< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Глава 21

  • Закрыть сопоставления
  • 1. The king's heart in the hands of the Lord is like the water streams, and by him it is turned in any direction at his pleasure.
  • 2. Every way of a man seems right to himself, but the Lord is the tester of hearts.
  • 3. To do what is right and true is more pleasing to the Lord than an offering.
  • 4. A high look and a heart of pride, *** of the evil-doer is sin.
  • 5. The purposes of the man of industry have their outcome only in wealth; but one who is over-quick in acting will only come to be in need.
  • 6. He who gets stores of wealth by a false tongue, is going after what is only breath, and searching for death.
  • 7. By their violent acts the evil-doers will be pulled away, because they have no desire to do what is right.
  • 8. Twisted is the way of him who is full of crime; but as for him whose heart is clean, his work is upright.
  • 9. It is better to be living in an angle of the house-top, than with a bitter-tongued woman in a wide house.
  • 10. The desire of the evil-doer is fixed on evil: he has no kind feeling for his neighbour.
  • 11. When the man of pride undergoes punishment, the simple man gets wisdom; and by watching the wise he gets knowledge.
  • 12. The Upright One, looking on the house of the evil-doer, lets sinners be overturned to their destruction.
  • 13. He whose ears are stopped at the cry of the poor, will himself get no answer to his cry for help.
  • 14. By a secret offering wrath is turned away, and the heat of angry feelings by money in the folds of the robe.
  • 15. It is a joy to the good man to do right, but it is destruction to the workers of evil.
  • 16. The wanderer from the way of knowledge will have his resting-place among the shades.
  • 17. The lover of pleasure will be a poor man: the lover of wine and oil will not get wealth.
  • 18. The evil-doer will be given as a price for the life of the good man, and the worker of deceit in the place of the upright.
  • 19. It is better to be living in a waste land, than with a bitter-tongued and angry woman.
  • 20. There is a store of great value in the house of the wise, but it is wasted by the foolish man.
  • 21. He who goes after righteousness and mercy will get life, righteousness, and honour.
  • 22. A wise man goes up into the town of the strong ones, and overcomes its strength in which they put their faith.
  • 23. He who keeps watch over his mouth and his tongue keeps his soul from troubles.
  • 24. The man of pride, lifted up in soul, is named high-hearted; he is acting in an outburst of pride.
  • 25. The desire of the hater of work is death to him, for his hands will do no work.
  • 26. All the day the sinner goes after his desire: but the upright man gives freely, keeping nothing back.
  • 27. The offering of evil-doers is disgusting: how much more when they give it with an evil purpose!
  • 28. A false witness will be cut off, ...
  • 29. The evil-doer makes his face hard, but as for the upright, he gives thought to his way.
  • 30. Wisdom and knowledge and wise suggestions are of no use against the Lord.
  • 31. The horse is made ready for the day of war, but power to overcome is from the Lord.

1-3.- Образ "потоков (или каналов) вод" (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи - удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения - посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. (Пс 1:3); (Ис 32:2), - мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2,8,28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2,25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8) обща учительным книгам (см. напр., (Пс 49:7) сл.) с пророческими (Мих 6:6-8), Ис. 1.11сл. сн. (1Цар 15:22) и составляет предвестие учения Спасителя, что "вящшая закона - суд, милость и вера" - (Мф 23:23).

4-8.- Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод "светило", соответств. греч. λαμπτηρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. "отличающие"; у архим. Макария лучше, "светильник"), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7-8).

9-18.- По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17.1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25:18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25; Притч 9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. (Мф 25:41) сл. (Мф 18:23-35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14-15, ср. Притч 17.8; Притч 19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. собрании мертвецов", у архим. Макария - точнее: "в обществе Рефаимов", LXX: εν συναγωγη γιγαντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: "в сонмищи исполинов", ср. (Быт 6:4); Притч 2.18; Притч 9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).

19-26.- В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24; ср. (Сир 25:21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в (Еккл 9:16) О хранении языка и дара слова - ст. 23 - говорилось выше: 13:3, 19:6; (Мф 12:36) Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с (Авв 2:5) В ст. 25-26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого - с другой (ср. (Пс 36:26).

27-31.- Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее (Притч 15.6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется "с лукавством" (27б, евр. безимма), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανομως, Vulg.: ex scelere), ср. (Сир 34:18) сл. (Мал 1:3) Далее - речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23-29, сн. Притч 19.5), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. (Иез 28:5); (Иов 5:13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы - в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. (Пс 19:8-9); (Пс 32:17).