< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

Глава 39

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «В конец псалом Давиду». Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Давиде; потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Терпя поперех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». «И возведе», «от рова страстей, и от брения тины». Слова сии приличествуют и блаженному Давиду; потому что согласны с предшествующим псалмом. Там Пророк сказал: «услыши молитву мою Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи» (ст. 13). «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду» (ст. 14); а выше говорил: «и ныне кто терпение мое? не Господь ли? И состав мой от Тебе есть» (ст. 8). Здесь же, как бы по принятии молитвы и исполнении прошения, говорит: «терпя потерпех Господа, и внят ми». Ибо, отвращаясь от греха, мне явил Бог свое благоволение, и внял прошению моему; и что же соделал, вняв оному? «Возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Так божественному Писанию, как сказали уже мы пред сим, обычно называти самыя великия опасности. Но что даровал еще тебе, освободив от опасностей?

    «И постави на камени нозе мои». Не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое. Ибо говорит: «на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ((Мф 16:18)).

    «И исправи стопы, моя». Устроил так, что невозбранно иду по пути правды; потому что, освободив меня от заблуждения, указал прямой путь истины.

  • 3.

    и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя:

    См. Толкование на (Пс 39:2)

  • 4.

    «И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему». Вместо злочестиваго служения идолам, научился я песнословить истиннаго Бога, и возносить песнь не древнюю, но новую, соответственную новым благодеяниям. Не плачевными уже песнями умоляю, но песнословлю за благодеяния. Хотя это, как сказал я, образно приличествует и Давидовым страданиям и благодеяниям явленным Давиду; но по преимуществу человеческому роду, который низведен был на самое дно греха и предрк смерти, вочеловечением же нашего Спасителя извлечен и приял надежду воскресения, прилично сказать: «терпя потерптех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей. Ровом же страстей», исполненным тления, справедливо названа смерть, а «брением тины» наименован грех, как издающий великое зловоние и препятствующий людям совершать течение прямым путем.

    «Узрят мнози, и убоятся, и уповают на Господа». Поелику Пророк говорит сие о лицах получивших спасение, то справедливо, сказал, что не вкусившие еще благ, взирая на оныя, и убоятся, как не достигшие еще, и, укрепившись надеждою, получат спасение от Бога.

  • 5.

    «Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная». О сих суетах Пророк упоминал и в предыдущем псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» ((Пс 39:6)), и еще: «обаче всуе мятется» ((Пс 39:7)). Посему и здесь ублажает того, кто пренебрег настоящее, вместо же всего приобрел божественную надежду.

  • 6.

    «Многа сотворил еси Ты Господи Боже мой чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа». Чудеса, совершенныя Твоею силою, говорит Пророк, превосходят число и всякое описание. Ибо нет, кто мог бы совершить что-либо подобно Тебе. Хотя весьма велики и прекрасны творения Твои: выше же человеческих хвалений то, что Твоею промыслительностию устроялось во всякое время, и в Египте, и в пустыне, и при Моисее, и при Иисусе, и при Самуиле, и что еще за долго прежде них было с Авраамом, Исааком, Иаковом, и это царство, котораго Иосиф достигает рабством, и все прочее (не буду перечислять сего в подробности): но совершившееся ныне чуднее всего этого; потому что соделывает спасение не одного человека, или одного народа, но всех народов, и прекратив подзаконное служение, приспособленное к немощи Иудеев, даровало новую благодать, узаконяющую служение словесное.

  • 7.

    Ст. 7-8 «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси. Всесожжений и о гресе не взыскал еси». «Тогда рех: се прииду». С сим согласно апостольское наставление: «Молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови словесное служение» ((Рим 12:1)). Вместо жертв подзаконных Владыка повелел посвящать Ему члены наши. Ведая сию благодать Твою, говорит Пророк, принес я Тебе в жертву себя самого, говоря: вот, я пред Тобою. Но блаженный Павел изречение сие толкует о Владыке Христе ((Евр 10:5)), и весьма справедливо; потому что Он – начаток нашего естества, Ему первому прилично сказать требуемое от нас, и в Себе Самом предызобразить, что должно быть совершаемо нами. Так первый приступил Он ко крещению, нам указав благодать крещения. Так умыл ноги ученикам, предложив нам первообраз смиренномудрия. Посему сказал Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ((Мф 3:15)). Посему требуемое от нас прилично сказать Ему, как главе тела, как первородному многих братий по плоти.

    «В главизне книжне писано есть о мне». Издревле, говорит, предсказано сие о Мне в пророческих книгах. Слово: «главизна» Акила и Симмах перевели: свиток; потому что Иудеи и доныне имеют обычай в свитках хранить божественныя Писания.

  • 8.

    Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о мне:

    См. Толкование на (Пс 39:7)

  • 9.

    «Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего». Пришедши к Тебе, говорит Пророк, употребляю все старание исполнять заповеди Твои и жить по Твоей воле. Выражение: «посреде чрева моего», взято в переносном смысле с человека к кому-либо благорасположеннаго, который любимаго им желал бы вмещать внутри себя. Не применимо же сие к Иеремии, ни к Даниилу, ни к блаженному Давиду, потому что имел тогда силу закон, и приносимы были Богу всесожжения и жертвы, а пророческое слово, отринув все сему подобное, указало жертву словесную.

  • 10.

    Ст. 10-11 «Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи Ты разумел еси». «Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа». И блаженный Давид в Церкви великой, Божественною благодатию собранной в целой вселенной, дает обещание проповедывать правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие. И само спасенное естество за свое спасение обещает учинить сие именно воздаяние, составить из себя Церковь, подвигнуть уста к песнопению, возвестить правдивый Божий суд, поведать неизреченную благопопечительность, доказать истину пророческих обетований. Выражение: «от сонма многа» Симмах перевел: во множестве, а Акила и Феодотион: в Церкви великой, чтобы из сего было видно, что говорится об одной и той же Церкви.

  • 11.

    Правду твою не скрых в сердцы моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа.

    См. Толкование на (Пс 39:10)

  • 12.

    «Ты же Господи не удали щедрот Твоих оть мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя». И улучив спасение, Церковь Божия имеет снова нужду в том же о ней промышлении, по причине всякаго рода и людских и демонских востаний, о которых упоминает Пророк в следующих за сим словах.

  • 13.

    «Яко одержаша мя злая, им же несть числа; постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя». Никто да не почитает сказаннаго несообразным с истолкованным выше. Ибо и три отрока, достигшие самаго верха добродетели, и украшенные победным венцем, когда молились в пещи, говорили: «согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом», отступили мы от заповедей Твоих, не соблюли оправданий Твоих (Дан.3:29–30). Так говорили и чудный Даниил, и богомудрый Иеремия, и божественный Исаия, и премудрый Павел: «Христос Иисус», говорит Павел, «прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз» (1Тим.1:15); и еще: «несмь достоин нарещися Апостол» ((1Кор 15:9)). Посему Божия Церковь, подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но грехам и проступкам приписывает с нею совершающееся, и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того не вся Церковь Божия состоит из совершенных, но есть в ней живущие безпечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию, – и поелику тело Церкви едино, то как бы от одного лица произносится и то и другое.

  • 14.

    Ст. 14-15 «Благоволи Господи избавити мя: Господи во еже помощи ми вонми». «Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изъяти ю». Ибо не уязвить хотят, но предать вечной смерти. «Да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая». Обрати их в бегство, соделай, чтобы не достигли желаемаго; потому что умышляют против меня злое.

  • 15.

    Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изяти ю: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.

    См. Толкование на (Пс 39:14)

  • 16.

    «Да приимут абие студ свой глаголющии ми, благо же». Тем, которые издеваются и посмеваются надо мною, плодом да будет стыд.

  • 17.

    «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи. И да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое». А тех, говорит Пророк, которые ищут, песнословят и всегда любят Тебя, исполни непрестаннаго веселия; и пребывая неизменными в Твоей любви, да будуть они иметь неизменяемую радость; потому что прошу радости не просто любящим, но всегда и постоянно имеющим достойную Твоего благоволения любовь.

  • 18.

    «Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой еси Ты, Господи, не закосни». Как выше упоминал о грехах, так называет себя нищим, потому что оставлен без помощи, имеет нужду в Божественном содействии, и умоляет, как можно скорее, оказать вспоможение. Приличествует же сие преимущественно блаженному Давиду. Ибо думаю, что, имея пред очами оное предречение и обилие благодати, Давид себя назвал нищим и убогим, и просит, чтобы ему быть причастным Божественнаго промышления. Умоляет же предсказаннаго спасения не замедлять и не отлагать до отдаленных времен, но скорее даровать оное людям.

Ничего нет для сопоставления.