of his: Brimstone shall be scattered upon his habitation.
  • 16. His roots shall be dried up beneath, And above shall his branch be cut off.
  • 17. His remembrance shall perish from the earth, And he shall have no name in the street.
  • 18. He shall be driven from light into darkness, And chased out of the world.
  • 19. He shall have neither son nor son’s son among his people, Nor any remaining where he sojourned.
  • 20. They that come after shall be astonished at his day, As they that went before were affrighted.
  • 21. Surely such are the dwellings of the unrighteous, And this is the place of him that knoweth not God.

1-2.- Призыв Вилдада (ср. (Иов 8:2) к хладнокровному, вдумчивому ("обдумайте, и потом будем говорить" - ст. 2) обсуждению вопроса мотивируется тем, что в пылу спора, в состоянии раздражительности друзья укоряют друг друга в недостатке рассудительности ("зачем ты считаешь нас за животных и принимаешь нас за существ неразумных" - ст. 3; (Иов 12:2-3); (Иов 15:2-3); (Иов 16:2-3); (Иов 17:10). Предвзятая мысль "о взаимном неразумии" не позволяет одному согласиться с другим; мешает выяснению истины.

4.Пагубные последствия такого настроения сказываются на самом Иове. Не соглашаясь с друзьями, будучи уверен в своей правоте и встречая только одни возражения, он "раздирает душу свою в гневе", - раздражается, мучится (ср. (Иов 17:2). Но как бы страстны ни были его речи, они не в состоянии изменить того закона нравственного миропорядка, по которому на земле наказываются одни грешники. Он так же непреложен, как и законы мира физического. Назначенная Богом для обитания человека земля (Ис 45:18) всегда останется населенною, по слову человека скала не сдвинется с места, так точно не отменится закон возмездия за грехи.

5-6.- Закон возмездия проявляется в том, что счастье ("свет", "светильник" - ср. (Иов 21:17); (Иов 29:3); Притч 13.9; Притч 20.20; Притч 24.20) нечестивого никогда не бывает прочным. Оно исчезает окончательно: "не останется искры от огня его" (ст. 5), или в буквальном переводе: "пламя его очага перестанет светить".

7-10.- Все проявления силы, могущества грешника будут сведены ни во что, и причиною этого являются его собственные дела (ст. 1). Сам того не замечая (ст. 10), он запутается в них, как птица в силках и западне (ср. Притч 5.22).

11-12.- Чем ближе гибель, тем сильнее становится ее предчувствие, и больше прилагается усилий к спасению ("заставят его бросаться туда и сюда", - ст. 11). Но последнее невозможно: кругом грешника ужасы, - предзнаменования бедствий. Стремление избавиться от них только обессиливает его, как обессиливает человека голод: и гибель готова.

13.Подготовляя себе гибель, нечестивый умирает в страшных мучениях. "Члены тела его, съест ... первенец смерти", т. е. тело его будет разрушено самыми страшными болезнями (ср. (Ис 14:30): "первенцы бедных" - самые бедные), в которых как бы концентрируется вся разрушительная сила смерти, подобно тому как в первенце концентрируется сила его родителей (Быт 49:3).

14.По точному переводу с еврейского первая половина данного стиха должна читаться так: "он будет изгнан из его шатра, который служил его безопасностью". Пораженный неисцелимою болезнью, нечестивый умирает ("нисходит к царю ужасов" = смерти, ср. (Иов 10:21-22) в том самом шатре, живя в котором, он считал себя безопасным.

15-21.- Наказание постигает не только самого нечестивого, но его жилище и семейство.

15.Так как местности, посыпанные серою, необитаемы для людей (Втор 29:22), то под имеющими поселиться в шатре нечестивого естественнее разуметь не людей, но диких животных, между прочим, шакалов, которыми пророки заселяют постигнутые гневом Божьим развалины городов (Ис 13:20-22); (Ис 27:10).

16.Полная гибель дерева с ветвями и корнями (Ис 5:24); (Ам 2:9) - образ гибели семейства нечестивого, о чем идет речь ниже (ст. 19).

17-18.- От нечестивого, как и его жилища, не остается никакого следа: память о нем исчезает, что считалось величайшим несчастием (Втор 25:6); (Сир 46:14-16), и имя предается забвению "на площади", буквально с еврейского "на лице" "хуц" - "поля" (Иов 5:10); Притч 8.26), в местностях, лежащих, за пределами той страны, в которой жил нечестивый. Ст. 18 представляет образное выражение мысли ст. 17.

19.От нечестивого не остается потомства.

20.Навсегда лишь памятен день гибели грешника как для современников, так и для потомков, по объяснению других (Делича), - для народов востока и запада, потому что евр. слово "ахароним" ("потомки") употребляется в смысле "запад", а "кадмоним" ("современники") - "восток". Подобное толкование находит для себя подтверждение в замечании ст. 17, что имя нечестивого предается забвению в лежащих за пределами его родины местностях.

21.Ввиду, может быть, заявления Иова (Иов 17:11-16) Вилдад не находит нужным закончить свою речь словом утешения, как он поступил в первый раз (Иов 8:21).