< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    И призва обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг и всяку болезнь

    Но если было мало учеников, почему Он не умножил числа их, присоединив и других? Он умножил, но не в числе, а в силе: даде, говорит, им власть; так что назвал их малыми не по недостатку власти, а по числу. Итак, сначала делает их врачами тел, а потом вверяет им врачевание душ, что важнее. А изгоняли они бесов и исцеляли болезни именем Христовым.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 2.

    Дванадесятих же Апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр, и Андрей брат его

    Так как о Петре и Андрее, Иакове и Иоанне и о себе самом уже прежде показал, что они последовали за Христом, а о других не написал ничего определенного, то теперь перечисляет имена и этих, чтобы мы знали их и различали от лжеапостолов, так как этих последних было много. Это же сделали и Марк, и Лука. Прежде всего сказал о Петре не потому только, что он был старше своего брата Андрея, но и потому, что превосходил всех остальных твердостью (своей веры). Поэтому-то Христос, называя его Петром, сказал: на сем камени созижду Церковь Мою ((Мф 16:18)). Зачем прибавил: иже нарицается Петр? Чтобы мы знали, что прежде он назывался Симоном, и чтобы отличали его от другого Симона, называемого Кананитом.

    Иаков Зеведеев и Иоанн брат его

    Иакова поставил впереди, так как он был старше Иоанна; но Иоанн превосходил более совершенной добродетелью.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 3.

    Филипп и Варфоломей

    Они последовали за Христом после вышеупомянутых; поэтому и перечисляются в таком порядке.

    Фома и Матфей мытарь

    Марк (3, 18) и Лука (6, 15) поставили Матфея прежде Фомы, потому что он стал учеником прежде Фомы; а Матфей здесь по скромности поставил себя ниже, так как для собственного уничижения назвал себя опять мытарем.

    Иаков Алфеев и Леввей, нареченный Фаддей

    Этот Иаков был брат Матфея, так как Матфей, называемый не только Матфеем, но и Левием, был также сын Алфея: виде, говорит, Левию Алфеова, седяща на мытнице ((Мк 2:14)). Лука вместо Фаддея поставил здесь Симона Зилота, или Кананита, а потом Фаддея соединил с Иудой Искариотским, называя и его Иудой: Иуду, говорит, Иаковля, и Иуду Искариотскаго (Лк, 6,16). Соединил он их по сходству имен. Итак, было два Симона: Симон, называемый Петром, и Симон Зилот, который называется и Кананитом; два Иакова: Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев; два Иуды: Иуда Иаковлев, который называется Леввеем и Фаддеем, и Иуда Искариотский. По причине сходства их имен евангелисты присоединяют для различения и другие признаки. Но если Лука, по причине сходства имен, соединил Фаддея с Иудой Искариотским, то почему он не соединил равным образом Симона Петра с Симоном Кананитом, и Иакова Зеведеева с Иаковом Алфеевым? Потому что Петр со своим братом Андреем, а Иаков вместе с братом своим Иоанном последовали за Христом, и их нужно было поставить вместе не только как братьев, но и потому, что они вместе последовали. Но почему в таком случае Иаков Алфеев не поставлен вместе со своим братом Матфеем? Потому что тот последовал после.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 4.

    Симон Кананит и Иуда Искариотский, иже и предаде Его

    Предал Его злоумышленникам.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 5.

    Ст. 5-6 Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им

    Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев – мытари. Лука (6, 12-13) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк (6, 7) говорит о способе, что начат их посылати два два, – два, конечно, ради взаимного утешения.

    глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева

    Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, – овцами, как пасомых некогда Богом: Пасый, говорит, Израиля, вонми ((Пс 79:2)) , – погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, – а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 6.

    а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

    См. Толкование на (Мф 10:5)

  • 7.

    ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие Небесное

    Приблизилось небесное блаженство, т.е. оно в вас есть, если только вы желаете получить его; а получите вы его посредством веры и соблюдения заповедей. О Царстве Небесном хорошо сказано в третьей главе; поэтому нужно знать это и выбирать оттуда то, что кажется более соответственным.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 8.

    Болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите

    Сообщил им дар исцелений, чтобы те, которые не убеждаются проповедью, убеждались, по крайней мере, чудесами; вместе с тем и их самих делает этим более усердными к проповеди. А чтобы они не гордились, совершая столь великое, и не требовали вещественного вознаграждения, заранее укрепляет их, говоря: даром вы получили от Меня этот дар исцелений, без всякого труда с вашей стороны, даром же сообщайте их людям, не требуя от них ничего для поддержания своей жизни. Возвышая в них нестяжательность, повелевает им не брать даже ничего для путешествия, Он говорит: не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 9.

    Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших

    У путешественников был обычай носить кошельки для хранения денег, привязанные к поясам. Внушает ученикам совершенную нестяжательность, желая прежде всего, чтобы они не только не возбуждали к себе подозрения, а скорее удивление, потому что ничто так не возбуждает удивления, как скромная и довольствующаяся немногим жизнь, – затем освобождая их от всякой заботы, которая часто служит препятствием, – потом желая показать Свое могущество, которое достаточно им для всего. Поэтому впоследствии Он говорил: егда послах вы без влагалища и без меха <…> еда чесого лишени бысте ((Лк 22:35)).

    Спаситель сказал это Апостолам, не желая, чтобы они под этим предлогом собирали запасы. Итак, Он желает, чтобы мы не имели ни золота, серебра или меди, ни хлеба, ни сумы, чтобы не брали во время путешествия, ради употребления или из желания богатства, ни обуви, ни одежды, ни палки, ни денег при поясе, чтобы не одевались двумя одеждами, но с готовностию и бережливостью переносили во время пути все.

    И Сам Он носил ковчежец, но не ради любостяжания, а для хранения подаяний, которые употреблял на нужды Свои, учеников и бедных.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 10.

    Ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла

    Так как они возвещали Царство Небесное, то и должно было им, как бы Ангелам, снисшедшим с неба, идти легкими и беспрепятственными, свободными от всякой земной заботы и внимательными к одному только врученному им служению. «Пирой» называет суму, которой пользовались во время пути для хранения хлеба. Нужно также исследовать, почему Матфей и Лука (9, 3) говорят, что Христос повелел Апостолам не иметь ни обуви, ни посоха, а Марк (6, 8-9) говорит, что Он позволил им только эти одни вещи. Что должно сказать на это? Что сначала Он повелел так, как сказали Матфей и Лука, а после позволил им только надеть сандалии и взять посох для охранения ног и для поддержания тела, снисходя к слабости их, ради трудности путешествия, как написал Марк. Вместо «не стяжите», ((Лк 9:3)) сказал: «не возмите». А чтобы не сказали: откуда же мы будем питаться, если ничего не возьмем, говорит:

    достоин бо есть делатель мзды своея

    Нет нужды, – говорит, – вам в дорожных запасах, так как вы заслуживаете пропитания от тех, которым вы помогаете, для которых трудитесь и работаете. И это не есть дар, но награда за ваши труды, и это необходимо, как должное.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 11.

    В оньже аще (колиждо) град или весь внидете, испытайте, кто в нем достоин есть, и ту пребудите, дондеже изыдете

    Чтобы не подумали, что Он открыл для них двери всех тех, кому они помогают, повелевает в каждом городе или селении найти одного, достойного принять их, т.е. благочестивого и богобоязненного, и оставаться у него до тех пор, пока не выйдут из города, чтобы, переходя из одного дома в другой, не оскорбить того, кто их принял, и не возбудить подозрения в чревоугодии.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 12.

    входяще же в дом целуйте его, глаголюще: мир дому сему

    Целуйте (приветствуйте), т.е. испрашивайте мира ему. Впоследствии, заповедуя это семидесяти ученикам, сказал: В оньже аще дом внидете, первее глаголите: мир дому сему ((Лк 10:5)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 13.

    и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нань: аще ли же не будет достоин, мир ваш к вам возвратится

    Так как часто случается, что принимающий имеет только имя достойного человека, а жизнь недостойную, то говорит: если дом будет достоин, то мир, данный вами, придет на него, т.е. воздействует, и он будет наслаждаться миром и спокойствием; если же дом этот будет недостоин, то мир ваш возвратится к вам, т.е. ничего не воздействует; и вы, взяв его с собой, уходите. Обрати внимание на то, что Он не сообщил им, как заранее различить достойного от недостойного, чтобы не имея весьма необходимого, они смирялись как несовершенные. Должно удивляться также, как Он, лишив Апостолов всего, опять дает им все. Ибо кто с радостью не примет настолько скромных и не заботящихся (о многом), блистающих не только учением и чудесами, но что важнее – жизнью?

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 14.

    И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, оттрясите прах ног ваших

    Марк (6,11) сказал: оттрясите прах, иже под ногами вашими, во свидетелство им, т.е. в обличение их. Это отряхивание показывало, что они не только ничего оттуда не взяли, но и пыль, приставшую там к ногам, отрясают, как тоже нечестивую чрез них.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 15.

    аминь глаголю вам: отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому

    Городом обозначил также и весь. Содом и Гоморра, бывшие некогда большими и многолюдными городами, по причине крайнего разврата, были обращены в пепел сшедшим с неба огнем. Это ниспосланное Богом наказание их казалось ужаснее всякого другого, так как земля эта даже до сих пор кажется сожженной и свидетельствует о своем несчастьи.

    Но теперь Христос говорит, что тяжелее будут наказаны непринимающие и неслушающие слов апостольских, потому что Содом и Гоморра не видели, подобно этим, бесчисленных чудес, и в землю их Спаситель не посылал учеников. Говоря отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, показал, что и в будущем веке содомляне и гоморряне будут наказаны. Отсюда ясно, что некоторые грехи и здесь, и там будут наказываться. Поэтому убоимся и мы такой угрозы, зная, что всякий, не соблюдающий и не исполняющий того, чему научили Апостолы, очевидно не принимает их и не слушает слов их. Почему будет наказан весь город, когда не принимает один? Потому что остальные не удерживали его, видя это, так как не принимающие Апостолов публично изгоняли их.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 16.

    Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков

    Ободрив их тем, что Он прежде возвестил, и сделав их твердыми и непоколебимыми, предсказывает то, что должно случиться с ними не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Делает же Он это, во-первых, для того, чтобы Апостолы знали силу Его предведения, во-вторых, чтобы, страдая, не подумали, что страдают по слабости Пославшего их, в-третьих, чтобы заранее зная, что пострадают, впоследствии легче переносили эти страдания. Се, говорит, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков. Я, Всемогущий, посылаю вас, чтобы уязвляли и терзали вас злонамеренные люди, но вы не мстите им и не защищайтесь от них руками. Почему? Потому что таким путем вы скорее победите и волков сделаете овцами. Сила Моя все совершает и кротость ваша смирит, как и многое другое, свирепость и жестокость неверных. Не дерзостью обыкновенно укрощается дерзость, но кротостью. Врачующему безумных должно терпеливо переносить их обиды, имея в виду одно только избавление их от безумия. Поэтому и мы, если не обнаружим кротости овец против жестокости обижающих нас, ни в каком случае не получим помощи от Своего Пастыря, потому что Он – Пастырь овец, а не волков. Я посылаю вас, как овец среди волков для того, разумеется, чтобы вы обнаруживали кротость овец пред волками, и имели не только эту кротость, но и тщательно сохраняли целость, т.е. простоту и невинность; чтобы, подвергшись обидам и преследованиям, вы не переставали благотворить обижающим. А чтобы и то, и другое было согласно с добродетелью, необходима мудрость змеи в охранении головы, т.е. веры, и простота голубя в прощении обид злоумышляющему. И это нужно соблюдать не пять, или десять лет, но до последнего издыхания, потому что такое значение имеют слова: претерпевый же до конца, той спасен будет ((Мф 10:22)).

    будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие

    И здесь под змеями, и в другом месте под несправедливым правителем разумей благоразумие, наблюдение того, что полезно. Желает, чтобы Апостолы были мудры, т.е. избегали смертельного поражения, и незлобивы, т.е. не злопамятны. Так как мудрость змеи обнаруживается в том, что она, при поражении своем, не обращает внимания на остальныя части тела, а спасает одну только голову, зная, что только удар в нее наносит смерть, – то Спаситель повелел подражать мудрости змей тем, чтобы презирать и тело, и душу, и все остальное, а сохранять одну только веру, как голову, удар в которую бывает смертельный. И опять: так как голуби, лишившись детенышей, не бывают злопамятны по отношению к отнявшим, но опять приходят к ним, хотя бы и часто они отнимали, – то повелевает подражать их простоте, т.е. незлобию, тем, чтобы не быть злопамятными по отношению к обижающим, но опять приходить к ним и любить их. И обрати внимание на премудрость: не повелел подражать ни одной только мудрости змей, ни одному только незлобию голубей, но соединил и то, и другое, потому что это составляет одну добродетель: нет никакой пользы от мудрости, если она не сопровождается незлобием. Но мы должны подражать и другого рода мудрости змеи. Когда она состарится, то проползает чрез тесное пространство, соскабливает с себя скорлупу, т.е. верхнюю кожу, и становится крепче; так и мы, состарившиеся от ветхости страстей, подчиним себя тесному и узкому образу жизни и, совлекши таким образом обветшавшую одежду души, станем сильнее. Итак, здесь Спаситель взял в пример змей и голубей – в хорошем смысле, а в другом месте они приведены в дурном смысле. Иудеи порицаются как змеи, порождения ехидн; и Ефрем осуждается, яко голубь безумный, не имый сердца ((Ос 7:11)). Св. Писание часто заимствует различные образы от одного и того же животного, когда оно имеет и хорошие, и дурные свойства. Так, напр., львом называется и Христос по Своему царскому достоинству и непобедимости: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его (Быт, 49, 9); львом же называется праведник, по своей смелости: праведный же яко лев уповая ((Притч 28:1)); наконец, львом называется и диавол по своей неукротимости и кровожадности: яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5,8).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 17.

    Внемлите же от человек: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас

    Предсказывает им будущие испытания, приготовляя к борьбе. Внемлите от человек, т.е. остерегайтесь людей, или ожидайте от них опасностей.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 18.

    и пред владыки же и цари ведены будете Мене ради

    Сказав о том, что они претерпят от иудеев, говорит и о том, что претерпят от других народов.

    во свидетелство им и языком

    В обличение иудеев и язычников, чтобы впоследствии они не могли сказать, что не слышали проповеди; они на столько будут слышать, что даже проповедникам причинят бесчисленные бедствия.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 19.

    Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете

    Чтобы они не сказали, каким образом мы, люди простые и неученые, будем в состоянии убедить ораторов и философов, заблаговременно разрешает это их недоумение, говоря: не пецытеся, како или что возглаголете…

    дастбося вам в той час, что возглаголете

    Дано будет, разумеется, Мною. Это же Он сказал и в другой раз при приближении крестных страданий, когда ученики спросили Его о кончине мира. Лука говорит, что тогда Он прибавил: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати еси противляющиися вам ((Лк 21:15)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 20.

    не вы бо будете глаголющии

    т.е. тогда.

    но Дух Отца вашего глаголяй в вас

    Но Дух Святой, Который будет говорить в вас тогда.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 21.

    Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо

    т.е. не уверовавшие предадут уверовавших.

    и востанут чада на родители и убиют их

    И под ними нужно разуметь таких же. Этими, как самыми дорогими, обозначил и других родственников и близких…

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 22.

    и будете ненавидимы всеми имене Моего ради

    Всеми, т.е. многими, потому что многие также любили их. И это идиоматизм Писания – употреблять «все» вместо «многие». Прибавив выше (ст. 18): Мене ради и здесь опять: имене Моего ради, сообщил им великое утешение и дерзновение, так как они были убеждены, что Он Сам защищает и помогает страдающим ради Него.

    претерпевый же до конца, той спасен будет

    Это изречение заключает в себе троякий смысл: во-первых, что им нужна не только Его помощь, но и собственная твердость, чтобы добрые дела принадлежали не только Христу, но и Апостолам; во-вторых, – что не должно ослабевать: какая польза от начала, которое не имеет конца? В-третьих, – что даже до конца жизни их будут случаться опасности.

    Следует удивляться Апостолам: каким образом, будучи посылаемы на столько и столь великие опасности, слыша, что вся вселенная им враждебна и что во всю свою жизнь они будут искушаемы, они, однако, не устрашились и не требовали освобождения от этих зол. Они повиновались, как послушные, Учителю и уповали, как верующие, на силу Пославшего. Зная, что проповедь веры будет иметь такую силу, что расторгнет и крепчайшую природную любовь, и что различные страсти будут побеждать взаимно друг друга, они еще больше ободрились и, воодушевившись несомненной надеждой совершить благое дело, выступили в числе двенадцати во всю вселенную, вместе с которой против них борется диавол со множеством своих демонов. И победили они, не убивая противников, но перечисляя их на свою сторону: подобных демонам они сделали подобными Ангелам.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 23.

    Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий

    Сказав о том, что должно случиться после Его Вознесения, опять возвращает речь к тому, что будет прежде Креста. Повелевает бегать, не как робким, но как изгоняемым. Григорий Богослов, толкуя это место, говорит, что Он повелевает сожалеть о преследующих и слабейших, и не бежать далеко, но из одного города в другой, чтобы не пропустить ни одного, в который еще не приходили.

    Аминь бо глаголю вам: не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий

    т.е. прежде чем придет к вам. Это сказал для их утешения и успокоения, утверждая, что Он возьмет их к Себе скорее, чем они обойдут все города иудейские, т.е. прежде чем пройдут всю Палестину. Этого, конечно, было достаточно вместо всякого утешения для них, так гонимых; тогда же Он и сделал, как обещал. Так как гонители будут злословить их и потому огорчать, то успокаивает их и с этой стороны Своим собственным примером, говоря: несть ученик над учителя (своего), ниже раба над господина своего.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 24.

    Несть ученик над учителя (своего), ниже раба над господина своего

    Высказывает общую и всем известную мысль и приноравливает ее к Своим обстоятельствам, чтобы никто не мог противоречить. Действительно невозможно, чтобы ученик был выше учителя своего, а раб выше господина своего, пока тот остается учеником, а этот рабом. Быть учеником и быть рабом есть некоторого рода подчинение, и потому самому они, конечно, ниже. Потому и вы не выше Меня, вашего Учителя и Господа.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 25.

    Довлеет ученику, да будет яко учитель его

    Достаточным для вас, учеников, утешением пусть будет то, что вас будут поносить так же, как и Меня, вашего Учителя; для вас важно, что вы и в этом подобны Мне.

    и раб яко господь его

    Сюда также нужно отнести слова: довлеет, да будет.

    Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его

    Веельзевулом называли князя бесовского. Хотя ясно не написано, чтобы иудеи называли Христа веельзевулом, однако вероятно, что и эту брань они высказали по отношению к Нему. Или, может быть, другим способом назвали Его веельзевулом, так как иудеи называли Его другом Веельзевула, говоря: Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князи бесовстем ((Мф 12:24)), как увидим впереди. Конечно, много и других злословий они высказывали на Него, но Он привел одно только это, как худшее из всех остальных.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 26.

    Не убойтеся убо их

    т.е. поносящих и осмеивающих.

    ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет

    Эта, по видимому, общая речь есть на самом деле частная. Здесь говорится о добродетели Апостолов, что она не может быть скрыта. Хотя теперь она скрыта, и потому вас поносят, но со временем она откроется, и вас все будут почитать. Итак, не бойтесь того, что смеются над вами теперь, но надейтесь, что впоследствии вас прославят; настоящее пусть не огорчает вас, но будущее пусть внушит вам дерзновение.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 27.

    Еже глаголю вам во тме, рцыте во свете: и еже во уши слышите, проповедите на кровех

    Освободив их от уныния, какое происходит вследствие брани, говорит о проповеди. Конечно, не было тьмы, когда Он говорил им это, и не на ухо говорил Он им; но так как Он сказал это наедине, а не публично, и сказал им одним, а не всем, то и говорит: что Я говорю вам наедине, говорите всенародно, и что вы одни слышали, проповедуйте всем. Итак, «во тьме» значит наедине, «во ушы» – вам одним только; с другой стороны, во свете значит всенародно, «на кровех» – пред всеми.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 28.

    И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне

    Сказав заранее о других опасностях, нисходит к речи об умерщвлении их: предсказывает его и повелевает презирать. Не убойтеся от убивающих тело, т.е. не бойтесь тех, которые убивают тело, и не оставляйте ради этого проповеди, но бойтесь Того, Который послал вас на это служение, и делайте то, что Он повелел вам. Те хотя и убьют тело, но не одолеют души, а этот и душу и тело может погубить в геенне, т.е. наказать. Итак, страх отражайте страхом, страх пред людьми – страхом пред Богом, меньший – большим. И другим образом утешает их относительно страха смерти: смотри, что говорит: не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 29.

    Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего

    Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 30.

    вам же и власи главнии еси изочтени суть

    А вы настолько ценны, что и все волосы ваши исчислены Богом. Исчисление волос показывает совершенное знание, т.е. что вы весьма хорошо известны Ему, и Он до мелочи знает все, касающееся вас по причине большой близости к вам. Поэтому, если ни один из весьма дешевых воробьев не впадает в сеть без Его попущения, как сказано, то тем более вы, ценные, не будете убиты, если Он не допустит. Итак, не должно бояться.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 31.

    не убойтеся убо: мнозех птиц лучши есте вы

    Часто убеждает их быть бесстрашными по причине величия испытаний.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 32.

    Ст. 32-33 Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех

    Исповеданием называет свидетельство, побуждая их к свидетельству о Себе. Поэтому говорит: если кто засвидетельствует пред людьми о Моем Божестве, засвидетельствую и Я пред Отцом Своим о вере того, т.е. всякого, кто объявит Меня Богом, Я объявлю верующим. Но кто отвергнет Меня, того отвергну и Я. – «Исповесть» εν εμοι (во Мне), – то же, что Меня; и «исповем» εν αυτω (в нем), то же, что его. Но Златоуст говорит: не сказал – исповедает «Меня», но – во «Мне», т.е. чрез Меня, при Моей помощи. Отсюда вполне последовательно мы заключаем, что слова: исповедаю и Я в нем – значат: исповедаю и Я, побуждаемый его благорасположенностью. Так как проповедание будет исполнено смущения и страха, то предупреждает и относительно этого, говоря: не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 33.

    а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным

    См. Толкование на (Мф 10:32)

  • 34.

    Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч

    Богослов говорит: что значит меч? Сечение слова, отсекающее худшее от лучшего и разделяющее верующего от неверующего, возбуждающее сына, дочь и сноху против отца, матери и свекрови, – новое и недавнее против древнего и ветхого. Но когда Христос родился, Ангелы говорили: слава в вышних Богу, и на земли мир ((Лк 2:14)). И пророки издревле предвозвестили Его мир; да и Сам Он повелел ученикам, входя в каждый дом, желать ему мира ((Мф 10:12)); каким же образом Он говорит: не приидох воврещи мир, но меч? Потому что этот меч должен был произвести тот мир, о котором говорили Ангелы, а прежде них – пророки. Мечом называет любовь к Нему, которая разделяет верующих от неверующих и непобедимой силой которой связанные самой дорогой любовью скоро разорвали взаимное сообщение и легко разлучились. И в другом месте, показывая могущественное ее действие, сказал: огня приидох воврещи на землю ((Лк 12:49)). Нужно было прежде отсечь неизлечимое, а затем остальное умиротворить, как в отношении к Нему Самому, так и к Богу. Поэтому Он и говорит суровее, чтобы, зная это, они не смущались. И еще развивает речь о том же, изощряя слух их жестким словом, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 35.

    Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою

    (У Михея (7, 6) сказано: дщерь востанет на матерь свою и невестка на свекровь свою, врази еси мужу домашнии его). Опять самыми любезными обозначил всякое родство. В собственном смысле Он сказал, что разделит человека, т.е. сына от отца своего, и дочь от матери своей, потому что по сходству природы сын милее отцу, а дочь – матери. При этом весьма кстати сказал, что разделит невестку от свекрови, потому что невестка оказывала большое почтение, уважение и повиновение свекрови. Невесткой, конечно, обозначил и зятя, разделяющегося от свекра. Итак, выше Он сделал простое перечисление, говоря: предаст же брат брата на смерть, и отец чадо ((Мф 10:21)), а здесь перечислил другим способом, более естественным и подробным. Если же Он отделит человека от отца, которому тот подчинен, то тем более от супруги, которая подчинена ему; там любовь по природе, а здесь по положению. Первая драгоценнее второй; поэтому предоставляет подразумевать последнюю, как очевидную. После Он упомянет прямо о супругах, говоря: и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит ((Мф 19:29)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 36.

    И врази человеку домашнии его

    Это – пророческое изречение, сказанное некогда иудеям, когда они враждовали между собой; но Христос кстати применил его к предмету Своей речи, показывая, что все домашние долженствующего уверовать станут для него врагами.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 37.

    Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин

    И здесь упомянул по одному только из восходящих и нисходящих, как более близких. Кто, – говорит, – любит их больше, нежели Меня; так как любить их, если они благочестивы – дело доброе; но всегда дело злое – любить их больше, нежели Бога.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 38.

    и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин

    Крестом называет смерть для всего мирского, потому что крест был орудием смерти. Человек, долженствующий последовать за Христом, должен умереть для мирских удовольствий, подобно Ему Самому. Вслед за Ним идет всякий, кто ступает по следам Его жизни.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 39.

    Обретый душу свою погубит ю

    «Обретый», т.е. сберегший ее во время мученичества и не погубивший ее чрез смерть потеряет ее в будущем веке, т.е. подвергнет наказанию, как предавшую свою веру.

    а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю

    А у кого она будет отнята ради Меня неверующими людьми, тот скорее найдет ее, т.е. сбережет, спасет. Сказал же это, отвлекая их от малодушной любви к жизни и призывая к мученичеству. И в другом месте (в 16-й главе) опять, но только с другой стороны, Христос развивает эту мысль. Это Он обыкновенно делает по отношению ко многим предметам.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 40.

    Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя

    Сказал это, открывая ученикам дома верующих. Кто с радостью не примет их, имея чрез них принять Сына, а чрез Сына – Отца?

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 41.

    Приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет

    И это сказал по той же причине. Вообще, прежде всего разумеет Он просто пророка и просто праведника, – а затем переносит это и на апостолов. Он говорит, что принимающий с гостеприимством пророка или праведника не напоказ, или другим каким-либо притворным образом, но во имя пророка или праведника, т.е. потому, что они называются один пророком, другой праведником, – получит награду пророка и праведника. Эти слова имеют двоякое толкование. Или: что он будет удостоен равных с ними почестей, так как великое дело – гостеприимство, и в особенности по отношению к служителям Божиим. Или: что получит награду именем пророка и праведника. Говоря о пророке и праведнике, показал, что ученики будут и пророками, и праведными. Но чтобы кто-либо не ссылался на бедность, смотри, куда низводит речь.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 42.

    И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея

    Малыми называет учеников, научая их думать о себе скромно. А студеной называет вообще воду, как и сказал Марк: чашу воды ((Мк 9:41)).

    Толкование Евангелия от Матфея.

1.«Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских… Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.).

2-4.«Апостолов»: Апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников Своих Апостолами было употребляемо Самим Господом (Ин. 13:16Лк. 6:13) и через то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен Апостолов Симон Петр поставляется на первом месте (Мк. 3:16 и дал. Лк. 6:14 и дал. Деян. 1:13), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные (Ин. 1:41), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф. 16:16 и дал. Мф. 17:1, 24Мф. 19:27Мф. 26:37, 40Лк. 8:45Лк. 9:32Лк. 22:31 и дал. Ин. 21:15 и дал. Деян. 1:15Деян. 2:14Деян. 5:3 и дал. Гал. 1:18Гал. 2:7). – «Называемый Петр»: название это значит «камень», равно как и его сирохалдейское имя – Кифа (Ин. 1:421Кор. 1:121Кор. 3:221Кор. 15:5Гал. 2:9), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил (Ин. 1:14Ин. 21:3). – «Иаков Алфеев и Матфей», иначе Левий, мытарь, также сын Алфея (Мк. 2:14), были родные братья. – «Леввей, прозванный Фаддеем»: он же Иуда Иаковлев (Лк. 6:16, ср. Ин. 14:22Деян. 1:13). По апокрифическим актам Леввея, имя Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна, прежде же назывался Иудою, а имя Леввея, может быть, получил при избрании в апостольство, может быть, в отличие от соименного ему Искариота, так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Он был сын Иосифа обрученника от первой жены его, брат апостола Иакова, почему и называется Иаковлевым (см. Чет.-Мин. Июн. 19). – «Симон Кананит»: Ев. Лука называет его Зилотом, т.е. ревнителем (Лк. 6:15Деян. 1:13). Вероятно, это прозвание носил он потому, что прежде призвания к апостольству принадлежал к небольшой иудейской секте Зилотов, строгих ревнителей по закону Моисееву, которые, впрочем, ревность свою простирали иногда так далеко, что позволяли себе некоторые своевольства. Название «Кананит» производят некоторые от города Каны, предполагая, что он был родом из Каны Галилейской, но нельзя не заметить, что слово – «канани» – еврейский перевод (или подлинник) греческого – ξηλωτής – Зилот, следовательно, Кананит и Зилот – имена однозначащие. – «Иуда Искариот»: муж из Кариота (города), находившего в колене Иудином (Нав. 15:25). Кажется, он один из всех Апостолов был не галилеянин. – «Который и предал Его»: «говорит о нем (Иуде – евангелист) – не как враг и противник, но как историк; не сказал: скверный и пребеззаконный Иуда, но от города назвал его Искариотским…». И не стыдится (евангелист) говорить: который и предал Его. Так, Евангелисты никогда ничего не скрывают, даже и того, что казалось предосудительным» (Злат.).

5-6.«К язычникам не ходите»: не пришло еще время проповедовать язычникам Евангелие царствия. Соответственно божественному плану спасения человечества (ср. Мф. 15:24), Евангелие прежде должно быть возвещено иудеям (ср. Ин. 5:22), древнему народу Божия Завета, которому обещан Мессия по пророчествам, в среде которого Он и явился. «Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам, – и не только запрещаю вам проповедовать кому-либо прежде их, но не позволяю даже касаться пути, который ведет к язычникам, и входить в город Самарянский… дабы после не стали (иудеи) жаловаться, что Апостолы пошли к необрезанным ассириянам, и дабы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их» (Злат., ср. Феофил.). После уже, по воскресении, Господь послал Апостолов к язычникам – во весь мир с проповедью Евангелия (Мф. 28:19). – «В город Самарянский»: ни в какой город Самарянский не входите. Самаряне занимали страну, некогда обитаемую коленом Ефремовым и полуколеном Манассииным, между Галилеею и Иудеею, так что через нее лежал прямой путь сообщения между сими последними. Население Самарии составляла смесь евреев, оставшихся от пленения 10-ти колен Израильского царства царями ассирийскими, и язычников, переселенных на место отведенных в плен, из разных областей Ассирийского царства (4 Цар. 17:23-24). Переселенцы эти сначала служили своим богам; потом, наученные одним священником поклоняться истинному Богу, стали почитать и Его, но вместе с тем не оставляли служения и своим богам, и таким образом их религия была не чистой религией иудейской. Между ними и иудеями, обитавшими в собственной Иудее, были споры и вражда, причины которых были следующие: 1) иудеи, по возвращении из плена, отказали самарянам в участии при построении нового храма; 2) в отмщение за это самаряне, когда Неемия начал устроять стены около опустошенного Иерусалима, всячески препятствовали этим постройкам; 3) самаряне, выпросив у персидского царя позволение, выстроили себе собственный храм на горе Гаризин и установили свое особенное священство, придерживаясь закон Моисеева, и таким образом внесли раскол, так как по Моисееву закону у евреев должен быть один храм и одно священство; 4) Самария сделалась с течением времени убежищем иудейских преступников, и это поддерживало недобрые отношения между двумя областями; 5) самаряне принимали только 5 книг Моисеевых и отвергали писания пророков и все предания иудейские. По всем этим причинам иудеи смотрели на самарян не лучше, чем на язычников, и считалось преступным входить в какие бы то ни было сношения иудею с самарянином (Ин. 4:9). И Господь здесь поставляет самарян на ряду с язычниками, не позволяя до времени Апостолам ходить и к ним с проповедью Евангелия. Впрочем, Господь Сам проповедовал им Евангелие (Ин. 4:6-26), и Апостолы после вознесения приходили туда с проповедью и обратили самарян к вере во Христа (Деян. 8:5-25). – «Овцам погибшим» (ср. прим. к Мф. 9:36): не имеющим истинных пастырей, наставников в вере, и потому – истинной веры, и в заблуждении погибающим. – «Дома Израилева»: народа израильского или вообще еврейского (Лев. 10:6Исх. 19:3 и др.). – «Наипаче»: особенно, главным образом, прежде всего, прежде чем идти к язычникам и самарянам, ибо еврейский народ был народ, избранный Богом; ему обещан был Мессия, он давно уже ожидал Его и, следовательно, имел право первый, прежде язычников и самарян, услышать проповедь и благовестие о пришествии Мессии.

8.«Даром получили» и пр.: не за плату, не за деньги, не из корысти должны Апостолы проповедовать и употреблять дары чудес вышеуказанных. Сим Господь также «смиряет высокоумие и предостерегает от сребролюбия; и дабы не подумали, что производимые ими чудеса суть плод их добродетелей и не возгордились тем, говорит: «даром получили». Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы сии дары не в награду, не за труды, это Моя благодать. Так и им давайте» (Злат., ср. Феофил.). Это, впрочем, не препятствовало им ни тогда, ни после получать добровольные приношения верующих и усердствующих для вспомоществования им в необходимом для жизни, при трудах проповедничества (Лк. 10:71Кор. 9:8-141Тим. 5:18). Воспрещается любостяжательность, а не принятие добровольных приношений.

9-10.«В поясы свои»: пояс, которым обхватывалась верхняя, широкая, по обычаям востока, одежда, служил (и служит) вместе с тем и для хранения денег, для чего он делался (и делается) пустой внутри. – «Не берите с собой» и пр.: «сим достигал Он многого. Во-первых, удалял от учеников всякое подозрение; во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одною проповедью; в-третьих, показывал им Свое могущество; для того-то и говорит им после: имели ли вы в чем недостаток, когда Я посылал вас без одеяния и обуви?» (Злат., ср. Феофил.). – «Ни сумы», в которую бы можно было положить что нужно в дороге, ибо они не должны иметь ничего лишнего. Сума делалась из полотна или из кожи и носилась обыкновенно на спине. – «Ни двух одежд» (ср. прим. к Мф. 5:40): или вместе надетых (Мк. 6:9), или одну надетую, а другую в запасе, на будущее время. – «Ни обуви»: кроме той, которая есть на ногах, запасной обуви (Мк. 6:9). – «Ни посоха»: запасного, кроме того, какой бывал обыкновенно у путешественников. Вместо того, чтобы обременять себя излишними предметами, обувью или посохом запасными, они должны предаться воле Божией и идти так, как они есть, не заботясь: Бог даст им и обувь, и посох другие, когда те не будут годиться. «Он хотел приучить их к строгой жизни, так как и выше не позволил им заботиться даже и о следующем дне. Он готовил их быть учителями вселенной, посему делает их, так сказать, из человеков ангелами, освобождая их от всякого житейского попечения» (Злат.), чтобы свободные от всякой «вещественной заботы, а имея в виду одно только врученное им служение» (Евф. Зигаб.), они могли предаться ему всей душой. – «Трудящийся достоин пропитания»; те, кому они будут проповедовать и благодетельствовать даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни (ср. Феофил.). Они не должны требовать вознаграждения за свои труды и благодеяния, но могут получать помощь не только как дар, но и как заслуженное трудом.

11-13.«Кто достоин»: по связи речи, достоин того, чтобы вы остановились и жили у него, кто добр, благочестив, расположен к принятию проповеди о царстве Божием и самих проповедников, «дабы недоброю славою принявшего (Апостолов) не посрамить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Господь запрещает Апостолам произвольно изменять место пребывания, что было бы несообразно ни с их достоинством, ни с их призванием, так как препятствовало бы им безраздельно предаться их главному делу – проповеди, а оставаться в дружелюбно принявшем их доме «дабы не стали говорить о них, как о чревоугодниках, и дабы того, кто принимает, не оскорбить» (Феофил., ср. Злат.). – «В дом»: семейство (ср. Мф. 12:25Ин. 4:53), о котором Апостолы узнают, что оно достойно, т.е. благорасположено к принятию проповеди и проповедников. – «Приветствуйте» и пр.: «испрашивайте мира ему» (Зигаб.). Слова приветствия: «мир дому сему», указывают на обычное у иудеев приветствие: «мир тебе и вам» (Быт. 43:23Суд. 19:20Лк. 10:5). «Мир» – благожелание спокойствия и счастья. – «Мир ваш придет на него»: ваши благожелания исполнятся, осуществятся на нем, споспешествуемые вашими молитвами, вашей проповедью, вашими наставлениями. – «К вам возвратится»: мир, которого вы пожелали бы дому, не дан будет ему, ваши благожелания не исполнятся на нем (ср. Пс. 34:13); «мир ничего не воздействует и, взяв его с собою, уходите» (Евф. Зигаб.).

14-15.«Отрясите прах от ног»: иудеи думали, что сама пыль и земля, по которой ходят язычники, не чиста и ее надобно отрясать. Посему это повеление Господа означает, что Апостолы на неприемлющих их и их проповеди должны смотреть как на язычников нечистых, с которыми не должно иметь ничего общего. Книга Деяний показывает нам примеры, когда Апостолы действительно поступали так (Деян. 13:51Деян. 18:6). – «Земле Содомской и Гоморрской»: Содом и Гоморра вместе с городами Адама и Севоим были разрушены огнем и серою и провалом, по причине крайнего разврата их жителей. Они расположены были на том месте, где теперь Мертвое море, – на южной границе Палестины (Быт. 19:24-25). Наказание Содома и Гоморры часто представляется в Писании как поразительный пример Божественного мщения за грехи и как доказательство того, что грех и разврат не остаются ненаказанными. – «В день суда»: всеобщего суда, который Христос-Царь произведет при кончине мира (Мф. 25:31-46). Господь говорит, что тогда наказание содомлян и гоморрян будет легче, нежели наказание не принявших проповеди апостольской и самих Апостолов; это основывается на том нравственном законе, что виновность бывает тем больше, чем яснее и полнее выражена воля Божия, против которой сделано преступление, и, следовательно, тем большее следует за сим наказание, и вот – отвергшие проповедь о Христе преступнее отвергших требования естественного закона совести, которыми руководствовались содомляне, так как им не было дано положительного закона Божие (ср. Мф. 11:20 и дал. Лк. 12:47-48).

16.«Я посылаю вас»: как полномочный Владыка, как Законодатель Нового Завета, Господь посылает их на проповедь; «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). – «Как овец среди волков»: вы, в качестве Моих посланников, будете в таком же положении, в каком овцы, окруженные волками, внешне беззащитные среди людей жестоких и кровожадных (ср. прим. к Мф. 7:15). – «Мудры как змии»: змий – образ хитрости и мудрости (ср. прим. к Мф. 3:7). Вероятно, Господь наставляет учеников Своих подражать мудрости змеи в виду опасности; говорят, змея в этом случае обнаруживает много хитрости и ловкости (ср. Злат., Феофил.). – «Просты как голуби»: голубь – образ чистоты и невинности и незлобия (ср. прим. к Мф. 3:16). Итак, Господь требует, чтобы Апостолы в их опасных отношениях к враждебному им миру, среди которого они явятся проповедниками нового учения, соединяли мудрость в распознании опасности и принятии действительных средств против нее с невинностью и незлобием, которые не вызывали бы новых опасностей, которые бы могли обезоруживать по возможности злобу и ненависть людскую, предохраняли бы платить злом за зло, оскорблением за оскорбление, обидой за обиду (ср. Феофил.). Или общее: «мудр как змея, кто предлагает учение с осмотрительность и с разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности. А цел как голубь, кто не держит и в мыслях, чтобы мстить злоумышляющему» (Вас. Вел. 5, 331).

17-18.«Остерегайтесь людей»: людей, которые выше названы именем волков, людей, принадлежащих к миру, к которому ученики Христовы не принадлежат (Ин. 15:19) и который их ненавидит (Ин. 17:14). – «Остерегайтесь»: будьте мудры, не идите без нужды на опасности, не вызывайте без необходимости вражды и преследований, не жертвуйте без пользы и нужды дорогою для дела проповеди вашею жизнью. – «Отдавать в судилища»: судебные места, где разбирались проступки, не подлежащие решению и разбирательству верховного суда – синедриона, и какие были в каждом городе и более значительных селениях (ср. прим. к Мф. 5:22). «В синагогах будут бить»: в синагогах иногда били провинившихся чем-либо (Деян. 22:19Деян. 26:11). Били розгами или палками. Закон Моисеев запрещал давать более сорока ударов наказываемым в судах (Втор. 25:2-3). Осужденного клали на землю и били по спине, в присутствии судьи, иногда привязывали к столбу. К концам розги и прутьев иногда привязывали металлические тонкие проволоки, и такого рода бичи назывались скорпионами (3Цар. 12:11). Чтобы не ошибиться в счете ударов и не превзойти определенного законом количества ударов, евреи делали бичи трехвостные, которые делали три удара сразу, и таких ударов давали 13, что равнялось 39 ударам. Так был бит Апостол Павел (2Кор. 11:24). – «К правителям и царям»: языческим разумеется, так как у иудеев не было уже тогда ни собственных царей, ни правителей (ηγέμων). Это показывает, что наставления Господа Апостолам относятся не к ближайшему только будущему их проповедничеству в Иудее, когда им еще возбранено до времени ходить не только к язычникам, но и самарянам (ст. 5), а и к отдаленному их будущему служению среди язычников, или вообще к делу их всемирной проповеди (ср. Злат. и Феофил.). Правители (ηγέμων) называются здесь всякого рода народные правители, а не римские только пропреторы, проконсулы и прокураторы. – «Для свидетельства перед ними и язычниками»: перед ними и против них, т.е. Апостолы своею проповедью и жизнью должны свидетельствовать перед царями и народом о Христе – Мессии, о Его жизни и учении, о благотворности Евангелия и пр., но если они отвергнут это свидетельство, не примут проповеди, то Апостолы должны свидетельствовать против них, в обличение их (Злат., Феофил., Зигаб.). Сии пророческие слова точно исполнились на Апостолах Христовых. Некоторые из них были перед царями и правителями римскими, некоторые перед парфянскими, скифскими, индийскими и пр., и точно исполнившиеся эти пророческие слова ясно показывают, что Господь ясно читал в книге будущего: ибо в то время, когда Он давал сии наставления, ничто по-видимому не обещало и не указывало, что эти бедные рыбари Галилейского озера в самом деле должны будут со временем явиться перед великими и сильными мира сего.

19-20.«Не заботьтесь» и пр.: бедным, необразованным рыбарям перед образованными и сильными правителями естественно смутиться и беспокоиться о том, как и что говорить им. Господь успокаивает их не заботиться об этом, уверяя, что Дух Отца, т.е. исходящий от Отца, Святый Дух – третье лицо достопоклоняемой Троицы (Ин. 14:16-17, 26Ин. 15:16Ин. 16:7-14), в тот час будет говорить в них. Так решительно и определительно Сам Господь говорит о богодухновенности устной проповеди своих Апостолов. Но если устная проповедь их богодухновенна, то необходима и письменная, т.е. все писания апостольские: ибо невозможно представить, чтобы Дух Святой, вдохновлявший Апостолов при устной проповеди, не вдохновлял и при написании ими книг, когда книги сии должны иметь такое великое значение для церкви христианской всех времен, служа непогрешимым источником веры христианской.

21-22.«Предаст брат брата» и пр.: ненависть к проповеди евангельской и к проповедникам и исповедникам ее будет так велика и сильна в этих людях мира сего, которые выше названы волками, что перед нею не устоят самые крепкие и дорогие и священные для человека естественные связи родства, связи брата с братом, сына с отцом; брата, исповедника новой веры, родной брат предаст на смерть; даже дети будут умерщвлять родителей. Все это в точности исполнилось во времена гонений на христиан, начавшихся еще при Апостолах. Читая историю этих гонений, нельзя не ужасаться той жестокости и бесчеловечию, с какими не только чужие, но и свои родные предавали на смерть родных своих. – «Ненавидимы всеми»: всякого рода и звания людьми, враждебными Евангелию («все» – вместо «многие»). – «За имя Мое»: за то, что проповедуете о Мне и исповедуете веру в Меня. – «Претерпевший до конца»: оставшийся твердым в вере и исповедании имени Моего, и за то претерпевший всякие озлобления, напасти, пытки и мучения. – «До конца»: или сих бедствий (Феофил.), или до конца жизни (Злат.). – «Спасется»: достигнет спасения в царстве Божием, как показавший в этом претерпении силу и твердость любви ко Господу, за которую получается венец блаженства.

23.«Бегите в другой»: Апостолы не должны жертвовать своей жизнью, если имеют возможность сохранить ее, не отрицаясь от своего Учителя и Господа; жизнь их нужна для спасения других, потому что им нужно беречь ее, не подвергать без нужды опасности; если в одном городе их будут преследовать, пусть удаляются в другой. – «Не успеете обойти городов Израилевых»: не успеете окончить дела вашего теперешнего посланничества в городах народа еврейского (ср. Феофил. и Злат.). – «Придет Сын Человеческий»: в параллельном сему изречении (Мф. 16:28), прибавлено – «в царствии Своем», и это прибавление указывает, что речь идет не о втором славном пришествии Господа на суд при кончине мира (ср. Злат. и Феофил.). Пришествие И. Христа в царстве Своем есть то же, что открытие сего царства, а открытие царства Христова совершилось Его воскресением, после которого Он сам о себе сказал как царь: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), и – ниспосланием Святого Духа Апостолам, после чего они пошли уже во весь мир с проповедью об открытии сего царства. Следовательно изречение Господа можно перефразировать так: еще не успеете вы огласить проповедью Евангелия всей Палестины, как царство Мое откроется в своей силе, которой не поколеблют никакие враждебные силы. Этим Господь очевидно имеет ввиду утешить учеников Своих среди предрекаемых им бедствий и скорбей: не бойтесь и не смущайтесь, скоро откроется царство Мое и вы облечетесь всемощною силою свыше (ср. Деян. 1:8), против которой бессильны будут враги ваши.

24-25.«Ученик не выше учителя» и пр.: поговорка народная, которая значит, что «доколе кто ученик или раб, дотоле он не имеет равной чести с учителем и с господином» (Злат.). – В приложении к настоящему случаю она значит: вы должны ожидать себе не лучшей участи при проповедании царства Божия, какой ожидаю себе и Я – ваш Учитель и Господь, и потому вы не должны удивляться, что Я предсказываю вам столько скорбей; таковые и еще большие скорби ждут и Меня, вашего Учителя и Господа, доколе еще не открылось в своей силе царство Мое (ср. Ин. 15:20). – «Хозяин дома»: Господа Иисуса. Дом представляется образом царства Христова (Мф. 20:1 и дал.); Христос в нем глава, домохозяин. – «Вельзевулом»: двоякое в рукописях чтение этого слова – веельзевув и веельзевул. Первое значит – «бог мух». Это был филистимский, особенно чтимый в городе Екроне, идол (4Цар. 1:24Цар. 3:16). Странное это название произошло от того, что в стране филистимской, как и вообще в низменных приморских странах, в огромном количестве водились разные насекомые, между которыми особенно страшны особого рода мухи, тучами летавшие и ядовито кусавшие. По обычаю язычников, филистимляне придумали себе особенного бога, покровителя от этого бедствия. Но то – веельзевув, а не веельзевул, как это последнее слово стоит в большей части древних рукописей и как принято в большей части изданий. Предположение, что веельзевул произошло от веельзевув не имеет достаточных оснований, а есть простая догадка. Вернее производить это слово от «ваал» – бог или господин и «зевул» – жилище, что значит также хозяин дома. В противоположность домовладыке Христу представляется и диавол (веельзевул) домовладыкой, и как в первом случае, дом означает царство, так и здесь; только эти царства противоположны: то – царство добра и святости, это – царство зла и греха; то – царство духов и душ святых, это – царство духов и душ злых и грешных; там – глава Христос, здесь глава – сатана или князь бесовский, веельзевул (Мф. 12:24Лк. 11:15Ин. 8:48). Что иудеи называли веельзевулом Самого Иисуса Христа, этого из Евангелий не видно, но из рассматриваемого места несомненно видно, что действительно называли. – «Домашних его»: членов Его дома или царства.

26.«Не бойтесь их»: Господь снова сим ободряет учеников Своих в виду тех скорбей и страданий, какие им предстоят в будущем их служении, ободряет указанием, что их вера и невинность со временем откроются ясно и будут признаны и здесь на земле, и там – на суде, ибо все тайное и сокровенное откроется. «Подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель» (Злат., ср. Феофил.).

27.«В темноте – на ухо»: одним им, втайне. – «При свете – на кровлях»: открыто, публично, всенародно. Крыши на востоке устроялись и устрояются плоские и открытые, с которых удобно говорить речи народу. «Он употребил в речи преувеличение: ибо, как Он беседовал с ними наедине и в небольшом углу Палестины, то и сказал – в темноте и на ухо, дабы показать им различие между образом настоящей беседы и тем дерзновением в проповедании, которое они имели от Него получить» (Злат.).

28.«Убивающих тело» и пр.: людей, которые, убивая или умерщвляя тело, не имеют возможности, если бы даже и захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни, как лишают жизни тело. Тело ниже души, смерть временная – ничто сравнительно со смертью вечной, какой может подвергнуть Бог душу вместе с телом в геенне (см. прим. к Мф. 5:22). «Страх побеждайте страхом, – страх перед людьми – страхом перед Богом» (Евф. Зигаб.).

29-30.«Не две ли малых птицы» и пр.: Господь ободряет и воодушевляет Своих учеников не бояться враждебных им и их проповеди людей двумя поразительными примерами промысла Божия, простирающегося на самые, по-видимому, маловажные предметы: 1) Он хранит и малых птиц и 2) даже волосы на голове человека. – «Малые птицы»: малые по росту и малоценные по достоинству своему. Вероятно – воробьи или горлицы, которых иудеи считали символом скорби и уединения (Пс. 10:1Пс. 38:3Пс. 101:7-8), и потому как бы забытыми, оставленными Богом, и – символом людей, оставленных Богом. – «Ассарий» или асс – малая римская монета, составляющая 1/10 римского динария и греческой драхмы (около 2 коп.), – указание на малоценность, как бы ничтожность этих птиц. – «Не упадет на землю»: в силки или сеть не может быть поймана (Злат., Евф. Зигаб.), или – не упадет на землю с воздуха или ветки дерева мертвою. – «Без воли Отца вашего»: «Он не говорит, что птицы падают по содействию Божию (это не достойно Бога), а только – что ничего не происходит такого, что Ему не было бы известно» (Злат.). – «И волосы – сочтены»: сказал сие не потому, будто Бог исчисляет волосы, но дабы показать совершенное ведение Божие» (Злат.). «Вы так ценны, что и все ваши волосы исчислены Богом, и Он до мелочи знает все, касающееся вас» (Зигаб.). Итак, если Бог имеет попечение и о малых птицах и даже о волосах на голове: то не тем ли большее попечение имеет Он о вас, проповедниках Евангелия, споспешествователях спасению людей? – «Вы лучше многих малых птиц»: итак, не бойтесь людей, нерасположенных к вам и вашей проповеди; они ничего не сделают вам без воли Отца вашего Небесного; а Он имеет особенное попечение о вас, особенно хранит вас.

32-33.«Исповедает Меня»: исповедовать чтó значит – объявлять во всеуслышание то, что человек думает или чему верит (Рим. 10:9-101Тим. 6:12-13). Исповедовать Христа или имя Христа значит – не только внутренне веровать, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог, воплотившийся для спасения людей, и признавать и содержать все Его учение. Мы можем являть такое исповедание своей привязанностью к Его церкви, своими беседами, своим христианским поведением и пр. – «Исповедаю и Я»: объявлю Моими исповедниками, Моими верными последователями, достойными вечных наград за веру и исповедание. – «Перед Отцом Небесным»: когда буду восседать с Ним во славе, как сопрестольник (Мф. 26:64), особенно при втором пришествии, на всемирном суде (Мф. 25:31-40). «Почему Он не довольствуется только сердечной верой, но еще и требует и устного исповедания? Для того, чтобы побудить нас к дерзновению, к большей любви и усердию, возвысить» (Злат.). – «Отречется от Меня»: не признает Меня Искупителем мира, отвергнет Меня и Мое учение. Можно отрекаться Господа и не прямо, а, например, своим нехристианским поведением, небрежностью в исполнении христианских обязанностей, уклонением из недр православной церкви в ереси и расколы, не содержащие правого учения, коснением во грехах и пр. – «Отрекусь и Я» и пр.: не признаю Своими последователями, следствием чего будут вечные муки таких отвергшихся Христа.

34-36.«Не думайте» и пр.: Господь не хочет сказать этими словами, что разделение и брань есть цель Его пришествия на землю, ибо есть князь мира (Ис. 9:6Ис. 11:6Лк. 2:14), и Сам есть мир наш (Еф. 2:14-16); но говорит только, что несогласия, разделения и брани суть необходимое следствие Его пришествия. Злоба людей, а не Он и Евангелие – причина этого явления. «Брань была не следствием Христова определения, но расположения самих людей. Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия, но как люди разделились, то и произошла брань. Когда худшее будет отделено, тогда с лучшим соединится небо. Не сказал: Я пришел принести «брань», но, что гораздо ужаснее, «меч». Он хотел приучить их слух к жестким словам, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались. По сей причине даже то, что можно бы сказать легче, представляет более страшным и грозным. И хотя не Христос был причиной сего, но злоба человеческая, впрочем говорит, что Он Сам причиной сего. Такой образ выражения свойственен Писанию, ибо и в другом месте Писания сказано: дал им Бог очи, чтобы они не видели (Иез. 12:2). Так говорит и здесь» (Злат.). – «Разделить»: и в одном семействе отделить верующих от неверующих, и разделить их до враждебного столкновения между собою (ст. 36, ср. Мих. 7:6).

37.«Кто любит» и пр.: смысл тот, что Христа, как Искупителя, даровавшего людям вечное спасение души, должно любить более тех, кто даровал нам жизнь временную, или кому мы даруем таковую. Любовь семейная есть святыня, которую нужно беречь, но она не должна быть выше любви ко Христу; так что если бы обстоятельства потребовали одной ради другой, то необходимо пожертвовать любовью семейной ради любви ко Христу. – «Не достоин Меня»: не принадлежит Мне, как учителю своему и Господу, не есть Мой ученик, не есть христианин. «Повелевая все оставить долу, и любовь к Нему предпочесть всему, показывает тем, что Он есть Единородный Сын Отца» (Злат.).

38.«Не берет креста своего»: брать крест значит быть готовым идти на тяжкие страдания и смерть. Образ взят от обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами осуждаемы были и нести крест до места казни (Лк. 23:26Ин. 19:17). Нести этот крест было тяжко, позорно и увеличивало тяготу страданий. Таким образом, брать свой крест есть выражение образное, которое означает, что мы должны, следуя за Христом, т.е. сделавшись Его учениками, переносить всякие страдания и испытания, тяжкие и уничижительные, если и такие угодно будет Богу послать нам. В этих словах нельзя не видеть прикровенного указания Господом на Свою крестную смерть, хотя это указание для учеников Его, конечно, и не было еще понятно.

39.«Сберегший душу свою» и пр.: в обоих половинах стиха по дважды употребленное слово душа прилагается к двум различным понятиям, равно как слова «сберегать» и «терять», и отсюда выходит глубокое и остроумное сочетание слов и понятий. Кто в этом мире сбережет душу свою для сей временной жизни, посредством отречения от Меня (ст. 33), каким бы то ни было образом, тот потеряет ее для жизни вечной, лишится вечной жизни, подвергнется вечной смерти (Лк. 9:24 и дал.); а, напротив, кто потеряет душу свою для сей временной жизни через самоотвержение ради исповедания веры Христовой, сбережет ее для жизни вечной, или наследует жизнь вечную. Пример подобного употребления одного слова в одном стихе не в одном смысле мы встречали в Мф. 8:22: «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов».

40-42.Общий смысл этих заключительных стихов: при всех таковых бедствиях и гонениях между верующими должна быть взаимная искренняя поддержка, за что получат в царствии Христовом награду все те, кто окажет таковую поддержку и помощь: «Сказал (Господь) сие (слова: 40-42), отверзая ученикам жилища верующих» (Евф. Зигаб.). – «Во имя»: ради того, что заключает в себе или что означает имя; следовательно ради того дела, которое определяет отличительный характер приемлемых, ради той Божественной истины, которую пророк по Божественному вдохновению изрекает, и ради праведности, какую праведник осуществляет и обнаруживает в своей жизни; следовательно, «во имя» значит – ради достоинства лица и дела пророка и праведника. К пророкам и праведникам принадлежат и Апостолы, поколику они, как пророки, изрекали и изъясняли откровение, данное через Христа миру и, как праведники, осуществили в своей жизни истинные правила нравственного усовершенствования. – «Награду пророка, награду праведника», т.е. получить награду, «или какую достоин получить принявший пророка и праведника, или какую получит сам пророк или праведник, как и Павел говорит: 2Кор. 8:14» (Злат. ср. Феофил.). Награда пророка и праведника в славном царстве Мессии – блаженство. – Противоположная Христовой мысль: кто принимает пророка и праведника не ради того, что они – пророк и праведник, а из-за каких-либо других человеческих интересов и побуждений, «например, по мирскому гостеприимству или по другим светским расчетам» (Злат.), тот не получит награды пророка и праведника. – «Одного из малых сих»: разумеются ученики Христовы, как показывают дальнейшие слова – «во имя ученика», по снесению со словами – во имя пророка и – во имя праведника. Он называет их малыми для означения их незнатности, их бедности, вообще всего противоположного тому, что по мнению мира, делает людей великими. Они были малы в глазах мира и в собственном мнении, как смиренно сознают себя таковыми и все истинные последователи Христовы. – «Во имя ученика», а не по другим каким-либо побуждениям. Оказавший услугу ближнему, как ученику Христову, свидетельствует тем о своей любви к их общему Учителю и Господу; оказавший же услугу не посему, а по другим побуждениям, хотя бы благороднейшим, например, по естественному человеколюбию и состраданию, не свидетельствует о таковой любви к Господу, а, следовательно, не заслуживает такой награды. Различие – между так называемой гуманностью и христианским человеколюбием. «Он присовокупил: «во имя пророка, праведника и ученика», давая тем знать, что Он назначает награду не только по достоинству приемлемого, но и по расположению приемлющего. Ибо здесь говорит о пророках, праведниках и учениках, а в другом месте повелевает принимать также самых презренных, и тем, кои не принимают таковых, определяет наказание (Мф. 25:45). А выше о сих меньших сказано, что принимающий их принимает Его Самого» (Злат.).