Глава 90

  • 1.

    «Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.

    «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго, и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.

  • 2.

    «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.

  • 3.

    «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем, не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что «сетию» означил тайныя козни; а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: слово обидное; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей; так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

  • 4.

    «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» ((Втор 32:10)). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте» ((Мф 23:37))?

    «Оружием обыдет тя истина Его». Поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

  • 5.

    Ст. 5-6 «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни»: «От вещи во тме преходящия; от сряща и беса полуденнаго». Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бесь полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.

  • 6.

    от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

    См. Толкование на (Пс 90:5)

  • 7.

    Ст. 7-8 «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». «Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: напротив тебя. Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда; а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было тоже самое.

  • 8.

    обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

    См. Толкование на (Пс 90:7)

  • 9.

    «Яко Ты Господи упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое»; и это – отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

  • 10.

    «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится» селению «твоему». Превозможешь диавольския приражения, и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему самь враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его» ((Иов 1:10))? Когда же попустил Бог; и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

  • 11.

    «Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ((Пс 33:8)). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» ((Быт 48:16)). И великий Авраам в ободрение раба сказал: Бог «послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» ((Быт 24:7)). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

  • 12.

    «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень»; а выражение: «на руках возмут тя», означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

  • 13.

    «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу; потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство; потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

  • 14.

    Ст. 14-15 «Яко на Мя упова, и избавлю и́: покрыю и́, яко позна имя Мое». Воззовет ко Мне,и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.

    «С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.

    «Изму его, и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

  • 15.

    Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его:

    См. Толкование на (Пс 90:14)

  • 16.

    «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». Дам ему достигнуть глубокой старости, и предварительно «явлю спасение», какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия; потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет, и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его, и прославлю его, и явлю ему спасение Мое». Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история, и как свидетельствует видимое ныне.