< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 3

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Во дни же оны прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни Иудейстей

    В какие дни? Не в те дни, когда Иисус, будучи еще Младенцем, пришел из Египта в Назарет, но когда Ему уже было тридцать лет, как повествует Лука (3, 23). В Священном Писании выражение: во дни оны обыкновенно употребляется безотносительно, о каком угодно времени, и поставляется этим на вид только то время, когда совершилось то, о чем повествуется; так и теперь сделал евангелист, пропуская то, что случилось в средине.

    Почему Христос пришел на крещение после тридцати лет? Потому что это есть возраст зрелой и совершенной мудрости. Так как Он намеревался отменить ветхий Завет и установить новый, а для отмены и установления нужна была именно такая мудрость, то Он и ожидал такого возраста. Пройдя сначала непостоянные возрасты, именно младенчество со свойственным ему большим неразумием, отрочество, которому свойственна сила страстей, юность – с силою любостяжания, Он только в совершенно зрелом возрасте, как по уму, так и по телу, пришел, наконец, ко крещению, чтобы, открывшись посредством его, тотчас начать учить и творить знамения. Посему-то и Иоанн в это время посылается Богом на Иордан, – проповедовать крещение, чтобы многие сошлись ради крещения, и Христос, стоя в среде многих, принял свидетельство долу от Иоанна, а свыше от Отца и Святого Духа,– и, привлекши их, начал наставлять в таинствах и творить чудеса.

    Откуда же пришел Иоанн? Из внутренней пустыни; потому что Лука говорит: бысть глагол Божий ко Иоанну, Захариину сыну в пустыни. И прииде во всю страну Иорданскую ((Лк 3:2)). Эту Иорданскую страну Матфей назвал пустынею Иудейскою. Итак, было, значит, две пустыни: одна – внутренняя, из которой он пришел, а другая около Иордана, в которую пришел.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 2.

    и глаголя: покайтеся, приближибося Царствие Небесное

    Покайтесь, говорит, в своих грехах, потому что близко уже стоит Христос, идущий позади меня (Его называет здесь Царством Небесным, как Небесного Царя, по Божеству); Он, найдя вас покаявшимися, дарует отпущение грехов. Или Небесным Царством называет ангельскую жизнь, которую Христос немного спустя должен был основать евангельскими заповедями. Называется также Царством Небесным и наслаждение небесными благами. И многие другие значения имеет название Царствие Небесное, смотря по связи речи.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 3.

    Сей бо есть реченный Исаием пророком, глаголющим: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его

    Глас вопиющего в пустыне – это неполная речь. Нужно понимать так: «слышится мне глас мужа, вопиющаго в пустыне», очевидно около Иордана; вопиющаго же следующее: «уготовайте путь Господень» и т.д. Путем Господним и стезями Его называет души, к которым должно прийти слово Евангелия. Он убеждает приготовить их или очистить посредством покаяния, исторгая терние страстей, выбрасывая камни греха и делая их, таким образом, расположенными и благоприятными для принятия этого слова.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 4.

    Сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь, и пояс усмен о чреслех своих: снедь же его бе пружие и мед дивий

    Упомянул и об одежде, и о пище его, показывая их простоту и убожество, а чрез это научая не заботиться много о теле и презирать расточительность. Не доискивайся того, кто ткал ему одежду, или откуда он имел пояс; гораздо более заслуживает удивления то, как он, будучи с детства в пустыне, привык с такого возраста к неравномерному климату. Знай одно, что как в том случае все ему доставлялось провидением Божиим, так в этом он укреплялся перенесением разных лишений. Одни говорят, что акриды – это верхушки каких-то трав, другие – что это трава, называемая акрида, третьи,– что это род насекомых. Говорят, что в тех странах до сих пор очень многие едят их, предварительно выкоптив. И законодатель причислил их к разряду чистых животных; но они имеют неприятный запах и вкус. Но лучше следует держаться первого мнения. Мед же дикий – это мед, который кладется дикими пчелами в расщелинах скал; но он горький и неприятный. Иоанн располагал к покаянию и самим видом своим, так как носил плачевную одежду. Говорят, что верблюд есть животное – среднее между чистым и нечистым; он чист потому, что отрыгает жвачку, и нечист потому, что имеет нераздвоенные копыта. А так как Иоанн приводил к Богу мнимо-чистый народ иудейский и нечистый языческий, то он и одежду носил из верблюжьих волос. Писание всех святых представляет подпоясанными или потому, что они всегда занимались делом, а нерадивые и небрежные не подпоясываются,– или потому, что они умерщвляли страсти, а кожа есть часть мертвого животного.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 5.

    Ст. 5-6 Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя

    Прежде всего, возбуждало у всех надежду самое мнение о крестящем: он был сын первосвященника, только что вышел из пустыни, украшенный многими добродетелями, и самый вид его сиял великим благочестием. Во-вторых – новый вид проповеди: она возвещала Царствие Небесное, о котором тогда впервые услышали. В-третьих, и больше всего, то, что пророк Исаия предсказал о нем: глас вопиющаго в пустыни… Каким образом никто из евангелистов не пишет, что Иоанн взывал к народу: уготовайте путь Господень, как говорит о нем пророк. Открыто никто не записал этого, хотя естественно, что он говорил и это; но оно не записано, так как само собою разумеется. С другой стороны, слова: покайтеся и сотворите плод достоин покаяния равносильны словам: уготовайте путь Господень. Покаяние и плодоносие добродетелей есть приготовление и очищение предсказанного пути. Вышел к нему город Иерусалим, т.е. иерусалимляне, потому что так сказал Марк ((Мк 1:5)). Какое значение имело крещение Иоанна и какое отличие его от крещения, установленного Христом, это подробно найдешь в изъяснении Евангелия от Марка. Более уместно было объяснить это там, где написано: проповедая крещение покаяния во отпущение грехов ((Мк 1:4)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 6.

    и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

    См. Толкование на (Мф 3:5)

  • 7.

    Видев же (Иоанн) многи фарисеи и саддукеи грядущыя на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева

    Народ иудейский называется различными именами. Евреями они называются от Евера, как пользующиеся его языком: Бог сохранил несмешанным язык только его одного за то, что он не захотел присоединиться к строившим башню. Он был предком Авраама. Израильтянами они названы от Иакова, который в видении лествицы видел Бога и назван Израилем. Израиль значит – видящий Бога. А иудеями – от Давида. После того как Бог избрал его на царство из колена Иудина и предоставил его потомкам царствовать по праву наследства, то колено это Он сделал знаменитым, как бы царским, – так что и происшедшие из других колен впоследствии, стали называться от него общим именем иудеев. Определив это таким образом, следует также сказать о двух упоминаемых здесь иудейских сектах. Саддукеи в остальном были иудеи, но совершенно отвергали бытие Святого Духа, Ангелов и воскресение мертвых. Фарисеи, будучи в остальном теми же иудеями, имели некоторые, им только свойственные обычаи, пост два дня в седмицу, отдача десятой части имущества в пользу бедных, омовения и очищения сосудов, блюд и чаш и другие такого рода обычаи. А так как фарисеи и саддукеи сравнительно с другими были лучшими законниками и учителями, то они весьма превозносились над остальным народом. Иоанн, видя их приближающихся и узнавая их, как по благодати, обитающей в нем, так и по отличной их одежде и виду, весьма свободно обличает их, потому что имел уверенность в Том, Который послал его. К строгости обличения он присоединяет и похвалу, чтобы тою смирялись, а этою утешались. Он обличает их, называя их рождения ехиднова. Как дети ехидны умерщвляют своих матерей, изъедая их чрево, так и иудеи убили своих духовных отцов, т.е. пророков. Их же и похваляет, говоря: кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Очевидно, что никто другой, как только их собственное благоразумие. Будущим гневом называет или гнев римлян во время осады, или гнев Божий в день суда, которого они избегали, приходя к покаянию. Конечно, он направлял свою речь преимущественно к фарисеям и саддукеям, которые считали себя весьма умными; но в лице их он говорил и всем долженствующим уверовать во Христа, которые вместе должны были избегнуть и предсказанного гнева. Если Лука говорит, что он сказал это народам, пришедшим к нему креститься, то не смущайся этим. Могло быть, что Иоанн сказал это дважды: раз – этим, а другой раз –тем. Удивляется же Иоанн их большой перемене: каким образом они, убившие пророков, не убили также и его, но идут на покаяние.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 8.

    Сотворите убо плод достоин покаяния

    Так как вы каетесь, то знайте, что недостаточно только избегать злого, но нужно показать добро. Уклонися, говорит, от зла и сотвори благо ((Пс 33:15)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 9.

    И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама

    Не начинайте (μη δοξητε – не думайте), т.е. не желайте. Увещевает, чтобы они не говорили в сердцах своих: отца имамы Авраама, и нам достаточно для добродетели того, что мы от него происходим. Слишком хвалящимся добродетелями предков не должно нерадеть – и о собственных добродетелях…

    глаголю бо вам: яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму

    Не думайте, говорит, что у Авраама не будет детей, если вы погибнете без плода добродетелей; Бог может воздвигнуть детей Аврааму и из этих неодушевленных камней, как воздвиг ему самого Исаака из неодушевленного и окаменелого чрева Сарры. Можно и иначе сказать: не хвалитесь, что имеете начало своего рода в Аврааме: это не ваша заслуга, а Божий дар. По Своему всемогуществу, Он может воздвигнуть детей Аврааму не только из людей, но из этих, находящихся пред глазами, камней. Некоторые говорят, что эти слова указывают на уверовавших из язычников; будучи вначале недоступными и нечувствительными к истине, впоследствии они были усыновлены за свою веру. Другие же говорят, что этим намекается на тех, которые были усыновлены за то, что уверовали вследствие распадения камней во время страдания Спасителя. И те, и другие усыновлены Аврааму, как участники вместе с ним вечного наследия. Но, главным образом, дети Авраама это те, которые подражают его добродетелям и считаются достойными его участи в Царствии Небесном, будут ли они из иудеев, или из язычников. Родство по добродетели настолько больше родства по крови, насколько душа ценнее тела.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 10.

    Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо

    Секира – это евангельское отсечение, которое отсекает бесплодных в добродетели и вере иудеев от закона, и, однако, не искореняет. Корень их есть закон, к которому вместо них прививаются уверовавшие, а деревья – израильтяне. Устрашив их тем, что они отпадут от рода Авраама, если не будут внимательны, еще более увеличивает страх. Не только, говорит, вы отпадете от этого рода, но, как неисцелимые, будете скоро отсечены от этой жизни и получите наказание в будущей. Секирой он назвал образно смерть; дровами – людей, корнем – жизнь, а огнем – огонь геенны. Некоторые под корнем разумеют самого Авраама, под деревьями – иудеев, происшедших от него, а под топором – Христа, Который должен их отсечь, как остающихся бесплодными для евангельской веры, а принять уверовавших из язычников. Итак, устрашив их надменность и смягчив их крепкие сердца страхом отпадения от рода Авраама, отсечением огнем, затем с большим достоинством вводит речь о Христе, чтобы они бежали навстречу Ему, когда Он явится.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 11.

    Аз убо крещаю вы водою в покаяние: Грядый же по мне креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом Святым и огнем

    В покаяние, т.е. ради покаяния: их исповедующихся или кающихся он крестил, потому что они каялись. И это крещение было доказательством покаяния… А после него, говорит, придет Иисус, пред Которым он приготовил путь, провозглашая: уготовайте путь Господень, как выше мы сказали. Христа он назвал сильнейшим себя, как соединенного с Божеством. Слова же: несмь достоин сапоги понести выражают великое превосходство Возвещаемого. Он как бы так говорит: я не могу считаться между последними Его слугами, по причине величия соединенного с Ним Божества; такая обязанность поручалась последним слугам. Остальные евангелисты сказали: отрешити ремень сапогу Его ((Мк 1:7); (Лк 3:16); (Ин 1:27)); отсюда очевидно, что Иоанн сказал и то, и другое, – в один раз это, а в другой то. Говоря: Той крестит вас Духом Святым, он показал превосходство Крещения Господнего. Мое, говорит, крещение производит удержание от грехов, а Его – доставляет причастие Святого Духа. Марк и Иоанн сказали: Духом Святым ((Мк 1:8); (Ин 1:33)), а Лука: Духом Святым и огнем ((Лк 3:16)), откуда опять очевидно, что Креститель говорил и то и другое, но в различные времена. Главным образом, эта речь указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков: тогда они были крещены Духом Святым и огнем, – а затем и на установленное Христом Крещение. И на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, не только освящая его, но как бы невидимым огнем уничтожая нечистоту души его. Несмь доволен, т.е. несмь достоин; так написал Иоанн (1,27). Той вы крестит. Креститель изображает метафорически изобилие благодати, а повторением слова: огонь показывается сила и непостижимость благодати.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 12.

    Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим

    Этим показывает, что Он будет Судьею и грядущего века. Гумном называет Церковь всей вселенной, в которую Промыслом Божиим собираются все делатели; лопатой же – праведный Его суд, который колеблющихся всяким ветром нечестия, как бы оказавшихся соломою, предаст неугасаемому огню геенны, а тех, которые обладают достоинством добродетелей, соберет в житницу небесных обителей. Теперь, как на гумне, пшеница и солома находятся вместе, но тогда будет великое разделение, когда хлеб нужно будет отнести в житницу. Сказано: в руце Его, потому что Он совершенно приготовлен произвести суд. Обрати внимание на то, что после Крещения Духом Святым и огнем Он очищает гумно Свое, и потому, приняв Крещение, не оставайся в бездействии.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 13.

    Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него

    С рабами приходит и Владыка; они пришли, чтобы покаяться, а Он, чтобы показаться народу. Так и Иоанн сказал: да явится Израилеви ((Ин 1:31)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 14.

    Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне

    Иоанн знал, Кто это был, от Духа Святого, обитающего в нем. Евангелист Иоанн говорит: виде Иоанн Иисуса грядуща к себе, и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира и т. д. ((Ин 1:29)). Теперь же он удерживал Его, говоря: аз требую Тобою креститися. Я, подверженный греху, имею нужду креститися от Того, Который не может грешить, крестящий простою водою – от Крестящего Духом Святым и огнем, раб – от Владыки, человек – от Бога, а Ты, наоборот, приходишь ко мне. Посему некоторые читают это вопросительно: и Ты ли грядеши ко мне? но Григорий Богослов – утвердительно, как бы в пророческом смысле: «Ты следуешь за мною, который убивается», т.е. и Ты будешь убит.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 15.

    Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне

    Перестань теперь снимать покровы с Моей непогрешимости и Божества, не время теперь для этого, но Я крещусь от тебя согласно Домостроительству. Как ради людей Я стал человеком, чтобы, как человек, поразить угнетающего их дьявола, – так ради людей Я крещусь, как они, чтобы в водах погребсти нечистоту долженствующих возродиться водою и Духом. Вместе с тем Я делаю это по Домостроительству, чтобы чрез крещение явиться народу.

    тако бо подобает нам исполнити всяку правду

    Так прилично мне исполнить всякую Божественную заповедь, потому что под правдою разумеется здесь заповедь Божия. Все, говорит, заповеди, какие предписал Закон, Я исполнил; остается только одна, именно чтобы Я крестился. Тако подобает исполнити всяку правду, разумеется чрез крещение, чтобы, как ветхий Адам не исполнил одной заповеди, так Я, новый Адам, исполнил за него все, устроил его будущность и освободил Своих последователей от того осуждения, которому тот подверг всех, происходящих от него. Заповедью Божиею было и крещение Иоанна, потому что он говорит: Пославый мя крестити водою, Той мне рече и т.д. ((Ин 1:33)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 16.

    Ст. 16-17 Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды

    Некоторые говорят, что Креститель всякого крещаемого, погрузив его по шею в воде, удерживал, пока тот исповедовал свои грехи, и только после исповеди он выходил из воды, – но Христос, не имея грехов, не был удерживаем в воде, и потому евангелист сказал, что Он тотчас вышел из воды.

    и се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се, глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих

    Преслушание ветхого Адама затворило для нас рай, послушание же нового открыло нам небо и доставило большее приобретение, чем была потеря. И смотри, как ясно и величественно открылся Христос народу. После того как Иоанн пред сказал о Нем народу и слова эти обратили на Него внимание, многие все-таки соблазнялись, видя, что Он крестился, как один из народа Посему и открываются небеса, показывая, что оттуда нисходит и голубь, и голос. Нисходит голос, чтобы присутствующие знали, кто такой Крещаемый, – а голубь, чтобы низвести на Него голос и чтобы не думали, что голос свидетельствует об Иоанне. Итак, Отец свыше свидетельствовал о Сыне, а Дух Святой сошел на Него, как бы перстом указывая, что Он есть Тот, о Котором свидетельствуется. В виде же голубя Он сошел, потому что эта птица от природы во многих отношениях служит образом Духа Святого. Он любит человека и нелегко возбуждается к гневу, терпеливо переносит лишение детенышей и не нападает на лишающих его. Он есть самая чистая птица и любит благовоние. Прообразом этого голубя был голубь, возвестивший Ною прекращение потопа. Как тогда был потоп от воды, так теперь от грехов, и как тот голубь возвестил прекращение того потопа, так этот – настоящего. Были отверсты небеса и сошел на крещаемого Дух Святой, чтобы мы знали, что над каждым крещаемым отверзаются небеса, призывая его в верхние обители; сходит также на него и Дух Святой. Если же мы не видим этого чувственными глазами, то ты не оставайся в неверии. Знамения даются не для верующих, но для неверующих; а для нас вместо знамений достаточно веры… Обрати внимание и на то, что, как во время Пасхи на одной трапезе Он совершил и положил конец иудейской пасхе и дал начало Своей, так и во время крещения в одной реке Он совершил и то, и другое; открытие небес и сошествие Св. Духа – это дары христианского Крещения. Что это значит: о Немже благоволих, т.е. в Котором Я нахожу увеселение. Или: после рождества Христова Ангелы воспели, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ((Лк 2:14)). Благоволение значит доброе желание, а доброе желание состояло в том, чтобы спасти людей; посему теперь сказал, что это есть Тот, в Котором Я желал людям добра, т.е. через Которого пришло спасение людей.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 17.

    И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

    См. Толкование на (Мф 3:16)

1-2.«В те дни»: не в те дни, когда Господь только что поселился в Назарете, ибо Иоанн Креститель был только полугодом старше Спасителя по возрасту, и, по свидетельству Ев. Луки, Иоанн явился с проповедью при Пилате, когда и Христу, пришедшему к нему креститься, было лет около 30 (Лк. 3:23). «В Писании весьма часто употребляется такой образ речи: в те дни, когда говориться не только о таким происшествиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет» (Злат.). Вообще это – переходный в повествованиях оборот речи, не показывающий строго хронологической последовательности (ср. Лк. 2:1). Если он и обозначает в рассматриваемом месте связь предшествующего с последующим, то эту связь можно выразить так: в то время, как Иисус Христос жил еще в Назарете, приходит Иоанн и пр. – «Иоанн Креститель»: сын праведных Захарии и Елисаветы (Лк. 1:5 и д.), названный Крестителем оттого, что как предтеча Христов, проповедуя покаяние для принятия участия в Царстве Христовом, он приходящих к нему крестил, т.е. погружал в воду, употребляя сие как символ очищения душевного (см. прим. к ст. 11). – «Проповедует в пустыне»: проповедовать значит возвещать, в особенности волю Божию, поучать, изъяснять публично. Поучения Иоанна, сохраненные в евангелиях состояли по большей части из кратких изречение, которых притом очень немного. – «Пустыней иудейской» называется пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими небольшими речками, которые разделяли всю эту пустыню на пять частей, называвшихся: Фекое, Енгеди, Зиф, Маон и Вирсавия. Слово пустыня не означает местности, совершенно лишенной обитателей; это собственно местность мало обитаемая по своей относительной дикости, гористая, сухая, испещренная скалами и утесами, лесистая, и мало возделанная. В пустыне иудейской были и поселения, хоть и небольшие (Нав. 15:61-621Цар. 25:1-2) – Доселе еще указывают в нескольких верстах на юге от Вифлеема в дикой местности пещеру, в которой жил Иоанн, и источник, из которого он пил. – «Покайтесь»: покаяние – чистосердечное сознание и исповедание грехов, рождается от печали или скорби о грехах (2 Кор. 7:10) и предполагает непременное намерение оставить путь греховный и проводить жизни по закону Божию, праведно. Раскаивающийся искренно сокрушается о своих грехах, потому что они губят его душу и оскорбляют Бога. Креститель проповедью о покаянии призывает иудеев, исповедав грех свои, переменить жизнь порочную на жизнь чистую, чтобы быть достойными войти в царство Мессии, ибо Мессия уже явился устроить новое царство Божие в мире, хотя не от мира сего (Ин. 18:36). Вот почему и сам явившийся Мессия проповедь свою о своем новом царстве начал словом о покаянии (Мф. 4:17). – «Приблизилось Царство Небесное»: выражения – царство небесное, царство Божие, царство Христово – встречаются часто в книгах новозаветных и означают в сущности одно и то же – царство Христово на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле, в церкви Христовой, и царство славы на небесах, первое – как начало, второе – как полное совершение и окончание. В Ветхом Завете было ожидание этого Царства, о котором ясно предсказывали пророки (напр. Ис. 11:1-10Иер. 31:31и д. Дан. 7:13-14 и др.). Но иудеи пред пришествием Спасителя, слишком грубо и чувственно понимая образные изображения пророками царства Мессии, извратили понятие о сем царстве духовном и привнесли в него ложные, чисто чувственные понятия: думали, что царь сего царства явится как политический завоеватель и освободитель еврейского народа из-под ига римлян, что с явлением Мессии воскреснут все мертвые, будет суд, причем враги иудеев будут осуждены и истреблены, а иудеи станут великим и славным народом, которому покорятся все другие народи и пр. т.п. Господь Иисус, особенно в притчах Своих, а иногда и в простом учении, часто касался сего предмета, обличая неверность таковых понятий. Без сомнения и Иоанн Креститель, истинно веровавший и верно понимавший духовность царства Мессии, с целью показать его дух и силу, проповедь о сем Царстве начинает словом покаяния: покайтесь, перемените жизнь, исправьтесь, чтобы оказаться достойными сего царства, ибо оно уже близко, наступает, открывается и – Царь сего царства явился уже среди народа, хотя ни народ, ни сам Иоанн еще не знают его (Ин. 1:26, 30-33).

3.«Он – тот»: речь евангелиста, а не Иоанна Крестителя. Евангелист поясняет именно, кто был Иоанн по призванию своему в отношении к Мессии – Царю открывающегося царства. – «Он – тот, о котором сказал Исаия: глас» и пр.: слова заимствованы из книги пророка Исаии (Ис. 40:3). В этом месте пророк изображает ближайшим образом возвращение евреев из плена вавилонского под непосредственным водительством Самого Бога. Бог представляется как царь – предводитель своего народа (как войска), при возвращении его на родину из плена. Было в обычае и у восточных народов, когда войско под предводительством царя было в походе, посылать вперед вестников – объявлять приближение их, приготовлять им нужное, устранять препятствия на пути, устраивать дороги, уравнивать неровности, понижать холмы, возвышать долины и пр. Изображая будущее возвращение иудеев, пророк Исаия употребляет образы, заимствованные от этого обычая: он представляет вестника, который в пустынях, отделяющих Вавилон от Иудеи, возвышая голос свой, повелевает уравнять путь Господу, предводящему народ Свой при возвращении из плена вавилонского (полнее это место приведено в Лк. 3:4-6). В смысле прообразовательном, который истолковывает здесь евангелист, под Господом, предводившим народ свой при возвращении из плена, разумеется Мессия, освободивший человечество из плена греха, проклятия и смерти; под вестником – Иоанн Предтеча, приготовлявший иудеев к принятию Мессии, предвозвещавший пришествие Его и устранявший препятствия к принятию иудеями Царя – Мессии своего.

4.«Одежду из верблюжьего волоса»: это не тот тонкий волос верблюда, из которого ныне делают изящную одежду, а волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань, из каковой и ныне на востоке делают одежду, употребляемую бедными классами жителей и монахами. Так пророк Иоанн Креститель «располагал к покаянию и словом, и самым видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым; он чист потому, что отрыгивает жвачку, и нечист потому, что имеет нераздвоенные копыта. Поелику же Иоанн приводил к Богу и мнимо-чистый народ иудейский и нечистый языческий, и был срединой между Ветхим и Новым Заветом: то он и носил одежду из верблюжьих волос» (Феофил.). – «Пояс кожаный»: вместо более или менее ценного пояса, какой употребляли жители востока, перехватывая им свои длинные и широкие одежды, Иоанн носил простой кожаный пояс, уподобляясь в этом случае прообразовавшему его древнему великому пророку Илии (4 Цар. 1:8). – «Акриды»: вид саранчи – очень обыкновенная пища на востоке, которую дозволено было законом Моисеевым употреблять и евреям (Лев. 11:22). Особенно бедные классы народа в Аравии питались саранчой, и то обстоятельство, что Иоанн питался ею, показывает, что он был беден или по строгости жизни употреблял пищу бедных. Саранча – это небольшое крылатое насекомое, которого видов довольно много. Особенно на востоке она появляется иногда в огромном количестве, так что тучи ее затмевают свет солнца; и когда она садится на землю, то поедает все снедомое и опустошает огромные пространства земли; поэтому саранча – бич восточных стран. Некоторые виды ее на востоке доселе употребляются в пищу. Бедуины и арабы собирают ее в большом количестве и употребляют, приготовляя различным образом: жарят, варят, коптят, сушат, солят, предварительно очистив ее известным образом. Об употреблении ее в древности свидетельствуют, кроме вышеуказанного закона Моисеева, Плиний (hist. natur. 6, 30. 1, 29), и блж. Иероним (ad. lovin. 2,6). Потому несколько странно, что некоторые ученые, зная об употреблении в пищу саранчи и зная, что это была пища бедных, не решались под акридами здесь разуметь саранчу, почитая ее пищей неприличною для Иоанна. Впрочем, «некоторые думают, что акриды суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки» (Феофил., ср. Афан. Вел.). – «Дикий мед»: это был вероятно мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и в дуплах дерев пустыни (ср. Феофил.). Был также еще род меда, называвшийся диким медом или лесным медом (1 Цар. 14:27), производившийся небольшими насекомыми и полагавшийся на листьях дерев, откуда он стекал в изобилии на землю, и который, говорят, еще доселе встречается в Аравии. Могла быть также сим именем названа жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых дерев, как-то: пальмы и фиги. «Дикий мед – весьма горький и противный всякому вкусу» (Афан. Вел.).

5-6.«Иерусалим – Иудея»: жители Иерусалима и Иудеи. – «Вся»: усиленное выражение вместо – многие или весьма многие (ср. Мф. 2:3). – «Окрестность Иорданская»: жившие по ту и другую сторону Иордана, т.е. кроме собственно Иудеи, жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей – Самарии и Галилеи – с запада, Итуреи, Трахонитиды и Галаада с востока. – «Крестились»: крестить (βαπτιζω) значит погружать в воду, омывать водою (ср. Мк. 7:4). Омовение есть очищение; потому омовение тела как у иудеев, так и других восточных народов, было в некоторых случаях религиозным обрядом и символически обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т.е. оставление грехов и преступлений, обновление жизни. У иудеев крещение совершалось иногда над прозелитами, т.е. язычниками, принимавшими еврейскую религию, и было в этом случае знаком отречения крещаемого от прежней религии и вступления в новую. Впрочем, несправедливо производить крещение Иоанново от этого именно обычая: этот обычай, как общий, вошел в употребление уже после Иоанна Крестителя, именно после разрушения второго храма иерусалимского. Пока стоял храм, присоединение прозелитов совершалось большей частью посредством обрезания и принесения жертвы, чему предшествовало, как и принесению всякой жертвы, предписанное законом очищение; женщин же крестили. Впрочем, мнения о сем, по неодинаковости древних известий, не одинаковы; но во всяком случае крещение Иоанново, как религиозное очищение посредством погружения в реке – чему предшествовало притом исповедание грехов, было действием совершенно особенным, отличным от обыкновенных очищений, новым. У иудеев того времени было убеждение, что право крестить будут иметь только Мессия, когда придет, и предтеча Его – Илия или другой какой-либо пророк (Ин. 1:25). – «Во Иордане»: Иордан – главная река Палестины. Он берет начало свое в горах ливанских, на севере от Палестины, и течет по прямому почти направлению чрез всю Палестину от севера к югу. Пересекая небольшое озеро Мером, он впадает потом в озеро Генисаретское или Тивердиадское, иначе называемое Галилейским морем. Вытекая отсюда, Иордан протекает долиною иорданскою на протяжении более 100 верст и впадает в Мертвое море. – «Исповедую грехи свои»: исповедание грехов в некоторых случаях предписано было законом Моисеевым (Лев. 16:29 и дал. Чис. 5:7) и, следовательно, не было делом новым и необыкновенным для иудеев; оно было ново только при той обстановке, при которой совершалось. Значение и сила сего крещения и исповедания блж. Феофилакт выражает так: «хотя и крестились, но Иоанново крещение не имело силы отпущать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т.е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов».

7.«Фарисеев и саддукеев»: это были две самые многочисленные и влиятельные секты иудейские, возникшие не очень задолго до времени земной жизни Спасителя. – Фарисеи (от еврейского слова фараш – отделял) назывались так потому, что они отделяли себя от прочих самым строгим исполнением религиозных обязанностей (ср. Феофил.), отличались от прочих и своими некоторыми особенными верованиями, и своей внешностью. Кроме писанного закона Моисеева, они принимали еще великое множество преданий, которые будто бы переходят из рода в род также от законодателя Моисея, только устно, не будучи записаны, и соблюдали их так же строго, как и закон Моисеев писанный. Эти предписания закона неписанного касались большей частью внешней обрядности, внешнего благоповедения, и имели для них такую силу, что ради их они изменяли даже закон писанный там, где он не сходился с ними, за что, между прочим, и обличал их Христос (напр. Мф. 15:2-10). Исполняя мелочные требования предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона и правды (см. Мф. 23) и, приказывая исполнять их другим, сами иногда не исполняли. Вследствие всего этого являясь народу набожными, исполняющими строго наружные обряды, они были по большей части лицемерами, святошами, были и горды, и сварливы, и честолюбивы, и вообще весьма повреждены нравственно. Нет сомнения, что и из числа их были люди сердечно веровавшие и убежденные в святости закона и потому нравственные, в роде напр. Никодима (Ин. 3:1), или Савла (в последствие Ап. Павла), или Гамалиила, учителя его (ср. Деян. 5:34; может быть также: Мк. 15:43Лк. 2:25Лк. 23:51Ин. 19:38-42Ин. 3:1Ин. 7:50), но вообще члены секты были испорченной нравственности; впрочем своей внешней набожностью они имели величайшее влияние на народ и стремились руководить его нравственным направлением. – «Саддукеи» имя свое получили, говорят, от Садока – раввина, славившегося лет за 260 до Р.Х., ученика Антигона Соха, председателя иудейского Синедриона или верховного судилища. Этот Антигон проповедовал, между прочим, что человек обязан служить Богу совершенно бескорыстно, без надежды на награду и не из страха наказания по смерти. Садок же, односторонне поняв учение своего учителя, начал проповедовать, что будущей загробной жизни вовсе нет; нет и наград праведным и наказания грешникам, и на этом учении основал секту, называвшуюся от имени его саддукейскою. Основные пункты учения ее следующие: нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов (Мф. 22:23Деян. 23:8); душа человеческая уничтожается вместе со смертью тела; нет Божественного провидения, а все зависит от свободной воли человека. Саддукеи отвергали всякие предания, принимаемые фарисеями и прочими иудеями, и принимали только письменный закон. Саддукеи были не так многочисленны, как фарисеи, но они были более богаты, и потому пользовались уважением и имели значительное влияние, особенно в высших классах, и занимали иногда высокие места. – Фарисеи и саддукеи (многие) шли к Иоанну креститься: они вместе с народом ожидали наступления царства Мессии и, услышав о проповеди Иоанна, многие приходили к нему креститься, чтобы быть готовыми вступить в сие царство, хотя и не крестились (Лк. 7:30), может быть потому, что им нелегко было исповедовать грехи свои, чего требовал Иоанн, наравне с грешным, по их мнению, и презираемым ими народом (Ин. 7:49); может быть они приходили также, искушая или уловляя Иоанна, что можно заключить из повествования Евангелиста Иоанна о посольстве фарисеев к Иоанну Крестителю около этого времени (Ин. 1:19-25). – «Сказал им»: «фарисеи и саддукеи шли ко крещению не с доброй мыслью, как прочие, потому Иоанн и обличает их» (Феофил., ср. Злат.). – «Порождения ехиднины»: ехидна – из породы змей. Говорят, что нет змеи, укушение которой было бы столь ядовито, как ужаление ехидны; ужаленный ею почти тотчас умирает (ср. Деян. 28:6). Змей и ехидна на языке библейском служат образом хитрости и лукавства и злости (Мф. 12:34Мф. 23:33Ис. 14:29Ис. 59:5Пс. 57:5), иногда впрочем и образом мудрости служит змей (Мф. 10:16). Здесь, очевидно, по связи речи и по характеру ее обличительному, ехидна представляется образом лукавства и злости; выражение: порождения (или дети) ехиднины значит – лукавые и злые люди (скверные), развращенные, негодные в самом своем корне или основании, как бы в утробе матери еще повредившиеся. – «Бежать от будущего гнева»: будущий гнев означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. У евреев была вера, что Мессия, явившись, произведет суд и одних добрых сделает блаженными, а других подвергнет наказанию, – верование истинное, но неправильно понималось ими сие: они думали, что язычники будут осуждены и подвергнуты наказанию, а иудеи, особенно фарисеи, будут оправданы и осчастливлены. Иоанн же говорит, что гневу, а следовательно и осуждению, подвергнутся все не покаявшиеся, даже фарисеи, мнимые праведники. Бежать от сего гнева – значит стараться избегнуть осуждения, которому обречены нераскаянные. Креститель выражает удивление, как эти фарисеи и саддукеи думают избежать этого осуждения, будучи так испорчены нравственно, то не могут уже измениться и обновиться духом, переменить свои убеждения и образ жизни, хотя и идут к нему креститься. Видно, он глубоко прозирал их испорченность и вместе с тем строгой речью хотел показать народу эту испорченность, чтобы предохранить его от вредного влияния их. Впоследствии Христос Сам тоже выразил им словами: «порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы» (Мф. 12:34).

8.«Плод покаяния»: дерево часто представляется образом человека, именно – дерево плодовитое и с плодами добрыми означает человека добродетелей, дерево с дурными плодами – человека, делающего злое, грешника (Мф. 7:17 и д., Мф. 12:33Мф. 21:43Ин. 15:8, 16 и др.). Сотворить достойный плод покаяния значит: поступать так, жить так, как должно человеку, принесшему покаяние, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т.е. делать добрые дела, мыслить правильно о предметах веры и жить благочестиво по духу и уставам наступающего (в то время) царства Мессии. «Потому что недостаточно избежать греха, но надобно показать и великую добродетель: не возвращайтесь же к прежним порокам. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки; настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше: ибо ныне грядет Сам Судья и Господь царства, дабы возвести вас к высшему любомудрию, воззвать на небо» (Злат., ср. Феофил.).

9.«И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам». Иудеи, в особенности фарисеи, полагали, что они праведны пред Богом и сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они – потомки Авраама, праведного и друга Божья. Одно это преимущество происхождения они считали своим преимущество и для вступления в царство Мессии, точно также как на происхождении своем от свободной Сарры, а не от рабыни Агари, они основывали заключение, что они – народ свободный, а все прочие народы – рабы (Ин. 8:33-37, 39, 53, ср. Рим. 9:7 и д.). Иоанн говорит им, что это преимущество их, без внутренних добродетелей, имеет мало цены в очах Божиих: ибо Всемогущему возможно даже из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад достойных Авраама, вместо фарисеев гордых, лицемерных и недостойных своего праведного праотца. Права рождения или происхождения суть ничто для участия в царстве Мессии; нужны истинные добродетели. Некоторые под камнями иносказательно разумеют воинов римских, приходивших также к Иоанну (Лк. 3:14), или язычников вообще, которых Бог предположил призвать вместо неверных иудеев в царство Христово (ср. Злат. и Феофил.). Ср. учение Ап. Павла о сыновстве Авраамовом: Рим. 4; Рим. 9:6 и дал., Гал. 4. – «Детей Аврааму», т.е. «подражающих добродетелям Авраама, и удостаиваемых части или награды его в Царстве Небесном» (Евф. Зигаб.). Ср. ниже Мф. 8:11-12. «Впрочем сими словами он не возбранял им называться потомками оных святых, но возбранял слишком на сие полагаться, пренебрегая добродетельной жизнью» (Злат.).

10.«Секира (топор) при корне дерев»: положение секиры при корне дерева есть символическое обозначение намерения срубить дерево, – не очистить только сухие или излишние сучья, но срубить под корень (ср. Злат.). Это – образ суда над иудеями и отделения достойных вступить в царство Христово от недостойных; приносящие добрый плод деревья, т.е. добродетельные люди, будут оставлены, как достойные вступить в царство Христово; не приносящие доброго плода, т.е. люди худые, не имеющие добродетелей, а полагающиеся, например, на происхождение от Авраама и лицемерные, истребятся, как истребляются негодные деревья; мало того, что они будут срублены, но еще и повержены в огонь, то есть преданы будут вечному мучению в огне геенском (ср. Мф. 25:41-46). «Сказав всякое, сим самым истребляет всякую надежду на благородство предков. Будь, говорит, потомок самого Авраама, имей своими сродниками бесчисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то двойное понесешь наказание» (Злат.). «Не сказал – не приносившее, но – не приносящее, потому что непрестанно должно приносить плоды добродетели» (Феофил.). Смысл всего изречения: суд для отделения достойных участия в царстве Христовом от недостойных близок, ибо пришел уже Сам Христос, и люди будут судимы по образу их собственной жизни и духовного расположения; люди дурные будут отвергнуты и преданы наказанию.

11-12.«Крещу в воде в покаяние»: погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, т.е. для обозначения намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей, и начать жить Богоугодно, приготовляясь к принятию царства Мессии. Крещение Иоанна есть только внешнее символическое действие, обозначающее решимость на новую добрую жизнь, но еще не дарующее благодарных сил к тому, как дарует их крещение христианское (ср. Феофил.). – «Идущий за мною», т.е. Мессия – Христос Иисус (Ин. 1:15, 27, 30). – «Сильнее меня»: смысл этих слов определяется дальнейшими. «Он будет крестить» и пр. – «Я недостоин понести обувь Его»: обувь или точнее сандалии (δποδηματα). Чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, от горячего песка и вообще от всего могущего причинить вред или неприятность, к подошве ноги приноровляли небольшую дощечку, называвшуюся сандалией. Вместо деревянных пластинок употребляли также пластинки из коры древесной и кожи, приготовляя их особенным образом; эти пластинки привязывали к ноге ремнями или веревками, причем верх ноги оставался непокрытым. Сандалии были разных видов, и иногда приготовлялись искусно и украшались. При входе в дом их обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали; снимать и надевать их обыкновенно было делом низших служителей в доме, а равно и носить их за господином. Выражение Иоанна: я недостоин понести обувь Его – означает таким образом уничижение Иоанна пред Господом Иисусом; он считает себя недостойным быть последним слугой у Господа, показывая тем несравненное величие лица Иисуса Христа, и свое крайнее смирение. – «Духом Святым»: третье лицо достопокланяемой Троицы, очищающее и обновляющее душу человека. Крещение Духом Святым означает не внешнее только символическое действие, каково было крещение Иоанново, но внутреннее действие Святого Духа на дух крещаемого, действие очищающее и обновляющее душу человека, при прощении ему грехов (Ин. 3:5). – «Огнем»: под огнем здесь разумеется тоже очищающее и воспламеняющее душу действие Святого Духа. «Присоединением слова и огнем еще более выражает силу и неудержимость благодати» (Злат.). Частнее, под огненным крещением разумеется испытание на суде. – «Он крестил вас Духом Св. и огнем, под огненным крещением разумея испытание на суде, по сказанному у Апостола: «коегождо дело, яковоже есть, огонь искусить», и еще: «день бо явит, зане огнем открывается» (1 Кор. 3:13). (Вас. В. 3, 285). Прилагают также понятия крещения огнем к тем бедствиям и гонениям, какие претерпевали и претерпевают христиане от неверных, так как огонь на языке библейском служит также образом бедствий (ср. Лк. 12:49). «Лопата в руке Его»: лопата – земледельческое орудие, которым между прочим веют хлебные семена, отделяя их от плевел. – «Гумно»: для молотьбы семян небольшое, открытое со всех сторон, плотно убитое или утоптанное ногами место среди поля, обыкновенно на возвышенности (ср. Быт. 50:10-11). У народов восточных, где не нужно было сушить хлеб, на гумне не было никакого строения, не было ни стен, ни изгороди. Возвышенные места выбирались для сего потому, что на них удобнее было веять хлеб, отделяя при помощи ничем не задерживаемого ветра семена от плевел. – «Очистить»: отделить семя от плевел и соломы, и первое поместить в житницу, а последнее сожжет огнем неугасающим, т.е. который не угаснет, доколе не истребит все назначенное к истреблению. Гумно означает здесь прежде всего народ иудейский, пшеница – лучшую часть народа, людей добродетельных и достойных участия в царстве Христовом, плевелы или солома – худшую часть народа, людей нечестивых, которые нередко представляются в Писании под образом праха, возметаемого ветром (Иов. 21:18Пс. 1:4Ис. 17:13), и под образом плевел, сожигаемых огнем (Ис. 5:24). Смысл образа или уподобления: суд и отделение добрых, достойных участвовать в царстве Мессии, от нечестивых, недостойных сего, близок; первые будут под особенным охранением Божьим, последние преданы будут мучению. Относясь первоначально к иудейскому народу пред открытием царства Мессии, сии выражения, а равно и предшествующие – о суде и отделении благочестивых от нечестивых, награде первых и наказании последних, имеют полное приложение и к членам царства Христова во все времена; окончательный же суд, на котором будет отделена пшеница от плевел, праведные от грешников, последует при кончине мира (ср. Мф. 13:37-43Мф. 25:31-46).

13.«Тогда», т.е. когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ (ст. 1-12). – «Из Галилеи»: по возвращении из Египта Иисус поселился в Назарете галилейском (Мф. 2:23) и оттуда пришел к Иоанну, имея около 30 лет от роду (Лк. 3:21-23). – «Креститься»: не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи свои и креститься в покаяние. Он принял крещение 1) для того, чтобы освятить своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю (Ин. 1:31) и миру, как Истинный обетованный Мессия – Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него, как на мессию, Предтечи Иоанна (Ин. 1:31-34); 3) «крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку» (Феофил.).

14.«Удерживал» и пр.: по Ин. 1:33 Креститель имел откровение, что Тот, на Кого он увидит сходящим Духа, есть Мессия, а прежде Его не знал. Но еще до времени исполнения сего откровения, Иоанн удерживал Иисуса от крещения и считал себя недостойным крестить Его. Это произошло, без сомнения, по таинственному пророческому прозрению души его, что он, еще прежде сошествия Духа, предузнал в Иисусе Мессию, подобно тому, как быв еще во чреве матери радостно взыграл, когда Дева – Матерь Господа – пришла к его матери (Лк. 1:41-44). – «Мне надобно» и пр.: если один из нас должен быть крещен другим, то мне надобно креститься от Тебя, как достойнейшего. «Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием, а воплотившийся Христос очистил всех» (Феофил.).

15.«Оставь теперь»: не препятствуй, не удерживай. – «Исполнить всякую правду»: все, что нам – Мне и тебе – должно исполнить, как обязанность, как долг. Если Я не крещусь от тебя, и ты не крестишь Меня: то останется нечто, что по Божественному определению должно исполниться, не исполнившимся. Ср. о цели крещения Христова в примеч. к стиху 13.

16.«Отверзлись небеса»: не духовное только, но и чувственное, непостижимое разверзение небес или свода небесного, откуда низошел в чувственном виде голубине Дух, и слышан был голос. – «Ему», т.е. Иисусу, на Которого долженствовал низойти Дух Святой. «И увидел»: т.е. Иоанн (Ин. 1:33-34) Духа Божия – третье лицо достопоклоняемой Троицы. – «Как голубь»: голубь у иудеев был образом чистоты, невинности (Мф. 10:16) и кротости или нежности (Пс. 54:7). «Сошел в виде голубя, по причине незлобия и кротости голубя. Притом голубь есть самая чистая птица, так что он и не садится там, где есть нечистота; так и Дух Святой. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов, в виде голубя. Там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» (Феофил.).

17.«Глас с небес»: от Бога Отца. Этот голос повторился при преображении Господа (Мф. 17:5); был также глас с неба ко Господу незадолго до Его смерти, и – тогда многие приняли его за гром (Ин. 12:28, 30). Это было торжественное объявление Иисуса Мессией-Христом. – «Сын Мой возлюбленный»: таково название, данное Самим Богом Иисусу Христу. Слово «сын» употребляется в смысле обозначения отношения воплотившегося Слова к Отцу, – что Слово, ставшее плотью, есть Сын Божий, т.е. что Иисус есть воплотившееся второе лицо Пресвятой Троицы, равночестное Отцу и Духу. – «В Котором (все) Мое благоволение»: указание полноты любви Отца к Сыну. «Поелику оный глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, многим мог казаться относящимся к Иоанну, так как не было прибавлено – сей крещаемый, но сказано просто Сей, да и по самому достоинству Крестителя каждый слышавший слова сии удобнее мог прилагать оные к крестившему: то Дух Святой сошел в виде голубя, дабы низвести глас на Иисуса, и показать всем, что слово Сей изречено не об Иоанне крестившем, но об Иисусе крестившемся» (Злат.).