- 1.
Тогда Иисус глагола к народом и учеником Своим
когда? После того как посрамил искушающих; после того как довел их до того, что они уже не смели спрашивать; после того как показал, что они больны неизлечимо.
- 2.
Глаголя: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее. Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите
Они сделались, говорит, преемниками Моисеева седалища, т.е. учительской кафедры; поэтому все, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, потому что они не свое говорят, когда учат, но Божие, – то, что было узаконено Моисеем. Когда говорит вся, то разумеет не все законоположения, например, о жертвах, о пище и т. п. (зачем бы он прежде отменял это?), но под словом вся разумеет, конечно, то, что служит к исправлению нравов, к улучшению образа жизни и не противоречит евангельским заповедям. По делом же их не творити, потому что дела их не согласуются с учением и разрушают его. Итак, сказал, что не должно восставать против учителей, если они проводят даже дурную жизнь, но должно повиноваться их учению, не подражая их недостойной жизни. Они достойны веры в своем учении, но в своей жизни не достойны подражания. Можно и иначе сказать. Так как Он намерен был изобличить, наконец, явно худые поступки фарисеев для предостережения народа, то чтобы некоторые не подумали, что Он из желания власти над народом порицает фарисеев, заранее устраняет такое предположение, говоря: вся, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, если и не ради жизни их, то ради начальнической и учительской кафедры. А чтобы некоторые, слушая учение их, не подражали и их жизни, присоединил: по делом же их не творите. Освободив Себя таким образом от подозрения, начинает обличение.
Глаголют бо, и не творят
Смотри, откуда начинает. Всякий, кто преступает закон, залуживает осуждения, а учитель заслуживает троякого: потому что он преступает, потому что и других обязан исправлять и потому что вредит ученикам.
- 3.
итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
См. Толкование на (Мф 23:2)
- 4.
Связуют бо бремена тяжка и бедне носима и возлагают на плеща человечески
Тяжелыми и неудобоносимыми бременами называет строжайшие и мелочные предписания в жизни, а плечами – деятельность людей. Очевидно, что и сверх закона они нечто предписывали.
Перстом же своим не хотят двигнути их
Не только не хотят носить на своих плечах того, что возлагают на плечи других, чтобы примером своим сделать их еще усерднее, но и перстом своим не хотят двинуть их, т.е. коснуться их даже отчасти, слегка. А Лука (11, 46) говорит: и единем перстом вашим не прикасаетеся бременем. Подчиненным дают самые строгие предписания, а себе позволяют полную свободу, между тем, как следовало бы делать наоборот: больше стеснять себя, а к ним быть весьма снисходительными.
- 5.
Вся же дела своя творят, да видими будут человека
– все дела, которые считались у них хорошими. Заметь, что предыдущее обвинение было в строгости к другим и в небрежности, а это – в тщеславии. Затем показывает, что и тщеславятся они не чем-нибудь великим, так как у них не было особенных добродетелей, но маловажным и пустым, – что также увеличивает обвинение.
Разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих
Этим-то они и тщеславились, как особенными добродетелями. Скажем и об этом. Так как евреи постоянно забывали о благодеяниях Божиих, то Бог повелел написать их на свитках и привязывать на руке учителей чтобы всегда видеть их и помнить. Такие свитки назывались хранилищами, потому что они хранили (от забвения) и (таким образом) спасали. Далее, чтобы не забывали заповедей, Бог повелел приставить гиацинтовую кисть к краям одежды около ног, чтобы, находясь всегда на виду, она напоминала о заповедях. Ее называли воскрилием. Книжники и фарисеи, хотя и пренебрегали заповедями, однако украшали себя широкими хранилищами и распускали большие воскрилия своих одежд, гордясь этим и неразумно считая себя благочестивыми. Марк (12, 38) назвал это длинными одеждами (στολαι), говоря: блюдитеся от книжник, т.е. берегитесь, хотящих во одеянии ходити. Подобным же образом сказал и Лука (20, 46). И не только этими, но и другими мелочами они показывали свое тщеславие. Слушай:
- 6.
Любят же преждевозлегания на вечерях, и преждеседания на сонмищих
потому что на вечерах возлегали, а в синагогах сидели,
- 7.
И целования на торжищих, и зватися от человек: учителю, учителю
Любят приветствия, выражаемые как словами, так и другими внешними знаками. Любят также, чтобы люди называли их учителями, или по-еврейски – равви.
- 8.
Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш Учитель, Христос: еси же вы братия есте
Все другое, относящееся к обличению их, приводил как пустое и не нуждающееся во многих словах для пояснения, а теперь выставляет на вид властолюбие, как причину многих зол, и с большей настойчивостью заботится об его устранении. Не нарицайтеся, т.е. не желайте страстно называться. А если другие вас называют так, то это не послужит к вашему осуждению.
- 9.
И отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех
Сказал это не для того, чтобы возбранить нам называть отцами родителей плотских или духовных, а для того, чтобы мы знали, Кто по преимуществу и в собственном смысле Отец ваш. Такой Отец у нас – один Бог на небесах, а отцы плотские и духовные – скорее содействователи и слуги Его в рождении нас. Итак, говорит: отцом себе по преимуществу и в собственном смысле никого не называйте на земле, потому что такой Отец – на небе: один Бог в трех Лицах.
- 10.
Ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть Наставник ваш, Христос
Учитель (ραββι) и наставник (καθηγητης) – одно и то же. Повторяет прежнюю речь, чтобы сильнее отклонить от такого зла. Как название одним Учителем Христа не исключает названия Учителем и Бога, так и название одним отцом только Бога не исключает названия Отцом и Сына. Сказано же един и един для противопоставления только людям и Ангелам.
- 11.
Болий же в вас да будет вам слуга
Отвергнув тяжкий недуг властолюбия, научает затем, каким образом можно избежать его, именно подчинением, т.е. смирением. Далее говорит также о награде за превозношение и смирение, чтобы первое бросили, а второе приняли.
- 12.
Иже бо вознесется, смирится: и смиряяйся, вознесется
Смирение – величайшее приобретение для человека; поэтому-то и говорит о нем часто, чтобы постоянным напоминанием сильнее напечатлеть его в умах Своих учеников. Повелевает не только не любить первых мест, но искать даже последних, потому что первое унижает любящего, а последнее – возвышает ищущего.
- 13.
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери яко затворяете Царствие Небесное пред человеки: вы бо не входите, ни входящих оставляете внити
Вы затворяете его пред людьми, именно перед самим собою и перед своими подчиненными, так как и сами не входите в него через веру в Меня, и другим не позволяете входить. Входящими называет тех, которые готовы и могут войти. Сильное это обличение. Если заслуживает осуждения – не принести никому пользы, то вредить и губить человека – непростительно. А у Луки (11, 52) сказал: взясте ключ разумения , – называя так веру в Себя, как приводящую к пониманию истинного учения и неизреченной мудрости; и этот ключ они взяли, т.е. отняли у народа.
- 14.
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко снедаете домы вдовиц, и виною далече молитвы творяще: сего ради лишшее приимете осуждение
Называем их лицемерами в самом общем смысле, как выставляющих на вид свое благочестие и добродетель. Яко снедаете домы вдовиц…, которым следовало бы помогать. Приходя к ним под предлогом защиты, они еще более угнетали их, расточая имущество их. И виною далече молитвы творяще. Для разорения домов вдовиц, т.е. того, что находится в домах их, долго и усердно молились пред ними, чтобы казаться святыми и заслуживающими уважения. Сего ради лишшее приимете осуждение. Так как вы входите охранителями, а выходите разорителями, и так как из-за чревоугодия совершаете продолжительную молитву, то будете подлежать строжайшему суду, т.е. осуждению, Всякий согрешающий достоин наказания, а тот, кто делает доброе дело, чтобы через это иметь потом возможность совершить какой-либо грех, будет наказан строже. Сетует о них и обличает, научая народ не обманываться и из уважения к ним не увлекаться к подражанию.
- 15.
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас
Преходите – переплываете. Пришельцем закон называл того, кто переходил от идолослужения к иудейской религии. Итак, Христос говорит: едва после бесчисленных трудов вы приобретаете одного пришельца, и, однако, не бережете его; вы бесполезны для спасения идолопоклонников и небрежны при сохранении пришельца; мало того, являетесь даже предателями, развращая его своей негодной жизнью и делая его сыном геенны, т.е. родственным геенне и достойным ее. Сказал сугубейша, потому что всякий, имеющий негодного наставника, не останавливается на той же степени испорченности, а идет обыкновенно далее.
- 16.
Горе вам, вожди слепии
Найди в пятнадцатой главе изъяснение слов: вожди суть слепи слепцем.
Глаголющий: иже аще кленется церковию, ничесоже есть: а иже кленется златом церковным, должен есть
Ничесоже – это ничего; должен есть – делается должником. Если кто-нибудь клялся дать что-либо, то если он клялся храмом, они говорили, что это ни к чему не обязывает, – а если клялся каким-нибудь золотым сосудом, говорили, что он обязан. Так они учили по своему неразумию, которое здесь и осмеивается.
- 17.
Буи и слепии, что бо более есть, злато ли, или церковь, святящая злато
Слепоту их порицает, конечно, душевную.
- 18.
И: иже аще кленется олтарем, ничесоже есть: а иже кленется даром, иже верху его, должен есть. Буи и слепии, что бо более, дар ли, или олтарь, святяй дар
Олтарем называет жертвенник, на котором закалались приводимые жертвы.
- 19.
Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар
См. Толкование на (Мф 23:18)
- 20.
Иже убо кленется олтарем, кленется им и сущим верху его: и иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней: и кленыйся небесем кленется Престолом Божиим и Седящим на нем
Говорит это не потому, что позволяет клясться, в пятой главе Он запретил всякую клятву, но потому, что иудеи клялись этим…
- 21.
и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем
См. Толкование на (Мф 23:20)
- 22.
и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем
См. Толкование на (Мф 23:20)
- 23.
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру
Так как закон повелевал народу давать десятины от всех плодов, то они в точности сполняли это и по отношению к десятинам с мяты, аниса и тмина, самых дешевых трав, ссылаясь при этом на закон. Поэтому осмеивает их, как слишком точных – относительно малейших предписаний закона, и небрежных – относительно великих заповедей. Суд разумеет относительно обидимых, милость – относительно нуждающихся, и веру – в Бога. Лука (11, 42) говорит: и любовь Божию. Всякому учителю нужно требовать десятину от своего народа, т.е. от десяти чувств, именно – пяти телесных и пяти душевных, требовать суда, милости и веры.
Сия (же) подобаше творити, и онех не оставляти
Это прежде всего нужно было сделать, как важнейшее, а затем не оставлять и того, менее важного, если вы хотели точно соблюдать закон.
- 24.
Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе
Маловажные требования закона вы строго соблюдаете, а в самых важных незаметно для себя погрешаете.
- 25.
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полни хищения и неправды
Эта приточная речь имеет такой смысл: тела свои вы очищаете (это обозначает внешность чаши и блюда), а внутри – души ваши полны хищения и неправды страстей; иначе – о телесной чистоте вы заботитесь, а душевной пренебрегаете. Под неправдой здесь мы разумеем всякий грех, подобно тому, как и правдой можно назвать всякую добродетель. Лука (11, 39) сказал яснее: внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства.
- 26.
Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто
Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа, Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело.
- 27.
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты
Вапно – это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад.
- 28.
Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония
Лука (11, 44) сказал: есте яко гроби неведоми, и человецы ходящии верху не ведят. Закрытые гробницы внутри наполнены смрадом, а сверху их видна чистая земля и широкая дорога.
- 29.
Горе вам, книжницы. и фарисее, лицемеры, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк
Горе, говорит, вам не потому, что вы это делаете и так говорите. – это хорошо, но потому, что делая это, так говоря и таким образом обличая отцов своих в убийстве, вы сами спешите к тому же, желая убить и Меня, и учеников Моих, – и потому что напрасно и лицемерно это делаете и говорите, так как и сами подражаете тем, которых обличаете в убийстве.
- 30.
и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков
См. Толкование на (Мф 23:29)
- 31.
Темже сами свидетелствуете себе, яко сынове есте избивших пророки
Тем, что признаете убийство, совершенное отцами вашими, а также тем, что подражаете ему, вы свидетельствуете, что вы сыны тех, которые убили пророков. Лука (11, 48) прибавил: и соблаговолите делом отец ваших, т.е. некоторым образом одобряете это, потому что, устраивая великолепные гробницы убитым, вы открыто свидетельствуете о дерзости убийц, что свойственно похваляющим и одобряющим эту дерзость. Могло бы показаться, что вы из уважения к убитым украшаете гробницы их и говорите вышеприведенные слова для обличения своих отцов, если бы вы не подражали убийству их.
- 32.
И вы исполните меру отец ваших
меру злобы. Сказал это, не повелевая, а предсказывая будущее.
- 33.
Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда (огня) геенскаго
Змиями назвал их, как злых коварных и вредных, а порождениями ехидн, как подобных отцам своим в том, что имеют такой же яд злобы и склонность к убийству. Порождениями ехидны назвал их Иоанн Креститель в третьей главе, но в ином смысле. Судом геенны называет осуждение и наказание в геенне, или – ниспосылающее в геенну.
- 34.
Сего ради, се, Аз послю к вам пророки и премудры и книжники: и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищах ваших, и изженете от града во град
Сего ради… ради того, что вы дополните меру злобы отцов своих. Сказал: послю, указывая на Божественное достоинство. Пророками, мудрыми и книжниками называет апостолов и их преемников – пастырей и учителей Церкви, как достойных пророческого дара, умудренных Им и знающих Писание. Слова от них показывают, что не всех будут бить и не всех убьют.
- 35.
Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли
Под кровью понимай осуждение за кровь, т.е. за убийство. Пусть придет на вас осуждение за кровь всякого проповедника, пролитую на землю. А Лука (11, 50) сказал: да взыщется кровь всех пророк, которая пролита родом этим от создания мира. Слова эти указывают на нечто ужасное. Кто знает, как наказаны были прежние грешники, и тем не менее подражает им, тот достоин наказания всех их, т.е. должен дать ответ за каждого из них, потому что не вразумился их примерами. Даже некоторых из этих вы, говорит, убьете, чтобы потерпеть наказание за всякое прежде совершенное убийство праведника. Они слышали, что за Каина отмстится всемеро, а за Ламеха – в семьдесят раз всемеро, потому что не вразумились предшествующим примером.
От крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем
Кстати упомянул об Авеле, показывая, что и это убийство совершено по зависти. Относительно Захарии одни говорят, что это один из двенадцати пророков, другие – что так называвшийся сын Иоддая, третьи – что это Азария, а большинство – что отец Иоанна Крестителя, – так как, говорят, из неписанного предания известно, что в храме было место, назначенное для девиц, и он позволил однажды стоять там уже после рождения Спасителя Богородице, говоря, что Она Дева, – за что и был убит между храмом и находящимся вне жертвенником.
- 36.
Аминь глаголю вам: яко (приидут) вся сия народ сей
Так, как, угрожая страхом геенны, не смутил их, потому что это относилось к далекому будущему, то устрашает и угрожает им ближайшими бедствиями; поэтому утверждает, что все это, т.е. эти величайшие наказания, придут на род сей, т.е. на них же самих. При Тите и Веспасиане, действительно, постигли их бедствия от римлян.
- 37.
Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе
Обращая свою речь к городу, скорбит нем. Повторение названия указывает на сострадание. Он сожалеет о нем, как некогда возлюбленном, и которому предстоит жестоко пострадать за беззакония обитающих в нем. Затем порицает его за убийство пророков, которых посылал сюда.
Колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте
Хотел, говорит, собрать под Свое покровительство чад твоих, которых грехи рассеяли от Божьего хранения. Свою любовь к иудеям показывает в примере. Некоторые эти слова понимают относительно иудеев, рассеянных во время прежних пленов. И не восхотесте, не принимая Меня, но преследуя и желая убить. Опять обращает свою речь к жителям города.
- 38.
Се, оставляется вам дом ваш пуст
Дом ваш, т.е. храм, оставляется вам пустым, так как в нем не обитает более благодать Божия. Он называется домом их, как построенный в городе их.
- 39.
Глаголю бо вам: (яко) не имате Мене видети отселе дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне
Когда это они скажут? Добровольно – никогда не скажут, а невольно – во время Второго Его Пришествия, когда придет с силой и славой великой, когда им не будет уже пользы, от такого признания. Не имате Мене видете отселе – это слова любящего, даже сильно любящего, но отвергнутого и потому сильно скорбящего. Говоря отселе, обозначил не только то время, но все время до страданий, после чего они уже не видели Его. Хотя Он и являлся некоторым после Воскресения, но только не неверующим иудеям. Благословен Грядый во имя Господне – это изречение Давида, и изъяснено в двадцать первой главе.
Ибо сказываю вам: не увидете Меня отныне, доколе не воскликните «благословен Грядый во имя Господне!»
1.«Народу и ученикам»: посрамив неоднократно фарисеев и сделав их безответными, Господь перед учениками и народом, для предостережения их от духа и направления фарисеев, произносит против них грозную обличительную речь, в которой изобличает главнейшие заблуждения фарисеев как относительно их учения, так и относительно жизни. Евангелисты Марк (гл. 11) и Лука (гл. 12) передают лишь кратко эту грозную речь. 2.«На Моисеевом седалище» и пр.: образное выражение, означающее, что книжники и фарисеи во времена Христовы были истолкователями для народа закона Моисеева, как бы занимали место законодателя, изъясняя закон его. Образ взят вероятно от синагогальных кафедр, на которые по преимуществу книжники и фарисеи входили читать определенное место из закона (или пророков) и садились, когда начинали изъяснять прочитанное место. Таким образом сидеть на Моисеевом седалище значит обладать властью и правом должностного учителя или истолкователя закона Моисеева народу. Как Моисей научал народ, давая ему законы, так книжники и фарисеи во времена Христовы научали народ, изъясняя ему сии законы. 3.«Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте»: слово «все» здесь очевидно требует ограничения, ибо Сам Спаситель нередко обличал иудеев, и особенно книжников и фарисеев, в неправильном понимании и истолковании заповедей закона, а таким неправильным толкованиям конечно следовать не должно (ср. Мф. 15:1-6). Ограничить это слово нужно в двояком отношении, именно – должно соблюдать 1) все, что только сообразно с законом и 2) что не отменено из сего закона. «Под словом «все» должно разуметь именно то, в чем книжники не превращают закона. Когда слышишь слово «все», не разумей здесь всего закона, как например постановлений о пище, о жертвах и т.п. Ибо как Он мог говорить теперь о том, что отменил еще прежде? Но под словом «все» разумеет Он предписания, служащие к исправлению нравов, улучшению образа жизни, согласные с правилами Нового Завета и освобождающие от ига закона. Почему же Он повелевает руководствоваться в жизни не законом благодати, а законом Моисеевым? Потому что еще не время было говорить об этом ясно прежде креста» (Злат.). – «По делам же их не поступайте»: не делайте так, как они делают, «ибо они» только «говорят», что должно делать по закону, а сами «не делают», т.е. не исполняют того, чему сами учат. Общая мысль такая: не смотрите на их дурную жизнь, не подражайте им в ней, но что они говорят вам сообразного с законом, исполняйте. «Предписывает (Христос) оказывать такое уважение к закону, что велит держаться оного, несмотря на развращение учителей закона; ... повелевает соблюдать то, что наиболее споспешествует спасению, именно – не презирать учителей и не восставать против священников; ... у развращенных оных учителей не отнимает должного уважения и таким образом подвергает их большему осуждению, а у слушающих Его учение отнимает всякий предлог к преслушанию, дабы кто не сказал: я потому ленив, что учитель мой худ. Посему-то Спаситель, несмотря на развращение книжников, так твердо ограждает права их власти... И всякий преступник достоин обвинения, тем более тот, кто имеет власть учить. Таковой заслуживает вдвое и втрое более осуждения, во-первых потому, что преступает закон; во-вторых потому, что, имея обязанность исправлять других, сам хромает и подвергает себя большему наказанию по важности своего сана, и в-третьих потому, что он, как учитель, сильнее увлекает других к пороку своим худым примером» (Злат.). «Итак нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по Божественному закону, хотя бы он сам не исполнял этого. (Феофил.). 4.«Связывают бремена тяжелые» и пр.: образ выражения взят из обычая обыденной жизни – носить или накладывать на животных ноши и поклажи. Под этими тяжелыми ношами разумеются не суетные многочисленные предания фарисеев, которые Господь не одобрял и не предлагал народу исполнять, но вообще вся совокупность разнообразных и многочисленнейших постановлений Моисеева закона, которые Апостол Петр называет «игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:10). Фарисеи строго и сурово требовали от народа исполнения всех законных предписаний, «принуждая его исполнять мелкие и трудно исполнимые заповеди закона» (Феофил.); а сами не хотели споспешествовать ему в этом нисколько: пальцем не дотрагивались до возлагаемой на других ноши. «Сими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действовании, именно то, что они от подчиненных требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами без всякого опасения делают, что хотят; между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, т.е. к самому себе быть судьей строгим и взыскательным, а к подчиненным – кротким и снисходительным. Но фарисеи поступали противно сему. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны к ближним, потому что не испытали, сколь трудно учить других делами... Не сказал: не могут, но – «не хотят»; не сказал – нести, но – «перстом двинуть»: т.е. не хотят даже и приблизиться, даже и прикоснуться» (Злат.). «Ибо когда учащий не только учит, но и делает, то он вместе с учащимся несет бремя и вместе с ним трудится. Но когда он возлагает на меня тяжкое бремя, а сам ничего не делает, то он более обременяет меня, показывая своим бездействием невозможность исполнить то, чему учить» (Феофил.). 5.«Чтобы видели их люди»: книжники и фарисеи не исполняли сами строго того, что повелевали исполнять народу; а что исполняли, то делали из тщеславия, чтобы показаться исполнителями закона народу (ср. прим. к Мф. 6:2. Мф. 5:16), то есть – лицемерно. – «Расширяют хранилища свои»: хранилищами назывались кожаные мешочки, в которые вкладывались листики из папируса или из пергамента, на которых написаны были известные слова из закона Моисеева и которые прикреплялись к головной повязке и к одежде на левой руке (против сердца). Обычай носить таковые хранилища произошел из буквального понимания и исполнения повелений Божиих, данных через Моисея, – иметь евреям перед глазами и на руке слова закона (Исх. 13:9. Втор. 6:8. Втор. 11:18). Эти хранилища были с одной стороны напоминанием о законе, с другой – предохраняли, как верили, от злых духов. Они были различны по виду, употреблялись не всегда, большей частью при утренней и вечерней молитвах, и когда собирались в синагогах. Фарисеи в этом случае отличались от народа тем, что эти хранилища делали шире, чем обыкновенно, чтобы отличиться от других и показать свое особенное благочестие. – «Увеличивают воскрилия одежд своих»: воскрилиями назывались у иудеев кисточки (четыре), которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить было повелено законом (Чис. 15:38-40. Втор. 22:12) для того, чтобы иудеи, смотря на них, помнили заповеди Божии; этим также они отличались от других народов. Фарисеи эти кисти и нити делали больше обычных по той же причине, по которой расширяли хранилища свои, что свидетельствовало также о их тщеславии (ср. Злат., Феофил.). 6-7.«Предвозлежания на пиршествах»: иудеи во времена Христовы вкушали трапезу не сидя, а полулежа. Стол, довольно высокий, как и у нас, располагался при пиршествах в виде буквы П; с внешней стороны к нему прикладывались длинные в рост человека циновки или подушки, на которых полулежали пирующие, а с внутренней стороны подносилось кушанье; иногда эти циновки или подушки делались широкие, так что на одной могли возлежать трое (триклиния, ср. Ин. 2:8) Возлежали на левом боку, так что ноги отдалялись от стола, и к каждому из возлежащих можно было подходить даже неприметно для возлежащего. Голова одного возлежащего могла быть легко наклонена к груди рядом возлежащего; такое положение свидетельствовало о тесной взаимной дружбе возлежащих. Это называлось – возлежать на персях другого (Ин. 13:23. Лк. 16:22-23). Главные или почетные места были места в середине стола, и их-то особенно любили и добивались фарисеи, в чем и выражалось их тщеславие. – «Председания в синагогах»: первые места в синагогах близ кафедры (ср. прим. к Мф. 4:13), которые обыкновенно занимали старцы. – «Приветствия в народных собраниях»: публичное выражение или знак особенного почтения и уважения. – «Чтобы люди звали их – учитель! учитель!»: почетное титло, выражающее их авторитет. Они любили, когда их величали этим титлом, сознавания свое превосходство перед другими. Три слова у иудеев были для названия учителя: рав, равви и равван, означавшие разные степени учености и учительства. – «Предвозлежания – учитель! учитель»: «может быть все сие сочтет кто-либо за малость, но сии малости бывают причиной великих зол. От них разрушались целые города и церкви... Учителю надлежит быть образцом, чтобы другие взирали на него с уважением. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде..., говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает; во всем должен показывать себя образцом – и в походке, и во взоре, и в одежде, и вообще во всем» (Злат.). 8-10.«Вы не называйтесь учителями» и проч.: в том смысле, в каком назывались так тщеславные фарисеи и книжники. «Христос не запрещает называться учителями, но запрещает страстно желать этого названия, всеми способами стараться о приобретении его; ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу. И словами: «и отцом себе не называйте» – не возбраняется почтение к родителям, ибо желает, чтобы мы почитали родителей, особенно же духовных отцов, но возводить нас этим словом к познанию истинного Отца, т.е. Бога, поелику отец в собственном смысле есть Бог, а плотские родители не суть виновники бытия, но только содействовали и слуги Божии» (Феофил.). «Один Бог есть виновник всех и учителей и отцов» (Злат.). 11-12.«Больший из вас» и пр.: см. прим. к Мф. 20:26. – «Кто возвышает себя» и пр.: самонадеянная гордость смиряется Богом, а смирение возносится, – это основное правило нравственного христианского самоусовершенствования (ср. Феофил.). 13.«Горе вам»: несчастию, бедствию, наказанию подвергнетесь вы. – «Книжники, фарисеи»: см. прим. к Мф. 3:7. – «Лицемеры»: см. прим. к Мф. 7:2. – «Затворяете Царство Небесное»: Царство Небесное (см. прим. к Мф. 3:2) представляется под образом здания (ср. Мф. 16:18-19), которого двери открыты для входа в него людей. Фарисеи и книжники затворили двери этого царствия, не входя и сами, и не допуская хотящих войти в него. Имея сами ложное понятие о Мессии и внушая его народу, подчиняя народ игу измышленных преданий, противодействуя Господу и выставляя Его пред народом как льстеца, книжники и фарисеи препятствовали готовым и способными из народа войти в Царство Небесное, т.е. в церковь Христову, и сделаться членами ее (ср. Феофил.). 14.«Поедаете домы вдов»: присвояете себе или выманиваете имущество у вдов или вообще бедных людей, обманывая их своей мнимою набожностью, и через то втираясь в их доверие, бессовестно, под предлогом благочестия, обираете их. – «Напоказ молитесь долго»: см. прим. к Мф. 6:5. – «За это»: за то, что обираете бедных, и за лицемерные молитвы, «примете большее осуждение», как здесь на земле, так и по смерти (ср. прим. к Мф. 6:5). Не продолжительные молитвы осуждаются здесь Господом, но то, если они делаются только напоказ, чтобы видели люди. 15.«Обходите море и сушу» и пр.: употребляете всякие усилия и средства, чтобы обратить кого-либо в свою веру. – «Обратить хотя одного»: собственно – приобресть хотя одного прозелита. Прозелитами назывались обращающиеся в иудейскую веру из язычников. Было два рода прозелитов: 1) прозелиты правды, которые вполне принимали иудейскую веру, были обрезываемы или крещаемы и подчинялись вполне Моисееву закону, и 2) прозелиты врат, которые, отрекшись от язычества не вполне принимали закон Моисеев, не обрезывались и не крестились. – «Делаете его сыном геенны»: сын геенны значит повинный геенне, достойный вечного наказания (ср. прим. к Мф. 5:22); «сын геенны тот, то совершает дела, за которые достоин сожжения в геенне» (Феофил.). – «Вдвое худшим вас»: писатели иудейские сами говорят, что прозелиты были «язвою Израиля», что они замедляли даже пришествие Мессии. Фарисеи приобретали их частью и по ревности к своей вере, частью из своекорыстных целей, и, приобрев, не заботились о их наставлении в вере и об исправлении их нравов, а еще более развращали их своим примером лицемерной жизни. «Здесь Иисус Христос показывает, что книжники и фарисеи сугубо виновны: виновны, во-первых, в том, что ничего не могут сделать для спасения многих, и что им великого стоит труда привлечь к себе хоть одного человека; во-вторых в том, что совершенно не радят о сохранении того, кого приобрели, и не только не радят, но еще бывают его предателями, когда порочной своей жизнью развращают его и делают еще хуже себя. Ибо когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что Он не останавливается на той точке зла, до которой дошел его учитель... Слова: «вдвое худшим вас» – сказаны для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они не только были учителями беззаконной жизни, но и еще старались вложить в учеников своих больше зла и вовлекали их в большую порочность, нежели какой подвержены были сами, что служит признаком в высшей степени развращенной души» (Злат.). 16-17.«Вожди слепые»: руководители других, сами лишенные духовного зрения; указатели другим пути в Царство Небесное, сами не видящие этого пути. – «Кто поклянется храмом»: т.е. клятва такая необязательна; нарушивший ее не подлежит осуждению, неповинен. – «Золотом храма»: золотыми украшениями храма, как-то сосудами, священными принадлежностями и пр., или – золотом, которым покрыты были врата и разные части храма, или наконец золотом, бывшим в храмовой сокровищнице. Видно, что это золото храма фарисеи считали более священным, чем самый храм, хотя и неизвестно, почему именно. – «Повинен»: обязан непременно сдержать клятву, а если не сдержит, то подлежит известному наказанию, как виновный в нарушении клятвы. – «Храм, освящающий золото»: освящать значит делать священным, назначать для особенного религиозного употребления. Золото храмовое потому делается священным, что находится в храме; будь оно в другом месте, оно не имело бы того значения. Следовательно, безумно считать более священным то, что само освящается, нежели то, чем оно освящается. 18-19.«Жертвенником»: или алтарем всесожжений, находившимся во дворе храма где приносились жертвы (см. прим. к Мф. 21:12). Он был из нетесанных камней, четвероугольный, длиною и шириною при основании около 10 сажень и вышиной около 10 аршин. На нем приносились жертвы или дары во всесожжение (ср. прим. к Мф. 5:23). – «То ничего»: см. прим. к ст. 16. – «Повинен»: «по учению фарисеев тот, кто клялся золотым сосудом или волом или овцой, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить во храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. А если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поелику он не мог создать ничего подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительной по причине любостяжания фарисеев» (Феофил.). – «Жертвенник, освящающий дар»: жертвенник, посвященный Богу, сообщал освящение полагаемому на него дару или жертве; следовательно он важнее и священнее, чем дар, освящаемый от него; следовательно клянущийся жертвенником и нарушающий клятву повиннее, чем клянущийся только даром одним. 20-22.«Клянущийся жертвенником» и пр.: что клятва жертвенником священнее и обязательнее клятвы даром на жертвеннике, это несомненно видно из того, что кто клянется жертвенником, тот вместе клянется и жертвами, так как жертвы назначены для принесения их на жертвеннике. А что клятва храмом священнее и обязательнее клятвы жертвенником, это видно из того, что клянущийся храмом клянется вместе и живущим в нем, т.е. Богом, ибо храм есть место Его особенного присутствия среди народа Своего. В первом храме Соломоновом Бог являл особенное присутствие Свое на кивоте завета во Святом Святых, видимым знаком чего было облако (3Цар. 8:10-13. Пс. 81:1). Во втором храме, хотя уже кивота завета не было, но Господь и в нем особенным образом являл Свое присутствие, почему во Святое Святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью умилостивительной жертвы (Евр. 9:7). Клянущийся храмом таким образом – то же, что клянущийся небом (ср. прим. к Мф. 5:34-35), который «клянется престолом Божиим» и пр.: небо есть также место особенного присутствия Божия, где является вся Его слава, почему и говорится, что там престол Божий, на котором Он восседает во всем величии и славе и свете неприступном. Всеми этими изречениями Господь показывает, что клясться чем-бы то ни было значит клясться Богом, иначе клятва не имеет смысла. Существенное в клятве есть призвание Бога во свидетели правоты и искренности клянущегося; в противном случае клятва – ничто. Впрочем вообще о клятве см. прим. к Мф. 5:33 и дал. 23-24.«Даете десятину» и пр.: закон обязывал иудеев давать десятую часть всего на жертвы и содержание левитов (Чис. 18:20-24. Втор. 14:22-24). По прошествии трех лет еще десятина назначена была для бедных и сирот (Втор. 14:28-29). Закон, говоря о десятине плодов земли (Втор. 14:22), не упоминает собственно о травах, – платить ли десятину с них. Фарисеи, представлявшиеся строгими блюстителями закона, давали десятину и с них, с мяты, аниса и тмина. Господь указывает им, что они, соблюдая строго мелочи, точно неопределенные законом, оставляют без исполнения важнейшее в законе, как то: «суд» или справедливость в разбирательстве судебных дел, «милость» – снисходительность в отношении к бедным и несчастным, и «веру», или верность Богу и Его святому закону. – «Сие надлежало делать и того не оставлять»: Спаситель не укоряет их за исполнение закона относительно десятины, но показывает, что это – не важнейшее в законе; этого только «оставлять» не следовало, – а «делать» исполнять должно важнейшее, тогда как фарисеи поступали наоборот, «делали» маловажное, а важнейшее вовсе оставляли, не исполняли. – «Оцеживающие комара» и пр.: кажется народное присловие, указывающее на людей, занятых мелочами, в них полагающих всю важность и из-за них опускающих из внимания более важное и даже важнейшее (у арабов есть пословица: слона проглотил, а комаром подавился). В приложении к фарисеям в данном случае оно значит: вы с мелочной заботливостью стараетесь исполнить самые маловажные требования закона, чтобы избежать нарушения его, и как бы не замечаете нарушения их, и таким образом подобитесь по пословице тем людям, которые оцеживают из напитка попавшего в него комара, а проглатывают верблюда (св. Златоуст под комарами, соответственно мысли 25 стиха, разумеет внешние наружные очищения, а под верблюдами – действия, очищающие душу). 25-26.«Очищаете внешность чаши и блюда»: фарисеи, следуя своим преданиям, с мелочной заботливостью старались о чистоте посуды при столе, придавая сему религиозное значение (Мк. 7:4). – «Внутри полны хищения и неправды»: наполнены яствами и питиями, которые приобретены неправедными способами. – «Очисти прежде внутренность» и пр.: сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питие в чаше твоей были приобретены не хищением и неправдой, а честным трудом и тогда (и только тогда) можешь достигнуть того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чиста; иначе и при внешней чистоте блюда и чаши они не будут действительно чисты внутренне, действительно, так сказать, нравственно. – Св. Златоуст разумеет здесь не только очищение блюда и чаши, но – очищение тела и души, под внешностью разумея тело, в под внутренностью – душу. «Если в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе. Но вы, говорит Он, поступаете напротив: соблюдая маловажное и внешнее, нерадите о важном и внутреннем. Отсюда происходит тот величайший вред, что вы, почитая себя все исполнившими, прочее пренебрегаете, а пренебрегая, не заботитесь или не принимаетесь исполнять то... Наружные очищения были предписаны законом ради внутренних, а между тем книжники и фарисеи, оставив сие последнее, заботились только о первом; от этого и не выходило никакого добра, потому что внутреннее очищение не следовало за внешним, тогда как наоборот внешнее необходимо уже следует за внутренним» (Злат.). 27-28.«Уподобляетесь окрашенным гробам» (об устройстве гробов см. прим. к Мф. 8:28). Гробницы ежегодно 15 числа месяца Адара подбеливали не ради красоты, а чтобы обозначить для проходящих место их, дабы они не прикасались к ним, так как по закону (Чис. 19:16) прикосновение ко гробу делало прикоснувшегося нечистым; некоторые подбеляли гробницы и украшали памятниками конечно и для красоты их. Обеленные гробы казались красивыми, внутри же конечно были полны костей и нечистот. Так и фарисеи по наружности казались праведниками, а в самом деле были лицемеры и беззаконники. 29-30.«Строите гробницы пророкам», которые были убиты прежде предками их; книжники и фарисеи, поступая так, показывали по-видимому уважение к убитым пророкам и праведникам и являли тем свое благочестие. При этом, как видно, они порицали предков своих, избивавших пророков и праведников, и отрицались от участия в их преступном пролитии пророческой крови. Их усердие в устроении и украшении гробниц и памятников пророкам и праведникам по-видимому подтверждало их слова и – обманывало народ. Но Сердцеведец говорит им, что они и в этом случае оказываются лицемерами; на самом же деле они еще хуже отцов своих. «Иисус Христос говорит: «горе» книжникам и фарисеям не потому, что они строят гробницы и осуждают отцов своих, но потому что, как в том случае, так и в притворном осуждении отцов своих, они поступают хуже их» (Злат., ср. Феофил.). 31-32.«Таким образом»: из самих слов их Господь показывает им, что они лицемерно украшают гробницы и памятники пророков и праведников, а на самом деле они таковы же, как и отцы их, или еще и хуже их, «ибо они хотели убить Самого Господа пророков» (Феофил.). – «Вы сыны тех, которые избили пророков»: и как сыны наследовали испорченность ваших отцов и предков, и в этом подобны им. «Но какое преступление быть сыном убийцы, если этот сын не участвует в намерении отца? Никакого. Отселе очевидно, что Христос говорит это для того, чтобы дать знать об участии их в злодеянии отцов их..., и что они притворно говорили: мы не были бы сообщниками их; ибо те, кои не удержались от убиения Господа, как бы пощадили рабов?» (Злат.). – «Дополняйте же меру отцов ваших»: это не повеление, а пророчество, что они еще превзойдут отцов своих в злодеянии, в пролитии неповинной крови («дополнять меру» – довершить то, что начато, доводить до крайности). Это исполнилось в убиении иудеями Господа и преследовании Его Апостолов. Убиение Господа переполнило меру долготерпения Божия и Бог предал народ Свой, избранный некогда, на поругание язычников. 33.«Змии, порождения ехиднины» и пр.: см. прим. к Мф. 3:7. – «Осуждения в геенну»: вечного мучения (ср. прим. к Мф. 5:22). – «Змии, порождения ехиднины», т.е. злые дети злых родителей и еще злее их. Ибо Христос показывает, что они отваживаются на гораздо большие злодеяния и в жестокости превосходят даже отцов своих, хотя и хвалятся, что они не поступили бы так в подобном случае. И действительно, они оканчивают и довершают злодеяния. Ибо те умертвили пришедших в виноградник рабов, а сии убили и Самого Сына, и тех, которые звали их на брак» (Злат.). 34.«Вот, Я посылаю» (пошлю – настоящее вместо будущего) «к вам пророков» и пр.: разумеется послание Апостолов и их сотрудников (Еф. 4:11), которые в церкви Христовой были тем же, чем в ветхозаветной церкви были пророки, а потом мудрые и книжники. Названия эти употреблены здесь потому, что иудеи привыкли к ним, так как этими названиями обозначались у иудеев вообще учителя религии. – «Иных убьете»: как напр. Стефана (Деян. 7:59) и Иакова Зеведеева (Деян. 12:1-2). – «И распнете»: как напр. Симеона брата Господня (Евсев. Церк. Ист. 3, 32). – «Иных будете бить в синагогах» (ср. прим. к Мф. 10:17). Это также исполнилось на Апостолах (ср. Деян. 22:19-24. 2Кор. 11:24-25). – «Гнать из города в город» (ср. прим. к Мф. 10:23): это общая участь почти всех Апостолов. 35-36.«Да придет на вас вся кровь»: да постигнет вас наказание за кровь, невинно проливаемую (ср. Мф. 27:25). Речь не об одних только фарисеях и книжниках, но вообще о всем народе иудейском (ст. 36), убившем Спасителя и Его посланников, исполнившем меру преступлений отцов своих и потому повинном во всей пролитой невинно крови пророков и праведников. Бог не наказывает добрых детей за грехи отцов, и если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю неповинно пролитую отцами их кровь, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин сего наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии. – «От крови Авеля праведного», убитого неповинно братом его Каином (Быт. 4:8). – «До крови Захарии, сына Варахиина» и пр.: это вероятно тот Захария, который по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня (2Пар. 24:20). Господь берет примеры невинно пролитой крови пророков и праведников из первой и последней священных исторических еврейских книг, примеры – первый и последний. Правда, Захария сей называется в книге Паралипоменон сыном не Варахии, а Иоддая; но это может быть было другое имя отца Захарии, так как у евреев был обычай носить два имени (напр. Матфей – Левий, Симон – Кифа и пр.). Некоторые из древних (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофилакт) полагают, что речь здесь идет о Захарии отце Иоанна Предтечи. Но неизвестно исторически, был ли он сын Варахии; притом сведения о смерти его, заимствованные из апокрифических источников, не одинаковы. Впрочем вероятно не без основания помянутые отцы говорили так. Мнение, что это был Захария Варахиин, один из 12 меньших пророков (Зах. 1:1), трудно принять, ибо нельзя указать, почему Христос мог указать именно на него, тогда как о мученической кончине его ничего не известно ни из истории, ни из предания. Мнение же, будто это тот убитый зилотами Захария, о котором говорит Иосиф Флавий (Bel. Jud. 4, 6, 4), принять совершенно нельзя: 1) потому, что это убиение случилось долгое время спустя после смерти Христовой (около времени разрушения храма), а Христос говорит в прошедшем времени – «убили»; 2) потому, что Флавий называет этого Захарию сыном Варуха (Βαρουχου, вар. Βαρασχαιου), а Варахия и Варух не одно и тоже. – «Убили между храмом и жертвенником»: между святилищем и жертвенником или алтарем всесожжений (см. прим. к Мф. 21:12) Захария Иоддаев, или Варахиин, был убит «во дворе дома Господня». У раввинов сохранилось воспоминание об этом убийстве, как особенно позорном и богопротивном деле (Targum. Плач. 2, 20. Lightf. в толковании на это место). – «Все сие придет на род сей»: все мщение Божие за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся лет около 36 спустя после сего, рассеяние народа и при сем ужасные бедствия, испытанные им, были точным исполнением этого пророчества. «Тот, кто видел многих согрешающих и не вразумился, но сам поступает также, и не только также, но гораздо хуже, должен подвергнуться наказанию жесточайшему. Ибо, если бы он захотел, то сделался бы лучшим, имея так много примеров, в других; но как он не исправился, то достоин большего наказания за то, что имел много случаев к вразумлению себя от людей, прежде согрешивших и уже наказанных, но без всякой для себя пользы» (Злат.). 37-38.«Иерусалим, Иерусалим»: «что значит это сугубое воззвание? Это – голос милосердия, сострадания и великой любви. Как будто перед любимой женщиной, которую постоянно любили, но которая презрела любившего ее и через то заслужила наказание, Он оправдывается, тогда как намерен уже был поразить казнью» (Злат.). – «Сколько раз»: это было целью всей Его деятельности; для этого Он часто посещал Иерусалим и проповедовал в нем и чудодействовал. – «Собрать чад твоих»: обратить жителей твоих к Себе, чтобы они признали Меня своим Мессиею и вступили в царство Мое. – «Как птица (курица) собирает» и пр.: «сравнением изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов» (Злат.). – «Не захотели»: не от Меня зависело то, что вы не обратились ко Мне, но от вашей злой воли, – не захотели вы. – «За то, се оставляется дом ваш пуст»: дом, т.е. храм, святилище Божие, лучшее украшение Иерусалима. Отнимается от него Божие попечение и охранение, и он запустеет, будет оставлен Богом; а с ним запустеет и город святый и земля святая, ибо отнимется от него и от нее имя Божие. Так и было: храм и город разрушены римлянами; земля опустошена. 39.«Не увидите Меня отныне»: день милосердия прошел для вас, и вы не увидите Меня более, как милосердного Избавителя вашего, – Я буду для вас грозным Судьей. «Говоря «отныне», Он указывает не на этот самый час, но на все время, которое протекло до Его страданий» (Злат., «отныне значит – после распятия, а не после того часа, в который Он говорил это» – Феофил.); в храме, действительно, уже не был Господь «отныне», по воскресении же Своем Он являлся «не всему народу», но только «свидетелям предизбранным от Бога» (Деян. 10:41). – «Доколе не воскликнете: благословен» и пр. «Здесь Он говорит о будущем дне Своего второго пришествия..., давая разуметь самым неверующим, что они тогда (невольно) поклонятся Ему» (Злат., ср. Феофил.). Вероятно также, что во время страшного таинственного пришествия Спасителя на суд с народом Своим, при разрушении Иерусалима, не малое число иудеев, видя в сем знамение гнева Божия за отвержение Мессии, невольно обращались к Нему с верой и, уверовав, благословляли духом это таинственное пришествие Его. - 29.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 23



