- 1.
И бысть, егда соверши Иисус заповедая обеманадесяте ученикома Своими, прейде оттуду учити и проповедати во градех их
«Заповедая», т.е. наставляя и повелевая. Перешел оттуда, чтобы учить и проповедовать в городах учеников, из которых они происходили (Или:«их», т.е. иудеев).
Толкование Евангелия от Матфея.
- 2.
Ст. 2-3 Иоанн же слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих, рече Ему: Ты ли еси Грядый, или инаго чаем
Лука (7, 18...) говорит, что сами ученики возвестили Иоанну о чудесах, и тогда он послал двух из них, – что показывает зависть, которую они имели в отношении ко Христу. Послал их Иоанн спросить, Он ли Тот, о пришествии Которого говорят книги пророков, не потому, что не знал этого тот, который проповедовал прежде о Нем, крестил Его своими руками, слышал свыше свидетельство о Нем, и видел сошедшего на Него, в виде голубя, Божественного Духа, но потому, что видел, что ученики его относятся с завистью ко Христу. И прежде они пришли и говорили Иоанну: равви, Иже бе с тобою обонпол Иордана, Емуже ты свидетелствовал еси, се, Сей крещает, и вси грядут к Нему ((Ин 3:26)). Сильно любя своего учителя и желая воспользоваться его славой, ученики Иоанна негодовали, видя, что Христос прославляется. Так как Иоанн, часто наставляя, не мог, однако, убедить их, то ввиду скорой своей смерти, избрав двух, наиболее благоразумных, посылает их ко Христу с вопросом: Он ли Тот, Который должен прийти, имея при этом в виду, чтобы они уверовали, увидев чудеса, которые Христос творил. Он знал, что свидетельство дел – самое убедительное и несомненное. Поэтому и Христос, зная, для чего Иоанн послал их, совершил в это время много чудес, как говорит Лука (7, 12). Если бы Иоанн послал их быть просто зрителями, то они не пошли бы. Поэтому он и представил, как причину, этот вопрос.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 3.
сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого
См. Толкование на (Мф 11:2)
- 4.
Ст. 4-5 И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют
Смотри, как Он ответил не на придуманный вопрос их, а на действительную причину, по которой они были присланы. Благовествующими нищими назвал апостолов: ибо кто беднее рыбаря?
Толкование Евангелия от Матфея.
- 5.
слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют
См. Толкование на (Мф 11:4)
- 6.
и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне
Это сказал в особенности ради учеников Иоанна, открывая им тайну их сердца и показывая, что не скрылось от Него и то, когда они соблазнялись тем, что Он ел с мытарями и грешниками ((Мф 9:14)), и когда они открыто упрекали Его прежде в чревоугодии пред учениками Его, как сказано в девятой главе.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 7.
Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне
Те, исправленные (в своем заблуждении), ушли. Почему же Он не говорил об Иоанне в их присутствии? Дабы не показалось, что Он льстит Иоанну.
чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему
Народ, услышав вопрос Иоанна и не зная его цели, был смущен: каким образом тот, который высказал столько, и столь великих, свидетельств о Христе, теперь сомневается; народ подозревал, что Иоанн переменился. Зная это, Христос врачует такое подозрение, показывая вместе с тем, что Он – сердцеведец. Желая пристыдить, Он говорит с упреком: чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему? т.е. легкомысленного ли и непостоянного человека и подобно тростнику колеблющуюся мысль, – как вы думаете теперь, – или скорее наоборот – постоянного и твердого более, чем скала, как свидетельствовало о том ваше внимание к нему тогда и стечение?
Толкование Евангелия от Матфея.
- 8.
Но чесо изыдосте видети; человека ли в мягки ризы облеченна
т.е. изнеженного, чтобы и из этого он казался слабым и легкоизменяемым; или наоборот, воспитанного сурово, как убеждали в этом его одежда и пища.
Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть
Но этот сначала жил в пустыне, а теперь заключен в темницу. Так как одни бывают легкомысленны от рождения, а другие становятся такими от изнеженности, то Христос привел и то, и другое и показал, что ничего этого нельзя сказать об Иоанне. Затем высказывает истинное суждение, подтверждает его истиною, и сплетает Крестителю блестящий венец похвалы.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 9.
Но чесо изыдосте видети; пророка ли; Ей, глаголю вам, и лишше пророка
т.е. больше пророка. Далее говорит – почему больше; именно по причине близости его явления к пришествию Христа. И между глашатаями большими были те, которые шли вблизи царя. Больше пророка, потому что он своими глазами видел Того, о Ком пророчествовал, между тем как бывшие до него пророки видели Его только в гадании.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 10.
Сей бо есть, о немже есть писано: се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою
После Своего свидетельства представляет и пророческое: это изречение – Малахии (3, 1). Оно сказано как будто Отцом и Богом к Сыну и Богу, Ангелом (вестником) Своим Бог назвал Иоанна или потому, что он возвестил народу сказанное ему о Христе: бысть, говорит, глагол Божий ко Иоанну Захариину сыну в пустыни ((Лк 3:2)), или потому, что он проводил ангельскую жизнь, возвышаясь над земным и стремясь к небесному. Пред лицем Твоим, т.е. идущего пред Тобою, как раба, который приготовит впереди Тебя путь. Путь Христов – это души людей, к которым заранее должно было прийти слово, как об этом пространнее сказали мы в третьей главе. Может он назваться более, чем пророком, и потому, что видел Того, о Ком пророчествовал, как никто другой из пророков, и не только видел, но и крестил.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 11.
Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя
Не родился, говорит, больший его между людьми, рожденными от жен. Кто другой, скрытый во мраке чрева, узнал пришедший свет и взыгранием поклонился Ему? Никто – кроме него одного; следовательно, он больше всех. И опять, кто с детства проводил столь уединенную и пустынную жизнь и избрал такой подвиг? Конечно, никто. Затем, после того как воздал похвалу Крестителю, во-первых, от стечения к нему иудеев, во-вторых, от личной его добродетели, в третьих, от своего приговора, в четвертых, от пророческого свидетельства, и после того как объявил его более, чем пророком и вообще большим всех людей, – врачует такое излишество похвал, чтобы не предпочитали его Христу. И смотри, что говорит:
мний же во Царствии Небеснем болий его есть
Меньшим называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства – удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни. Меньший же, т.е. кажущийся меньшим его, больше его в Царствии Небесном, как не только человек, но и Бог.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 12.
От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е
Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. Нудится, т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: нуждницы восхищают е. Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Сказал это Христос, как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, – так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 13.
вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша
Законом называет древнее законодательство, так как и в нем много предсказано о Христе, в особенности в узаконениях о жертвах, служивших прообразом и предзнаменованием той жертвы, которая должна быть принесена за мир. Итак, говорит: все пророки, т.е. пророчествовавшие о пришествии Христа, и закон, пророчествовавший о принесении в жертву овцы и агнца, продолжали эти свои пророчества до Иоанна. Даже до времени Иоанна они были пророчествами, но с этого времени они не остались уже пророчествами, а стали делами: Он сам видел исполнение их и потому, узнав Христа, назвал Его Агнцем, говоря: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ((Ин 1:29)). Христос сказал эти слова, чтобы, с одной стороны, и этим воздать похвалу Иоанну, так как он первый узнал исполнение тех пророчеств и так как он сам был пророк, – а с другой стороны, чтобы показать, что пришел уже Тот, о Котором пророчествовали, и не должно ожидать еще другого. Есть и другое толкование: все вообще пророки и закон, которым надлежало пророчествовать, пророчествовали иудеям до Иоанна, и он был последним из пророков; после него никто другой не пророчествовал им. Итак, ему, как последнему, должно верить, так как он много обо Мне свидетельствовал и привел ко Мне души всех, как друзья женихов приводят к ним невест. Поэтому пророк Малахия (3, 1) назвал его посланным, чтобы приготовить путь Мой предо Мною.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 14.
И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити
Иудеи ожидают, что Христос придет тогда, когда Илия придет и предварит Его пришествие. Есть пророчество Малахии, которое говорит: И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина…, иже устроит сердце отца к сыну ((Мал 4:5)). И действительно, Илия предварит пришествие Христа, но второе; а Иоанн предварил первое. Итак, Христос говорит: если вы желаете принять то, что Я имею теперь сказать, – или принять, т.е. обратить внимание на дела, – то Иоанн и есть имеющий прийти Илия, так как он исполняет служение его. Как тот, долженствующий предварить второе Мое пришествие, обратит сердца иудеев того времени к апостолам, так как иудеи – отцы апостолов, – так и этот обращает, предваряя Мое пришествие, сердца долженствующих уверовать иудеев ко Мне, так как Я – Сын их. По человечеству Христос происходит от иудеев. И как первый Илия называется вторым предтечей, так, конечно, и первый предтеча называется вторым Илией, по сходству служения, как сказано.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 15.
Имеяй уши слышати да слышит
Уши разумеет здесь умственные, потому что чувственные уши имели все слушатели. Он говорит: кто имеет умственные уши, чтобы понимать, пусть понимает сказанное, т.е. что Иоанн есть Илия. Это было – загадочно: доказывая, что Иоанн есть Илия, вместе с тем доказывал, что пришел Христос. Говоря: имеяй уши слышати да слышит, Он возбуждал их к расспрашиванию о том, что казалось загадочным.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 16.
Кому же уподоблю род сей
У Луки (7, 31) сказано: кому уподоблю человеки рода сего. «Уподоблю», т.е. сравню. Хочет обличить недовольство иудеев.
Подобен есть детем седящым на торжищих и возглашающым другом своим
Сравнил с детьми иудеев, по причине их неразумия. Торжище – это общественное место, куда стекались отовсюду толпы народа для торговли. Друзьями их, т.е. товарищами, назвал Себя и Иоанна Крестителя, к которым возглашали, т.е. говорили иудеи.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 17.
и глаголющым: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте
И говорят означенным детям эти товарищи их: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте. Слова эти имеют следующий смысл: мы показали вам не трудный образ жизни, но вы недовольны, и – трудный, но вы опять недовольны. Пискать (играть на свирели) – легко, но плакать (петь плачевные песни) – тяжело. И опять: пляшущий – доволен, если кто-либо играет на свирели, и рыдающему, т.е. плачущему, легче, если кто-либо поет жалобные песни. Затем поясняет сказанное, говоря: прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 18.
Ст. 18-19 Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником
Образ жизни Иоанна был трудный и строгий, так как он не ел хлеба и не пил вина, а образ жизни Христа был не такой трудный и не столь строгий, потому что Он ел хлеб и пил вино. Оба эти рода жизни были противоположны друг другу, но ни тот, ни Другой из следовавших по ним не был угоден (иудеям): об Иоанне, по причине воздержания его от хлеба и вина, говорили, что он имеет беса; а Христа за то, что Он ел и пил, называли человеком, который любит есть и пить вино, хотя евангелист и не записал ясно этих злословий, считая достаточной настоящую речь. Подобно тому, как два охотника, желая поймать трудноуловимое животное, которое может быть поймано двумя противоположными друг другу путями, разделяют между собою эти пути, и хотя следуют по различным путям, но делают одно и то же; так и по Домостроительству Божию Иоанн проводит более строгую жизнь, а Христос – не столь строгую, чтобы принявшие того или Другого были покорны им и были уловлены тем или Другим. Конечно, пути эти противоположны, но дело – общее. А те (иудеи), как трудноуловимое животное, избегая того и Другого, поносили обоих.
Итак, спросил их: лучше ли жизнь более строгая? Но почему же вы не послушались Иоанна, указывающего вам на Христа? Или может быть – не так строгая? Но почему вы не послушались Христа, наставляющего вас на путь спасения? Почему Иоанн вел более строгий образ жизни? Потому что должно было проповеднику покаяния быть сетующим, а Подателю отпущения грехов – быть радостным. Притом, Иоанн ничего более не показал иудеям, кроме одной только своей жизни: Иоанн, говорится, знамения не сотвори ни единаго ((Ин 10:41)); а о Христе свидетельствовали и Его Божественные чудеса.
Кроме того, зная, что люди немощны, Христос снисходит к ним, чтобы они приобрели отсюда больше пользы. Посему, согласно с Домостроительством, Он приходил к трапезам мытарей и защищался от порицателей, говоря: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние ((Мф 9:13)).
Однако Он не оставлял в пренебрежении и строгого образа жизни, так как обитал в пустыне со зверями ((Мк 1:13)) и постился сорок дней, как выше было сказано. Равным образом, приступая к трапезам, Он ел и пил воздержанно, благоговейно и свято.
И оправдися премудрость от чад своих
Оправдися, т. е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости – мудрые. Или: оправдися, т.е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 19.
Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам
См. Толкование на (Мф 11:18)
- 20.
Тогда начат Иисус поношати градовом, в нихже быша множайшыя силы Его, зане не покаяшася
Поношати, т.е. сетовать (об их несчастии), так как сетование это и есть поношение; силами назва чудеса.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 21.
Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вафсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшыя в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша
Содом и Гоморру впоследствии Он ставит, как известные по своему распутству; а Тир и Сидон, как обесславленные идолослужением.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 22.
Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам
Обаче, т. е, поэтому. К сетованию присоединяет и угрозу, чтобы они или устыдились, или убоялись.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 23.
И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши: зане аще в Содомех быша силы были бывшыя в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне
Капернаум стал знаменитым, потому что в нем обитал Христос и совершил в нем много чудес. Итак, говорит: и ты, возвысившийся даже до неба по своей славе, снизойдешь даже до ада, по своему бесславию. До неба – показывает величие славы, до ада – величие бесславия. Усилением обвинения и доказательством чрезмерного зла было сказать, что они хуже не только современных грешников, но и когда-то бывших.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 24.
обаче глаголю вам, яко земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе
«Вам» – сказано жителям этого города, а «тебе» – самому городу.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 25.
В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем
Слово отвещать имеет много значений. Иногда оно стоит в начале, как здесь: Отвещав Иисус рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, хотя нет впереди вопроса. Иногда оно отвечает на вопрос, как например: Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ((Мф 16:16)), так как этому предшествовал вопрос. Иногда также обозначает непрерывность речи; когда Хананеянка сказала: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши ((Мф 15:27)). Кроме того, обозначает увещание: отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию ((Мф 15:15)). Иногда ставится, как излишнее: отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся ((Мф 26:33)). Марк пропустил: отвещав и сказал: Петр же рече Ему и т. д. ((Мк 14:29)). Иногда же обозначает и вопрос: Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах ((Ин 6:70))… Исповеданием называет здесь благодарение; премудрыми и разумными – книжников и фарисеев, которые были такими в глазах народа; младенцами – апостолов по их незлобию, простоте и невинности. Благодарю, говорит, Тебя за то, что Ты скрыл тайны веры от мудрых и разумных, которые не хотели познать их, и открыл их младенцам, которые приняли их. Возблагодарив Отца, показал, что Он есть Сын, посланный от Него, а воздав эту благодарность от имени верующих, показал, какую любовь Он имеет к ним. Эту же благодарность воздал Он Богу и за семьдесят апостолов, когда они возвратились к Нему, как сказал Лука.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 26.
ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою
Да, я благодарю Тебя, Отче, потому что таково было Твое благоволение, или: так Тебе угодно было; т.е. потому что Тебе угодно было удалить эти тайны как от недостойных, от тех, которые сами удалились от них, и открыть, как достойным, тем, которые сами приходят к ним. И это вполне справедливо. Но чтобы из Его благодарения Отцу люди не заключили, что Он не так всемогущ и чужд природы Отца, говорит: вся Мне предана суть Отцем Моим…
Толкование Евангелия от Матфея.
- 27.
Вся Мне предана суть Отцем Моим
Все, конечно, что принадлежит Отцу, потому что и в другом месте говорит: вся, елика имать Отец, Моя суть ((Ин 16:15)). Если Ему передано все, то Он есть Господь всего, а если Он есть Господь всего, то, конечно, равен Отцу.
Слово – предана понимай, как прилично Божественному достоинству, а не так, что Он не имел этого прежде, но получил впоследствии; ничто не предшествовало Ему, ни даже Сам Отец, но вместе Отец, вместе Сын и вместе Господь всех. Но говорит Он обыкновенно так, сообразно с целями Домостроительства, воздавая почтение Отцу. Это объяснение имей в виду в подобных случаях.
и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын
Познание разумеет не общее простое, а познание, сообразное с их природою. Что есть Отец и Сын, это знаем мы все, верующие, но кто такой Отец по Своей природе и кто – Сын, этого никто не знает. Лука говорит: никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын ((Лк 10:22)). Итак, Христос сказал это, яснее показывая равенство с Отцом: если только Они одни имеют равное знание один о другом, то, конечно, Они равны.
и емуже аще волит Сын открыти
И это указывает на равенство. Если открывает Отец, как выше сказано, то открывает и Сын, следовательно, они равны. Откроет достойным природу Отца в будущем веке. Если откроет природу Отца, то, конечно, откроет и Свою, и Духа Святого, потому что она – одна и та же у Троицы. Говоря: никтоже знает, разумел тварей, но Духа Святого, как не сотворенного, конечно, не включал сюда. Но почему же не сказал ясно и о Нем? Потому что еще не пришло время учить о Нем. Необходимо, чтобы прежде напечатлено было в умах учеников познание Сына, а затем было открыто им и о Святом Духе.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 28.
Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы
Трудящиеся над совершением греха, и обремененные его тяжестью. Видишь ли, как Он показал, что грех имеет и труд, и бремя? Труд имеет прежде совершения, а бремя – после него.
Можно сказать и иначе: трудящиеся над тщетным и обремененные заботами о нем. И Аз упокою вы, т.е. освобожу и от этого труда, и от этого бремени.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 29.
возмите иго Мое на себе
Игом назвал – Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу (ярму) налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и с возницею – Христом.
и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем
Кротостью называет здесь смирение, потому что кротость есть часть смирения. Поэтому сказав: яко кроток есмь, пояснил то, что сказал. И обрати внимание на прибавление: не сказал только «смирен», но смирен сердцем, т.е. смирен душою, волею. Смирение, вынуждаемое обстоятельствами – бесполезно, как наружное и непроизвольное. Выставил им смирение, как корень всякой добродетели, а в примере поставил Самого Себя, чтобы речь легче была воспринята.
и обрящете покой душам вашим
Смиренномудрый все, что ни терпит, думает, что терпит не без причины и не смущается. Но некоторые здесь разумеют покой вечный.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 30.
иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть
Иго назвал также бременем; игом – по вышеуказанной причине, – а бременем по причине тяжести для непривычных. Итак, смотри, каким образом и сказал иго, и назвал его благим. Сказал бремя и назвал его легким, чтобы ты не презирал его, как легкое, и не избегал, как трудного. Найди также в седьмой главе (ст. 14) объяснение слов: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот.
Толкование Евангелия от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 11
Глава 11
1.«Перешел оттуда», где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее (Мф. 9:35). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф. 4:23. Мф. 9:35. Мф. 12:9), может быть соседних с Капернаумом. 2-3.«Иоанн (Креститель), услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, разумеются главным образом чудесные дела Господа; впрочем, нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин. 5:36). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф. 14:3). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников (Лк. 7:17), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен придти» (ср. Ин. 6:14. Евр. 10:37): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто «грядущим», или имеющим или долженствовавшим придти, может быть применительно к словам Псалмов (Пс. 49:8. Пс. 117:26) или Малахии (Мал. 3:1). – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия (Ин. 1:32-34), и его понятия о Мессии и Его царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев (Ин. 1:29, 35. Ин. 3:33-36), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой-либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия. Предполагать с Тертуллианом (contr. Мк. 4:18), что, после того как Иоанн исполнил свое служение в качестве предтечи Мессии, Дух Святой оставил его, и Иоанн, как обыкновенный человек, мог усомниться в Иисусе, как Мессии, нет никаких оснований. Предполагать, что Иоанн хотел удостовериться, тот ли это творит дошедшие до него по слухам дела, которого он крестил и о котором он свидетельствовал как о Мессии, или другой, а равно предполагать, что Иоанн этим вопросом хотел вызвать Иисуса на более решительный образ действий в качестве Мессии – также нет основания; это догадки, не имеющие ни в чем твердой опоры для себя. Справедливо изъяснить сие послание учеников и вопрос, согласно с древними отцами и учителями церкви (Ориг., Злат., Август., Иерон., Илар., Феофил., Евф. Зигаб.), тем, что Иоанн это сделал не для разрешения своего сомнения, а для большего и сильнейшего удостоверения своих учеников в том, что Господь Иисус есть действительный и истинный Мессия, обетованный издревле. «Для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, что ученики Иоанновы, как всякий приметить может, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали (ср. Ин. 3:26. Мф. 9:14). Ибо они еще не знали, кто был Христос; но, почитая Иисуса простым человеком, а Иоанна более нежели человеком, с досадой смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им придти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ. И хотя Иоанн, доколе находился с ними, часто их вразумлял и учил, впрочем, и тем не убедил. Когда же приближался уже к смерти, еще более о том заботился…, и сам уже не дает им советов, посылает не всех, а только двоих, о которых может быть знал, что они способнее прочих уверовать, дабы вопрос не был подозрителен и дабы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом (свт. Златоуст, раскрывая подробно это свое толкование, опровергает некоторые другие, принятые в его время, толкования). 4-6.«Скажите Иоанну»: кто прислал с вопросом, тому посылает и ответ, хотя, по вышесказанному, не Иоанн нуждался в этом удостоверительном ответе, а ученики его. – «Что слышите и видите» и пр., ев. Лука говорит, описывая то же событие, что Иисус в это время многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение (Лк. 7:21). Указывая на сии чудотворения Свои, Господь тем самым отвечает на вопрос Иоанна утвердительно, т.е. что Он есть действительно Тот, который должен придти – Мессия: ибо такие дела, по пророчеству Исаии (Ис. 35:5 и дал., Ис. 61:1 и дал.) должен творить Мессия. Пророки, хотя творили чудеса, но не столь поразительные и не в таком обилии; при том же Господь творил их во Свое имя и Своим собственным могуществом, тогда как пророки творили их во имя Божие и силою Божией. Он посему творил такие чудеса и так, какие и как мог творить только Мессия. – «Нищим благовествуется»: нищие – бедные, несчастные, по мнению мира, труждающиеся и обремененные (ст. 28). Таковые по преимуществу собирались вокруг Господа, возвещавшего им наступление царствия Божия; им принадлежало участие в сем царстве, если они, как нищие духом, глубоко чувствовали потребность спасения, с любовью и усердием слушали слово Его и передавали оное другим. Блаженный Феофилакт под нищими разумеет также «Апостолов, которые, как рыбари, действительно были нищи и презираемы за свою простоту». – «Не соблазнится о Мне»: соблазниться о ком значит усомниться в чьем-либо достоинстве, иметь ложные, уничижительные представления, по какому-либо поводу, вследствие сего – не доверять такому лицу или глумиться над ним (ср. Мф. 13:57. Мф. 26:31, 33). Блажен, кто не соблазнится Моим уничижением или бедностью Моей жизни до того, чтобы из-за сего не верить Мне или отвергать Мое учение. Блажен, кто, сквозь покров смирения, по делам Моим видит и признает во Мне истинного Мессию. Конечно, это относится не к Иоанну, который еще в то время, когда Господь не творил чудес, исповедал Его истинным Мессиею, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира. Слова сии относятся к обличению соблазна учеников Иоанна. «Ибо как они соблазнились о Нем, то обнаружив их болезнь, и никого не сделав свидетелем сего обличения, кроме их самих, которые одни понимали сие, тем более привлекал их к Себе, говоря: «блажен, кто не соблазниться о Мне». Ибо сими словами метил собственно на них» (Злат., ср. Феофил.). 7-8.«Когда они пошли»: «для чего Он начал говорить уже по отшествии учеников Иоанновых? Дабы не подумали, что Он льстит Иоанну» (Злат.). – «Говорит народу»: «для учеников Иоанновых Спаситель сделал, что нужно было сделать, и они возвратились, уверившись в том, что Он есть Мессия, посредством чудес, совершенных перед ними. Теперь надлежало подать нужное врачевство и народу… Ибо вопрос их мог породить много неуместных сомнений» (Злат., ср. Феофил.). – «О Иоанне»: о его характере и служении, чтобы показать свое отношение к нему, как к Своему предтече, и вместе с тем устранить те неуместные сомнения, которые мог возбудить в народе вопрос учеников Иоанновых. Народ мог подумать, что Иоанн или 1) непостоянный, колеблющийся человек, который говорил прежде одно, а теперь думает другое об Иисусе; или 2) что он в темнице махерской переменился и желал изменить свою строгую жизнь на удобства житейские, на более изнеженную и роскошную жизнь, отказавшись от прежнего своего служения. Всякие подобные неуместные предположения устраняет Господь, ссылаясь на собственное сознание слушателей о том, чего они прежде ожидали от Иоанна и что нашли. Думали ли они, выходя к нему в пустыню, видеть в нем человека колеблющегося, не с твердыми убеждениями, не с твердым словом (ст. 7), или человека, склонного к изнеженности (ст. 8)? Нет, они видели в нем пророка; он был даже более чем пророк ветхозаветный (ст. 9). «Разрешает смущающие их помыслы, показывая тем, что Он знает тайные мысли всех (Злат.). – «Ходили вы в пустыню»: когда Иоанн проповедовал там, приготовляя людей к принятию Мессии (Мф. 3:2 и дал.). – «Трость ли ветром колеблемую»: место, где проповедовал и крестил Иоанн, ежегодно омываемое Иорданом при разливе его, изобиловало тростником легким, тонким и гибким, удобно и легко колеблемым от ветра. Эти легкие колеблющиеся тростники представляются образом людей, непостоянных в своих убеждениях и образ действий, которые в одно время говорят и делают то и так, а потом иначе. Предложенным вопросом Господь самих служителей Своих призывает во свидетели того, что Иоанн не непостоянный человек, не мог изменить своих мыслей об Иисусе и отказаться от прежних своих свидетельств о Нем, как пришедшем Мессии (ср. Феофил.). – «Одетого в мягкие одежды»: легкие, мягкие из тонкого льна одежды, на которые здесь содержится указание, были одеждами людей изнеженных, богатых, преданных роскоши, и служили не столько покровом для тела, сколько изысканным украшением. – Видели ли что подобное на Иоанне? Стремился ли он когда-либо не только к роскоши, но даже к простым удобствам жизни? Можно ли предполагать, что он в темнице не мог вынести тяжести жизни и, стремясь к удобствам житейским, изменил своему характеру и служению? «Что Иоанн не был рабом роскоши, это показывает его одежда, пустыня и темница» (Злат., ср. Феофил.). 9-10.«Пророка»: иудеи действительно почитали Иоанна за пророка (Мф. 14:5. Мф. 21:26). Господь, подтверждая справедливость сего мнения, говорит, что Иоанн даже более чем пророк. Он более других пророков «по причине близости своей к пришедшему» (Злат.). Он не только последний и величайший из ветхозаветных пророков, но вместе предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь (ср. Феофил.). Притом самое пророчество его о Христе яснее, чем пророчества других ветхозаветных пророков. Иудеи смотрели как на великих пророков особенно на тех, которых пророчества о Христе были яснее других. Посему Исаию они поставляли выше прочих пророков, но Иоанн превзошел и его. Как предтеча Мессии, он говорил о Нем так ясно и точно, как не мог говорить ни один из ветхозаветных пророков, прямо указывая на пришедшего Мессию перстом. Посему он более пророка. – «О котором написано»: через пророка Малахию – Мал. 3:1. Место приведено свободно по еврейскому тексту. То же пророчество в сущности у Исаии (Ис. 40:3). У Малахии Бог Иегова говорит, что Он перед Своим лицом пошлет Ангела уравнять путь перед Собою. Изъясняя истинный смысл этого древнего пророчества, Господь относит послание Богом вестника (ангела) к Своему пришествию, называя таковым вестником Предтечу своего Иоанна. – «Приготовит путь»: уравняет путь – образное выражение приготовления народа к пришествию Мессии (ср. прим. к Мф. 3:3). 11.«Из рожденных женами»: из всех вообще людей, которые обозначаются здесь по их прирожденному свойству – слабости, несовершенству, греховности и т.п. – «Бóльший»: высший, совершеннейший, лучший. – «Меньший» же и пр.: что значит это изречение? Перед кем унижается больший из рожденных женами, величайший из людей? Несообразно думать, чтобы член царства Мессии (Царства Небесного) меньший, т.е. всякий христианин, был больше Иоанна; нельзя даже думать, чтобы и меньший из Апостолов («сих малых» – Мф. 10:42) был выше Иоанна. Справедливее думать, вместе с древними толкователями (Злат., Илар., Феофил., Евфим. Зигаб.), что под меньшим Спаситель прикровенно разумеет Себя Самого. «Дабы великие похвалы не породили неприличного мнения о Иоанне в иудеях, которые предпочитали его Христу, смотри, как Господь предотвращает и сие зло. Ибо, как то, чтó служило к утверждению учеников Иоанновых, причинило вред народу, который почел его легкомысленным, так и от того, чтó служило к исправлению народа, бóльший бы произошел вред, если бы слова Христовы подали повод иудеям предпочитать ему Иоанна. Посему и это не обинуясь исправляет, говоря: «меньший в Царстве Небесном больше его, т.е. меньший по возрасту и по мнению многих; ибо об Нем говорили, что Он ядца и винопийца, также: «не плотников ли Он сын», и везде унижали Его… Говоря о Себе так (меньший), Он справедливо скрывает лице Свое как по причине господствовавшего о Нем мнения, так и для того, чтобы не подумали, что Он слишком превозносит Себя» (Злат., ср. Феофил.). 12.«От дней Иоанна Крестителя»: с того времени, как Иоанн Креститель вышел на проповедь о наступающем царстве Божием, царстве Мессии. – «Силою берется» как бы завоевывается (βιάξεται). Сим впрочем означается собственно не столько трудность в достижении Царства Небесного со времени проповеди Крестителевой, как это может показаться с первого взгляда, даже вообще не столько способ, как достигается Царство Небесное людьми: ибо оно всегда достигалось не без усилий, а для ветхозаветных, живших до Иоанна – под законом, достижение оправдания перед Богом еще труднее было, чем для христиан, которым дано более средств достигать сего царства. Сими словами образно обозначается преимущественно та сила, та стремительность, препобеждающая все препятствия, с какою устремились со времен Крестителя люди к достижению Царства Небесного. Великое множество людей устремилось к Иоанну, когда он явился с проповедью о царстве Мессии, чтобы слушать эту проповедь, как бы силой хотели взять Царство Небесное (образ взят от осады и взятия крепости или города). И это продолжается, говорит Господь, «доныне»: ибо толпы народа не перестают стремиться – внимать проповеди Христовой о Царстве Небесном, с лишениями и усилием ищут слышать эту проповедь и восхитить это царство. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, достигают, получают это царство. Св. Златоуст так перефразирует это изречение: «с каждым днем возрастает вера в Меня, ибо сделалась столь ясною и очевидно, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием». – «Употребляющие усилие» (βιασταί), следовательно, суть все верующие, в их усиленном, горячем стремлении к Царству Небесному. 13.«Ибо все пророки» и пр.: причина, по которой со времени Иоанна явилось такое горячее стремление к Царству Небесному. Все пророки и закон прорекали до Иоанна; до него продолжался период ветхозаветного пророчества, и он явился как последний ветхозаветный пророк и вместе предтеча Мессии. Поэтому такое пламенное стремление к царству Мессии не могло возникнуть прежде Иоанна, а только с его явлением, когда заключился период ветхозаветных пророков, и царство Мессии объявлено через Иоанна не только близким, но уже и наступившим. – «И закон»: ибо с Моисея, законодателя ветхозаветного, начинается период пророчества (Ин. 5:46. Деян. 7:37. Рим. 10:6. Рим. 11:19), хотя пророчество не составляет существенной черты закона, почему закон здесь не поставлен после пророков. 14.«Если хотите принять»: основание такой условной речи в том, что изрекаемое Христом до такой степени отличалось от обычных представлений иудеев, что могло возбудить в них недоверие к словам Христовым, особенно когда положение Иоанна, заключенного в темницу, по понятиям иудеев, было не согласно с тем, что хочет сказать о нем Иисус Христос. – «Он есть Илия» и пр.: великий пророк, который взят был на огненной колеснице на небо (4Цар. 2:11). Пророк Малахия предсказывал (Мал. 4:5-6), что Илия будет послан пред лицем Мессии, чтобы приготовить Ему путь. Это, конечно, не значило, что сам ветхозаветный Илия должен явиться, а подобный оному Илии, или, как говорится в Евангелии от Луки, человек «с духом и силою Илии» (Лк. 1:17). Но это пророчество было понято иудеями в собственном смысле; они ожидали самого Илию, Иеремию или некоторых других пророков, которые приготовят путь Мессии (Мф. 16:14. Мф. 17:10. Ин. 1:21). Господь объясняет истинный смысл пророчества, указывая Илию в Иоанне, и так как это до такой степени противоречило убеждению иудеев, что могло показаться им совершенно невероятным, – то Он и предваряет это объяснение речью: «если хотите принять». 15.«Кто имеет уши» и пр.: Господь часто пользуется этим выражением. Кажется, оно было народной пословицей, или обычным выражением народных учителей-раввинов, и означало, что должно слушателям быть особенно внимательными к словам, которые сим выражением предваряются или сопровождаются. Поелику Господь особенно высокое значение придавал своей речи об Иоанне, то Он и заключает ее призванием к внимательности: пусть тот между вами, кто способен понимать не для всех понятный смысл некоторых событий и значение некоторых лиц, пусть будет внимателен, пусть вникнет и поймет!
16-17.«Кому уподоблю род сей»: от речи о великом Иоанне и высоком его служении Спаситель обращается к изображению отношений народа к Иоанну и Себе, указывая, как этот род строптивый и упорный (в массе) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Христовыми. Господь уподобляет современное поколение (γενεά) иудеев детям, жалующимся на своих товарищей за то, что эти товарищи не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за то. – «Сидят на торжищах» или «улице»: месте общих детских игр. – «Товарищам»: которые тут же на улице, но не участвуют в общих играх. – «Играли на свирели»: был (как и есть) обычай, что по случаю праздников или особых торжеств совершались пляски под звуки свирели и других музыкальных инструментов (ср. Мф. 25:1-12). Как дети всех времен, и тогдашние дети подражали взрослым, и в своих детских играх делали то же, что взрослые. – «Пели печальные песни»: похороны, как мы замечали уже (прим. к Мф. 9:23), сопровождались печальными причитаньями и иногда также под музыку; вероятно в кругу детских игр входило подражание и этим причитаньям. Дети и представляются невольными и жалующимися на своих товарищей, что те не принимают участия ни в того, ни в другого рода играх их, упрекают и поносят их. 18-19.«Пришел Иоанн» и пр.: поясняется прямо приточная речь; общий смысл речи в приложении к уподоблению таков: пришел с проповедью Иоанн Креститель, строгий подвижник, ни ядущий, ни пьющий, требовавший покаяния, плача и сетования, и потому не участвовавший в ваших весельях и ликованиях, и вы жаловались на него и упрекали его. Пришел за ним Сын Человеческий (см. прим. к Мф. 8:20), ядущий и пьющий и вы опять жалуетесь, что Он не участвует в вашей скорби, возбужденной проповедью Иоанна. Но это все не более как детская игра с вашей стороны; Божия же премудрость оправдалась в понимающих истинное положение дел, а не смотрящих только на игру детей. – «Ни ест, ни пьет»: т.е. воздерживается от употребления известного рода пищи и от вина, по обету Назорея; вообще ведет себя как строгий подвижник. – «В нем бес»: он одержим нечистым духом и потому отличается странностями, по которым он и не ест и не пьет, т.е. отличается крайней умеренностью, не соответствует их веселому житейскому настроению (они играли на свирели, а он не плясал). – «Ест и пьет»: не воздерживается, как Назорей, от известного рода пищи и от вина, подобно Иоанну, а вот Его упрекают в излишестве их употребления, не соответствующем строгим требованиям Крестителевой проповеди (они пели плачевные песни, а Он не рыдал). Святой Златоуст дает и другое объяснение сему месту, относя «мы» и пр. ко Христу и Иоанну, а «вам» и пр. ко иудеям. «Иисус сказал: «мы играли вам на свирели и вы не плясали, т.е. Я вел жизнь не строгую, и вы не покорились Мне; «мы пели вам печальные песни, а вы не рыдали», т.е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и не благородные сравнения, ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей. И Иезекииль часто употребляет сравнения, приличные иудеям, но не сообразные с величием Божиим; но и это есть дело особенного попечения Божия о нас» (Злат., ср. Феофил.). «Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах, и в действиях: а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, ко всем снисходителен… Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил. Напротив, у Христа была пища обыкновенная: Он и хлеб ел, и вино пил… Проповеднику покаяния так и следовало представлять в себе образ сетования и плача, а Подателю оставления грехов быть веселым и радостным» (Феофил.). – «Оправдана премудрость чадами ее»: чада мудрости суть мудрые, те, которые правильно понимают предметы, события и их взаимное отношение. Истинная, Божественная премудрость, которая явилась в лице и действиях Иоанна, и особенно в лице и действиях воплотившейся Премудрости – Иисуса Христа, «оправдана» – познана, как истинная мудрость, чадами ее, – теми, кто ищет ее, любит ее, приобретает ее; оправдалась именно тем, что они не дозволяли себе увлечься мнением о Христе и Иоанне неправильным, какое имели иудеи (род сей), и узнали в них Мессию и предтечу Его, т.е. имели правильное о них понятие. Св. Златоуст и блж. Феофилакт указывают и другой смысл слова «оправдана» в этом изречении о премудрости: «хотя вы и остались неубежденными, но уже не можете обвинить меня. Так и о Боге Отце говорит пророк: «яко да оправдишися во словесех Твоих». Ибо хотя Бог и не видит никакого плода от Своего о нас попечения, однако же со Своей стороны исполняет все, дабы людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям» (Злат.). «Когда уже говорит, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравятся вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я – Премудрость Божия – оказываюсь правым не перед фарисеями, а перед чадами Своими, и вы уже не будете иметь оправдания…, ибо Я со Своей стороны исполнил все; а вы неверием своим доказываете, что Я прав, как не опустивший ничего» (Феофил.). 20-22.«Тогда начал укорять» и пр.: к укоризне, обращенной к «роду сему» (ст. 16) Господь присоединяет укоризну в частности жителям тех городов, «в которых наиболее явлено было сил Его», т.е. необыкновенных действий, знамений и чудес, которые могли обратить к вере в Него сердца неверующих и пробудить в них покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии. – «Хоразин, Вифсаида»: небольшие города недалеко от Капернаума; впрочем, положение их в точности неизвестно, по крайней мере, первого из них. – «Вифсаида» буквально значит «дом ловли»; по своему местоположению, кажется на самом берегу (западном) Галилейского озера, городок, вероятно, производил обширную ловлю рыбы. Апостолы Андрей, Петр и Филипп были родом из этого города (Ин. 1:44). Городок этот отличается от другой Вифсаиды, названной Юлиею в честь Юлии, дочери Римского императора, и лежавшей в нескольких верстах к северо-востоку от Галилейского озера. О силах, явленных в Хоразине и Вифсаиде, в Евангелиях не сохранилось сказаний (Ин. 20:30). – «Тир и Сидон»: финикийские города, некогда богатые, великолепные, славившиеся особенно своей торговлей. Они расположены были по берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи, и потому хорошо были известны евреям. Из Тира Соломон получал большую часть материалов для постройки Иерусалимского храма (2Пар. 2:11-16). Сидон первоначально входил в пределы колена Асирова (Нав. 19:28); но это колено никогда не смогло овладеть им (Суд. 1:31). Эти города были очень древни и славны по своей морской торговле. Жители их, известные своей роскошью, были некогда первыми морскими торговцами тогдашнего мира (ср. Ис. гл. 23. Иез. 26:4-14). Впрочем, блеск их значительно померк около времен Спасителя, сравнительно с прежним, под ударами вавилонян, египтян и римлян, во исполнение древних иудейских пророчеств о них. – Даже и эти роскошные и порочные города, говорит Господь, покаялись бы и обратились к вере в Бога и обещанного людям Мессию, если бы в них соделаны были те необычайные дела, какие Спаситель совершал в помянутых городах галилейских. – «Во вретище и пепле»: вретище – широкая одежда из грубой ткани, одежда по преимуществу бедных. Ее надевали и богатые в знак печали и скорби; знаком того же служило посыпание пеплом и пылью головы (Иов. 1:21. Иов. 2:12. Иер. 6:26). – «Отраднее будет»: см. прим. к Мф. 10:15. 23-24.«Капернаум»: см. прим. к Мф. 4:13. – «До неба вознесшийся»: вознестись, возвыситься до неба, значит иногда, на языке библейском, возгордиться, замечтаться о себе, о своих мнимых достоинствах и счастье (Ис. 14:13). Капернаум был сравнительно с окружающими его городами, довольно значительный торговый город, лежавший на большой караванной дороге между Газой филистимской и Дамаском сирским. По относительному благосостоянию своему может быть он и представляется возвысившимся до небес, – выше прочих окружающих его городов. Вероятнее, впрочем, что здесь разумеется возвышение Капернаума перед прочими городами тем, что в нем по преимуществу обитал Иисус Христос, проповедовал и творил чудеса, когда жил в Галилее (ср. Феофил. и Злат.). – «До ада низвергнешься»: вознесшийся теперь, унижен будешь после. Слово «ад» не означает здесь места вечного мучения грешников в тесном смысле, как и слово «небо» здесь не означает места вечного блаженства праведников; оно означает здесь только унижение, разрушение. Город знатный некогда, видный между всеми, будет унижен, разрушен. Это предсказание в точности исполнилось. В войнах иудеев с римлянами этот и другие окрестные города до такой степени были опустошены и разрушены, что вместо них остались лишь одни бедные деревеньки. Но это только временное наказание; «в день же суда» жители этого города, не хотевшие внимать слову и делам Господа, будут наказаны строже, чем жители Содома (ср. прим. к Мф. 10:15). – «Оставался бы»: не был разрушен (ср. то же прим.). – «Отраднее»: см. то же примечание. «Вам – тебе»: «вам – сказано жителям этого города, а тебе – самому городу» (Евф. Зигаб.); вам – не слушателям Господа (ср. ст. 22). 25-26.«В то время»: ср. прим. к Мф. 3:1. – «Продолжая речь» с подлинника (αποχριθείς) «отвещав», или начав снова речь по известному побуждению, к которому и относится последующая речь, или на которое она служит ответом (ср. Мф. 22:1. Мф. 28:5. Ин. 2:18. Ин. 5:17 и др.). – «Утаил сие» – что? Прямо не указывается здесь. Из самого содержания этого славословия можно заключить, что здесь разумеется откровение ученикам тайн новоустрояемого царства Мессии. – «От мудрых и разумных»: тех, которые сами себя считали мудрыми и умными, не обладая истинной мудростью, а имея лишь мирскую, ложную мудрость; это – лжемудрые, лжеученые, все те, наконец, которые не заслуживают в истинном смысле названия мудрых и разумных (1Кор. 1:26-27). Вероятно, в частности здесь имеются в виду книжники и фарисеи, которые по преимуществу считали себя и считались в народе мудрыми и разумными (ср. Ин. 9:40, Злат., Феофил.). – «Младенцам»: простым, как младенцы, не учившимся еще мудрости у людей, не посещавшим книжнических школ иудейских. Речь идет очевидно, главным образом, об Апостолах Христовых, некнижных и простых как младенцы людях. Им открыты тайны царствия: они приняли и сами проповедуют Евангелие царствия, а мнимо мудрые и разумные не только не принимают сего благовествования, но еще и препятствуют и другим принимать оное, преследуют и самих благовестников. «Слово «утаил» не означает того, что Бог был причиной сего, но сказано в том же смысле, в каком говорил Павел: «предал их Бог в неискусен ум» (Рим. 1:28) и «ослепил помышления их», не означая того, будто Бог сие производит, но относя сие к людям, подающим к тому причину… Почему же от них утаил? Послушай, что говорит на сие Павел: усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:3)… Итак, что? Ужели Он радуется о погибели и о том, что они сего не узнали? Никак; но наилучший путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать оного, не принуждать» (Злат., ср. Феофил.) – «Таково Твое благоволение»: такова Твоя благая воля, так Тебе угодно, Тебе, премудрому, Который все ведешь к лучшему иногда такими путями, которые могут казаться миру неправильными. Странным миру может показаться, что не мудрым и разумным его открыты тайны Царствия, а простецам; но такова воля Твоя, и – мир узнает, что сделано премудро. 27.«Все мне предано»: «когда слышишь «предано», не предполагай тут ничего человеческого, ибо сие выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога перворожденных» (Злат.). Управление миром принадлежит Христу, как ходатаю, как посреднику в искуплении рода человеческого (Еф. 1:20-22), и Он все направляет ко благу святой своей церкви, доколе не предаст все преданное Ему царство опять Богу Отцу (1Кор. 15:24). – «Никто не знает Сына»: природа Сына Божия, тайна единства в Нем Божественного и человеческого естества, высота и чистота Его Божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. – «Кроме Отца»: «здесь не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что в Отце в первом есть ведение Его естества» (Вас. Вел. 7, 166). То же должно заметить и о дальнейшем изречении: «кроме Сына». – «И Отца не знает никто»: ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога, во свете живущего неприступном. Только «Сын, сущий в лоне Отчи» знает Его вполне (Ин. 1:18). «Когда говорит: и «Отца не знает никто, кроме Сына, не то разумеет, что все Его не познали, но что никто об Отце не имеет такого знания, какое имеет о Нем Сын. То же можно сказать и о Сыне… ибо мы и Сына не знаем так, как должно знать» (Злат.). «Кому Сын хочет открыть»: Бог вполне открылся человеку в Сыне (Ин. 14:8-9) и через Сына (Евр. 1:1). Но чтобы познать Его в Сыне и через Сына, нужно также благоволение и благодать Сына, стяжаемая верою в Него и любовью (Ин. 14:21, 23). Сын хочет всякому человеку открыть Отца, только бы человек сам способен и достоин был принять таковое откровение. 28.«Все труждающиеся и обремененные»: разумеются первоначально обремененные игом закона, постановлений и преданий старцев иудеи, на которых как бы тяжестью какой лежали эти постановления, тем более, что и точному исполнителю их они не давали отрадного и успокоительного чувства свободы от греха (Деян. 15:10. Деян. 13:39. Рим. 7:7 и дал.). Затем, это воззвание Господа относится ко всем вообще грешникам, бременящимся своими грехами, сознающим опасность своего положения и ищущим освобождения от тяжести греховной. (Блж. Феофилакт разумеет под труждающимися иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под «обремененными» – язычников, которые обременены были тяжестью грехов). – «Я упокою»: «освобожу вас и от этого труда и от этого бремени» (Евф. Зигаб.); сниму с вас иго ветхозаветного закона, обрядов, постановлений и преданий; сниму с вас тяжесть грехов ваших и дарую вам мир душевный (ср. Ин. 14:27. Ин. 16:23. Рим. 5:1); вы успокоитесь как усталые путники, пришедшие на ночлег и сложившие тяжелые ноши свои. «Не тот или тот приходи, но придите все находящиеся в заботах, скорбях и грехах… чтобы Я разрешил грехи ваши. Я, говорит, упокою вас; Он не сказал: спасу только, но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности» (Злат.). 29-30.«Иго Мое»: всякая религия налагает на человека известные обязанности, которые составляют для человека как бы иго; точно также и религия Христова возлагает на человека иго учения и бремя заповедей. – Но если сравнивать это иго и бремя с игом закона Моисеева, с игом разных религиозных обрядов языческих культов, с бременем, которое налагает на человека грех вообще: то иго и бремя Христово несравненно легче их, не говоря уже о том, что оно – единственное «иго благое и бремя легкое». Ибо существо сего ига и бремени составляет «любовь» как со стороны Самого Бога, так и со стороны человека. Приходя ко Христу, человек получает прощение грехов и обновление; последуя Ему, он как в счастии, так и в несчастии наслаждается миром, превосходящим всяк ум (Флп. 4:7), какого не может дать мир (Ин. 14:27); при испытаниях, бедствиях, преследованиях он имеет надежду на награду; в тягостях вообще получает благодатную помощь; грешит ли, приемлет прощение по вере и любви. Наконец, «иго сие благо и бремя легко» «по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание» (Григ. Богосл. 4, 170). «Как же Он сказал прежде: узки врата и тесен путь? Когда будешь предаваться беспечности, когда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким… И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен: ибо смирение есть мать всякого любомудрия. Если же ты еще боишься и содрогаешься, слыша об иге и бремени, то этот страх не от свойства самой вещи, но от твоей лености. Видишь ли, как всеми средствами Он возбуждает к смиренномудрию, – то Своими дарами: «научитесь от Меня, ибо Я кроток»; то обещаемою им пользой: «найдете покой душам вашим»; то щедротами Своими: «Я упокою вас»; то облегчением их ига: «иго Мое благо, и бремя Мое легко?..» Если же и после всего того добродетель представляется тебе тяжкою: то знай, что порок еще тягостнее… Ибо ничто так не обременяет души, ничто так не ослепляет мысли и не преклоняет долу, как сознание греха» (Злат.).



