< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 22

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Then answered Eliphaz the Temanite, and said,
  • 2. Can a man be profitable unto God? Surely he that is wise is profitable unto himself.
  • 3. Is it any pleasure to the Almighty, that thou art righteous? Or is it gain [to him], that thou makest thy ways perfect?
  • 4. Is it for thy fear [of him] that he reproveth thee, That he entereth with thee into judgment?
  • 5. Is not thy wickedness great? Neither is there any end to thine iniquities.
  • 6. For thou hast taken pledges of thy brother for nought, And stripped the naked of their clothing.
  • 7. Thou hast not given water to the weary to drink, And thou hast withholden bread from the hungry.
  • 8. But as for the mighty man, he had the earth; And the honorable man, he dwelt in it.
  • 9. Thou hast sent widows away empty, And the arms of the fatherless have been broken.
  • 10. Therefore snares are round about thee, And sudden fear troubleth thee,
  • 11. Or darkness, so that thou canst not see, And abundance of waters cover thee.
  • 12. Is not God in the height of heaven? And behold the height of the stars, how high they are!
  • 13. And thou sayest, What doth God know? Can he judge through the thick darkness?
  • 14. Thick clouds are a covering to him, so that he seeth not; And he walketh on the vault of heaven.
  • 15. Wilt thou keep the old way Which wicked men have trodden?
  • 16. Who were snatched away before their time, Whose foundation was poured out as a stream,
  • 17. Who said unto God, Depart from us; And, What can the Almighty do for us?
  • 18. Yet he filled their houses with good things: But the counsel of the wicked is far from me.
  • 19. The righteous see it, and are glad; And the innocent laugh them to scorn,
  • 20. [Saying], Surely they that did rise up against us are cut off, And the remnant of them the fire hath consumed.
  • 21. Acquaint now thyself with him, and be at peace: Thereby good shall come unto thee.
  • 22. Receive, I pray thee, the law from his mouth, And lay up his words in thy heart.
  • 23. If thou return to the Almighty, thou shalt be built up, If thou put away unrighteousness far from thy tents.
  • 24. And lay thou [thy] treasure in the dust, And [the gold of] Ophir among the stones of the brooks;
  • 25. And the Almighty will be thy treasure, And precious silver unto thee.
  • 26. For then shalt thou delight thyself in the Almighty, And shalt lift up thy face unto God.
  • 27. Thou shalt make thy prayer unto him, and he will hear thee; And thou shalt pay thy vows.
  • 28. Thou shalt also decree a thing, and it shall be established unto thee; And light shall shine upon thy ways.
  • 29. When they cast [thee] down, thou shalt say, [There is] lifting up; And the humble person he will save.
  • 30. He will deliver [even] him that is not innocent: Yea, he shall be delivered through the cleanness of thy hands.

1-4.- Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел "разумного", - "ищущего Бога" (евр. "маскил"; ср. (Пс 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. (Прем 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.

5.При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.

6.Предполагаемые ("верно") грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. (Исх 22:26-27); (Втор 24:10-13) с "братьев своих", т. е. лиц одного с ним племени, и притом "ни за что", т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. (Иов 20:19-21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, - ничего не имеющих.

7.Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. (Ис 58:10).

8.Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: "человек с рукою - ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней". "Человек руки", т. е. силы (Иов 40:9); (Пс 76:16); (Пс 82:9) и насилия (Иов 35:9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. (Ис 5:8), не дозволяя селиться на ней слабым.

9.К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.

10-11.- Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он "окружен петлями", - поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18:8-10), не видит возможности избавиться от них ("тьма, в которой ты ничего не видишь", ср. (Иов 17:12), близок к гибели: - "множество вод покрыло тебя" (ср. (Пс 41:8); (Пс 68:3).

12-14.- Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, - отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, - промысла.

12.Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. (Пс 13:2).

13-14.- Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками ("облака - завеса Его"; ср. (Плач 3:44): "Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва"), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. (Пс 72:11): (Пс 93:7); (Ис 29:15); (Иез 8:12).

15-17.- Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (αρχαιος κοσμος - (2Пет 2:5) допотопному человечеству ("вода разлилась под основание их"), представители которого отвергали так же, как и он, Бога ("отойди от нас"), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.

18-20.- Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых ("враг наш", ср. (Пс 2:20-2); Рим 11.28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. (Пс 57:11-12); (Пс 63:10-11).

21.Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан "сблизиться" с Богом, - оставить чувство вражды против него (евр. "сакан" - быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях - (Пс 63:3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: "будешь спокоен", и он получит награду.

22.Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины ("прими из уст Его закон", ср. Притч 2.6) и всецело, до глубины души им проникнуться: "положи слова Его в сердце твое".

23-24.- Удел такого человека - блаженство (Пс 93:12-13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, - "удаления беззакония из шатра", не только будет возвращено утраченное счастье ("устроишься"; евр. "бана" в смысле дарования прежнего счастья - (Иер 24:6), (Иер 33:7), сообщения большего - (Мал 3:15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что "блестящий металл" (золото и серебро в неочищенном вида) будет дли него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.

25.Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет "блестящим серебром" - серебро очищенное от примесей.

26.В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. (Пс 36:4); (Ис 58:14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. (Быт 4:6).

27.Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.

29-30.- Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72:2-3,12-14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они - не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: "ты скажешь: возвышение". Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: "он спасается чистотою рук твоих" (ст. 30).