< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 25

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Тогда уподобися Царствие Небесное десятим девам

    Царством Небесным здесь называет собственно то, что имеет тогда случиться в Царстве Небесном, а девами – вообще сохраняющих девство, будут ли то мужчины или женщины. Следует заметить, что в предыдущей притче Христос учил, как нужно пользоваться всем вообще в отношении к сослужителям, а в этой говорит о пользовании в частности одним только имением. Представляет в этой притче дев уже после того, как показал, что девство есть нечто великое, говоря: суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго ((Мф 19:12)). Действительно, это дело великое; поэтому оно и не поставлено законом в необходимость, но предоставлено свободному выбору людей: могий вместити да вместит (19,12). А здесь желает показать, что и этот великий подвиг без милостыни не приносит пользы совершающему его.

    Яже прияша светилники своя и изыдоша в сретение жениху

    Девичий светильник – это чистота, происходящая от девства. Жених – Христос, как сильно любящий и сильно любимый. Вышли навстречу, потому что ожидали этой встречи.

  • 2.

    Пять же бе от них мудры и пять юродивы. Юродивыя же, приемшя светилники своя, не взяша с собою елея: мудрыя же прияша елей в сосудех со светилники своими

    Елеем называет добродетель милосердия. Справедливо тех назвал неразумными, потому что они, победив сильную и пылкую телесную страсть и перенеся больше труда, были побеждены скупостью, между тем как та борьба – жестокая и насильственная. Других же назвал мудрыми, потому что они не подверглись тому, чему подверглись неразумные. Григорий Богослов в некоторых из вышеприведенных слов находил повод побуждать к крещению; но то и другое объяснение – хорошо.

  • 3.

    Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла

    См. Толкование на (Мф 25:2)

  • 4.

    Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих

    См. Толкование на (Мф 25:2)

  • 5.

    Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху

    коснящу по причине замедления Второго Пришествия. Под дреманием здесь нужно разуметь последнее издыхание, а под сном – смерть.

  • 6.

    Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его

    Сказал: в полночь, или опять указывая на внезапность и неожиданность, или показывая, что воскресение мертвых будет ночью. То, что здесь названо воплем, апостол Павел назвал повелением и гласом Архангела ((1 Сол 4:16)). Исходите, т.е. из гробов.

  • 7.

    Тогда восташа вся девы тыя и украсиша светилники своя

    Встали все, но украсили светильники свои мудрые, и украсили их, конечно красотой елея.

  • 8.

    Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светилницы наши угасают

    Неразумно было также и надеяться получить там для украшения своих светильников елея, который был приобретен другими. Угасают – помраченные тьмой немилосердия. Немилосердных многие называют иногда темными.

  • 9.

    Отвещаша же мудрыя, глаголюща: еда како не достанет нам и вам

    Это было вполне благоразумно. Слова эти показывают, что никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно ее для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут. Это показывает ответ их.

    …Идите же паче к продающим и купите себе

    Так как они по разумной причине не могли дать, то по человеколюбию подают им совет. Продающие – это нищие, но в такое время они не продают.

  • 10.

    Идущым же им купити, прииде жених

    Пытались уйти, но не могли. И эти слова показывают, что тогда бесполезно будет стремление к добродетели.

    …И готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери

    Брак есть общение Царства Небесного и жизнь со Христом.

  • 11.

    Последи же приидоша и прочыя девы, глаголюща: господи, господи, отверзи нам

    Думают, как девы, войти.

  • 12.

    Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас

    «Я не узнаю, – говорит, – вас, так как светильники ваши потухли». Под знанием разумей здесь признание своими. Ни одного немилосердого не признает Своим милосердый Христос. Увы! после стольких трудов, после такой борьбы, после стольких знаков победы над неразумной природой они отвергнуты за немилосердие. Если же кто-либо, будучи немилосердным, не имеет также и девства, то какого осуждения он ни будет достоин? Нет нужды до подробности исследовать в этой притче, почему именно десять дев, какие их сосуды, что это за брачная дверь и т. п., как часто уже говорилось и в отношении к другим притчам. В этой же главе (46 ст.) написано, что сначала грешники пойдут в муку вечную, а потом праведники – в жизнь вечную, а в настоящем месте, по-видимому, наоборот: сначала вошли мудрые девы, а после уже были отвергнуты неразумные. Но ты не предполагай здесь противоречия: то место подробно говорит о порядке, а это имеет в виду другую цель, именно: показать только, что не спасет и девство, если не будет соединено с милосердием, – что добродетель одного не поможет тогда другому, – что стремление к добродетели в это время уже будет напрасно, что сами осужденные, хотя бы и сильно умоляли, не преклонят на милость Судью. Все же остальное присоединено сюда только для того, чтобы убедительнее была притча. Не сказал даже того, что неразумные были отосланы для наказания, потому что здесь не рассуждает об это подробно.

  • 13.

    Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет

    Часто присоединяет это, показывая, что вследствие неизвестности последнего дня и часа весьма необходимо постоянно помнить об этом.

  • 14.

    Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его

    Эта притча подобна вышеприведенной о верном и благоразумном рабе, но только иначе выражена. Она говорит о тех, которые получили от Бога дары учительства (названные здесь талантами вследствие драгоценности своей), и затем или воспользовались ими и принесли прибыль, или же закопали и потому не принесли никакой прибыли. Итак, говорит, что Сын Человеческий позвал рабов Своих, подобно человеку, отправляющемуся в чужую страну, и одному дал пять талантов, т.е. много, потому что дары учительства различны, как исчислил их апостол Павел, – другому дал два таланта, т.е. мало, а третьему – только один. Рабами этими можно назвать епископов и учителей церковных. Далее присоединяет и причину неравенства в распределении, именно: силу и способность каждого.

    И отыде абие, т.е. и оставил их работать

    Подобно тому, как в притче о винограднике сказал, что хозяин отдал его делателям и отлучился, так и здесь говорит, чтобы показать его долготерпение из того, что он не тотчас же требует. Некоторые отправлением этим называют Вознесение Спасителя на небо.

  • 15.

    и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился

    См. Толкование на (Мф 25:14)

  • 16.

    Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант: такожде и иже два, приобрете и той другая два

    Удвояют вверенные им дары все, идущие для спасения своих учеников и делающие их в свою очередь учителями других. Кто хорошо поступает и право учит, тоже удвояет вверенные ему таланты.

  • 17.

    точно так же и получивший два таланта приобрел другие два

    См. Толкование на (Мф 25:16)

  • 18.

    Приемый же един, шед вкопа (его) в землю и скры сребро господина своего

    Под землей разумей его самого; в себе он скрыл данное для делания, так что не принес пользы ни себе, ни другим.

  • 19.

    По мнозе же времени прииде господин раб тех и стязася с ними о словеси

    Приходит, т.е. во время Второго Пришествия; поэтому и сказал: по мнозе времени. Стязася о словеси – значит: требует отчета.

  • 20.

    И приступль пять талант приемый, принесе других пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал: се, другия пять талант приобретох ими

    Прибыль составляют приобретенные его старанием и принесенные в дар Богу, как своего рода плоды.

  • 21.

    Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю

    Удостою тебя многих милостей. Сделаю участником многих благ.

    …Вниди в радость господа твоего

    Именем радости обозначил всякое блаженство.

  • 22.

    Приступль же и иже два таланта приемый, рече: господи, два таланта ми еси предал: се, другая два таланта приобретох има. Рече (же) ему господь его: добре, рабе благий и верный, о мале (ми) был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего

    Хотя дары различны, но честь – равная, потому что равное у них было усердие: оба они удвоили то, что им было дано. Можно и иначе сказать: одинаково они похваляются, одинаково вводятся в радость, но не одинаково вознаграждаются, а соответственно приобретенной ими прибыли.

  • 23.

    Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

    См. Толкование на (Мф 25:22)

  • 24.

    Приступль же и приемый един талант, рече: господи, ведях тя, яко жесток еси человек, жнеши идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси: и убоявся, шед скрых талант твой в земли: (и) се, имаши твое

    Жестокий, т.е. строгий. Он думал, что одно только усердие людей, заботящихся о прибыли, даже без помощи Божией, может сделать все. Такое именно оправдание приведено в притче, чтобы показать, что подобные люди не дадут разумного оправдания и все, чем они будут оправдываться, будет обращено против них. Слушай, что дальше следует.

  • 25.

    и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

    См. Толкование на (Мф 25:24)

  • 26.

    Отвещав же господь его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел еси, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою

    Господь говорит так не потому, что тот сказал правду, – так как без Него ничто не совершается праведно, – но ведет речь условно и как бы так говорит: «Если бы Я даже и был таким, – что впрочем неверно, – однако так как ты знал Меня таким, то тем более следовало тебе отдать Мой дар знающим различать добро от зла (их называя здесь торжниками); следовало о тебе научить, внушить, посоветовать, сделать все с своей стороны, а остальное предоставить Мне, именно взыскание; следовало тебе сделать по крайней мере более легкое, а более трудное предоставить Мне». Ссуда есть учение, а прибыль такой ссуды – умножение добродетелей. Прибылью назвал всякую вообще пользу, получаемую от жизни вместе с другими.

  • 27.

    посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

    См. Толкование на (Мф 25:26)

  • 28.

    Возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него

    Повелел лишить его дара учительства, – который вообще назвал здесь талантом, – и честь эту предоставить, как бы в придачу, имеющему десять талантов. Всякому, имеющему усердие и заботливость, будет дана честь даже больше той, которая следует ему, а от неимеющего ни усердия, ни заботливости, отнимется даже дар учительства, так как он не пользуется им.

  • 29.

    ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

    См. Толкование на (Мф 25:28)

  • 30.

    И неключимаго раба вверзите в тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имеяй ушы слышати да слышит

    Не ограничил наказания только отнятием, но отослал даже для нового наказания, называя его неключимым, то есть негодным, как бесполезного и нерадивого. Смотри, какое страшное дело. Наказывается не потому, что сделал зло, но потому, что не сделал добра: уклонися, сказано, от зла и сотвори благо ((Пс 33:15)). Помещенная в девятнадцатой главе (13 ст.) Евангелия от Луки притча о десяти минах – совершенно другая, хотя и сходна во многом. Там дары были равные, но прибыли и награды не равные. Эта притча рассуждает о различных дарах учительства, сообщенных не в равной степени, а та – о различных дарах, но сообщенных в одинаковой степени.

  • 31.

    Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея

    Опять говорит о Втором Своем Пришествии, чтобы слышащие устрашались и исправлялись. Славой Своей называет ту, которая прилична Ему, как Богу, потому что первое Пришествие Его было в бесславии. Сядет, как Судия, престол славы, т.е. престол славный, царский.

  • 32.

    И соберутся пред Ним вси языцы

    после того как воскреснут из мертвых; а об их воскресении уже говорил в разных местах.

    И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ

    Теперь они все вместе, а тогда тщательно будут разделены. Речь здесь об одних только христианах, что будет ясно ниже.

  • 33.

    И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю

    С овцами сравниваются праведники по своей кротости, покорности и плодовитости относительно добродетелей, как овцы – относительно молока и шерсти, а с козлами сравниваются грешники по своей дикости, непокорности и бесплодия, можно еще присоединить, что по причине зловония греха, а также нежелания ходить прямым путем, старания уклониться от него и ходить по стремнинам. Конечно, животные эти все, что имеют, имеют от природы, а праведники и грешники – по свободной воле; поэтому одни из них награждаются, а другие наказываются. Разделяет их, не нуждаясь в свидетелях, потому что Сам Он и Свидетель, и Судья.

  • 34.

    Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира

    О, желанный голос! О, несказанная честь! Благословенные Отца Моего, т.е. прославленные, избранные. Не сказал: «приимите», но – «наследуйте», как отеческое, как должное, как уготованное вам от создания мира. Прежде чем появились люди, оно уже было уготовано праведникам, так как Бог знает будущее. Далее высказывает и причину столь важной награды.

  • 35.

    Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне

    Отсюда видно, что Он говорит к одним только христианам, у которых были Его евангельские заповеди. А к неверующим тогда вовсе не будет говорить: все они тогда сами себя осудят. Поэтому говорится: не воскреснут нечестивии на суд ((Пс 1:5)), т.е. не воскреснут для суда, а для наказания. И выше (24, 30) Иисус Христос ясно показал, что когда явится на небе знамение Сына Человеческого, тогда восплачутся вся колена земная, чувствуя осуждение в одной своей совести. Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание. Но не потому делает это, что остальные добрые дела праведников и преступления грешников оставит без испытания, – так как Он испытает все дела, слова и помышления каждого, как и Сам Он открывал часто в Своем учении, и мы знаем из многих мест Божественного Писания, и так как за добрые дела Он наградит, а за худые – накажет; но говорит здесь об одной только любви к ближним, желая подтвердить, что Он по преимуществу ее ищет и за нее наиболее взыщет, так как она наиболее необходима христианам. Отличительный признак каждого христианина есть любовь: о сем, – говорит, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ((Ин 13:35)) , а главнейшее в ней, как говорит Григорий Богослов, это любовь к бедным, милосердие и сострадание к ближним. Ничем другим, говорит он, так не почитается Бог, как милосердием, и ничем другим, как только человеколюбием, воздается человеколюбивому. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии. Самая справедливая награда для немилосердных – немилосердие, а для милосердых – милосердие. Будучи Сам милосердным – воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем.

  • 36.

    был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

    См. Толкование на (Мф 25:35)

  • 37.

    Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи когда Тя видехом алчуща, и напитахом; или жаждуща, и напоихом; когда же Тя видехом странна, и введохом; или нага, и одеяхом; когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе? И отвещав Царь рече им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе

    Царем назвал Себя Самого, так как все подчинено Его власти. Понеже, т.е. насколько. Братьями назвал бедных или потому, что Сам Он воспринял их природу и унижение, или потому, что они переносили одинаковую с Ним бедность.

  • 38.

    когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели

    См. Толкование на (Мф 25:37)

  • 39.

    когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе

    См. Толкование на (Мф 25:37)

  • 40.

    И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

    См. Толкование на (Мф 25:37)

  • 41.

    Тогда речет и сущым ошуюю (Его): идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его

    Видишь, людям было уготовано Царство, а огонь – демонам. Но неразумнейшие из людей, оставив то, что удостаивало Царства, предпочли то, что достойно огня; поэтому, лишившись первого, они осудили себя на второе. Далее указывает и причину наказания.

  • 42.

    Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен и в темнице, и не посетисте Мене

    Не сказал: вы не освободили Меня от бедности, болезни и темницы, но: вы не оказали Мне необходимого, не сделали того, что легко. Сначала похваляет милосердных, указывая на нетрудность этого подвига, чтобы теми осудить этих.

  • 43.

    был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня

    См. толкование на (Мф 25:42)

  • 44.

    Тогда отвещают Ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе, тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих менших, ни Мне сотвористе

    По всей справедливости милосердный наследует Царство, потому что он преуспевал в любви, которая составляет основание добродетелей и часть которой есть милосердие. А немилосердный справедливо отсылается в огонь, потому что вместо любви он преуспевал в ненависти, которая составляет основание пороков и часть которой есть немилосердие. Первый подражал милосердному и человеколюбивому Богу, а второй – немилосердному и человеконенавистнику дьаволу.

  • 45.

    Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне

    См. толкование на (Мф 25:44)

  • 46.

    И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный

    Горе всем грешникам, но особенно – немилосердным.

1.«Тогда»: в тот день, когда Господь придет на суд. – «Царство Небесное» (ср. прим. к Мф. 3:2): церковь Христова на земле; при пришествии Христовом с членами церкви Его будет нечто подобное тому, что случилось с десятью девами и пр. – «Вышли на встречу жениху»: пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом отца невесты, во время брачных пиршеств. В продолжение семидневного (когда выходила замуж девица, и трехдневного, когда – вдова) празднества, совершавшегося с большой торжественностью, по вечерам или ночам жених из дома отца своего провожал невесту в дом отца ее с возможною пышностью. Родители, родственники и друзья сопровождали их в большем числе; часть их сопровождала жениха, другая, вероятно родные и друзья невесты, выходили из дому встречать их. При этом употреблялись светильники для большей торжественности и чтобы освещать путь. Девы, имевшие встретить жениха с невестой в дом сей последней, не зная точно, когда придут ожидаемые, выходили заранее из дому и ожидали около него жениха с невестой. На востоке доселе сохранились некоторые их этих церемоний брачных пиршеств. «При одном браке индусском, где и я был, говорит один миссионер, жених посещал свою невесту. В полночь, после того как прибытия его ждали часа два или три, возвестили о прибытии его словами, почти евангельскими: вот жених идет; выходите на встречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники, и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в лучших одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем, и их охраняли сипаи. Я, и другие со мной, тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери» (у Barnes в прим. к этому стиху). «Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лице, а дев? Он презовнес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного, и: кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Кроме того, Ему известно было и высокое мнение многих о девстве, ибо оно по природе своей есть великое дело... И так, поскольку девство есть дело великое и многие имеют о нем высокое понятие: то, дабы кто-либо, храня оное, не предался беспечности так, как бы уже все исполнил, и дабы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство и все другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются» (Злат.).

2-4.«Пять мудрых и пять неразумных»: слова – мудрый и неразумный употребляются здесь частнее в смысле предусмотрительный и непредусмотрительный, так как первые девы взяли с собой довольно масла, чтобы в случае замедления жениха не угасли светильники их, а последние, по непредусмотрительности, не взяли столько. Под мудрыми девами разумеются все истинные христиане, готовые встретить пришествие Христово, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела; под неразумными же – христиане более по имени, чем по душе, безпечные, не предусмотрительные, не имеющие добродетелей, а только вид добродетели. Что касается до числа – пять и пять, то оно не означает, что при пришествии Господнем будет равное число мудрых и неразумных, ибо не в том цель притчи, чтобы указать точно число спасающихся и отверженных, а в том, чтобы возбудить к бодрствованию всех (ст. 13). – «Взявши светильники» и пр.: «светильниками называет здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным» (Злат.).

5.«Жених замедлил»: «показывает, что время замедления составит не малый промежуток времени, и отдаляет от учеников мысль о скором пришествии Царствия Божия. Так как они ожидали этого, потому Он беспрестанно подавляет в них эту надежду» (Злат., ср. Феофил.). – «Задремали все и уснули»: это не значит, что при втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся не бодрствующими, беспечными, холодными к вере и невнимательными, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, – или же сон означает здесь смерть (ср. Феофил.).

6.«В полночь»: «это говорит Он или сообразуясь с притчей, или показывает, что воскресение случится ночью» (Злат.). – «Раздался крик»: или со стороны сопровождавших жениха, или тех, которые вышли встретить его, но не спали, подобно уснувшим девам.

7-8.«Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались неготовыми встретить жениха.

9-10.«Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верой во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда.

11-12.«Не знаю вас» (ср. прим. к Мф. 7:23): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражением «знать кого» на языке библейском не редко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником (1Фес. 5:122Тим. 2:19Пс. 1:6 и др.). Не знать значит осуждать, отвергать. «Когда Сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.).

13.«Итак бодрствуйте»: вот цель притчи – научить бодрствовать, быть готовыми встретить Господа, так как пришествие Его будет внезапное. Пришествие Господне для тех, кто не доживет до него в теле, есть час смертный (Злат.), в след за коим настанет для души суд – готова ли она войти в Царство Христово. По неизвестности сего часа и дня, христианину должно быть крайне внимательным и осторожным, чтобы не настал этот час в то время, когда елей его веры и добрых дел истощится, и чтобы вследствие сего не лишиться ему Царствия Небесного.

14.Притча от талантах (14-30) имеет целью показать, как будет Господь судить людей при втором пришествии Своем. Конечно и на частном суде по смерти каждого люди будут судимы по тому же закону правды Божией; но здесь продолжается речь собственно о последнем суде. Притча сия научает, что те, которые употребляют свои, Богом данные им дарования, а равно и внешние блага, в пользу себе и другим, во славу Божию, получают соответственно их усердию мздовоздаяние; а нерадивые будут наказаны. Бог поступит в сем случае подобно тому, как поступил в притче человек со своими рабами. – «Отправляясь в чужую страну»: выражение образно означает отшествие Иисуса Христа от земли на небо и пребывание там (ср. Мф. 21:33), или – то, что Он долготерпит, не вдруг требуя от нас, но ожидая отчета (Феофил.). – «Поручил им имение»: Бог-Господь дал каждому человеку известные душевные способности и духовные дарования, а равно и внешние блага, употребляя которые должным образом, можно делать добро и себе и ближним, во славу Божию.

15.«Пять талантов» (ср. Мф. 18:24): количество, образно означающее обилие душевных и духовных дарований, способностей и других благ, и следовательно высшую возможность делать много добра и себе и другим, во славу Божию. – «Каждому по его силе»: Бог-Господь дарует блага человеку, зная по предведению, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу. Потому установил разные должности и состояния в церкви, как и в мире вообще, и соответственно сему сообщает разные дарования и блага (ср. 1Кор. 4:7). «Под талантами здесь разумеется то, что (по милости Божией) находится во власти каждого, например покровительство или имение, или научение, или другое что-нибудь» (Злат., ср. Вас. Вел. 5, 336).

16-18.«Употребил их в дело»: пустил в оборот и чрез то приобрел на них столько же. Так поступил и получивший два таланта. Эти два раба служат образом тех людей, которые употребляют дарованные им Богом блага на пользу себе и другим. «Удвояет данный ему дар тот, кто получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других» (Феофил.). – «Закопал его в землю» и пр.: образ людей, нерадящих о дарованных им благах. Они часто делают это под тем предлогом, что не занимают видного места в обществе, что у них мало дарований и благ, что они не могут ничего сделать и пр. Но Господь не требует от мало-одаренных того, чтобы они делали столько же, сколько богато-одаренные (ср. 2Кор. 8:12); притом всякое положение в обществе само по себе почтенно, и всякий в самом уничиженном положении может делать много добра (2Кор. 12:11-31). Не должно думать, что только мало-одаренные пренебрегают своими дарами и благами: нет, так поступают и богато-одаренные, и наоборот, мало-одаренные иногда употребляют свои блага в пользу себе и другим, во славу Божию (ср. Феофил.).

19.«По долгом времени»: указание на то, что пришествие Христово будет не так скоро, как предполагали сначала ученики (Мф. 24:3). – «Требует отчета»: в употреблении данного рабам, чтобы сообразно с их деятельностью наградить их, или наказать.

20-22.«Другие пять талантов – другие два таланта»: в притче указано количество приобретенного, равное количеству данному, для наглядности и круглоты чисел. В жизни не всегда так бывает; можно приобрести и более и менее, лишь бы приобретать, и награда не минует последовать за приобретенное. Худо, если вовсе не приобретать, а закопать талант, не употреблять на пользу себе и другим. – «Над многим тебя поставлю»: для верного прислужника в доме – награда, когда хозяин доверяет его заведыванию и распоряжению большую часть хозяйства своего, чем какая была прежде в его распоряжении; вместе с тем ему оказывается более почестей, и благосостояние или счастье его – образ будущего блаженства – увеличивается. Так и в наградах за доброе употребление богодарованных благ. – «Войди в радость господина твоего»: радость господина о том, что его имение употреблено верными рабами хорошо, и благосостояние хозяйства тем улучшено. В приложении к христианам слова сии означают, что сделавшие доброе употребление из даров и благ, Богом данных, приимут по пришествии Христовом великие почести, сообразно с их добродетелями, будут на небе блаженствовать со Христом, соцарствовать Ему, как наследники славы Его (ср. ст. 34, 1Ин. 2:28Рим. 8:17). «Сими словами показывается полное блаженство» (Злат.).

24-25.«Ты человек жестокий»: так ленивые и грешные обыкновенно Бога представляют жестоким и несправедливым, не имея, по греховности своей, чувства сыновства своего пред Богом. – «Жнешь, где не сеял» и пр.: образное (взятое от земледельца) подтверждение грешником того, будто Бог не только жесток, но и несправедлив, берет то и там, что и где не принадлежит Ему. – «Убоясь», чтобы пустив талант в оборот, не потерять вовсе его и не потерпеть за то наказания от тебя, «скрыл», и вследствие сего ничего не приобрел на него. Это очевидно только предлог, что, убоявшись, скрыл; истинная же причина – беспечность и леность (ст. 26). «Называя господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо, если господин жесток, как говорит раб, то рабу надлежало более стараться и страшиться, как имеющему жестокого и немилостивого господина, потому что если он требует чужого, то тем более потребует своего» (Феофил.).

26-27.«Лукавый»: лукавство свое раб обнаружил тем, что хотел обмануть своего господина, указав не на ту причину, по которой действительно он скрыл талант свой. В этом лукавстве обнаружилась вместе и злость раба, ибо он приписывает господину своему, чтобы только оправдать себя, такие дурные качества, которых в нем вовсе нет, жестокость и любостяжательность, соединенную с насилием и алчностью. – «Ленивый»: леность раб обнаружил тем, что не хотел употребить в дело вверенный ему талант. – «Ты знал» и пр.: господин сими словами не подтверждает того, что он действительно таков, как сказал раб, а только собственными же словами раба хочет осудить его. Смысл таков: если ты думаешь, что я действительно жесток, жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, то и в таком случае надлежало тебе – и пр., ст. 27; т.е. если не из любви ко мне, владыке твоему, то по крайней мере из страха, что я жестоко взыщу с тебя, ты должен был не скрывать данное тебе, а приумножить. – «Отдать торгующим»: если самому, своей собственной деятельностью, лень было приумножать данное, то отдал бы оное по крайней мере за известные проценты торгующим, и капитал умножился бы сам собою, без твоего участия, хотя и не столько, сколько мог увеличиться при твоей деятельности, рачительной и благоразумной.

28-30.«Всякому имеющему дастся» и пр. (ср. прим. к Мф. 13:12): кто делает доброе употребление из своих благ, тот приумножает их, а беспечный и нерадивый теряет и то, что имеет; то малое, что есть у него, переходит в руки рачительных и деятельных. Например «кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубляет самый дар. Напротив, тот усугубляет его, кто радит о нем, между тем как тот теряет и то, что получил; поелику не упражняясь и не заботясь умножать дарование, теряет его, хотя по-видимому и имеет его, ибо погубил его своей ленностью и небрежением» (Феофил.). «Итак никто не должен говорить: я имею одним быть благотворителем. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и необразованные... Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, дабы все это употребляли мы для собственного нашего спасения, для пользы ближнего» (Злат.). – «А негодного раба» и пр.: см. прим. к Мф. 8:12. Итак, по смыслу притчи: 1) все рабы Божии, все христиане получают от Бога разные дары и блага, и не в одинаковой мере; 2) их обязанность употреблять сии дары и блага во благо себе и другим, во славу Божию; 3) потому, что кто как употреблял их, так и будет судим в пришествии Христовом: употребившие во благо будут награждены, не употребившие – наказаны.

31.«Когда же приидет Сын Человеческий»: речь о втором славном и страшном пришествии Господа на всемирный суд при конце мира. – «Во славе Своей»: в своем прославленном теле, с величием и славою, каковая подобает Ему, как Царю всей вселенной (Деян. 1:11Еф. 1:20-221Фес. 4:161Кор. 15:24-52). – «Все святые Ангелы с Ним»: и все Ангелы, и все народы – какое великолепное зрелище, какой страх для грешников, имеющих быть осужденными, и какая слава для оправданных пред лицем всего мира, Ангелов и человеков! – «Сядет на престоле славы»: на славном престоле. Выражение означает, что Господь явится, как царь и судья вселенной. Образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных и чрезвычайных случаях. «Ныне Он явился в бесславии, поношении и поругании, а тогда сядет на престоле славы своей. И часто упоминает о славе. Так как приближалось тогда время крестной смерти Его, которая считалась поносной казнью, то по сей причине Он возводит ум слушателя к высшему, представляя взору его судилище и всю вселенную пред ним» (Злат.).

32-33.«Все народы»: христиане из всех народов, ибо «об одних только христианах здесь речь» (Евф. Зигаб.), что видно как из слов Иисуса Христа осуждаемым и оправдываемым, так и из их ответов. Следовательно здесь изображается только одна часть всемирного суда – над христианами; другая часть – суд над нехристианами кратко изображается св. Апостолом Павлом (1Кор. 15:231Кор. 6:2. ср. прим. к Мф. 19:28). Пред пришествием Христовым будет всеобщее воскресение; оставшиеся же в живых мгновенно изменятся, в сообразность состоянию воскресших (1Фес. 4:16-171Кор. 15:25-54). – «Овец от козлов»: овцы здесь представляют праведников, так как они служат образом невинности и простоты (Ин. 10:7-14Ин. 15:16-27Пс. 99:3Пс. 73:1), а козлы – осуждаемых, так как они служат образом недобрых нравственных качеств (ср. Иез. 34:17). «Наименованиями показывает их внутренние расположения, называя одних козлищами, а других овцами, и показывая сим, что первые не приносят никакого плода (ибо от козлов не может быть ни малого плода), а последние приносили обильный плод, ибо овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем бессловесные животные не приносят плода, или приносят оный по своей природе, а люди – по произволу» (Злат., ср. Феофил.). – «По правую сторону, по левую»: правая сторона – место почетное, назначаемое людям особенно близким (Еккл. 10:2Пс. 109:1Еф. 1:20Деян. 2:25-33); левая сторона – место менее почетное, здесь – место осуждаемых (ср. Иез. 10:2).

34-36.«Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте Царство»: «Он не сказал примите, но «наследуйте», как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божие, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям (Рим. 8:17Гал. 4:6-7Евр. 1:141Ин. 3:2; ср. прим. к Мф. 5:5). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим. 8:29-30Еф. 1:4-112Фес. 2:131Пет. 1:2Ин. 6:37). – «Создание мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним (Я: ср. прим, к ст. 40). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры (Ин. 13:351Кор. 13:1 и д.), и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва (Иак. 2:17Гал. 5:6). «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт. 18:1-8Евр. 13:2). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытия тела от жары или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян. 19:16Иак. 2:5Иов. 22:6Ис. 58:7).

37-39.«Праведники скажут» и пр.: вопросы, обращенные праведниками к Господу, свидетельствуют о их смирении и сознании своего недостоинства. Они исповедуют смиренно, что недостойны тех похвал и наград, которые им даруются, что они мало сделали сравнительно с тем, что они должны были сделать по их собственному сознанию. Таков вообще закон нравственного усовершенствования, что чем более человек усовершается, тем более сознает ничтожность своих совершенств, и стремится все к большему и большему.

40.«Сих братьев Моих меньших»: Господь удостоивал истинных последователей Своих называть Своими братьями, как близких Ему по духу, по расположениям, по страданиям (ср. прим. к Мф. 12:50Евр. 2:11). – «Меньших»: бедных, несчастных, угнетенных, смиренных. «Потому они меньшие братья, что уничижены, что нищи, что отвержены; таковых Он в особенности призывает в Свое братство, т.е. незнаемых, презираемых» (Злат., ср. Феофил.). «Сделали Мне»: единение Господа с истинными Его последователями есть самое тесное (ср. Ин. 15:4-6Еф. 5:23-321Кор. 6:15). Единение веры и любви, духа и действий. Потому сделанное ближним или Его последователям Он относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому (ср. Мф. 10:40-42).

41-43.«Проклятые»: понятие проклятия противоположно понятию благословения; проклятые – лишенные даров благословения и осужденные на бедствия и мучения (Быт. 3:14, 17). – «Огонь вечный»: огонь изображает высшую степень мучения, так как казнь огнем (сожжение) есть самая жестокая казнь. Этот образ заимствован, без сомнения, от огня долины Генномской (см. прим. к Мф. 5:22). – «Уготованный диаволу и ангелам его»: не для людей назначено было сие мучение, но для возмутившихся против Бога духов злых с их князем (Иуд. 1:6Откр. 12:8-9), которые сеют всяческое зло в роде человеческом. Но поелику грешники по своим грехам делаются как бы участниками того же зла, которым одержимы злые духи, то они осуждаются и на те же мучения, как и злые духи. «Осуждаемым говорит: «идите от Меня, проклятые», не говорит – идите от Отца, ибо не Он проклял их, но собственные их дела... «Уготованное диаволу и ангелам его»: ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами себя ввергли в огонь, то и вините в том сами себя» (Злат., ср. Феофил.).

46.«В муку вечную»: мучения осужденных будет вечное, нескончаемое, точно так же, как будет вечно, нескончаемо блаженство праведников (ср. Мк. 16:16Лк. 16:26Ин. 3:362Фес. 1:7-9Откр. 14:11Пс. 9:17Ис. 33:14).