- 1. A wise son makes a glad father, but a foolish son is a sorrow to his mother.
- 2. Wealth which comes from sin is of no profit, but righteousness gives salvation from death.
- 3. The Lord will not let the upright be in need of food, but he puts far from him the desire of the evil-doers.
- 4. He who is slow in his work becomes poor, but the hand of the ready worker gets in wealth.
- 5. He who in summer gets together his store is a son who does wisely; but he who takes his rest when the grain is being cut is a son causing shame.
- 6. Blessings are on the head of the upright, but the face of sinners will be covered with sorrow.
- 7. The memory of the upright is a blessing, but the name of the evil-doer will be turned to dust.
- 8. The wise-hearted man will let himself be ruled, but the man whose talk is foolish will have a fall.
- 9. He whose ways are upright will go safely, but he whose ways are twisted will be made low.
- 10. He who makes signs with his eyes is a cause of trouble, but he who makes a man see his errors is a cause of peace.
- 11. The mouth of the upright man is a fountain of life, but the mouth of the evil-doer is a bitter cup.
- 12. Hate is a cause of violent acts, but all errors are covered up by love.
- 13. In the lips of him who has knowledge wisdom is seen; but a rod is ready for the back of him who is without sense.
- 14. Knowledge is stored up by the wise, but the mouth of the foolish man is a destruction which is near.
- 15. The property of the man of wealth is his strong town: the poor man's need is his destruction.
- 16. The work of the upright gives life: the increase of the evil-doer is a cause of sin.
- 17. He who takes note of teaching is a way of life, but he who gives up training is a cause of error.
- 18. Hate is covered up by the lips of the upright man, but he who lets out evil about another is foolish.
- 19. Where there is much talk there will be no end to sin, but he who keeps his mouth shut does wisely.
- 20. The tongue of the upright man is like tested silver: the heart of the evil-doer is of little value.
- 21. The lips of the upright man give food to men, but the foolish come to death for need of sense.
- 22. The blessing of the Lord gives wealth: hard work makes it no greater.
- 23. It is sport to the foolish man to do evil, but the man of good sense takes delight in wisdom.
- 24. The thing feared by the evil-doer will come to him, but the upright man will get his desire.
- 25. When the storm-wind is past, the sinner is seen no longer, but the upright man is safe for ever.
- 26. Like acid drink to the teeth and as smoke to the eyes, so is the hater of work to those who send him.
- 27. The fear of the Lord gives long life, but the years of the evil-doer will be cut short.
- 28. The hope of the upright man will give joy, but the waiting of the evil-doer will have its end in sorrow.
- 29. The way of the Lord is a strong tower for the upright man, but destruction to the workers of evil.
- 30. The upright man will never be moved, but evil-doers will not have a safe resting-place in the land.
- 31. The mouth of the upright man is budding with wisdom, but the twisted tongue will be cut off.
- 32. The lips of the upright man have knowledge of what is pleasing, but twisted are the mouths of evil-doers.
1.Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8; Притч 15.20; Притч 17.25).2-7.- При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. "Жизнь и смерть" (ст. 2) - типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. - "Сокровища неправедные" - нажитые неправдой, беззаконием, "не доставляют пользы" - бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна "правда" (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление "мудрости", хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4. В ст. 3 противополагаются, во-первых, "душа" праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχη δικαια) праведника - и "стяжание" или алчность (евр. гавва, ср. (Мих 3:7); по LXX ζωη, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. (Пс 32:19); (Пс 36:25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4-5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт 3:19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: "спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный", т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4-5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6-7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и - бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. (Пс 111:6); (Сир 44:13); сн. (Мф 26:13).8-10.- Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи - лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ο δε 'ελεγχων μετα παρρησιας ειρηνοποιει; слав.: обличаяй же с дерзновением миротворит.11-14.- Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого - в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод (Притч 18.4; Притч 20.5), то речь праведного - по ее прямоте и назидательности - называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, "любовь покрывает все грехи" (ст. 12, ср. (1Пет 4:8); (Иак 5:20); (1Кор 13:4), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9), вообще всячески содействует миру. В ст. 13-14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив - к своей гибели (ст. 14).15-21.- В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) - факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает - богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих - 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, - а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других (Мф 15:14). В следующих ст. 18-21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3; Притч 21.23; (Еккл 10:14); (Сир 20:7); (Сир 22:31); (Сир 28:25); (Мф 12:35), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)22-25.- Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого - праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. (Пс 126:2) сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого - вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. (Ис 66:4); (Иов 3:25), а конец его - внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27; (Иов 1:19).26.В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл. ; Притч 12.27; Притч 19.24).27-30.- Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2; Притч 9.11; сн. (Иов 8:13); (Пс 109:6).31-32.- Об устах праведного и нечестивого и плодах их.



