< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Better a bit of dry bread in peace, than a house full of feasting and violent behaviour.
  • 2. A servant who does wisely will have rule over a son causing shame, and will have his part in the heritage among brothers.
  • 3. The heating-pot is for silver and the oven-fire for gold, but the Lord is the tester of hearts.
  • 4. A wrongdoer gives attention to evil lips, and a man of deceit gives ear to a damaging tongue.
  • 5. Whoever makes sport of the poor puts shame on his Maker; and he who is glad because of trouble will not go free from punishment.
  • 6. Children's children are the crown of old men, and the glory of children is their fathers.
  • 7. Fair words are not to be looked for from a foolish man, much less are false lips in a ruler.
  • 8. An offering of money is like a stone of great price in the eyes of him who has it: wherever he goes, he does well.
  • 9. He who keeps a sin covered is looking for love; but he who keeps on talking of a thing makes division between friends.
  • 10. A word of protest goes deeper into one who has sense than a hundred blows into a foolish man.
  • 11. An uncontrolled man is only looking for trouble, so a cruel servant will be sent against him.
  • 12. It is better to come face to face with a bear whose young ones have been taken away than with a foolish man acting foolishly.
  • 13. If anyone gives back evil for good, evil will never go away from his house.
  • 14. The start of fighting is like the letting out of water: so give up before it comes to blows.
  • 15. He who gives a decision for the evil-doer and he who gives a decision against the upright, are equally disgusting to the Lord.
  • 16. How will money in the hand of the foolish get him wisdom, seeing that he has no sense?
  • 17. A friend is loving at all times, and becomes a brother in times of trouble.
  • 18. A man without sense gives his hand in an agreement, and makes himself responsible before his neighbour.
  • 19. The lover of fighting is a lover of sin: he who makes high his doorway is looking for destruction.
  • 20. Nothing good comes to him whose heart is fixed on evil purposes: and he who has an evil tongue will come to trouble.
  • 21. He who has an unwise son gets sorrow for himself, and the father of a foolish son has no joy.
  • 22. A glad heart makes a healthy body, but a crushed spirit makes the bones dry.
  • 23. A sinner takes an offering out of his robe, to get a decision for himself in a cause.
  • 24. Wisdom is before the face of him who has sense; but the eyes of the foolish are on the ends of the earth.
  • 25. A foolish son is a grief to his father, and bitter pain to her who gave him birth.
  • 26. To give punishment to the upright is not good, or to give blows to the noble for their righteousness.
  • 27. He who has knowledge says little: and he who has a calm spirit is a man of good sense.
  • 28. Even the foolish man, when he keeps quiet, is taken to be wise: when his lips are shut he is credited with good sense.

1-9.- Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руф 2:14) и воды (1Цар 25:11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб - при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье - своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения - даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31, во второй - мысль Притч 11.21 и Притч 16.5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. (Пс 127:1). В ст. 7-8 противоположение ничтожества глупости - нечестия и высокой ценности мудрости - благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28-29).

10-20.- Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10). Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. (Пс 34:5-6); (Пс 77:49). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека - медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха (Сир 25:16-22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 - по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24; (Ис 5:23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1-5; Притч 11.15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. (Сир 28:9). Для ст. 20 ср. Притч 6.14.

21-26.- Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети - или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1; Притч 15.26; Притч 23.24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13). Ст. 23 - о подкупе в суде (ср. Притч 21.14). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

27-28.- Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. (Иак 1:19). Мысль ст. 27 о том, что молчание - верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, - встречается напр., в (Иов 13:5)