< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69

Глава 44

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем». Пророческое слово, в предыдущем псалме предрекши скорбное, предвещает приятное, утешая унывающих и научая, что одержат победу и будут благоденствовать и пользоваться Божиею помощию, пока не произыдет от них по плоти Возлюбленный Сын, и не совершит новаго изменения народов. Ибо возлюбленным Пророк называет Сына Божия. Так говорит о Нем и божественный Исаия: «виноград бысть Возлюбленному в розе на месте тучне» ((Ис 5:1)). Сие возвестил о Сыне и Сам Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.3:17). Он даровал народам вид новый посредством святаго крещения. О сих-то народах предвещает псалом, и убеждает их забыть отечественных богов, истинно же чтить истиннаго Бога. Слово: «изменяемые», Симмах выразил словом: цветы, а Акила и Феодотион словом: лилии. Цветы же и лилии суть весенния произрастения; а духовная весна есть пришествие Спасителево, в которое, по пророчеству Исаии, возвеселилась древняя пустыня и процвела «яко крин» ((Ис 35:1)). О сем-то предрекает настоящее пророчество, указуя Насадителя и Земледелателя, Который все изменил и соделал плодоносным.

  • 2.

    «Отрыгну сердце мое слово благо»; потому что отрыгаю сие и произношу таковыя слова, будучи воспитан словесами духовными.

    «Глаголю аз дела моя цареви». Кого надписание наименовало возлюбленным, Того начало псалма называет Царем; делами же именует истинное слово пророчества предвещающее, что будет. Посему Пророк говорит: поведу слово о Самом Царе; и научая, что слова его не человеческия, но Божественныя, присовокупил:

    «Язык мой трость книжника скорописца». Ничего собственно своего не произношу я, говорит Пророк, и не своего ума порождения предлагаю; язык мой орудие другой силы, и он уподобляется трости; благодать же Духа, подобно скорописцу, пишет им, что ей благоугодно. Так Пророк указав, кто вещает в нем, начинает пророчество следующим образом.

  • 3.

    «Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век». Ты, говорит Пророк, Котораго наименовал я Царем, Ты, Котораго в надписании нарек я Возлюбленным, препобеждаешь красотою естество человеческое, а с языка изливаешь источники премудрости, – и это у Тебя не временное, но вечное. Должно же знать, что пророческое слово изобразило не Божество, но человечество Владыки Христа; потому что Бога-Слова не стало бы сравнивать с человеками, и не сказало бы, что от Бога приял Он благословение; так как Он Сам – бездна благ, источающая благословения верующим. Поэтому Пророк сими словами предвозвестил человечество Владыки Христа. И никто да не называет Пророков противоречащими друг другу, когда слышит, что взывает Исаия: «видехом Его, и не имяше вида, ни доброты; но вид Его безчестен, умален паче сынов человеческих» ((Ис 53:2)). Ибо слова сии провозглашают крест и страдания, а сие было исполнено поругания и оскорбления. Почему Пророк и присовокупил: «человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вменися» ((Ис 53:3)). И следующия за сим слова указывают также на страдание. Псалом же возвещает лепоту Христову, и лепоту не телесную, но лепоту добродетели и всякой правды, лепоту, не приявшую греховной нечистоты, изъятую от всякой скверны.

  • 4.

    Ст. 4-5 «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне». «Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй». Описав красоту и премудрость, Пророк показывает силу и оружие, которым Христос сокрушил противников, и открывает нечто всего более для нас удивительное. Ибо самую красоту Его называет и оружием и силою. «Препояши», говорит, «мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею». И сказав: «и наляцы, и успевай, и царствуй», – немедленно присовокупил: «истины ради, и кротости, и правды», – ясно показывая тем, что истина, кротость и правда суть красота Его, и сила, и оружие, и победа. И сам Господь, как можем слышать, говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ((Мф 11:29)); и еще: «Аз есмь путь и истина и живот» ((Ин 14:6)), и Божественному Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ((Мф 3:15)). И сим-то ниспроверг Он мучительство губителя, сокрушил смерть, и верующим даровал спасение.

  • 5.

    красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя.

    См. Толкование на (Пс 44:4)

  • 6.

    «Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых». Острыми стрелами действуя против врагов, будешь ты метать их прямо и уязвлять сердца вражеския, народы же, над которыми властвовали враги, научишь поклоняться Тебе; потому что стрелы Твои, Сильный, изощрены, оне в сердце врагов царевых; а по уязвлении врагов «людие падут под Тобою», воздавая Тебе должное поклонение. Сим пророческое слово, возвестив совершенное Господом по вочеловечению, открывает потом естество самаго вочеловечившагося Бога-Слова.

  • 7.

    «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего». Поелику сказанное выше: «красен добротою паче сынов человеческих: сего ради благослови Тя Бог во век», – было ниже Божественнаго достоинства: то кстати Пророк в настоящих словах открывает, что Христос есть Бог и вечный Царь, что Он и начала не приял, и конца не приимет, что означает вечность. Почему и Симмах наименовал Его вечным: престол Твой, Боже, Вечный. Показывает же Пророк и правоту царства. Ибо говорит: «жезл правости жезл царствия Твоего». Потом опять нисходит к Христову человечеству.

  • 8.

    «Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя Боже Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Или, по переводу Симмаха: «паче друзей Твоихъ». Причастники же Христовы, и друзья и братья по человечеству суть уверовавшие. Так говорит и божественный Апостол: «причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим» ((Евр 3:14)); и еще: «яко быти ему первородну во многих братиях» ((Рим 8:29)). Так и всесвятым Духом помазан Христос не как Бог, но как человек; потому что как Бог единосущным имеет Духа; а как человек приемлет дарования Духа как некое помазание. Так и правду возлюбил и возненавидел беззаконие. Ибо это есть дело сердечнаго произволения, но не естественной силы. А как Бог, жезлом царствия имеет жезл правости.

  • 9.

    Ст. 9-10 «Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из них же возвеселиша Тя». «Дщери царей в чести Твоей». Вместо: «от тяжестей слоновых», Акила и Симмах сказали: от храмов слоновых. Ризою же называет Пророк тело Христово, как и божественный Апостол в послании к Евреям именует оное завесою. Ибо говорит: «имуще дерзновние братие входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею» ((Евр 10:19)). А смирною называет Пророк страдание; потому что смирна преимущественно приносится мертвым; стакти же и касиею – благоухание страдания Христова, а тяжестями слоновыми, или, по переводу Симмаха и Акилы, храмами слоновыми – благолепныя и светлыя церкви, какия князьями и царями воздвигнуты повсюду на суше и на море. Посему Пророк предсказывает, что страдание, хотя будет телесное, но целую вселенную наполнит благоуханием, – так что народы, пребывшие древле в заблуждении, воздвигнут Христу храмы, благолепно построенные и блистающие царскими украшениями. Сделав же предречение о церквах – сих как бы брачных чертогах, Пророк кстати описывает убранство и род невесты, и приличное ей предлагает увещание.

    «Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Сим показав многоценность убранства невесты, а тем, что назвал ее царицею и поставил одесную столь великаго Царя, дав видеть высокое ея достоинство, Пророк предлагает полезное наставление и увещание.

  • 10.

    Дщери царей в чести твоей: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена.

    См. Толкование на (Пс 44:9)

  • 11.

    «Слыши дщи и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди Твоя и дом Отца Твоего». Сие ни мало не относится к Иудеям, величающимся благочестием предков своих, ради которых так долго пользовались они Божиим о них попечением; потому что Иудеям повелевает Пророк следовать благочестию отцев и заповедует не забывать отцев. Церковь же из язычников имела отцев и предков, служивших идолам. Посему Пророк ей-то советует не оставлять в памяти отеческих обычаев. И Дух Святый именует ее дщерию, как приявшую духовное возрождение; а за сохранение заповедей обещает ей любовь Царя:

  • 12.

    «И возжелает Царь доброты Твоея». А потом Пророк открывает и ея природу и достоинство Царя. «Зане Той есть Господь твой», – «и поклонишися Ему».

  • 13.

    «И дщи Тирова с дары». Другие три переводчика повелевали самой царице сотворить поклонение. Акила и Феодотион перевели: «и да поклонишися Ему», а Симмах: «ибо Он есть Господь твой, и поклонися Ему». Но семьдесят научают царицу, что жених есть не ея только Господь, но и тех, которые осмеливаются еще прекословить, так что и дщери тирския принесут дары и изъявят готовность служить. А в сих дщерях Пророк дает видеть всеобщее нечестие. Ибо Писанию обычно целое означать частию. Так в другом месте падением Ливана предвещается совершенное прекращение суеверия. Ибо сказано: «Ливан же с высокими падется» ((Ис 10:24)). В последующих же словах Пророк упоминает не о тирской только дщери, но о многих.

    «Лицу Твоему помолятся богатии людстии». Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка; потому что Он глава телу. Сказано: «и Того даде главу выше всех Церкви» ((Еф 1:22)). Можно видеть, что пророчество сие получило уже исполнение, потому что изобилующие богатством и знаменитые высотою сана чествуют именуемое здесь лице Церкви. А поелику Пророк сказал, что царица «в ризах позлащенных одеяна», подвижников же добродетели украшает малоценность одежд, почему и проводят они жизнь в таких одеждах; то объясняет, в чем именно состоит сия многоценность убранства.

  • 14.

    «Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена». Внутри себя, говорит Пророк, имеет она благолепие добродетели, и сияет многоразличными дарованиями Святаго Духа; потому что действия Божия Духа различны. Ибо «разделения дарований суть, а тойжде Дух. Овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о том же Дусе: другому же вера тем же Духом, иному же пророчество, иному же роди языков» ((1Кор 12:4)). А Церковь состоит из многих духовных человеков, приявших различныя дарования Духа. Посему Пророк разделение дарований справедливо уподобил златым ряснам; потому что рясны отдельны одна от другой, но вместе и соединены, как привешенныя к одной и той же ризе.

  • 15.

    Ст. 15-16 «Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе». «Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Поелику не все достигают высоты совершенства; то Пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других – девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. Впрочем говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев. Сие различие показал нам Господь в священном Евангелии, сказав: «обители многи» у Отца Моего ((Ин 14:2)). Согласно с сим и блаженный Павел сказал: «понеже человеком смерть, и человеком воскресение мертвых; яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут: кийждо же во своем чину» ((1Кор 15:21)).

  • 16.

    приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.

    См. Толкование на (Пс 44:15)

  • 17.

    «Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли». Пусть скажут Иудеи: каких имели они сынов, которые бы стали князьями «по всей земли?» Конечно не укажут они таковых князей; потому что и не начальствовали, и не начальствуют, но пребывают в крайнем рабстве. Божественные же Апостолы, имев отцами патриархов, и по смерти начальствуют на суше и на море, как некие областеначальники и воеводы, поставленные Всецарем Христом. И последовавшие за Апостолами, которых, никто не погрешит, назвав сынами Церкви, разумею победоносных мучеников, поставлены также начальствовать, и все ныне покорствуют им, одни решившись покорствовать из любви, а другие быв принуждены к тому страхом.

  • 18.

    «Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века». Предсказав сие псалмопевец дает обет во всяком роде устами благочестивых того времени песнословить Божие имя. Ибо так перевели и три переводчика [вероятно бл. Феодорит разумеет здесь упоминаемых им часто Акилу, Симмаха и Феодотиона] воспою имя Твое во всяком роде, потому что народы будут песнословить Тебя во веки непрестанно. Все народы во вселенной, говорит Пророк, пользуясь написанным мною песнословием и дознав из онаго дарованное им и издревле предреченное спасение, не престанут песнословить Тебя – Благодетеля и Подателя благ.

Ничего нет для сопоставления.