< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Не судите, да не судими будете

    Златоуст в толковании на послание к Евреям говорит, что не судите, да не судими будете сказано о жизни, но не о вере. Подобным же образом, и в выражении: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите ((Мф 23:3)), слово блюсти относится к делам, а не к вере. Под судом разумей здесь осуждение. Так толкует Лука. Говоря: не осуждайте, да не осуждени будете. Но если кто-нибудь не будет осуждать согрешающего, напр., начальник – подчиненного, отец – сына, или господин – раба, то, несомненно, порок будет усиливаться и произойдет беспорядок. Но здесь говорится не о таком осуждении, которое вытекает из любви к добру и имеет целью исправление зла, потому что дальше повелевается таким образом обличать и связывать: иди, говорит, и обличи его ((Мф 18:15)); и опять: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси ((Мф 18:18)). Эта речь относится не к начальникам, а к подчиненным, убеждая их не смотреть на чужие дела и не осуждать других вместо того, чтобы смотреть на свои собственные и осуждать самих себя. И апостол Павел говорит: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были ((1 Кор 11:31)). Относятся эти слова и к тем, которые, погрешая в большем, осуждают погрешающих в меньшем, потому что несколько далее говорит: что же видеши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши ((Мф 7:3)). Сучец, – это весьма короткий кусочек дерева.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 2.

    имже бо судом судите, судят вам

    Тем же осуждением, каким будешь осуждать брата, будешь и сам осужден, т.е. если ты будешь тщательно разузнавать и осуждать незначительные погрешности его, то и твои незначительные погрешности тщательно будут исследованы и осуждены во время Страшного Суда.

    и в нюже меру мерите, возмерится вам

    И какою мерою строгости ты измеряешь его поведение, т.е. что он насколько именно должен был обращать внимание (на свое поведение и жизнь), – такою же измерится и твое поведение. Эти слова обозначают, что и с тебя Бог взыщет с такою же строгостью, с какою ты взыскиваешь с брата. Следует заметить, что подобно тому, как в том случае, когда мы отпустим своим должникам, и Бог нам отпустит, так, если мы не осудим брата, и нас не осудит Бог. Удивительная сила заповедей, легких для исполнения, но доставляющих нам великое спасение! Итак, что же? Если брат блудодействует или погрешает в чем-либо другом подобном, неужели мне не должно исправлять его, но молчать? Исправляй подобно врачу, как брата, а не осуждай враждебно, как ненавистного. Не сказал же Он: не удерживай согрешающего, но: не суди. И апостол Павел сказал: Ты кто еси судяй чуждему рабу; Своему Господеви стоит или падает. И опять: Ты же почто осуждаеши брата твоего; Или ты что уничижаеши брата твоего? ((Рим 14:4)). И действительно, осуждать неподчиненного свойственно душе фарисейской и оправдывающей самое себя.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 3.

    Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши

    Сучком указал на весьма малую погрешность, а бревном – на весьма большую, потому что бревно – весьма длинная колода. Этим желает сказать: каким образом ты усматриваешь в душе брата своего незначительный грех, а в своей и весьма тяжкого не замечаешь? Всякий лучше знает свои, чем чужие, и лучше видит большие, чем меньшие.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 4.

    Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего: и се, бервно во оце твоем

    Или каким образом ты примешься врачевать его, когда сам весьма нуждаешься во врачевании? Вот – бревно в глазе твоем.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 5.

    Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

    Такого назвал лицемером, потому что он присваивает себе обязанность врача, а удерживает за собой место больного, или – потому что он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, и делает это с целью осуждения. Если ты делаешь это, заботясь о своем брате, то позаботься прежде о самом себе, так как ты согрешил больше его; а если ты пренебрегаешь самим собою, то ясно, что ты и его не любишь, потому что всякий больше любит самого себя, чем брата. Следовательно, не для исправления, а для осуждения ты обнаруживаешь (преступления брата). Итак, видишь, что Он не запретил врачевать других, если ты желаешь этого; но повелел прежде них врачевать самого себя, потому что врач должен быть здоров. Это, и подобное этому, Он узаконил, не отклоняя, как сказано, от взаимного исправления, но сдерживая нерадение о собственных делах. Двойное осуждение ожидает того, который, сам будучи виновным в больших преступлениях, тщательно разведывает о незначительных погрешностях других.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 6.

    Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями

    Святым и бисером назвал таинство нашей веры, – святым, как божественное, а бисерами – по причине драгоценности заключенного в ней учения. С другой стороны, псами и свиньями назвал одержимых неизлечимым нечестием: псами, как лающих на Христа, а свиньями, как покрытых грязью страстей. Итак, повелел не передавать таким таинство догматов веры. Ни пометайте, т.е. не предлагайте. Они не достойны слушать такую святыню. Затем присоединяет и причину.

    да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы

    Лучше им не знать этого, чем знать, чтобы, узнав это от вас с притворною искренностью, они не ругались и не издевались над вами. Это и значит: поперут. Ногами назвал неверие их, которым они идут к погибели. Затем, обратившись от притворной искренности к явному противоборству, они расторгнут вас, т.е. будут нападать на вас и сопротивляться вам. Не будучи в состоянии богоприлично понять Божественных догматов, они приписывают им человеческие страсти, и затем, вооружившись, издеваются над ними и мучают вас.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 7.

    Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам

    После того как дал великие и удивительные повеления ученикам, именно: стать выше всяких страстей, уподобляться Богу и судить недостойных, то, чтобы эти пожелания не показались трудными, присоединил достаточные соображения, убеждающие, что они легки; в особенности же присоединил венец легкости, именно: помощь, происходящую от молитв. Ведущим борьбу должно не только усердствовать, но и призывать помощь свыше. И, конечно, она придет, явится, и сделает все легким. Поэтому повелел просить, и обещал дать, но просить не как-либо, а с твердостью и постоянством, на что указывает – ищите; и не только с твердостью и постоянством, но и с жаром и ревностью, что выражает слово – толцыте.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 8.

    всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется

    Кто без страсти просит чего-нибудь для совершения доброго дела, тот получает благодатную силу для совершения заповедей. И кто спокойно, при исследовании природы чего-либо, находит истину вещей. Кто, наконец, не будучи омрачен страстями, толкает в дверь знания при богословском учении, тому откроется познание скрытых таинств. А кто с какою-нибудь страстью просит, ищет или толкает, тот не достигнет. Просите, говорит, и не приемлете, зане зле просите ((Иак 4:3)). Это Он прибавит для утверждения обещания, чтобы ты не отставал, если не тотчас получишь, но настаивал и воспламенялся. Поэтому Он не тотчас дает, чего ты просишь, чтобы ты искал, и потому не тотчас открывает дверь, чтобы ты толкал. У людей, если ты неотступно будешь настаивать на своих просьбах, разгневаешь их, а у Бога – не так: скорее огорчишь Его, если не будешь делать этого, потому что Он требует от тебя постоянства и ревности и желает, чтобы ты просил с жаром и настойчивостью, и несомненно (в таком случае) даст. А кто просил, но не получил, тот просил недостойно, или ненастойчиво, или без жара. Должно все эти три вещи соединять.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 9.

    Ст. 9-10 Или кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему; Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему

    Опять пользуется фактом из жизни человеческой и примером возводит слушателя к вере в то, что сказал. Просящему должно быть сыном и просить о том, что отцу прилично дать, а сыну полезно получить.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 10.

    и когда попросит рыбы, подал бы ему змею

    См. Толкование на (Мф 7:9)

  • 11.

    Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него

    Назвал их злыми не в упрек человеческой природе, но для противопоставления Божественной благости. Человеческая благость по отношению к Божественной кажется злом, и разница между ними настолько велика, насколько велика разница между человеком и Богом. И смотри, как Он то побуждает делать добро, то увещевает молиться, и то переходит от того к этому, то возвращается от этого к тому. Делает же Он так, научая нас не надеяться ни на одно только наше старание, ни на одну только молитву, но исполнять то, что относится к нам, и испрашивать помощь свыше. Только при взаимной помощи дела наши будут иметь надлежащий успех.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 12.

    Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им

    Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им. Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил:

    се бо есть закон и пророцы

    Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: возлюбиши ближняго своего яко сам себе ((Лев 19:18)), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ((Мф 22:36)), т.е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 13.

    Внидите узкими враты

    Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих.

    яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им

    Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 14.

    что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот

    «Что» поставлено вместо: «весьма». Увеличивает узкость и тесноту, чтобы, заранее зная это, мы возбуждались к борьбе и заблаговременно приготовлялись к терпению и перенесению трудов. Если постигнет нас какая-либо печаль, о которой мы заранее знали и которой ожидали, то она обыкновенно переносится гораздо легче. Итак, желая, чтобы ученики были весьма сильны в борьбе и терпеливы, открыл, что указанный путь тесный и полон скорби. Утешая же их относительно долженствующего последовать мучения и облегчая тяжесть его, открыл, куда этот путь ведет, именно к жизни, разумеется – вечной, чтобы ты в то время, как беспокоишься, видя все труды, возбуждался, взирая на конец их, и получал новые силы от надежды на воздаяние. И не очень малое утешение назвать эти ворота и путь, потому что ни одно из них не остается, но проходит.

    и мало их есть, иже обретают его

    Там, конечно, много, по причине приятности пути и отсутствия трудов на нем, а здесь – мало, по причине неудобства и трудности. Следует знать, что теперь Он назвал путь небесной жизни узким и тесным ради Его временных страданий, а в другом месте Он говорит, что иго заповедей Его – благо и бремя предписаний Его легко (11,30) ради надежды на вечные блага. Добродетель – тяжела по причине тяжести трудов, а легка по причине воздаяния за нее; ожидание будущей радости смягчает и уменьшает ощущение скорби.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 15.

    Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы

    Сказав о пути, присоединяет и о злоумышляющих на этом пути, чтобы мы были внимательнее и осторожнее. В предыдущих стихах Он дал наставления относительно псов и свиней, а здесь приводит другой, более опасный род, именно волков, покрытых овечьеею кожею, потому что те видимы, а эти скрыты и невидимы. Некоторые говорят, что это необыкновенные и безбожные люди, которые обходят и обольщают многих. Лжепророками названы они, так как толкуют и предсказывают будущее, – приходящими в овечьих одеждах, так как они в образе разумных овец приходят на пастбища Христовы, – а хищными волками, так как они молча и тайно обольщают более простые души и увлекают в погибель. Но Златоуст говорит, что это христиане, отличающиеся порочною и зловредною жизнью и проповедующие незлобие и благочестие, беседы которых портят добрые нравы. Показывая различие между ними и вышеупомянутыми псами и свиньями, Христос повелел тем не вверять таинственного учения, а этих остерегаться, как ядовитых животных, чтобы не сделаться участниками их погибели. А чтобы слушатели не смущались тем, что нелегко узнать такого рода людей, научает, каким образом узнать их, говоря: От плод их познаете их.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 16.

    От плод их познаете их

    Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т.е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных ((Рим 16:18)). Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их.

    Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы

    Еда, т.е. разве, неужели – вопросительно. Следовательно, Он говорит: разве собирают люди с терновника виноград? и т. д. Репейник есть также вид терновника.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 17.

    Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит

    Спросив о деле, не согласном с природою и потому невозможном, прибавляет, что как невозможно это, потому что терновник и репейник – деревья злые, т.е. бесполезные для принесения годных в пищу плодов, а виноград и смоквы – годны для пищи, – так и всяко древо доброе плоды добры творит и т. д. Злым, гнилым называется не только гнилое, но и бесполезное. Под злыми деревьями разумеются здесь вышеупомянутые лицемеры, которых плоды, т.е. дела, достойны их гнили и бесполезности.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 18.

    Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити

    Чтобы кто-нибудь не полагал, что доброе древо может приносить и худые плоды, т.е. бесполезные, а злое дерево – добрые, показывает, что это невозможно. Но почему Давид, будучи добрым деревом, принес худые поды, именно: прелюбодеяние и убийство, а Павел, будучи худым деревом, принес добрые плоды, став избранным сосудом Христовым? Почему? Потому что они переменились, первый – от добродетели к пороку, а второй – от порока к добродетели; но до тех пор пока Давид оставался в добродетели, а Павел – в пороке, они не могли принести такого рода плодов. Следовательно, Он сказал, что это невозможно по отношению к неизменным.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 19.

    Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают

    Тех Он не повелел наказывать, а только остерегаться их; но этим угрожает самым беспощадным иссечением из здешней жизни и наказанием неугасаемого огня, с одной стороны, утешая обижаемых ими, с другой – устрашая их самих.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 20.

    Темже убо от плод их познаете их

    Темже убо употреблено в утвердительном смысле – именно так. Представив соображения на основании примеров и показав, каким образом распознавать таких людей, присоединяет: именно так, как показано, вы будете узнавать их по их худым делам.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 21.

    Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех

    Смотри, что Он здесь говорит. Не всякий, верующий в Меня, войдет в наслаждение небесными благами, если только он не делает того, что Я говорю; так прибавил Лука (6, 46). Ни одна только вера не достаточна для спасения, если не присоединяется и жизнь, достойная веры; ни одна только добродетельная жизнь, если мы не обогащаемся верою. Нужно соединять и ту и другую вместе и не разделять одной от другой. Назвать же Его Господом есть дело одной только веры. Почему Он не сказал: но исполняющий волю Мою? Потому что хотел высказать почтение Отцу и показать, что воля Отца не есть другое что-либо, отличное от воли Сына. Воля Отца – это заповеди Сына.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 22.

    Ст. 22-23 Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающии беззаконие

    Что грешников ожидает наказание, это Он показал выше; теперь же говорит и о том, кто будет наказывать, именно Он Сам. Сказав, что не всякий верующий в Меня войдет в Царствие Небесное, если не позаботится и о лучшей жизни, присоединяет нечто еще более достойное удивления, именно, что не удостоятся такого Царства и творящие знамения и чудеса, если проводят недостойную жизнь. Даже и они, сделавшие много такого, одинаково будут отвержены, потому что нерадели о своей жизни. Многие, говорит, будучи отвержены, скажут Мне то или другое. Оным днем назвал день Суда, как известный и ожидаемый, а силами – знамения и чудеса. Исповем, т.е. отвечу. Но как Он не знает их, когда они многое сделали во имя Его? Так как они проводили противоречащую этому жизнь. Нужно знать, что у Бога есть двоякое знание: одно, так сказать, по естеству, по которому Он знает все, как всевидящий и как знающий все прежде его бытия; а другое – по усвоению, по которому Он знает одних только праведных. Яко весть, говорит, Господь путь праведных ((Пс 1:6)); весть Господь пути непорочных ((Пс 36:18)) ; и еще: позна Господь сущыя Своя (2 Тим. 2,19).

    Что же касается проводящих жизнь порочную, то Он показывает вид, что не знает их, как живущих недостойно Его знания. И в другом месте Он отрекается от них, так как они отреклись от Него своими делами. Он сказал через Пророка: людие сии устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене ((Ис 29:13)). Презирающий заповеди Его, презирает и Его; поэтому и сам справедливо презирается Им. Но если они были недостойны, каким образом действовал в них Дух Святой? Без сомнения, это было по двум причинам: чтобы обнаружилась щедрость благодати Божией, которая изливается и на недостойных, и чтобы чрез них было оказано благодеяние другим, именно тем, которые были исцелены ими, или, видя их чудесные дела, уверовали во Христа. Поэтому должно удивляться не тем, которые творили чудеса, потому что сами они ничего не привнесли туда, но Богу, Который даровал благодать им, даже таковым. Таков был изгнавший бесов, но не последовавший за Ним; таков был и Иуда предатель. Хотя они были недостойны, однако восприняли благодать. И в Ветхом Завете благодать действовала во многих недостойных, чтобы чрез них облагодетельствовать других. Но эти все по крайней мере имели веру, хотя жизнь их была достойна порицания. А Валаам пророчествовал, хотя был чужд веры и благочестивой жизни. Даже и фараону, Навуходоносору и его сыну Валтасару, хотя они были самые нечестивые и законопреступные, Бог возвестил будущее ради управления другими. Но что я говорю о людях? Даже в Валаамской ослице благодать показала свою силу, даровав ей человеческий голос, чтобы ее понял сидевший на ней. Следовательно, так как, при отсутствии правильной жизни, не могут спасти ни вера, ни чудеса, то нам больше всего должно заботиться о жизни. Если даруются нам знамения, должно принимать; если не даруются, не должно скорбеть. Добродетельный, хотя и не творит чудес, не терпит от этого никакого ущерба, потому что хорошая жизнь всегда спасает верного, а чудеса не всегда. Кроме того, за добродетельную жизнь Бог обязан нам вознаграждением, а за чудеса скорее мы обязаны Ему. Но причины, по которым Бог не всем святым подает благодать чудес, и наоборот, не всем недостойным, знает верно один только Он, так как Он все делает разумно.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 23.

    И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие

    См. Толкование на (Мф 7:22)

  • 24.

    Всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру

    Окончив учение, убеждает учеников идти по узкому и тесному пути, обещая, что соблюдение заповедей Его будет для них достаточною безопасностью. Всякий, говорит, кто слушает эти слова Мои, т.е. заповеди, которые Я дал, уподобится, или вернее – уподоблю, потому что без Его помощи никто не может сделать ничего доброго. Далее излагает и дела благоразумного.

    иже созда храмину Свою на камени

    Храминой называет мысленный дом души, созидаемый из различных добродетелей, а камнем – твердость заповедей Его, которые основывают и укрепляют все надстроенное, и сохраняют этот мысленный дом недоступным для всяких нападений со стороны искушений. Этим убеждает нас презирать всякие поношения, всевозможные соблазны, даже самую смерть, и не уступать ничему вредному.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 25.

    и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту: и не падеся, основана бо бе на камени

    В общем смысле посредством дождя, рек и ветров обозначил различные искушения, но в таинственном смысле; под дождем мы разумеем страстные помышления, вливаемые в наши души демонами, под реками – страсти, увлекающие к погибели, а под ветрами – демонов, называемых духами злобы ((Еф 6:12)). Итак, назовем ли мы эти искушения чувственными, или мысленными, все они, нападая на вышеуказанный дом, т.е. натыкаясь, или угрожая ему развалиной, не могут, однако, ниспровергнуть и разрушить его здания, потому что он крепко основан на скале, т.е. на твердости, как сказано. Тотчас же смотри на апостолов, на которых излилось много казней и которых терзали бесчисленные бури несчастий; однако не могли они поколебать здания души их, но, погубив тела, оставили мысли неуловленными и непобежденными.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 26.

    Ст. 26-27 И всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву

    Так как некоторые из слушателей могли хвалить все сказанное, но не исполнять, то, предупреждая это, Он устрашает их сравнением. Изложив дела мудрого и юродивого, первого – благоразумные, а второго – безрассудные, с двух сторон наставляет учеников на спасение: именно ревностью к мудрости и ненавистью к глупому труду. Так Он часто делает, побуждая к добродетели посредством подражания доброму и ненависти к злому.

    иже созда храмину свою на песце. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся

    По справедливости назвал такого безрассудным. Что может быть безрассуднее того, который строит дом на песке; он претерпевает труд, но лишается проистекающего отсюда плода. Этими словами хочет сказать следующее: всякий, кто изучил Мои заповеди, но не созидает на них, как на твердом основании, своей деятельности, т.е. живет не так, как они повелевают, а идет по другому пути, тот трудится напрасно, потому что во время опасности легко будет побежден различными искушениями. Так как такой человек ни по чему-либо другому уклоняется от Спасителя, как по причине узкого и тесного пути их (песком, на котором он устраивает свою жизнь, будет, конечно, сластолюбие), то, когда наступает искушение, он впадает в отрицание, не перенося горечи, потому что не привык к трудам и жестоким лишениям.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 27.

    и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся

    См. Толкование на (Мф 7:26)

    и бе разрушение ея велие

    Действительно великое, потому что отпал не от славы, не от богатства, или от другого какого-либо человеческого благополучия, но от веры во Христа. Неверующий не падает, так как он совершенно лежит в яме заблуждения; но кто был извлечен оттуда, возведен на высоту веры и потом опять склоняется туда, тот падает и лишается вечной жизни.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 28.

    И бысть егда сконча Иисус словеса сия, дивляхуся народи о учении Его

    У евреев был обычай, в начале рассказов прямо ставить: и бысть. Но ты удивляйся вниманию толпы и терпению выслушать, так как слушатели охотно ожидали, пока Он окончил слова Своего учения. Удивлялись, так как были чужды зависти и лукавства. Затем объясняет и причину удивления.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 29.

    бе бо уча их яко власть имея, и не яко книжницы (и фарисее)

    Учил с уверенностию, а не с колебанием, как книжники… Или: между тем как книжники ссылались в своем учении на Закон и пророков, как бы так говоря: это повелел Закон; это говорят пророки, – Христос, заимствуя учение от Себя Самого, учил со властью, давал закон и постоянно прибавлял: Аз же глаголю вам; и как Судья будущего века, добрым обещал спасение, а злым угрожал наказанием.

    Толкование Евангелия от Матфея.

1-2.«Не судите»: запрещается не простое суждение или благонамеренная и добросовестная оценка действий других людей, которая во всяком случае необходима в жизни, и особенно общественной, но осуждение образа действий ближнего, и притом осуждение не законным судом, который необходим во всяком обществе, а осуждение личное, в частных сношениях и отношениях, частные, личные, так сказать пересуды, в таких случаях осуждение происходит по большей части из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости и т.п. Суждение о качестве того или другого поступка ближних, даже вызванное таким суждением действие, дозволительно, если оно основывается на истинном понимании дела и на благочестивой ревности о славе Божией. Сам Христос и Апостолы и все истинные их последователи всегда судили и осуждали действия противные вере и благочестию и принимали против всего, по их суждению, злого известные меры. Не о таком суждении говорит Господь, но об осуждении неправедном, самолюбивом, эгоистичном, выраженном при том без необходимости, по личным корыстным побуждениям, и особенно людьми, которые сами порочнее, чем те, которых они судят строго (ср. Злат. и Феофил.). Вероятно Господь имел в виду фарисеев, которые, годясь своей мнимой праведностью и чистотой во внешнем поведении, строго судили о действиях других людей, не зная ни их обстоятельств, ни их побуждений (наприм. Лк. 18:10-14), а себя не старались исправлять. «Господь сказал это не для того, чтобы мы поступали в чем, или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя» (Афан. Вел.). – «Каким судом» и пр.: это была обычная поговорка у иудеев, которой и воспользовался Господь для выражения Своего учения. Разумеется как суд человеческий, так в особенности суд Божий. И люди судят о нас, смотря по тому, как мы судим о других; Бог же, видящий и тайные побуждения нашего суждения о других, осудит нас по правде. Осуждая другого, «ты не его осуждаешь, но себя самого, и себя самого подвергаешь страшному суду и строгому истязанию. Ибо как отпущение грехов от нас первоначально зависит, так и в этом суде мы же полагаем известную меру нашего осуждения» (Злат.).

3.«Спица в глазе брата»: речь иносказательная; спица или (χἀρϕος) небольшая острая часть какого-либо дерева, растения, ость колоса или травы; это – символ какого-либо незначительного нравственного недостатка в образе действий или поведении ближнего. – «Бревно» – большая часть дерева; это образ больших нравственных недостатков в собственном нашем поведении. Смысл изречения тот, что мы более склонны примечать незначительные недостатки в ближних, чем сознавать большие недостатки собственные.

4-5.Продолжается та же иносказательная речь с указанием нравственной несправедливости – укорять ближнего за незначительные погрешности, тогда как в нас самих больше погрешностей. «Впрочем Господь показывает, что великий грешник и не может хорошо видеть грех брата своего: ибо как он, имея бревно в глазе, увидит другого, легко уязвленного?» (Феофил.). Итак нужно прежде вынуть из своего глаза бревно, тогда мы увидим, как вынуть сучек из глаза брата: т.е. когда мы сумеем и сможем исправить незначительные недостатки и в ближнем нашем. Только собственным нравственным самоисправлением нам дается возможность и способность с успехом исправлять и ближних наших. Когда удалим от внутреннего нашего зрения – ума и совести – предмет, омрачающий это зрение, тогда яснее откроются оному внешние предметы и внутреннее состояние других, и оно сделается более способным видеть и малые предметы и малые недостатки в ближнем, а ровно и средства с успехом исправлять их. Тогда и суждение наше о поступках других будет правильнее, или точнее: мы не будем осуждать их из самолюбия, из тщеславия, из лицемерия. «Итак видишь, что Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда уже исправлять согрешения других. Если не радеешь о самом себе, то очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его» (Злат.).

6.«Не давайте святыни псам» и пр.: опять речь иносказательная. – «Святыни псам»: образ заимствован от того, как если бы кто святое, т.е. освященное, принесенное Богу в жертву, вздумал бросать на пожрание псам. Святыня или святое означает здесь все, относящееся к вере христианской, всю евангельскую истину, – заповеди, правила, учение, а ровно и все священные предметы. – «Жемчуг», драгоценный предмет украшения, служит образом высоких духовных предметов (Мф. 13:45Откр. 17:4Откр. 18:12-16) и означает здесь также высокие предметы христианской веры или евангельские истины (Афанасий Великий понимает в частности пречистые тайны Тела и Крови Христовой). – «Псы и свиньи» – эти нечистые животные – означают нравственно извращенных и неспособных к принятию евангельской истины людей, которым священное и духовное чуждо и даже противно, цены которого они не могут понять (ср. 2Пет. 2:22Лев. 22:15Притч. 11:22). «Попрали ногами»: как свиньи, не зная высокой цены драгоценного жемчуга, попирали бы его ногами, если бы нашли, так и извращенные нравственно люди, не понимая высочайшей цены евангельских истин, смешивают их с предметами нечистыми, извращают их, а часто и глумятся. «И во многих других местах Он развращение жизни поставляет причиной того, что не приемлется совершеннейшее учение. Почему и повелевает не отворять им дверей, так как, узнав, они становятся дерзновеннее» (Злат.). – «Обратившись не растерзали вас»: дикие псы, которых алчность раздражена, но не удовлетворена, и прожорливые свиньи, которые вместо пищи получили бы то, чего съесть не могут, раздраженные, могут броситься на того, кто раздражил, но не удовлетворил их алчность, и растерзать его. Так и развратные люди, неспособные понять и принять евангельскую истину, поправ ее, могут обратиться яростно и на самых проповедников истины, и причинить им разные бедствия, даже смерть. Смысл речи, разоблаченной от иносказания, такой: не предлагайте евангельских истин и всего святого людям, нравственно извращенным, нечестивым и злым, чтобы они, не поняв святого и драгоценнейшего, не осквернили его, не смешали с человеческими мудрованиями, не извратили, не насмеялись над ним, и чтобы вам самим избегнуть напрасной погибели от них. Как часто при своей проповеди Апостолы имели случай убедиться в этом, когда должны были терпеть различные бедствия от злых, неразумных и безнравственных людей! Равным образом «Господь запретил здесь то бесчестие, которое святым словам Господним мы наносим преступлением их. Следствием этого преступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большей смелостью восстают и на нас, и преступающего как бы терзают своими укоризнами и обличениями» (Вас. В. 5, 334).

7-8.«Просите» и пр.: указывается способ благоуспешной молитвы, – просить, искать, стучать, т.е. быть постоянным, терпеливым и усердным в молитве; тогда она будет благоуспешна. Последнее выражение заимствовано от обычая стучать в дверь, чтобы получить позволение войти (Лк. 13:25Откр. 3:20). – «Всякий просящий получает» и пр.: разумеется, что исполнение наших прошений обещается под условием, если мы будем просить или искать с полной и чистой верой в подателя всех благ Бога, со смирением, искренностью и постоянством, просить того, что сообразно с волей о нас Божией, в полной уверенности, что Он дарует нам то, что для нас лучше, что служит к нашему благу. Он знает, что нам нужно, прежде прошения нашего, но молитва к Нему нужна, как свидетельство нашей веры в Него и любви к Нему. Он всегда готов удовлетворить наши истинные нужды и потребности, простить нам грехи наши, поддержать нас в искушениях, спасти наши души, если молимся к Нему с верой и надеждой.

9-11.Но Господь не всегда дарует то, что человек испрашивает у Него иногда с верой и искренностью. Это значит, что мы не того просим, что согласно с волей Божией о нас. Господь не все дарует нам, чего мы просим, а только то, что для нас более нужно, что нам лучше: ибо Господь бесконечно благ и милостив, и дарует человеку только благое, и никогда не дает худшего, если просят лучшего, истинно полезного. Эту истину Спаситель раскрывает и объясняет примером отца, удовлетворяющего просьбе сына. Отец не дает сыну вредного, когда он просит необходимого или полезного, не дает, например, ему камень, когда он просит хлеба, или змею вместо рыбы. (Камень и хлеб, змея и рыба полагаются одно вместо другого по внешнему сходству и внутренней противоположности в отношении к питанию человека). И Бог на прошение человека не подает ему ничего вредного, хотя бы это вредное имело внешнее сходство с полезным, а подает одно только полезное; если же не подает того, чего мы просим, значит это не полезно для нас (ср. Злат. и Феофил.). – «Будучи злы»: «Это Христос сказал не в упрек человеческому естеству или в осуждение человеческого рода; нет, но здесь Он называет отеческую любовь злобой для различия от Своей благости» (Злат., ср. Феофил.). Если же, столь несовершенные в любви, люди своим детям не дают вредного вместо полезного: то как можно даже подумать, что Отец Небесный всеблагой дает людям вредное вместо просимого ими полезного? Итак, прося у Него чего-либо с верой, надеждой и постоянством, должно в отношении к исполнению прошения совершенно предаться Его всеблагой воле о нас и промышлению, без которого и волос с головы нашей не погибнет (Мф. 10:30).

12.«Во всем, как хотите» и пр.: это правило называют «золотым правилом» в силу его превосходства. Все, чего мы ожидаем от других для нас, сделаем ли мы для них, поставив себя в их обстоятельства, а их в наши? И делаем ли то же для других, если можем, в наших обстоятельствах, что хотели бы получить от других? Если делаем: то мы беспристрастны, справедливы; если поставим себя на место другого и спросим себя – дали ли бы этому другому, чего сами желаем получить от него, и если совесть говорит, что дали бы: то значит мы действовали бы по любви к ближнему, а не по самолюбию. При исполнении христианами этого правила, уничтожилось бы между ними множество пороков и злоупотреблений, так как в этом случае не было бы ничего незаконного, несправедливого, насильственного. «Здесь показывает (Спаситель) нам кратчайший путь к добродетели: поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим» (Феофил.). – «В этом закон и пророки»: в этом сущность всего Ветхого Завета, или – это составляет главное нравственное содержание Ветхого Завета. В Ветхом Завете это не выражено прямо в таких или подобных словах, но – это сущность того, чего требовали от человека закон и пророки в нравственном отношении. Любовь и справедливость – вот сущность этого правила; любовь и справедливость – сущность и всего Ветхого Завета. «В этом случае и закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный» (Феофил.).

13-14.«Входите тесными вратами» и пр.: речь иносказательная. Образ взят, можно думать, от способа устройства древних городов, окруженных стенами с разными воротами. Одни из таких ворот вели на главные многолюдные улицы города, были широки, и в них постоянно была толпа проходящих; другие вели в улицы более уединенные, были узки и в них не много было проходящих. Господь представляет это образом двух врат и путей (улиц), из которых одни ведут в погибель, это – широкие врата и путь, а другие узкие – в жизнь. – «Погибель» – вечная смерть, как состояние наказания осужденных на суде Христовом (Флп. 1:28Евр. 10:392Пет. 3:7, 16). – Жизнь – вечная блаженная в царстве Мессии – Христа. – «Широкие врата и пространный путь» это образы греховной жизни, которая ведет к духовной вечной смерти, – и идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех сильно влечет людей, нерадеющих о своем спасении; «тесные же врата и узкий путь» это образы добродетельной жизни, ведущей в жизнь праведную и вечную, – и мало людей идут этим путем, так как это путь лишений и скорбей, искушений вольных и невольных. «Широкий и пространный, как рассуждаю, слова тождезначительные… и узкий и тесный означают не что-либо разное, но слово «тесный» выражает высшую степень узости, когда путь до того сужен, что и идущему по нему нужно тесниться, т.е. с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода… Поэтому кто предположил войти в жизнь узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, по писанному: «не уклоняйся ни направо, ни налево» Втор. 17:11 (Васил. Вел. 5, 330).

15.«Лжепророков»: пророком в тесном смысле слова называется тот, кто прорекает будущее не по естественному предведению, основанному на знании законов природы или на соображении обстоятельств, но по особенному откровению Божию, а потому предрекает о таких предметах и обстоятельствах или событиях, какие естественному предведению недоступны. Следовательно пророком может быть только чрезвычайный посланник Божий, которому Бог открывает будущее. Так как чрезвычайное посланничество обыкновенно не ограничивалось одним откровением будущего, так как чрезвычайный посланник Божий обыкновенно предназначался быть вообще учителем народа, руководителем его в известных обстоятельствах: то пророком в обширном смысле назывался посланный Богом народный учитель. Лжепророк поэтому есть тот, кого не посылал Бог ни предрекать будущее, ни вообще быть народным учителем, кто сам самозванно выдает себя за посланного Богом пророка, каковых лжепророков особенно много было около времен вавилонского плена (Иер. 23:9 и дал.; Иез. 13:1 и дал.). Этим словом означаются здесь, по всей вероятности, вообще лжеучителя, которых тогда было довольно между иудеями, потом в частности – лжеучителя христианские, имеющие появиться в самых недрах церкви Христовой, от которых Господь и предостерегает Своих последователей (ср. Феофил.), и наконец «те, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиной добродетели, которых многие обыкновенно называют льстецами» (Злат.). – «В овечьей одежде»: овца – символ простоты и кротости. Иносказательное выражение – быть в овечьей одежде значит иметь внешний вид, личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собой людей неопытных. – «Волки хищные»: в применении к лжеучителям и льстецам, это выражение означает людей, которые без милосердия и сострадания завлекают в свое лжеучение людей и тем губят их души, умерщвляя их духовно своим лжеучением. Образ взят от того, как если бы волк, чтобы не разогнать своим видом стадо овец, облекся в шкуру овцы и, незамеченный простоватыми и доверчивыми овцами, похитил и растерзал некоторых из них, а остальное стадо разогнал.

16-20.Ср. Мф. 3:8. Господь дает и средство узнавать таких лицемерных лжеучителей и льстецов, и отличить их от истинных учителей: – это – их дела, – не само учение, которое для простых и неопытных трудно распознавать и опровергать, а их образ жизни, поведение (ср. Мф. 24:24Мф. 12:33); плод – символ дел человеческих, как растущее дерева – символ человека или жизни человека. О качестве дерева судят обыкновенно не по стволу его, не по листьям, не по цветам, а по плодам; цветы могут быть красивые и благоухающие, листва густая и нежная, но – это только украшение; по плоду судит человек о качестве дерева или растения: хорош плод, значит дерево хорошо; плох плод, значит дерево плохо; и на плохом дереве или растении не могут расти плоды хорошего дерева или растения, равно как и наоборот. На терновнике например не растет виноград, или на репейнике – смоквы. Точно также от лжеучителя нельзя ожидать истинно-христианских высоких добродетелей, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. И как дерево, не приносящее добрых плодов, идет на топку печей, так и эти лжеучителя подлежат адскому огню.

21.«Не всякий, говорящий» и пр.: Господь без иносказания прямо продолжает речь о том, о чем до этого говорил под образом дерева с плодами. – «Говорящий: Господи, Господи»: иудеи, величая своих учителей – равви, или господин, выражали тем свое почтение к ним, признавая их своими наставниками и руководителями. Церковь, усвоив это имя Спасителю, выражает тем исповедание особенного величия Его лица, как Господа по преимуществу (ср. 1Кор. 12:3Флп. 2:11). Выражение – «говорящий мне: Господи, Господи» – значит – признающий Меня своим учителем, исповедующий веру в Меня как в Господа. Не всякий из таковых войдет в царствие Божие – в царство Христово небесное, хотя бы был по-видимому членом Его царства на земле или в церкви; но будет участником в этом царстве только тот, кто, исповедуя Спасителя своим Господом, вместе с тем исполняет волю Божию, выраженную в законе, т.е. ведет жизнь сообразную с волей Божией, по Его заповедям, жизнь добродетельную, – приносит добрые плоды.

22-23.«В тот день»: «тем днем назвал (Господь) день суда как известный и ожидаемый» (Зигаб.). – «Не от Твоего ли имени»: через призывание Твоего имени, произнося Твое имя, по силе Твоего имени (ср. Деян. 3:6Деян. 19:13). – «Пророчествовали»: не в смысле только предречения будущего, но – учительства (ср. напр. 1Кор. 12:10). – «Изгоняли бесов»: вообще исцеляли одержимых злыми духами (ср. прим. к Мф. 4:24). – «Чудеса творили»: производили необыкновенные одним силам человеческим недоступные, но силой сверхъестественной совершаемые действия, как в области природы, так в области духа человеческого. – «Я не знал вас»: вы не Мои, вы не были в общении со Мной (ср. Лк. 13:27). – «Отойдите от меня делающие беззаконие»: слова из Пс. 6:9. Несмотря на то, что они пророчествовали, бесов изгоняли, многие чудеса творили, Спаситель называет их беззаконниками, – то, что Он выше выразил под образом дерева с худыми плодами. «В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от имени Иисуса. Благодать действует и через недостойных, так как мы например освящаемся и от недостойных священников; и Иуда творил чудеса, и сыны Скевы» (Феофил., ср. Злат.). «Впрочем от этих чудес они никакой для себя не получили пользы, кроме большего наказания… Поскольку вся эта благодать была не что иное, как дар подавшего ее, а те ничего от себя не привнесли; почему справедливо и наказываются, поскольку сделались неблагодарными и нечувственными перед Тем, Кто столько их почтил, что дал им, хотя и недостойным, благодать чудотворения» (Злат.). Возможность обладания такими дарами у людей, хотя почитающихся христианами, но не имеющих свойств истинных христиан, указывает Апостол Павел, когда говорит, что хотя бы кто-либо говорил языками человеческими и ангельскими, имел дар пророчества и дар – переставлять горы, но не имел любви – существенного свойства истинного христианина, то он – ничто (1Кор. 13:1-2). Может быть также, что здесь понимаются обладавшие чудотворными дарами и потом угасившие в себе Духа (1 Фес. 5:19). Всем таким Господь скажет: «Я не знал вас», – вы не были истинными христианами, и нет вам участия в славном царстве Моем. «Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем моим творили чудеса. Знанием здесь называется любовь» (Феофил.).

24-27.Свою нагорную беседу Господь оканчивает величественным сравнением, которое особенно должно было поразить Его слушателей. Человека, который слушает слова Его и исполняет их, т.е. ведет жизнь сообразную с Его учением, Он уподобляет человеку, строящему дом свой на камне; а кто только слушает, но не исполняет, – строящему дом свой на песке. Палестина – в большей части своей – страна гористая и холмистая, и, как другие подобные местности, подвержена внезапным, стремительным и проливным дождям с сильными бурями. Горные речки, потоки и ручьи, которые обыкновенно стояли сухими в продолжение бездождия, вдруг наполнялись водой и стремительно низвергались на равнины и долины. При стремительности своей они увлекали все за собой, что попадалось им на пути. Целые здания, которые лежали на пути их течения, не могли иногда противостоять стремительности напора, особенно если они не твердо были построены, стояли например, на песчаном грунте; они тряслись в самом основании, подмытые падали и разносились всепоглощающей волной. Скал и камней было много в Палестине и, конечно, на них безопаснее было строить дом, что и делали более благоразумные люди. Это сравнение должно было сильно поразить иудея. Так бури искушений и бедствий внезапно и постоянно грозят спокойствию душевному и духовному. Когда мы считаем себя в безопасности, вдруг может разразиться над нами гроза бедствий; в один миг здоровье, счастье, богатство, душевное спокойствие – все может погибнуть. Кто может быть спокоен и счастлив при таком положении земных дел? Тот, кто со Христом и во Христе. Живущие по слову и закону Христову могут считать себя безопасными от крушения среди бурь бед и искушений и, обладая верой и любовью, не бояться их; если бы их и постигли искушения и бедствия, они пребудут тверды, перенесут испытания, тем более, что Господь не попустит им искушения сверх силы их (1Кор. 10:13). Но не исполняющий заповеди Христовы не устоит; если поднимутся подобные бури, у него нет силы противиться им. Чаще всего он впадает в отчаяние и – тогда падение его бывает великое, гибельное для него самого и поразительное для других.

28-29.«Народ дивился учению»: дивятся, когда видят или слышат неожиданное, новое и особенное. Все это было для народа в учении Христовом. Было еще более: «Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи», – эти ученые представители народа. По большей части их учение состояло в мелочах, в бесполезных словоизвитиях и словопрениях. Учение Иисуса Христа было просто, важно и возвышенно, как подобает быть Божественному учению. Он имел власть не только изъяснять закон, но и отменять его, и, следовательно, мог говорить так, как не мог говорить не один из людей. И пророки говорили, как власть имеющие, но у Христа эта власть основывалась не на вдохновении от Бога только, как у пророков, а на Его собственном Божественном достоинстве, как истинного законодателя и Господа закона.