- 1. Have no envy for evil men, or any desire to be with them:
- 2. For the purposes of their hearts are destruction, and their lips are talking of trouble.
- 3. The building of a house is by wisdom, and by reason it is made strong:
- 4. And by knowledge its rooms are full of all dear and pleasing things.
- 5. A wise man is strong; and a man of knowledge makes strength greater.
- 6. For by wise guiding you will overcome in war: and in a number of wise guides there is salvation.
- 7. Wisdom is outside the power of the foolish: he keeps his mouth shut in the public place.
- 8. He whose purposes are bad will be named a man of evil designs.
- 9. The purpose of the foolish is sin: and the hater of authority is disgusting to others.
- 10. If you give way in the day of trouble, your strength is small.
- 11. Be the saviour of those who are given up to death, and do not keep back help from those who are slipping to destruction.
- 12. If you say, See, we had no knowledge of this: does not the tester of hearts give thought to it? and he who keeps your soul, has he no knowledge of it? and will he not give to every man the reward of his work?
- 13. My son, take honey, for it is good; and the flowing honey, which is sweet to your taste:
- 14. So let your desire be for wisdom: if you have it, there will be a future, and your hope will not be cut off.
- 15. Do not keep a secret watch, O evil-doer, against the fields of the upright man, or send destruction on his resting-place:
- 16. For an upright man, after falling seven times, will get up again: but trouble is the downfall of the evil.
- 17. Do not be glad at the fall of your hater, and let not your heart have joy at his downfall:
- 18. For fear that the Lord may see it, and it may be evil in his eyes, and his wrath may be turned away from him.
- 19. Do not be troubled because of evil-doers, or have envy of sinners:
- 20. For there will be no future for the evil man; the light of sinners will be put out.
- 21. My son, go in fear of the Lord and the king: have nothing to do with those who are in high positions:
- 22. For their downfall will come suddenly; and who has knowledge of the destruction of those in high positions?
- 23. These are more sayings of the wise: To have respect for a person's position when judging is not good.
- 24. He who says to the evil-doer, You are upright, will be cursed by peoples and hated by nations.
- 25. But those who say sharp words to him will have delight, and a blessing of good will come on them.
- 26. He gives a kiss with his lips who gives a right answer.
- 27. Put your work in order outside, and make it ready in the field; and after that, see to the building of your house.
- 28. Do not be a violent witness against your neighbour, or let your lips say what is false.
- 29. Say not, I will do to him as he has done to me; I will give the man the reward of his work.
- 30. I went by the field of the hater of work, and by the vine-garden of the man without sense;
- 31. And it was all full of thorns, and covered with waste plants, and its stone wall was broken down.
- 32. Then looking at it, I gave thought: I saw, and I got teaching from it.
- 33. A little sleep, a little rest, a little folding of the hands in sleep:
- 34. So loss will come on you like an outlaw, and your need like an armed man.
1-2.- Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17.3-6.- В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами - в быту домашнем (ст. 3-4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5-6).7-9.- Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).10-12.- Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца "я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему" - указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних.13-14.- Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18).15-18.- Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17-18, сн. Притч 18.5).19-22.- Повторяется (ср. ст. 1) наставление - не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13.9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21-23, сн. (1Пет 2:17); Рим 13.2).23-29.- Новая группа изречении "мудрых" начинается осуждением лицеприятия (ст. 23-24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25-25, сн. 28). Два других наставления этого отдела - одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни - полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие - чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17.13).30-34.- Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это - не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями - урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33-34 представляют воспроизведение Притч 6.10-11.



