- 1.
«О Соломоне». Что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, думаю, признают Иудеи, желающие сказать правду, тем паче питомцы веры. Ибо во первых Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с западных и восточных народов; притом, как человек, пожив соразмерное естеству время, приял конец жизни, и даже не славный. А псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны. Точнее же сие даст видеть изъяснение речений псалма. Да и надписание не неприлично, и свободно применяется к Спасителю; потому что Соломон толкуется мирный, и сие ясно показывает история Паралипоменон; ибо Бог через Нафана говорит Давиду:«зане Соломон имя ему, и мир дам во дни его» ((1Пар 22:9)). Сие же наименование имеет и Владыка Христос. Великий проповедник истины Павел взывает: «той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» ((Еф 2:14)). И Сам Господь говорит священным Апостолам: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» ((Ин 14:27)). Посему Его царство, Им возстановленный мир и спасение язычников предвозвещает псалом сей. И поелику Он – Бог и человек, и Бог Он всегда, а человечество приял ради нас; то пророчество показывает то и другое, – говорит, что, как Бог, имеет Он власть над всеми, а как человек, приемлет оную от Отца Своего.
«Боже суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву». Владыка Христос –и Царь и Сын Царев. Потому пророчество называет Его Царем и Сыном Царевым. Так и Патриарх Иаков именует Его и львом и скимном львовым. Ибо говорит; «скимен львов Иуда от леторасли сыне мой возшел еси: возлег, уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит Его» ((Быт 49:9))? Не только Он Царь, но и Сын Царев; потому что, как Бог, рожден Всецарем Богом, а как человек, имеет предком Царя Давида. И пророческое слово испрашивает, чтобы Ему, как человеку, дана была правда от Бога. Потом открываегь причину.
- 2.
«Судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде». Ибо одержимых нищетою греха освободит Он от рабства лукавому мучителю, произнеся правдиво суд над ним и над одержимыми им.
- 3.
«Да восприимут горы мир людем и холми правду». Это – олицетворение, показывающее перемену во всех. Так повествуя об исшествии народа, Пророк сказал: «горы взыграшася, яко овны, и холми яко агнцы овчии» ((Пс 113:4)). Впрочем видим перемену в самых горах и холмах. Ибо, вместо вселявшагося на них древле нечестия, возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду, и предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение.
- 4.
«Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника». Диавол справедливо назван клеветником. Ибо оклеветал Бога, сказав, что по зависти воспретил вкушать от древа, и об Иове произнес лживыя также слова, сказав: «еда туне Иов чтит Бога? Коснися всех, яже имать: аще не в лице Тя благословит» ((Иов 1:10), 16). В псалме осьмом Пророк назвал его «врагом и местником» ((Пс 8:3)), здесь называет клеветником. Но Владыка смирил и сокрушил его, а тех, над кем он мучительствовал, сподобил свободы и спасения.
- 5.
«И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов». Совершающий все это, если сказать по апостольски, «ни начала днем, ни животу конца имеет» (Евр.7:3); потому что рожден от Отца «прежде луны рода родов», то есть, безпредельными некоими родами предваряет бытие твари. Но «и пребудет» с солнцем, то есть, будет иметь всегда продолжающееся бытие. Пророк не говорит, что солнце имеет вечно продолжающееся бытие, но не находя более постояннаго образа, и видя, что солнце так значительно, и что им производятся времена и дни, применил к нему преложение вещей от тмы в свет; потому что и сам Владыка Христос именуется «солнцем правды».
- 6.
«Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю». Сим ясно представил нам Пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно. Как руно, принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе; так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившаго с Мариею обручника. Уже в последствии по зачатии, подозревая нечто необычайное, «восхоте тай пустити ю» ((Мф 1:19)); но дознал от Ангела, что рождение сие есть не человеческое, а духовное.
- 7.
«Возсияет во днех Его правда». Слова сии и делами подтверждаются; потому что естество человеческое, освободившись от прежняго злочестия, научилось благочестию. И если некоторые из уверовавших не живут по евантельским законам; то неизчислимыя тысячи и из воинов, и из людей частных, из городских, и сельских жителей, прилагают великую заботливость о добродетели.
«И множество мира, дондеже отымется луна». Иб древле малыя владения и отдельныя царства у каждаго народа, бедствуя от частых войн, не могли пользоваться дарами мира, непрестанно проводили жизнь с оружием в руках; и войны сии описаны многими из Римлян и Еллинов. Да и история Царств и Маккавеев показывает нам скольких бедствий причиною были малыя владения. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, владений сих не стало; одно царство обладает нашею вселенною, и водворяемый Им мир дал силу Божественной проповеди. Выражение: «дондеже отымется луна», употреблено в значении всего времени настоящей жизни. Ибо излишне говорить о жизни будущей, в которой водворится мир истинный.
- 8.
«И обладает от моря до моря», то есть, возобладает над всеми пределами вселенной. Поелику же предел земли составляют великия и не преплываемыя моря, которыя у иных называются атлантическими, или западным и восточным океаном; то Пророк справедливо выразился, что держава вселенной отвне окружена морями. И это более явным делает следующий стих.
«И от рек до конец вселенныя». Рекою Пророк называет Иордан, в котором крестившийся Владыка приял свидетельство от Отца, что Он «возлюбленный Сын, о Нем же благоволи» ((Мф 3:17)). «Оттоле», говорит Евангелист, «начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное» ((Мф 4:17)). Посему-то и пророчество говорит, что возобладает от реки до конец вселенныя. Потом объясняет сие и другим образом.
- 9.
Ст. 9-10 «Пред ним припадут Ефиопляне, и врази Его персть полижут». «Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут». Фарсисом, и блаженный Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген, первенствующий город в Ливии. Сава же есть народ ефиопский. А Ливийцы, называемые и Афрами, населяют западныя страны вселенной; Ефиопы же – восточныя и южныя; и Аравитяне – средину суши, а островитяне – средину моря. О всех их сказал Пророк, что припадут пред Ним, воздадут Ему поклонение, как Богу, и принесут дары, как Царю. А враги подпадут клятвам, наложенным на змия: «на персех и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего» ((Быт 3:14)). Враги же Бога и Спасителя нашего суть все лукавые демоны, над которыми даровал власть, повелев «наступати на змию и скорпию» ((Лк 10:19)). После того, как Пророк упомянул о трех или четырех народах, и прикровенно предызобразил перемену во всех народах, ведет он речь с большею ясностию.
- 10.
Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут:
См. Толкование на (Пс 71:9)
- 11.
«И поклонятся Ему вси царие земстии» – некоторые добровольно в настоящей жизни, а все по воскресении. «Не у видим Ему, всяческая покорена», говорит божественный Апостол ((Евр 2:8)); но тогда «поклонится Ему всяко колено небесных, земных и преисподних» ((Флп 2:10)).
«Вси языцы поработают Ему». Сие согласно с пророчеством Патриарха Иакова: «Той чаяние языков» ((Быт 49:10)). Но видим и исполнение предречения. Ибо нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того в каждом народе есть приявшие луч Боговедения.
- 12.
Ст. 12-13 «Яко избави нища от сильна, и убога, ему же не бе помощника». «Пощадит нища и убога: и души убогих спасет». Все поклонятся Ему, освободившись от жестокаго диавольскаго мучительства. Ибо сильным наименовал Пророк диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда безь Бога. Сверх того и властвующих смиряет Он Божественными законами, поражает геенскими угрозами и заставляет оказывать некую пощаду нищим. Ибо присовокупил и следующее.
- 13.
Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет:
См. Толкование на (Пс 71:12)
- 14.
«От лихвы и от неправды избавит души их». Лихвою назвал любостяжательность. Так называет оную и ветхий закон. «Лихвы и примножения не возмет» ((Иез 18:17)). Поэтому, говорит Пророк, увеселяющихся неправдою и любостяжательностию убедит водиться милостию и человеколюбием. «И честно имя Его пред ними», то есть, для всех будет досточтим и славен.
- 15.
«И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска». Вместо Аравии другие переводчики поставили: Сава. Но и то и другое предвещает дары, приносимые Ему всеми, и царями и варварами. Сказано же: «жив будет», вместо пребудет.
«И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его». Непрестанно будут песнословить Его; будут же песнословить и Отца Его, в Сыне заимствовав повод к песнопению. Ибо сказанное: «помолятся о Нем» – сходно с оным апостольским изречением: «благодарю Бога моего Иисусом Христом» ((Рим 1:8)); и еще: «Тем имамы приведение ко Отцу» ((Еф 2:18)). Поэтому ради Него помолятся все Отцу, и будут песнословить Его за благодеяния, оказанныя им Сыном, но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага сии.
- 16.
«Будет утверждение на земли на версех гор»; то есть, Он утвердит и подкрепит уверовавшихь в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор. Сие и Господь сказал ученикам Своим: «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают сеетильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине» ((Мф 5:14)).
«Превознесется паче Ливана плод их». Поелику Пророк упомянул о высоких горах; то кстати привел на память и Ливан, как высочайшую из гор в Палестине, и говорит, что учение Его, и истолкователи и проповедники онаго будут выше и славнее Ливана. «И процветут от града, яко трава земная». Как уверовавшие в Него принесут таковый плод; так неуверовавшие Иудеи уподобятся траве, которая ныне растет, и вскоре гибнет.
- 17.
«Будет имя Его благословено во веки: прежде солнца пребывает имя Его». Слова: «благословено» нет ни в одном списке, ни в ексаплах, ни у Евреев. Речением – «прежде» Пророк показывает, что Он древнее солнца и луны. Ибо не просто сказано: «прежде солнца пребывает» но: «и рода родов». А слова: «рода родов» ((Пс 71:5)) Пророк употребил и о солнце и о луне; потому что солнце и луна современны, в одно и тоже время приведены в бытие. Сказано: «и рече Бог, да будут светила на тверди небесней. И сотвори Бог два светила великая» ((Быт 1:14), 16). Посему, если «прежде луны рода родов», то и прежде солнца. «И благословятся в Нем вся колена земная». Пророк напоминает здесь обетование данное Аврааму, Исааку, Иакову. Ибо трем сим Патриархам Бог обетовал, что благословятся, то «вси языцы земнии» ((Быт 12:18)), то «племена земная» ((Быт 12:3)). Различными же сими именованиями означается весь человеческий род. И блаженный Павел, объясняя сие, сказал: «Аврааму же речени быша обеты, и семени его. Не глаголет, и семенем, яко о мнозех, но яко о едином, и семени Твоему, иже есть Христос» ((Гал 3:16)); и в послании к Евреям говорит: «не от Ангел бо когда приемлет» ((Евр 2:16)). О Нем предвозвещает и настоящий псалом, сказуя, что «благословятся о Нем вся колена земная».
«Вси языцы ублажат Его». Пророческое слово изрекло, иное как о человеке, иное как о Боге. Но слово: «блаженный», как находим, употребляется и о Боге, Сказано: «блаженный, и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, един имеяй безсмертие, и во свете живый непреступнем» ((1Тим 6:15)). Пророк говорит: все народы именуют Его блаженным и достойным песнопения. Потом, яснее открывая сокровенное Божество Его, присовокупил:
- 18.
«Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един»; то есть, Сей самый, о Ком изрекается пророчество, совершит и упомянутыя выше чудеса. Он есть и Бог Израилев и Владыка всех.
- 19.
«И благословено имя славы Его во век, и в век века». Посему всем надлежит песнословить Его. Ибо, если не знаем естества Его, как не приступнаго, то изучили спасительное имя Его.
«И исполнится славы Его вся земля: буди, буди». О чем не однократно предсказывал в продолжении всего псалма, то приложил и в заключение пророчества, чтобы предречение соделать более несомненным. Сказует же: по всей земле будет явлено и ведомо, что Он – Бог и Владыка всяческих, и от всех приемлет чествование, всех озарит лучами Своего Боговедения. А дознав сие Пророк по благодати Духа и воспламенясь желанием, умоляет, чтобы совершилось это, и пророчество пришло в исполнение. Потому и присовокупляет: «буди, буди», или по переводу Акилы: верно, верно; то есть, сказанное не ложно и истинно и непременно придет в исполнение.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 71