< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115

Глава 90

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.

    «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго, и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.

  • 2.

    «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.

  • 3.

    «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем, не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что «сетию» означил тайныя козни; а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: слово обидное; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей; так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

  • 4.

    «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» ((Втор 32:10)). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте» ((Мф 23:37))?

    «Оружием обыдет тя истина Его». Поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

  • 5.

    Ст. 5-6 «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни»: «От вещи во тме преходящия; от сряща и беса полуденнаго». Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бесь полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.

  • 6.

    от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

    См. Толкование на (Пс 90:5)

  • 7.

    Ст. 7-8 «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». «Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: напротив тебя. Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда; а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было тоже самое.

  • 8.

    обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

    См. Толкование на (Пс 90:7)

  • 9.

    «Яко Ты Господи упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое»; и это – отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

  • 10.

    «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится» селению «твоему». Превозможешь диавольския приражения, и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему самь враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его» ((Иов 1:10))? Когда же попустил Бог; и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

  • 11.

    «Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ((Пс 33:8)). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» ((Быт 48:16)). И великий Авраам в ободрение раба сказал: Бог «послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» ((Быт 24:7)). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

  • 12.

    «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень»; а выражение: «на руках возмут тя», означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

  • 13.

    «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу; потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство; потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

  • 14.

    Ст. 14-15 «Яко на Мя упова, и избавлю и́: покрыю и́, яко позна имя Мое». Воззовет ко Мне,и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.

    «С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.

    «Изму его, и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

  • 15.

    Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его:

    См. Толкование на (Пс 90:14)

  • 16.

    «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». Дам ему достигнуть глубокой старости, и предварительно «явлю спасение», какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия; потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет, и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его, и прославлю его, и явлю ему спасение Мое». Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история, и как свидетельствует видимое ныне.

Ничего нет для сопоставления.