- 1.
И отвещав Иисус, паки рече им в притчах, глаголя: уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити
Предыдущая притча указала на обстоятельства до крестных страданий, именно на промышление Божие об иудеях, на избиение ими пророков и, наконец, на убиение Самого Спасителя. Предлагаемая же ныне указывает на обстоятельства после крестных страданий, называя Царством Небесным Бога и Отца, а брачным пиром – таинственный союз Сына с Церковью верующих. Союз же этот мы разумеем двоякий: тот, который здесь совершается верой и другими добродетелями, и тот, который завершится там более сверхъестественным образом. Называет это дело браком, как по причине любви Сына к Церкви, так и по причине радости самой Церкви; и Креститель назвал Его Женихом. Рабами называет апостолов, которые сначала проповедовали в Иерусалиме, а званными – иудеев, которые прежде всего призывались на этот брачный пир, в древности – пророками, а потом – Крестителем. Кроме них на этот брачный пир призывались они еще и Самим Женихом. Обрати внимание, с одной стороны, на злобу иудеев, а с другой – на благость Спасителя. Они его убили, а Он их, Своих убийц, опять призывает к вечному веселию, но они уклоняются от него.
- 2.
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
См. толкование на (Мф 22:1)
- 3.
и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти
См. толкование на (Мф 22:1)
- 4.
Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званным: се, обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки
Под первыми рабами разумеет сторонников Петра, под вторыми – сторонников Павла. Говорит об обеде, о тельцах, о том, что все откормленное заколото, согласно с обычаями при брачных пирах. Всем этим можно назвать наслаждение Божественным учением, а там – небесное утешение и наслаждение. Тельцами и откормленным указывается на ценность и великолепие пира.
- 5.
Они же небрегше отыдоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя
Пренебрегли приглашением, ушли по собственным делам, т.е. сочли их важнейшими.
- 6.
Прочии же емше рабов его, досадиша им и убиша их
Вот бесстыдство! Не только не пришли, но и посланных к ним оскорбили и убили. В предыдущей притче они убили тех, которые требовали плодов, а в этой тех, которые звали на брачный пир. Что может сравняться с таким безумием? Чем больше царь был терпелив и человеколюбив, тем более они раздражались и ожесточались.
- 7.
И слышав царь той разгневася, и послав воя своя, погуби убийцы оны и град их зажже
Обрати внимание на попечение и чрезвычайно великое долготерпение. Насадил виноградник, устроил его, отдал делателям и ушел; затем, когда наступило время, послал рабов требовать плодов. Когда они были убиты, послал других, а когда и эти были умерщвлены, послал своего возлюбленного сына. И не только терпеливо перенёс убиение его, но даже призвал к вечной радости самих убийц, послав рабов; но они не захотели прийти. Опять послал других рабов, которых те и убили. Тогда только он истребляет этих совершенно испорченных и преступных людей, как неисцелимо больных. Под войском его разумей войска римлян, – так как все мы Божии по закону творения, – которые при Веспасиане и Тите умертвили убийц, а город их Иерусалим сожгли.
- 8.
Тогда глагола рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойны: идите убо на исходища путий, и елицех аще обрящете, призовите на браки
Распутиями называет города и села язычников; распутиями же назвал, обозначая этим отвержение язычников, так как отверженные живут на распутиях. Сначала апостолы проповедовали иудеям, пока находились между ними, но когда были изгнаны, то ап. Павел сказал к ним: вам бе лепо первее глаголати слово Божие, а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки ((Деян 13:46)). Но Христос по воскресении тотчас послал их к язычникам, говоря: шедше убо научите вся языки ((Мф 28:19)). Каким образом они проповедовали сначала иудеям Лука в книге Деяний (1, 8) пишет, что Христос, имея вознестись на небо, сказал апостолам: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли вот как он объяснил то, что они начинают с Иерусалима.
- 9.
итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир
См. толкование на (Мф 22:8)
- 10.
И изшедше раби они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых
Злыми называет привыкших ко злу, невоздержных в страстях, а добрыми – простых, воздержанных в неразумных побуждениях, людей, которым всем вместе прповедовали апостолы, всех одинаково призывая к союзу со Христом как в нынешнем, так и в будущем веке.
И исполнися брак возлежащих. Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна
Сказав, что пир, т.е. дом, наполнился, показал, что многие войдут до кончины мира. В следующей притче учит о будущем Суде. Ты же ничего не исследуй глубже, именно – кто жених и как вместе с теми, которые одеты были, как должно, вошел одетый неприлично и пр. Исследование этого небезопасно как вследствие бесконечности такого изъяснения, так и вследствие полной в этом отношении свободы притчи. Отсюда нужно извлечь только знание того, что никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, т.е. одну только веру во Христа, но, омывшись Крещением, должно одеться также в брачную одежду, т.е. быть украшенным и достойным будущего брачного пира. Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, подобно одежде сотканная из добродетелей. Человеком, одетым не в брачную одежду, назвал всякого человека, одетого неприлично для брачного пира. Небрачная одежда есть жизнь нечистая и порочная. Другом назвал его, как все-таки христианина, хотя и живущего недостойно такого названия. Но по милости своей Он призвал всех. Почему же так строго поступает? Потому что приглашенному на брачный пир, и особенно царский, следовало прийти одетым прилично, и приличием одежды как бы ответить на милостивое приглашение. В обыкновенных земных брачных пирах кто-либо еще мог бы иметь снисхождение и оправдание в том, что приличную одежду трудно найти, но в том, не земном, брачном пире отвергается всякое извинение, потому что украшение близко, и удобно найти его, если только действительно мы будем искать. Поэтому справедливо извергает человека одетого неприлично, как ленивого и небрежного. Как те, которые вовсе не пришли, так и те, которые пришли в грязной одежде, оскорбили его. Грязную одежду носит тот, кто не одет чувством сострадания, добротой, братолюбием и т. п.
Он же умолча
как не имеющий, чем защититься. Речь эта показывает, что и при очевидной греховности Бог накажет не прежде, чем согрешивший осудит себя самого, потому что молчать и не быть в состоянии ответить есть признак самоосуждения.
- 11.
Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна
См. толкование на (Мф 22:10)
- 12.
и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал
См. толкование на (Мф 22:10)
- 13.
Тогда рече царь слугам
Ангелам, служащим для наказания. Говорит о будущем, как о совершившемся, по обычаю притч.
Связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю
Связыванием называет прекращение деятельности, совершаемой руками и ногами. Тогда прекратится совершение каких бы то ни было грехов и ни одно действие не возможно для умилостивления, Настоящая жизнь есть время деятельности, а будущая – воздаяния. Связываются ноги, которые шествовали ко греху, и руки, которые совершали всякую неправду.
Ту будет плачь и скрежет зубом
Чтобы кто-либо не подумал, что таким наказанием будет просто тьма, т.е. лишение только света, присоединил, что там будет плач и скрежет зубов, указывая на страшные и нетерпимые муки. Послушаем же и мы, осквернившие свою душу порочной жизнью после омовения Божественным Крещением, и убоимся того, что нас не только изгоняют из брачного пира, но и пошлют на строжайшее наказание. Итак, нужно заботиться об одежде внутренней, а не о внешней, потому что заботясь о внешней, мы не будем в состоянии заботиться о внутренней. Может быть, кто-либо спросит, почему Церковь не соединяется лучше с Отцом, чем с Сыном? И услышит конечно: потому что вочеловечившийся Сын жил среди нее и потому что соединенная с Сыном, она соединяется и с Отцом, так как Сын сказал: Аз и Отец едино есма ((Ин 10:30)), и: видевый Мене, виде Отца ((Ин 14:9)).
- 14.
Мнози бо суть звани, мало же избранных
Это же сказал в конце притчи о наемниках.
- 15.
Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят Его словом
Вот глубокое ослепление! Ничто из всего сказанного не подействовало на душу их; упоенные завистью, они обращаются к козням, и так как не могли схватить Иисуса из-за народа, как было сказано прежде, то совещаются поймать Его каким-либо вопросом.
- 16.
И посылают к Нему ученики своя со иродианы
Об иродианах сказано в двенадцатой главе. Златоуст говорит, что здесь под иродианами разумеются солдаты Ирода, которые в то время жили там и, вместе с тем, были подосланы фарисеями, как свидетели на тот случай, если бы Он что-нибудь ответил против кесаря. А Ирод был друг кесаря. Лука (20, 20) яснее написал о посланных учениках, называя их лукавыми и притворяющимися в справедливости, по которой именно они спросили, и что их послали, чтобы уловить в каком-либо слове с тем, чтобы предать Его начальству и власти правителя. Они надеялись, что Христос ответит против кесаря.
Глаголюще: Учителю, вемы, яко истинен еси
Обрати внимание на бесстыдную лесть, которой они пользуются, желая возбудить в Нем гордость и расположить непременно к ответу. Но если Он справедлив, то зачем вы везде говорите, что Он обольщает народ ((Ин 7:12))?
И пути Божию воистинну учиши
И каким образом вы опять говорите, что Он не от Бога ((Ин 9:16))? Путем Божиим называют добродетель, по которой кто-либо идет к Богу.
И нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком
И это говорят, побуждая Его не стесняться кесаря и из страха пред ним не оставит без ответа вопрос. Действительно, все то, что они свидетельствовали о Нем, была правда, но высказали они это не добровольно, а чтобы осуществить замысел.
- 17.
Рцы убо нам, что Ти Ся мнит
разумеется о том, о чем мы намерены спросить.
Достойно ли есть даты кинсон кесареви, или ни
Кинсон – римское слово, – означает дань или пошлину. Достойно вместо – можно или справедливо. Некогда иудеи, соблюдая закон, наслаждались полной свободой; после же, когда преступили его, они были порабощены римлянам, которыми правил кесарь, и им платили дань. Спрашивают с хитростью и коварством, чтобы в том случае, если скажет, что можно, – возбудить народ против Него, как советующего быть рабами у кесаря и подчиняющего народ Божий человеку, – а если скажет, что нельзя, – предать Его правителю, как советующего отложиться от кесаря и воевать. Что же на это ответил Источник знания?
- 18.
Разумев же Иисус лукавство их, рече
Марк (12, 15) сказал лицемерие, а Лука (20, 23) – лукавство.
Что Мя искушаете, лицемери
Лицемерно спрашиваете, чтобы узнать правду; копаете яму своим вопросом, чтобы сбросить Меня. Показав, что они не скрылись от Него, отвечает и на вопрос. И смотри каким образом?
- 19.
Покажите Ми златицу кинсонную
У Марка (12, 15) говорит: принесите Ми пенязь, да вижу, и у Луки (20, 21) подобным же образом. Пенязь, или динарий – это монета. Пожелал посмотреть на монету, чтобы по ней составить Свой удивительный ответ.
Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание; (И) глаголаша Ему: кесарев
Спросил не по незнанию, а чтобы их ответ сделать Своим.
Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви
Так как это принадлежит кесарю, то отдайте кесарю то, что ему принадлежит. Поэтому не сказал: давайте, но – отдавайте, как ему принадлежащее. А чтобы не сказали: «Ты подчиняешь нас человеку, а не Богу», – присоединил:
И Божия Богови
Можно и людям воздавать то, что следует, и Богу, что должно; им – дань и т. п., а Ему – почитание и соблюдение заповедей. Кесарем можно назвать дьявола, который есть князь мира сего и которому нужно воздать должное, т.е. страсти и вообще все злое.
- 20.
И говорит им: чье это изображение и надпись
См. толкование на (Мф 22:19)
- 21.
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
См. Толкование на (Мф 22:19)
- 22.
И слышавше дивишася: и оставльше Его отыдоша
Удивлялись, но не уверовали, – что само по себе служит большим обвинением их.
- 23.
В той день приступиша к Нему саддукее, иже глаголют не быти воскресению
О секте саддукеев сказано в третьей главе. Они отвергали воскресение мертвых на том основании, что о нем нет ясного упоминания в Писаниях Моисея, которые они только и признавали, не принимая других книг. Вот безумие! Лишь только принуждены были замолчать фарисеи, самые точные из иудеев, как на смену им подбегают саддукеи, люди с большими недостатками. Хотя следовало бы удержаться, но дерзость делает их смелыми, бесстыдными и решающимися на невозможное. Так как в пророческих Писаниях содержится более ясное учение о воскресении, то они полагали, будто бы оно трактует, что люди воскреснут такими, какими были прежде смерти, с теми же свойствами и страстями. Поэтому, желая опровергнуть это учение, придумав от себя предлог, они и подходят.
И вопросиша Его, глаголюще: Учителю, Моисей рече: аще кто умрет не имый чад, (да) поймет брат его жену его и воскресит семя брата своего
В законе Моисеевом они только находят предлог для вымысла, чтобы просьба их заслуживала большего внимания. В книге Второзакония (25, 5) Моисей повелел, чтобы на жене умершего бездетным опять женился брат его (закон об ужичестве) и чтобы первенец, которого она родит, назывался сыном умершего брата в память об нем. Вот, что говорит закон. Смотри же, как они сочиняют?
- 24.
Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему
См. толкование на (Мф 22:23)
- 25.
Беша же в нас седмь братия: и первый оженься умре, и не имый семене, остави жену свою брату своему: такожде же и вторый, и третий, даже до седмаго: последи же всех умре и жена: в воскререние убо, которого от седмих будет жена; вси бо имеша ю
Предлагают семерых, чтобы вопрос казался более затруднительным. Цель у саддукеев была следующая: ответит ли Он, что одного, или семи, сейчас же Ему возразить, что если опять будут браки, то, конечно, будет рождение и воспитание детей, приобретение имуществ, суды, войны, болезни, опять смерть и все то, что есть и в настоящей жизни, и та жизнь не будет иной сравнительно с этой. Если же она будет такой же, то зачем будет воскресение. Следовательно, воскресения не будет. Что же Христос? (Женой может быть названа человеческая природа, а семью братьями – данные ей в различные времена от Бога для воспитания и принесения плодов правды законы, живя преемственно с которыми, как с мужьями, она не имела ни от одного из них истинного плода. Первый из этих законов – это данный Адаму в раю, второй – данный опять ему вне рая вместо наказания, третий – данный Ною относительно ковчега, четвертый – данный Аврааму относительно обрезания, пятый – данный опять ему о принесении в жертву Исаака, шестой – данный Моисею, седьмой – данный через пророков. Демоны, научающи отвергать воскресение, спрашивают коварно через разные помыслы: если будет воскресение мертвых, то по какому из указанных семи законов будет жить тогда человеческая природа? По какому бы из них мы ни сказали, они возразят: значит опять будет бесплодной и пустой человеческая жизнь, подверженная прежним бедам. Но истинное и спасительное слово благочестия заставляет их молчать, научая, что после воскресения будет иная жизнь. Примет ли кто-либо семь тысяч лет настоящего мира, или семь веков, в продолжение которых жила человеческая природа, не погрешит относительно цели. Ни одного из них женой она не будет после воскресения, так как тогда все они окончатся и ее возьмет другой век – восьмой, который не будет иметь конца).
- 26.
подобно и второй, и третий, даже до седьмого
См. толкование на (Мф 22:25)
- 27.
после же всех умерла и жена
См. толкование на (Мф 22:25)
- 28.
итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее
Cм. толкование на (Мф 22:25)
- 29.
Отвещав же Иисус рече им: прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия
Заблуждаетесь, не зная пророческих Писаний, которые учат не о таком воскресении, какое вы предполагаете. Заблуждаетесь также, не зная силы Божией, которая может воскресить мертвых без прежних свойств и страстей.
- 30.
В воскресение бо ни женятся, ни посягают
Не женятся мужчины и женщины не отдаются в брак, т.е. не имеют брачных связей, потому что нет там и самой похоти такой. У Луки (20, 36) еще присоединил: ни умрети бо ктому могут, показывая, что брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака.
Но яко Ангели Божии на небеси суть
Говорит здесь об одних праведниках, что они потом будут как бы Ангелами вследствие отсутствия похотей и страстей, вследствие своей чистоты и, так сказать, светлости. Яко Ангели Божии на небеси, т.е. как Ангелы Божии, которые живут в небе. Так сказал и Марк ((Лк 20:35)). (Природа Ангелов не допускает разделения на мужеской пол и женский, так как это разделение свойственно смертной природе, чтобы рождением детей в браке пополнять похищаемое смертью).
- 31.
О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль
Так как они ссылались на Моисея, то и Он заставляет их молчать Писанием Моисеевым. Вышеприведенные слова написаны в книге Исход (3, 6). Вникни только в смысл: «Я Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова», – не совершенно умерших, если бы они совершенно умерли, то сказал бы: «Я был Богом», – а так как сказал: Аз есмь Бог Авраамов и т. д., то показал, что Он Бог имеющих воскреснуть. Как Адам, хотя и жив был после вкушения от известного дерева, но в тот день, в который вкусил, умер вследствие осуждения на смерть, – так и они, хотя умерли, однако живы были вследствие обещания воскресения.
Несть Бог Бог мертвых, но (Бог) живых
потому что Бог существует и живет, а мертвый не существует и не живет. Но и в другом месте написано: да и мертвыми и живыми обладает ((Рим 14:9)); и там под мертвыми разумей имеющих воскреснуть. Лука же (20, 38) присоединил: еси бо Тому, т.е. у Него, живи суть.
- 32.
Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых
См. толкование на (Мф 22:31)
- 33.
И слышавше народи дивляхуся о учении Его
– простой и неиспорченный народ. И некоторые из книжников говорили: Учителю, добре рекл еси, как сказал Лука (20, 39). Они признавали воскресение, однако удивлялись и сами Его доказательству и изъяснению слов: Аз есмь Бог Авраамов и т. д. Ктому же не смеяху Его вопросити ничесоже, как говорит Лука (20, 40).
- 34.
Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе. И вопроси един от них законоучитель, искушая Его и глаголя: Учителю, как заповедь болши (есть) в законе
Лишь только принуждены были замолчать саддукеи, как опять нападают фарисеи и выставляют законника, не из желания научиться, но с злым умыслом, Так как первой заповедью была: возлюбиши Господа Бога твоего и т, д., то они ожидали, что Христос прибавит что-либо и относительно Себя, назвав, например, Себя Богом, и, как хулитель, подаст им новый повод к осуждению.
- 35.
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря
См. толкование на (Мф 22:34)
- 36.
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе
См. толкование на (Мф 22:34)
- 37.
Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе
Зная лукавство их, ответил без всякого упрека на то, о чем спрошен; но присоединил и другую заповедь, порицая ею их за то, что они не только не любят Его, но завидуют и злоумышляют против Него и потому только теперь спрашивают. Если бы они любили, то не искушали бы Его. Вторую назвал подобной первой по величине, так как и она – велика; обе они находятся во взаимной связи и зависимости: кто любит ближнего, тот любит и Бога, соблюдая заповедь Его, а кто не любит ближнего, тот и Бога не любит, не соблюдая заповеди Его. (Вторая не по порядку законодательства, но по значению. Эта заповедь находится в другой части.)
- 38.
сия есть первая и наибольшая заповедь
См. Толкование на (Мф 22:37)
- 39.
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя
См. Толкование на (Мф 22:37)
- 40.
В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят
Об этом ясно сказано в 7 главе; найди там изречение: се бо есть закон и пророцы ((Мф 7:12)). Но у Матфея этот законник является искусителем, а у Марка он получил большую похвалу. Почему же? Потому что сначала он, подосланный фарисеями, действительно искушал; но услышав ответ, он обратился и согласился, что это действительно так. Затем Иисус видя, что он разумно отвечал, сказал ему: не далече еси от Царствия Божия ((Мк 12:34)), т.е. ты приблизился к вере, отвергнув зависть и исповедав истину. Это Он сказал, побуждая его к совершенной вере. И это найдешь у Марка.
- 41.
Собравшымся же фарисеом, вопроси их Иисус, глаголя: что вам мнится о Христе; чий есть Сын
о Христе, предвозвещенном пророками и еще не пришедшем, как вы говорите, но ожидаемом вами. Обрати внимание на Его премудрость. Они думали, что Христос в первой заповеди присоединит что-либо и относительно Себя, чтобы показать Себя Богом. Он не сделал этого, избегая лукавства их, но прикровенно говорит о Своем Божестве и, притом, не прямо, а косвенно, так что другие и не подозревали этого. По предположению других Он и спрашивает, и высказывает Свое мнение об ожидаемом Христе, что Он – Господь и Бог, а на самом деле говорит это о Самом Себе.
- 42.
Глаголаша Ему: Давидов
Из пророческих слов они знали это. Они представляли Христа просто сыном Давида, или одним только человеком, между тем как пророки предсказывали о Нем не просто как о человеке, но и Боге.
- 43.
Глагола им: како ибо Давид Духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ногама Твоима
Духом, разумеется, Святым, как сказал Марк (12, 36), а не от себя.
- 44.
сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих
См. Толкование на (Мф 22:43)
- 45.
Аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть
Сказал это не отрицая, что Христос есть сын Давидов, но изобличая ошибочное их предположение, потому что Он не такой сын его, каким они представляли Его, т.е. простой человек, но и Господь его. Сыном его Он называется, как выросший из его корня по человечеству, а Господом его – как Бог его. Этим изречением Давида Он воспользовался для изобличения фарисеев, показывая, что Он не только сын Давида, но и Бог его. Нужно объяснить и это изречение. Давид говорит, что Господь и Отец сказал Господу моему и Сыну Своему, Христу, взяв Его на небо: седи по правую руку Меня, пользуйся Моим Царством, имея одинаковый со Мною престол и одинаковую честь ((Пс 109:1)). Враги Христа телесные – это, прежде всего, иудеи, затем – язычники и еретики, а бестелесные – демоны. Марк (12, 35,37) говорит, что Христос сказал это, уча в храме, и что народ слушал Его с услаждением. Вероятно, Он сначала спросил об этом фарисеев, а потом и в храме учил об этом народ.
- 46.
И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому
Намереваясь идти на смерть, Он рассуждал с ними о предметах возвышенных и не только заставил их замолчать, но внушил им страх и на будущее время.
1.«Продолжая говорить»: собственно – отвечая (αποχρινεις), т.е. на враждебное покушение фарисеев схватить Иисуса Христа, не приведенное в исполнение только по страху пред народом (Мф. 21:46), Господь отвечал им новым обличением приточным – о пире брачном. «Справедливо это притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: и дано будет (Царство Божие) народу, приносящему плоды его, Иисус Христос показывает здесь, какому оно дастся народу» (Злат.). 2.«Царство Небесное подобно» и пр.: см. прим. к Мф. 3:2 и Мф. 13:1; т.е. Бог действует в отношении к людям, призываемым в Царство Мессии так же, как некоторый царь и пр. – «Человеку царю, который» и пр.: царем называется здесь Бог Отец – Царь всего мира; Сын Его жених (ср. Мф. 25:1. Откр. 21:2, 9), – Мессия Господь Иисус; брачный пир – учреждение Царства Мессии, или церкви Христовой в мире (ср. Мф. 9:15. Еф. 5:27). «Почему Царство Небесное называется пиром брачным? Дабы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом (Ин. 3:29)» (Злат.). Притча эта очевидно отвержение иудеев и призвание язычников. Евангелие прежде всего предназначено и проповедано иудеям, как народу избранному, но в своем ослеплении они отвергли его; тогда оно обращено было к язычникам и они приняли его, – такова мысль лежащая в основе притчи. Что касается до подробностей и частностей, то многие из них служат лишь простым украшением образной речи и не заключают в себе таинственного знаменования (ср. прим. к Мф. 13:3). 3.«Звать званых»: следовательно эти званые званы уже были прежде, т.е. предуведомлены, что у царя в известное время будет брачный пир и они приглашаются участвовать в нем; звание же теперь через рабов есть приглашение на приготовленный уже пир. Иудеи действительно были предварены законом и пророками об имеющем открыться Царстве Мессии, и призываемы были ими к участию в нем потом, когда открывалось сие Царство Мессии; иудеи званы были к участию в нем Иоанном, который всех посылал ко Христу, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30); потом – Самим Сыном, ибо Он говорит: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11:28), и еще: «если кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 8:37). Он их звал не одними только словами, но и делами» (Злат.). – «И не хотели придти»: конечно не все не хотели, – многие поверили Иоанну и уверовали во Христа; но здесь говорится вообще о большинстве народа, так как вообще говорится, что иудеи отвергли Христа, хотя многие из них уверовали в Него. 4.«Послал других рабов»: по связи речи здесь под этими другими рабами можно разуметь апостолов, которые, исполнившись Святого Духа, были свидетелями о Евангелии в Иерусалиме и во всей Иудее, по обетованию Господа (Деян. 1:8). Они снова торжественно призывали званных уже ранее иудеев в открывшееся Царство Христово, когда, по приточному выражению, обед был уже приготовлен совсем. 5-6.«Пренебрегши то»: презрев приглашение царское, званые высказали тем самым презрение к звавшему царю. – «На поле свое – на торговлю свою»: они были погружены в своекорыстные расчеты, что из-за них пренебрегли царским приглашением. Так привязанность к мирским благам отклоняет от удовлетворения высшим духовным потребностям. Мирские своекорыстные расчеты удерживали иудеев, в лице их представителей, от вступления в Царство Христово. «Но не это одно худо, что они не пришли, а вот что всего безрассуднее и ужаснее, – они пришедших весьма худо приняли, наругались над ними и убили..., они убили Стефана, умертвили Иакова и наругались над апостолами» (Злат.). 7.«Послал войска свои» и пр.: «этим Он предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите» (Злат.), когда совершился суд Божий над иудеями за непринятие ими Мессии Иисуса, и когда они явно отвергнуты были Богом, как недостойные участия в Царстве Христовом. 8-10.«Пойдите на распутия» и пр.: указывается на призвание, вместо отверженных недостойных иудеев, язычников, дотоле не знавших истинного пути к Царствию Небесному и блуждавших по распутиям заблуждений и пророков. – «Всех зовите»: без различия званий и состояний; всем предлагайте Евангелие Царства Божия. – «И злых и добрых»: без различия, кто каков был во время этого приглашения или проповеди Евангелия. Различение и разделение между добрыми и злыми предоставлено сделать после самому царю; а теперь все принявшие Евангелие входят в церковь Христову. Суд над недостойными будет после. Так поступали апостолы, проповедуя язычникам Евангелие всем без различия и призывая всех. «Если кто скажет, что не тогда (ст. 8) призывались язычники, когда апостолы были биемы и терпели бесчисленные бедствия (ст. 6), но тотчас после воскресения, ибо тогда им сказал Иисус Христос: «идите и научите все народы»; мы на это скажем: ученики говорили иудеям первым – и прежде и после креста. Ибо прежде креста говорил Иисус: «идите к погибшим овцам дома Израилева». И после креста Он не запретил, но повелел ученикам проповедовать иудеям. Ибо не просто сказал: научите все народы, но, перед вознесением Своим на небо, повелел ученикам проповедовать иудеям прежде (Деян. 1:8)... Потому Апостолы прежде проповедовали иудеям, и, пробыв долгое время в Иерусалиме, когда уже были изгнаны иудеями, рассеялись между язычниками» (Злат.). 11-12.«Царь, войдя посмотреть» и пр.: Суд Божий относительно добрых и злых из числа призванных в Царство Христово. Суд этот совершается иногда еще здесь на земле, потом после смерти, и главным образом совершится на последнем страшном суде. Злой изображается здесь под образом «человека, одетого не в брачную одежду». В древности цари и князья имели обычай, особенно на востоке, давать приближенным своим и друзьям в подарок верхние одежды; отвергать такой дар значило оказать презрение к дарящему (ср. Быт. 45:22. 4Цар. 10:22. Есф. 4:8. Есф. 8:15). Получившие такие одежды в них являлись во двор царский на пиршества. Впрочем и другие приглашенные должны были иметь одежды праздничные; явиться в непраздничной одежде значило оскорбить пригласившего, и таковой оскорбивший конечно считался недостойным участвовать в пире царевом. Так и при призвании в Царство Господь каждому в крещении дает светлую одежду чистоты духовной. Пренебрегший этой одеждой и явившийся на духовное пиршество церкви в оскверненной грехами одежде, ведущий греховную жизнь достоин осуждения и наказания. «Хотя призвание и очищение есть дело благодати; но то, чтобы призванный и облеченный в чистую одежду постоянно ее сохранял таковой, зависит от старания призванных. Призвание бывает не по достоинству, но по благодати; поэтому должно соответствовать благодати послушанием и получив честь, не показывать такого нечестия... Поэтому великое наказание ожидает нерадивых. Ибо ты, уклоняясь к развратной жизни, также оскорбляешь Бога, как они оскорбили Его тем, что не пришли к Нему. Ибо войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Потому и сказано: «он же молчал...» Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию» (Злат.). 13-14.«Бросьте во тьму внешнюю»: ср. прим. к Мф. 8:12. «Слыша о тьме, не подумай, что он только тем и был наказан, что был отослан в темное место; нет, здесь будет еще «плач и скрежет зубов», что показывает нестерпимые муки» (Злат.). – «Много званых, а мало избранных»: призываются в Царство Христово многие, все, кто слышит проповедь евангельскую, но истинными членами этого царства делаются не все званные, а только избранные из них, которых сравнительно со званными мало. Избранными называются здесь истинные члены Церкви Христовой, имеющие надежду вечного спасения, которых Бог предизбрал (Рим. 8:29-30) по предведению их добродетельной жизни, чем не исключается свободное произволение человека. Иудеи все были призываемы в церковь Христову, но между ними сравнительно немного оказалось избранных, вошедших в оную церковь. Потом народы, один после другого, призываются в Царство Христово; но истинных христиан всегда было сравнительно немного, этих избранников Божиих; многие же из званных были и есть не в брачной одежде. Главным образом впрочем это относится к иудеям, современникам Христа, к которым и сказана была притча, и из которых много было званных, но мало оказалось избранных. 15.«Тогда»: «когда бы всего более надлежало сокрушаться сердцем, прийти в изумление от человеколюбия Божия, устрашиться будущего суда, и, смотря на то, что уже совершилось, поверить тому, что должно совершиться... Но и это не прекращает злобы их (фарисеев); она не перестает мучить их и усиливается еще более. А как не могли они схватить Иисуса, потому что боялись народа, то избрали другой путь» (Злат.). – «Пошли и совещались», как бы уловить Его в словах (ἐν λόγω̣, в слове), в каком-либо изречении, по которому могли обвинить Его в чем-либо и погубить. 16.«С иродианами»: из истории не довольно известно, кто такие были эти иродиане. Вероятнее всего, что это была политическая партия приверженцев Иродовой династии. Полагают, что отличительные мнения этой партии относились к двум главным вопросам. Во-первых, относительно подчинения чужеземной власти: по закону Моисееву, чужестранец не мог быть царем у евреев (Втор. 17:15). Ирод, наименованный царем Иудеи, по определению Римского императора, измыслил, что помянутый закон Моисеев относится только к свободному народному избранию царя, и не относится к владычеству, наложенному чуждой властью. Посему иродиане считали законным платить подати и царю из чужеземцев. Таковое мнение очень не народно было между иудеями, особенно между фарисеями, которые смотрели на таковую подать, как на нарушение и осквернение закона. Отсюда происходила затруднительность предложенного Господу вопроса. Они думали «через сие с той и другой стороны ископать для Него ров и расставить сети, дабы в том и другом случае уловить Его. Стал ли бы Спаситель говорить согласно с мнением иродиан, в таком случае фарисеи могли бы укорять Его; стал ли бы Он говорить согласно с ними, приверженцы Ирода обвинили бы Его» (Злат.). Другое отличительное мнение иродиан состояло в том, что если какой народ покорен другим, то покоренный обязан держаться обычаев покорителей. От сего предостерегает Господь учеников Своих, когда говорит: «берегитесь закваски Иродовой» (Мк. 8:15). (Златоуст под иродианами разумеет воинов Иродовых, а Феофилакт – или воинов, или почитавших Ирода за Мессию на том основании, что он воцарился, когда князья от Иуды уже оскудели). – «Мы знаем» и пр.: речь льстивая и лицемерная, но, против воли говоривших ее, заключающая в себе непреложную истину. – «Справедлив»: судишь правильно и учишь верно и истинно. – «Пути Божию учишь»: т.е. предписанному Богом пути правильной и истинной жизни, или должного, по закону Божественному, поведения в жизни и в убеждениях, «учишь истинно», по слову и откровению Божественному. – «Не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь» и пр. «Смотри, как ясно обнаруживается в сих словах намерение их заставить Его сказать что-нибудь такое, что могло бы оскорбить Ирода и навлечь на Спасителя подозрение в похищении власти, как на человека, восстающего против закона, дабы потом они могли подвергнуть Его наказанию, как возмутителя и похитителя верховной власти. Ибо, говоря Ему: «не заботишься об угождении кому-либо и: не смотришь ни на какое лице», они намекали сим на Ирода и Кесаря» (Злат., ср. Феофил.). – «Не смотришь на лице»: по библейскому словоупотреблению это значит быть беспристрастным, руководиться в суждении одной истиной без каких либо посторонних влияний (ср. Лев. 19:15. Втор. 16:19. 2Цар. 14:14. Деян. 10:34. Иак. 2:1, 3, 9. 1Пет. 1:17). 17.«Как Тебе кажется?» «Посмотри, как они коварно действуют; не говорят: скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с законом, но – «как Тебе кажется». Того только они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении верховной власти» (Злат.). – «Позволительно ли давать подать?» В законе еврейском ничего о сем не было сказано; но законники утверждали, что так как еврейский народ – Богом избранный народ, и только Бог есть истинный царь их: то Ему только они и должны приносить дань, а чужеземным царям, их поработителям, не следует платить податей. Известно, что на этой мысли основывалось восстание Иуды Гавлонита (Флав. Ant. 18, 1). «Кесарю»: т.е. римскому императору. Со времен Юлия Кесаря имя Кесарь было усвоено было всем римским императорам, как имя Фараон – царям египетским. Кесарем в то время был жестокий и развратный Тиверий, сын Октавиана Августа. 18-21.«Видя лукавство их»: уразумев хитрое и злое намерение, с которым они предложили вопрос о платеже или неплатеже дани кесарю. – «Что искушаете Меня»: зачем лукаво испытываете, силитесь поставить Меня в затруднение лукавым вопросом? – «Покажите Мне монету, которою платится подать»: подати государственные иудеи платили римской монетой, а подати на храм – своей, народной. – «Динарий»: см. прим. к Мф. 18:28. – «Изображение и надпись»: на римских монетах с одной стороны чеканилось изображение царствующего императора, с надписью имени его. «Он спрашивает их не потому, чтобы не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его – «чье это изображение и надпись» – отвечали: «кесаревы», Он сказал им: «итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Ибо платить дань не значит давать, но отдавать должное; в подтверждение же сего Он указывает на изображение и надпись. А дабы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям, присовокупляет: «а Божие – Богу». Ибо и людям надобно воздавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к Нему обязаны... Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте кесарево кесарю», – разумей под сим только то, что нимало не вредит благочестию, ибо все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк диаволу» (Злат.). 22.«Они удивились»: мудрости ответа Господа на лукаво предложенный вопрос; ответ превзошел и обманул их ожидания. По-видимому ответ был в пользу иродиан, но вторая часть ответа не только не представляла никакого предлога к обвинению Господа со стороны фарисеев, а напротив указывала прямо на необходимость или долг воздавать и Божие Богу, при дани кесарю. Одна обязанность не противоречит другой, а напротив они удобно совмещаются и совокупно должны быть исполняемы. – «Оставив Его, ушли»: «после этого надлежало бы им уверовать и признать себя побежденными, ибо Он представил им очевидное доказательство своей Божественности, открыв их тайные мысли и кротким образом заставив их молчать. Что же, поверили ли они? Нет, но, оставив Его, ушли» (Злат.). 23.«Саддукеи (см. прим. к Мф. 3:7), которые говорят, что нет воскресения»: воскресение есть чудесное воззвание мертвого тела к жизни через соединение с душой умершего тела, каковое всеобщее воскресение будет при кончине мира. Саддукеи отвергали не только самое воскресение, но и жизнь будущую, и бытие души по смерти в отдельности от тела, и существование духов и Ангелов (Деян. 23:8). «Они были грубее фарисеев, были совершенно преданы вещам чувственным» (Злат.). 24.«Моисей сказал» и пр.: закон Моисеев об ужичестве, указанный здесь саддукеями (Втор. 25:5-6), имел целью предупредить пресечение рода, что считалось тяжким несчастьем у иудеев. По этому закону брат умершего должен взять за себя вдову его, и первенец их мужеского пола считался сыном умершего брата, и таким образом восстановлялся род (ср. прим. к Мф. 1:12). 25-28.«Было у нас семь братьев» и пр.: «Саддукеи, приступив к Спасителю, не прямо начинают говорить о воскресении, но вымышляют какую-то басню, и рассказывают о происшествии, по моему мнению, не бывалом, думая привести Его в недоумение и опровергнуть и то и другое, – и то, что будет воскресение, и что оно будет такое, какое разумел Спаситель... А дабы Он не спросил: почему семеро имели одну жену, саддукеи ссылаются на Моисея, хотя весь их рассказ, по моему мнению, был вымышлен. Ибо третий не взял бы ее за себя, видя, что уже два мужа ее умерли; а если бы и сии согласились, то верно уже не решились бы на это шестой и седьмой, но отвратились бы от нее, опасаясь той же участи. Ибо к таковым опасениям склонны были иудеи... Для чего же саддукеи выдумывают, что не двух или трех, но семь мужей имела одна жена? Через сие они надеялись еще более осмеять учение о воскресении. Потому-то и говорят: «все имели ее», думая, что после этого Ему уже нечего сказать» (Злат., ср. Феофил.). Указывая на закон Моисеев и выставляя затруднение согласить этот закон с понятием о воскресении, саддукеи таким образом дают знать, что, по их мнению, понятие о воскресении несообразно (если не находится в противоречии) с самим законом, богодарованным в руководство для веры. 29-30.«Заблуждаетесь» и пр.: Господь в разрешение недоумения указывает, что по-видимому основанное на законе отрицание саддукеями воскресения мертвых есть заблуждение их, происходящее оттого, что они не разумеют, как должно: 1) Писания, 2) силы и могущества Божия. «Они ссылаются на Моисея и закон, как знающие оный, а Спаситель, напротив, показывает, что самый вопрос их обличает их в неведении Писания. Потому-то и искушали Его, что не разумели Писания надлежащим образом и не знали силы Божией..., которой столько опытов вам (саддукеи) представлено, и между тем вы не познали оной ни из Писания, ни из общих начал разума. Ибо и из общих начал разума можно знать, что Богу все возможно» (Злат.). Это неведение Писания выражалось в том, что они думали, будто бы порядок вещей всегда будет таков, каков он ныне, будто всегда надобно будет жениться и выходить замуж например. В Ветхом Завете нигде не говорится, чтобы по воскресению это также продолжалось; саддукеи сами это выдумали и нашли в этом несообразность с Писанием. Господь и обличает это ложное их представление, указывая, что по воскресении будет другой порядок жизни (ст. 30). Неведение силы Божией саддукеями выразилось в том, что они отвергали, чтобы можно было воскресить истлевшее и превратившееся в землю тело. Господь обличает их в этом заблуждении, указывая им из Писания на действительность воскресения (ст. 31-32). – «Ни женятся, ни выходят замуж»: там не будет продолжения рода, следовательно нет нужды ни жениться, ни замуж выходить, хотя конечно сохранится различие полов. – «Как Ангелы Божии»: так же будут жить люди по воскресении и взаимно относиться друг к другу, как Ангелы Божии. «Впрочем не потому сыны воскресения называются Ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны Ангелам» (Злат.). 31-32.«А о воскресении мертвых» и пр.: доказательство действительности воскресения мертвых, отвергаемого саддукеями, Господь заимствует из писаний Моисеевых, так как и саддукеи в своем вопросе указали на Моисея. Место взято из книги Исхода и содержит слова Самого Бога, сказанные Моисею при купине. – «Бог – не мертвых, но живых»: «Бог не есть Бог не сущих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут. Ибо не сказал о себе: «Я был; но сказал: Я есмь Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, как вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти; так и праотцы хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения» (Злат.). Есть в Ветхом Завете и другие ясные места, в которых говорится о воскресении (напр. Дан. 12:2. Ис. 26:19), но Спаситель указывает на одно только место из книг Моисея, так как и саддукеи ссылались только на Моисея, и этим указанием подтвердил истину Своих слов, что они действительно не знают Писаний. 33.«Народ дивился»: «пользу получили не саддукеи, которые быв побеждены, удалились, а народ, слушавший Его в простоте сердца» (Злат.). 34-35.«А фарисеи, услышав» и пр.: опять собираются фарисеи, чтобы искушать Иисуса. Может быть не без удовольствия слыша о посрамлении своих противников – саддукеев, и услаждаясь этим их унижением в глазах народа, хотя и сами только что были посрамлены; может быть намереваясь загладить свое посрамление и показать свое преимущество пред саддукеями, они собирались вместе, т.е. решились (Пс. 2:2), возымели намерение снова искусить Господа, поставить Его в затруднение трудным, по их мнению, вопросом, чтобы иметь повод или обвинить или уничижить Его. – «Законник»: искусный в законе, казуист, то же в сущности, что и книжник. 36.«Какая наибольшая заповедь в законе»: иудейские книжники различали в законе бóльшие и меньшие заповеди (ср. прим. к Мф. 5:19); не все впрочем были согласны в том, какая наибольшая, и в школах их происходили бесчисленные прения о сем. Одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие – заповедь об обрезании, иные – заповедь об очищениях и т.д и т.д. Впрочем, может быть, фарисеи и знали, «что первая заповедь есть: возлюби Господа Бога твоего; но ожидали, что Спаситель поправит оную, назвав самого себя Богом и через то подаст им случай обвинить Его, а потому и предложили оный вопрос» (Злат., ср. Феофил.). 37-40.«Возлюби Господа Бога твоего» и пр.: заповедь, данная самим Богом через Моисея (Втор. 6:5). Прежде всего и более всего должно любить Господа Бога, и любить «всем сердцем», т.е. всеми чувствованиями своими, со всей их силою; и «всею душею», всем существом своим, со всеми его стремлениями и желаниями; «и всем разумением», всеми познавательными способностями; кратко: «любить Бога должно всецело (вседушно – ολοψύχως), т.е. должно прилепляться к Нему всеми частями и силами души» (Феофил.). – «Сия есть первая и наибольшая заповедь»: она первая не по порядку времени, в котором даны заповеди, но по важности и значению в ряду заповедей. Она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее – источник всех других добродетелей. Все существа должны быть любимы по мере их значения; Бог – высший всех существ – должен быть любим и любовью высшею. – «Вторая же подобная ей»: по важности. – «Возлюби ближнего» и пр.: слова взяты из книги Левит (Лев. 19:18); любовь эта состоит в том, чтобы делать ближнему добро, как бы себе самому, и не делать ему того, чего себе не желал бы, ни зла, ни неприятности. «Почему же подобна? Потому что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается оною» (Злат.). «Ибо кто любит ближнего, тот исполняет все заповеди, а исполняющий заповеди любит Бога так, что обе эти заповеди взаимно связываются одна другою, поддерживаются и обнимают собой все прочие заповеди» (Феофил.). – «Утверждается» (собственно – висит) «весь закон и пророки»: эти две заповеди представляются держащими весть Ветхий Завет – закон и пророков, т.е. в них заключается сущность всего Ветхого Завета, сущность всего, что говорили и чего требовали Моисей и все пророки. Любить Бога и ближних – в этом вся религия: этому учили Моисей, Пророки, Христос и Апостолы. «Если любить Бога значит любить ближнего (ибо Спаситель сказал Петру: «если любишь Меня, паси овец Моих» – Ин. 21:16), а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей, то истинно сказано: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Злат.). 41-42.«Иисус спросил их»: посрамив снова искусителей, фарисеев в лице искусника в законе, Господь Сам предлагает им вопрос для того, чтобы: 1) показать им, как они сами несведущи в писаниях своих; 2) смирить их горделивость указанием их невежества и 3) исправить их ложные понятия о Мессии. «Что вы думаете о Христе» и пр.? Как вы понимаете данные вам пророчества о Мессии относительно Его происхождения, ибо таковые пророчества даны вам в руководство? Спрашивает не о Себе именно как Мессии, но вообще о Мессии, ожидаемом иудеями, «дабы им не показалось противным учение о Божестве Его» (Злат.). – «Чей Он Сын»: от какого рода Он должен происходить? (ср. прим. к Мф. 1:1) – «Давидов»: сообразно обетованиям о Нем, данным этому праотцу и подтвержденным позднее (ср. там же). 43-44.«По вдохновению» от Духа Святого (2Пет. 1:21 ср. Деян. 2:30. 2Цар. 23:2), следовательно истинно и непреложно. – «Сказал Господь Господу моему» и пр.: слова взяты из 109 псалма, в котором изображается могущество и вечная слава Мессии. Сказал Бог Отец (Иегова) Господу моему, Сыну Своему в вочеловечении (Господу Иисусу Христу). – «Седи одесную Меня»: сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сего последнего (ср. прим. к Мф. 20:21). – «Положу врагов Твоих» и пр.: образ, показывающий господство Мессии над всеми врагами Своими духовными, а вместе с тем и над всем миром (ср. Пс. 2:9, 12. 1Кор. 15:25. Евр. 10:13). 45-46.«Если Давид называет» и пр.: как примирите вы то, что Давид сына своего называет своим Господом? Слово «Господь» указывает высшее достоинство в сыне Давида, чем в самом Давиде. Если Мессия должен быть просто только потомок Давида, как и другие; если должен Он быть просто только человеком, как думаете вы, иудеи; если Он не существовал еще тогда, когда Давид писал о Нем: как он мог назвать Его своим Господом? А если Он был Господом Давида, если Он уже существовал в то время, то как же Он мог быть потомком его? – На вопрос этот фарисеи ответить не могли. Ответ должен быть таков: по человеческому происхождению своему Мессия – сын или потомок Давида, но по Божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида. Но фарисеи не понимали этого двоякого отношения Мессии к Давиду, не понимали или утратили понимание тайны лица Мессии, как Богочеловека. «Таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отваживались более нападать на Него, ибо сказано: «с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Злат.). - 6.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 22



