- 1. Better is the poor man whose ways are upright, than the man of wealth whose ways are twisted.
- 2. Further, without knowledge desire is not good; and he who is over-quick in acting goes out of the right way.
- 3. By his foolish behaviour a man's ways are turned upside down, and his heart is bitter against the Lord.
- 4. Wealth makes a great number of friends; but the poor man is parted from his friend.
- 5. A false witness will not go without punishment, and the breather out of deceit will not go free.
- 6. Great numbers will make attempts to get the approval of a ruler: and every man is the special friend of him who has something to give.
- 7. All the brothers of the poor man are against him: how much more do his friends go far from him! ...
- 8. He who gets wisdom has love for his soul: he who keeps good sense will get what is truly good.
- 9. A false witness will not go without punishment, and the breather out of deceit will be cut off.
- 10. Material comfort is not good for the foolish; much less for a servant to be put over rulers.
- 11. A man's good sense makes him slow to wrath, and the overlooking of wrongdoing is his glory.
- 12. The king's wrath is like the loud cry of a lion, but his approval is like dew on the grass.
- 13. A foolish son is the destruction of his father; and the bitter arguments of a wife are like drops of rain falling without end.
- 14. House and wealth are a heritage from fathers, but a wife with good sense is from the Lord.
- 15. Hate of work sends deep sleep on a man: and he who has no industry will go without food.
- 16. He who keeps the law keeps his soul; but death will be the fate of him who takes no note of the word.
- 17. He who has pity on the poor gives to the Lord, and the Lord will give him his reward.
- 18. Give your son training while there is hope; let not your heart be purposing his death.
- 19. A man of great wrath will have to take his punishment: for if you get him out of trouble you will have to do it again.
- 20. Let your ear be open to suggestion and take teaching, so that at the end you may be wise.
- 21. A man's heart may be full of designs, but the purpose of the Lord is unchanging.
- 22. The ornament of a man is his mercy, and a poor man is better than one who is false.
- 23. The fear of the Lord gives life: and he who has it will have need of nothing; no evil will come his way.
- 24. The hater of work puts his hand deep into the basin, and will not even take it to his mouth again.
- 25. When blows overtake the man of pride, the simple will get sense; say sharp words to the wise, and knowledge will be made clear to him.
- 26. He who is violent to his father, driving away his mother, is a son causing shame and a bad name.
- 27. A son who no longer gives attention to teaching is turned away from the words of knowledge.
- 28. A good-for-nothing witness makes sport of the judge's decision: and the mouth of evil-doers sends out evil like a stream.
- 29. Rods are being made ready for the man of pride, and blows for the back of the foolish.
1-15.- Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 - с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово "богатый" - ашир, а не "глупый" - кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6, почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2-3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6-7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта - факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19; Притч 14.5); о том же - и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами - богатства, власти и подобного - необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11-15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.16-29.- Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. (Пс 40:1); (Мф 10:42); (Мф 25:40). Вторым по важности - после милостыни и благотворения - делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8-20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13.25; Притч 23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) - подобным же образом делает это и апостол (Еф 6:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни - Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. (Чис 23:19), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения - чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели - страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27) и имеет в виду обычай востока - не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25-29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).



