- 1.
И егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, глаголя има: идита в весь, яже прямо вама: и абие обрящета осля привязано, жребя с ним: отрешивша приведита Ми: и аще вама кто речет что, речета, яко Господь ею требует: абие же послет я
Когда уже приближалась кончина Его, Он действует с большею властью; и так как было пророчество об ослице и молодом осле, то, как Господь всего, повелевает посланным сказать: Господь ею требует, – а по миновании нужды отсылает их к их владетелям. Но Матфей говорит об ослице и молодом осле, а Марк (11, 2) об одном только молодом осле: обрящета, говорит, жребя (πωλον) привязано, на неже никто же от человек вседе. Подобным же образом пишет и Лука (19, 30). И Иоанн (12, 14) назвал его οναριον, т.е. молодым ослом, так как πωλος; (вообще молодое животное) означает и молодого осла. Что сказать на это? То, что Иисусу Христу была нужда в обоих: осел был нужен, чтобы ехать на нем, а ослица, чтобы следовала за осленком. Это событие прообразовало собою будущее: молодой осел был прообразом нового народа из язычников, который прежде веры во Христа не приучался к ярму Божественного закона, – на которого не садился никто из людей, т.е. пророк или апостол; а ослица была образом древнего народа из иудеев, живущего под ярмом закона. Молодой осел везет на себе Христа, а ослица следует сзади; таким образом самым делом показывается, что после того, как Христос воссядет на язычников и почиет на них, как уверовавших в Него, последуют за ними и иудеи. И апостол Павел говорит, что ослепление от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет: и тако весь Израиль спасется ((Рим 11:25)). Итак, Матфей по точности упомянул об обоих животных, а другие ради краткости вписали одного только осленка, потому что на нем ехал Спаситель, а об ослице умолчали, потому что она только следовала сзади. Итак, Христос ехал на молодом осле, чтобы, с одной стороны, как сказано уже, прообразовать будущее, а с другой, так как случалось, что некоторые более слабые люди нуждались в животных, – то чтобы и здесь показать меру, что ученик Его не должен употреблять лошадь или мула, а осла, и везде довольствоваться одним только необходимым.
- 2.
сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне
См. толкование на (Мф 21:1)
- 3.
и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их
См. толкование на (Мф 21:1)
- 4.
Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком, глаголющим: рцыте дщери Сионове: се, Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подъяремнича
Сие, что? То, что были посланы ученики для того, чтобы привести ослицу и осленка. Под пророком разумеет здесь Захарию. Таким образом исполнилось это пророчество, и исполнение его опять сделалось прообразом другого события – веры язычников, как мы сказали. Дщерь Сиона есть сам Сион, подобно тому, как Сын Человеческий – сам человек. Это особенность еврейской речи. Сион есть, конечно, Иерусалим, а Царь Сиона – Христос, или как Бог, или как происшедший из царской отрасли Давида, или как благодетель его. Итак, Он идет к нему кротким, не имея пред Собою ни копьеносцев, ни меченосцев, ни ликторов, но показывая великую кротость и человеколюбие. Всед на осля (ονον) и жребя (πωλον)…, не отдельно то на одного, то на другого, и не то, чтобы Он сел на обоих животных вместе, а эти слова: осля и жребя – понимай: на молодого осла (ονον), осла по природе, а жребя (πωλον) по возрасту. Ты же спроси иудея: «Какой Царь приехал в Иерусалим на молодом осле?» Никого другого он не укажет, кроме Христа. Иначе: дочь Сиона – Иерусалим, потому что лежал внизу горы, называемой Сион. Называется и просто Сионом Иерусалим, получивший такое название от лежащей над ним горы.
- 5.
Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной
См. толкование на (Мф 21:4)
- 6.
Шедша же ученика и сотворша, яко же повеле има Иисус. Приведоста осля и жребя
Марк (11, 4, 6) подробнее говорит о том, что они сделали. Он говорит: идоста же, и обретоста жребя привязано при дверех вне на распутии, и отрешиста е. И нецыи от стоящих ту глаголаху има: что деета отрешающа жребя; Она же реста им, якоже заповеда има Иисус: и оставиша я. Дверями, конечно, Марк называет двери дома хозяев осленка, а распутием – проход, улицу, Обрати внимание на то, как все подходит к прообразу. Как ослица и осленок были привязаны веревками вне на распутии, так и древний народ иудейский, и новый языческий связываются грехами вне Церкви, в жизни, которую мы и разумеем под распутием. И как апостолы, развязав этих животных, приводят их ко Христу, так точно и их. Кроме того, как некоторые пытались не пустить животных, именно хозяева их, как сказал Лука (19, 33, 34), а услышав, что они надобны Господу, отпустили, так и относительно тех властвующие над ними демоны пытаются не пустить, но, услышав, что они надобны Богу, отпускают.
И возложиша верху ею ризы своя
Положили и на ослицу, и на осленка, не зная, на котором из этих животных пожелает ехать.
И вседе верху их
Поверх их, то есть одежд, положенных на осленка. Под одеждами апостолов в таинственном смысле можно понимать добродетели, духовные одежды души, которыми они покрывают приводимых ко Христу. Лука (19, 35) сказал, что ученики посадили Иисуса на молодого осла; и, действительно, ученики возлагают свое слово на язычников.
- 7.
привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их
См. толкование на (Мф 21:6)
- 8.
Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути
Показали, что считают Его более, чем за пророка; поэтому и воздали Ему великую почесть. Воскресив незадолго перед этим Лазаря, как говорит Иоанн, Он приобрел у них к Себе большое уважение. Отвергнем же и мы украшение тела ради Христа и украсим путь Его, отвергая богатства и страсти.
Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути
Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору.
- 9.
Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову
Осанна – слово еврейское и значит иногда – хвала, а иногда – спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову».
Благословен Грядый во имя Господне
во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк (11, 10) присоединил: благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида… Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне,»– т.е. от Бога. Иоанн (12, 13) говорит: благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев. Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя.
Осанна в вышних
Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука (19, 38) вместо: осанна в вышних сказал: слава в вышних. Он же повествует и об учениках, что они говорили: благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних, называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию.
- 10.
И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей
Потрясся, т.е. был испуган, встревожившись криком и приветствиями.
- 11.
Народи же глаголаху: Сей есть Иисус Пророк, иже от Назарета Галилейска
Хотя и считали Его более, чем за пророка, однако называли Его пророком, так как не могли представить Его ничем высшим по причине человеческих Его дел. Лука же (19, 39, 40) говорит: нецыи фарисее от народа реша к Нему: Учителю, запрети учеником Твоим. И отвещав рече им: глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиет. Побуждаемые завистью они говорили: запрети ученикам Своим кричать это и так приветствовать Тебя. Сказав: аще сии умолчат, камение возопиет, – показал, что невозможно, чтобы о славе Его было умолчано. Камнями могут быть названы уверовавшие из язычников, как окаменелые прежде по уму и нечувствительные к истинному богопознанию, которые, однако, громко благовествуют после того, как умолкли после своей смерти апостолы.
- 12.
И вниде Иисус в церковь Божию и изгна вся продающыя и купующыя в церкви, и трапезы торжником испроверже и седалища продающих голуби
Подобное говорит и Иоанн, но он говорит в начале Евангелия, а Матфей и другие – под конец. Очевидно, что Христос совершил это дважды и в различное время. Тогда иудеи говорили Ему: кое знамение являеши нам? – а теперь они молчат. И обрати внимание на их небрежность: они торговали в храме. Одни продавали нуждающимся необходимое для жертвоприношения, т.е. овец, волов, голубей, как объявил Иоанн, и другое подобное, а другие – покупали. Торжники (κολλυβισται) – это люди, имеющие мелкие деньги; их также многие называют меновщиками, потому что κολλυβος мелкая монета и κολλυββιζω – значит «менять». Итак, Христос вошел в храм с большой властью, как Домовладыка, и удалил вышеупомянутых и все вышеупомянутое, показывая Свою власть над всем, которую Он, как Бог, имел, и смелость, так как был безгрешен, – затем, заботясь о благолепии Своего храма, – показывая отвержение кровавых жертв, и научая нас смело действовать в защиту Церкви.
- 13.
И глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется
Написано у пророка Исаии.
Вы же сотвористе и вертеп разбойником
Разбойниками назвал торговавших в нем, потому что они были, подобно разбойникам, любостяжательны или потому что продаваемое бралось из хищений и обманов. И Иеремия написал: еда вертеп разбойником есть дом Мой… ((Иер 7:11)).
- 14.
И приступиша к Нему хромии и слепии в церкви: и изцели их
Хромой есть всякий, кто не идет прямо к добродетели, а слепой – кто не понимает, что хорошо.
- 15.
Видевше же архиерее и книжницы чудеса, яже сотвори, и отроки зовущя в церкви и глаголющя: осанна Сыну Давидову, негодоваша
Премудро устроил Бог, что и дети воздали Ему хвалу; этим удерживались от всякого возражения иудеи, видевшие, что ими же воспитанные, у них же учившиеся дети чудесным, сверхъестественным образом были возбуждены к похвале Христа. Но они делаются еще более бесстыдными и, снедаемые завистью, приходят в неистовство.
- 16.
И реша Ему: слышиши ли, что сии глаголют
О, бесстыдство! Справедливо было бы Христу сказать к ним: слышите, что говорят они, дети ваши, никогда не видевшие Меня!
Иисус же рече им: ей
Да, говорит, слышу. И так как они были, как сказано, весьма бесстыдны, то ответил им с порицанием, говоря:
Несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу
Это изречение Давида, которым предсказано все совершившееся в это время. И действительно, поразительное чудо: множество грудных детей тогда впервые ясно заговорило, – и это были не просто дети, но дети еще не говорившие и грудные. Совершил, т.е. произвел совершенное из несовершенных уст. И прекрасно сказал: из уст младенец, – потому что уста принадлежали детям, а то, что они говорили, принадлежало Его силе, сделавшей совершенно понятным незрелый еще язык грудных детей. Совершилось это чудо и для утешения учеников, чтобы относительно себя они надеялись, что сделавший понятным только лепетавший язык умудрит и их невежество. Было оно также и прообразом язычников, которые, ничего не понимая из учения о Боге, вдруг заговорили хорошо и удобопонятно.
- 17.
И оставль их, изыде вон из града в Вифанию и водворися ту
Вышел, чтобы ослабить силу их страсти и потушить огонь их зависти.
- 18.
Утру же возвращься во град, взалка: и узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница
Так как Христос часто обнаруживал Свое могущество в различных благодеяниях, а в наказании – ни разу, то желает теперь обнаружить и его, чтобы ученики были уверены, что Он может отмстить злоумышляющим иудеям и что не страдал бы против воли. Но показывает Свою силу и в наказании не на человеке, будучи человеколюбивым, а на растении. Поэтому показывает вид, что хочет есть, и идет к смоковнице, не найдет ли чего-либо на ней, как сказал Марк (11; 12, 13). Но Он знал, что ничего не найдет, как об этом сказал тот же Марк, присоединив, что еще не время было собирания смокв ((Мк 11:13)). И все это премудро устраивается, чтобы был удобный случай перейти к совершению чуда. От одного слова засыхает смоковница и обнаруживается сила Христа при наказании, что и было при этом целью. Засыхает более сочное из других растений, чтобы совершилось большее чудо. Поэтому не исследуй, почему наказано растение совершенно невинное, но смотри только на чудо и удивляйся Чудотворцу. Наказано оно не потому, что было виновно, но для того, чтобы последователи узнали, что Христос имеет власть и наказывать. Смоковница, украшенная одними листьями, – это иудейская синагога, не имеющая плодов правды, а прикрывающаяся, как листьями, измышленными обрядами, или иначе – Богослужение под законом в сени и телесных образах и иудейские предания.
- 19.
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла
См. Толкование на (Мф 21:18)
- 20.
И видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница
Видя не сейчас, а на следующий день, так как Марк (11, 19-21) сказал: и яко позде бысть, исхождаше вон из града. И утро мимоходяще, видеша смоковницу изсохшу из корения. И воспомянув Петр глагола Ему: Равви, виждь, смоковница, юже проклял еси, усше. Вспомнив о проклятии, указал Ему на смоковницу.
- 21.
Отвещав же Иисус рече им: аминь глаголю вам: аще имате веру и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе: сей речете: двигнися и верзися в море, будет
Подобное же Он сказал им в семнадцатой главе (20 ст.); найди там объяснение, из которого ясно можно понять и это место. Марк же (11, 23) говорит, что Иисус сказал, что иже аще речет горе сей: двигнися и верзися в море: и не размыслит в сердцы своем, но веру имет, яко еже глаголет, бывает: будет ему, еже аще речет. Размышлением называет сомнение. Под горой разумеется дьявол по причине высокомерия, а под морем – преисподняя, ад.
- 22.
И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете
Марк (11, 24) сказал: вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам…, все – разумеет не просто все, но все достойное.
- 23.
И пришедшу Ему в церковь, приступиша к Нему учащу архиерее и старцы людстии, глаголюще: коею властию сия твориши; и кто Ти даде власть сию
Так как не могли порицать чудес, то жалуются на изгнание покупавших и продававших в храме, говоря: коею властию сия твориши, – запрещая то, чего мы не запрещали? И кто Тебе дал эту власть изгнать, когда Тебе не поручено никакого начальства над храмом? Конечно, Он сделал доброе дело, очистив храм; но зависть обыкновенно порицает и добро.
- 24.
Отвещав же Иисус рече им: вопрошу вы и Аз слово едино: еже аще речете Мне, и Аз вам реку, коею властию сия творю: крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек
С небесе, т.е. свыше, от Бога; от человек, т.е. по заповеди человеческой. Обрати внимание на то, что Он не ответил им тотчас же, чтобы не показалось, что Он хочет Себя возвеличить, и чтобы не обличали Его, как богопротивника. Так как Иоанн Креститель много свидетельствовал о Его величии, то Он противопоставляет им вопрос и ставит их в недоумение, так что они, зная это, смутились.
Они же помышляху в себе, глаголюще: аще речем, с небесе: речет нам: почто ибо не веровасте ему
Вот недоумение! Христос сказал бы к ним: почто не веровасте ему, – между тем, как он много, и притом великого, говорит обо Мне? Если бы вы поверили тому, что он говорил, то знали бы, какой властью Я это делаю. Итак, вы обличаетесь в том, что ложно считаете Иоанна пророком, если не верите ему.
- 25.
крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему
См. толкование на (Мф 21:24)
- 26.
Аще ли речем, от человек, боимся народа: вси бо имут Иоанна яко пророка
О рабское человекоугодничество низких людей! Бога презирают, а боятся людей и в угоду им делают все.
- 27.
И отвещавше Иисусови реша: не вемы. Рече им и Той: ни Аз вам глаголю, коею властию сия творю
Им нужно было сказать, что крещение было от Бога, и что Иоанн был послан Богом; но избегая обличения, чтобы не показаться неверующими Ему, они скрывали истину. Поэтому Христос говорит: «И Я не скажу вам того, что вы желаете знать, не потому что скрываю истину, как вы, но потому, что считаю вас недостойными ответа, так как вы поступаете коварно».
- 28.
Что же ся вам мнит
т.е. относительно того, о чем Я буду говорить. Так как они не хотели сказать, откуда было крещение Иоанна, боясь быть изобличенными в неверии ему, то Он посредством притчи хочет поставить их в необходимость осудить самих себя, как неверных, и говорит:
Человек некий имяше два сына, и пришед к первому, рече: чадо, иди днесь, делай в винограде моем. Он же отвещав рече: не хощу: последи же раскаявся, иде. И приступль к другому, рече такоже. Он же отвещав рече: аз, господи (иду): и не иде
Под человеком разумеет Бога, как человеколюбца, а под двумя его сыновьями – народ языческий и иудейский, как Его детей. Тот сын, который не обещал, однако пошел, есть народ языческий; а тот, который обещал, однако не пошел, – народ иудейский. Язычники не обещались повиноваться Богу, и, однако, впоследствии повиновались, уверовав в Бога и Христа; а иудеи обещались, говоря в книге Исход (19, 8): вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем, – однако впоследствии не послушались, оказавшись неверными Христу и Богу. Это одно только выбирай из этой притчи и изъясняй, а остальное пропускай, как об этом мы напоминали и в других притчах. Оно с мудрой целью присоединено было сюда с некоторой неясностью, чтобы иудеи, ничего не подозревая и не относя к себе ничего из притчи, произнесли правильный приговор.
- 29.
Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел
См. толкование на (Мф 21:28)
- 30.
И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел
См. толкование на (Мф 21:28)
- 31.
Кий от обою сотвори волю отчу; Глаголаша Ему: первый
Заставляет их самих, как сказано, произнести приговор, чтобы они сами себя осудили. Затем переходит к мытарям и блудникам, еще более обличая их.
Глагола им Иисус: аминь глаголю вам, яко мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии
Мытарями, равно и блудниками называет покаявшихся и крестившихся, когда проповедовал Иоанн, Варяют, т.е. предупреждают. Затем объясняет причину и показывает, как они предупреждают, говоря: прииде бо к вам Иоанн (Креститель) путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему…
- 32.
Прииде бо к вам Иоанн (Креститель) путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему
Пришел к вам не путем нерадивой жизни, а путем добродетели, чтобы быть достойным веры; но вы не поверили ему, когда он убеждал вас покаяться и приготовиться к принятию Царствия Божия.
Вы же видевше, не раскаястеся последи веровати ему
Вы же, видя, как мытари и блудники переменились, когда проповедовал Иоанн, и предупредили вас, не переменились настолько, чтобы поверить ему.
- 33.
Ину притчу слышите. Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отыде
Под человеком опять разумеет Бога и Отца, по Его человеколюбию, и как это обыкновенно бывает в притчах. Насажденный Им виноградник есть народ израильский, которого Он насадил в земле обетования, так как и Давид говорит: виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и… ((Пс 79:9). Ограда – закон, не позволяющий ему смешиваться с язычниками. Оградой можно назвать и Божественное попечение, оберегающее народ от всякого замысла окружающих народов: низложил еси, сказано, оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем ((Пс 79:13)). Точило – жертвенник, на котором проливалась кровь; башня – храм по причине крепости и высоты строения, делатели – первосвященники, книжники и старейшины народа: им, как учителям, Бог вверил этот виноградник; под отшествием Златоуст разумеет долготерпение к грешникам.
- 34.
Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его: и емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже
Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей Закона и добродетели, а рабы – пророки, посылаемые каждый в свое время для того, чтобы требовать этого соблюдения и добродетелей, и которых наказывали различными способами. Марк (12, 2 и след.) и Лука (20, 10 и след.) записали три посольства говоря, что сначала был послан один раб, далее – другой, а затем – третий; но это не составляет протворечия тому, что пишет Матфей: и он двумя посольствами обнял всех, равно как и те – тремя; он говорит общо, а те – частнее, обозначая одним рабом всех, посланных сразу и в одно и то же время. Что касается слов Марка (12, 4): и того камением бивше, пробиша главу (ωκωφαλαιωσαν) ему, то некоторые говорили, что это значит только то, что они нанесли ему обиду, а я думаю, что ωκωφαλαιωσαν значит «раздробили ему голову».
- 35.
виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями
См. толкование на (Мф 21:34)
- 36.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же
См. толкование на (Мф 21:34)
- 37.
Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего
Сказал об этом не как о будущем, – так как он знал, что они не устыдятся, но как о должном, как бы так говоря: должно, чтобы они устыдились сына моего. Лука (20, 13) говорит, что хозяин виноградника сказал: что сотворю; послю сына моего возлюбленнаго, еда како, его видевше, усрамятся. Сказал: что сотворю не по недоумению, а по человеколюбию, показывая, как много он заботится о неблагодарных, не желая все-таки сделать им зло, но изыскивая способ укротить рассвирепевших. Еда и здесь значит – следовало бы.
- 38.
Делателе же видевше сына, реша к себе: сей есть наследник: приидите, убием его и удержим достояние его
Смотри, с какой обстоятельностью предсказывает будущее. Но Его убили не как Сына Божия… Не убили Его, как Сына Божия, но убили, как Наследника Виноградника, т.е. как Царя Израильского. Видя чудеса, которые Он творил, и слыша Его мудрое учение, они чувствовали, что это Тот Царь Израильский, о Котором возвещали пророки, но, побежденные и ослепленные завистью, они это забыли и вознамерились убить Его и таким образом завладеть Его наследством, т.е. народом: приидите, – сказано у Марка (12, 7), – убием его, и наше будет наследствие. Конечно, они не подозревали ничего того, что случилось впоследствии, хотя при жизни Он изобличал их, порицал и угрожал.
- 39.
И емше его изведоша вон из винограда, и убиша
Вон из виноградника, т.е. вон из города; и, действительно, Его распяли вне города. Но Марк говорит, что Его сначала убили, а потом выбросили вон из виноградника. Что сказать на это? Что Марк (12,8) слова извергоша вон употребил в другом смысле, вместо: лишили (виноградника), как им казалось.
- 40.
Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем
Опять спрашивает их, чтобы они сами произнесли приговор и сами себя осудили.
- 41.
Глаголаша ему: злых зле погубит их
Так как они злы, то строго накажет их.
И виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя
И они сами предсказывают будущее, не желая того. Пришедший Хозяин этого виноградника, т.е. Воскресший из мертвых и получивший Свою власть наследник Христос отдал их римлянам на погибель и разграбление. Место же виноградника отдал епископам христианским, которые во времена свои, т.е. когда процветало христианство, принесли как плоды различные добродетели. Но Матфей говорит, что они сами против себя произнесли решение, а Марк (12, 9) и Лука (20, 16) говорят, что Он произнес против них решение. Вероятно, что сначала они произнесли это решение, а потом Христос сказал то же, что прежде сказали они, чтобы подтвердить их слова. В частности же Лука сказал, что когда они услышали, то сказали: да не будет. Не зная прежде, что это притча о них, они осудили самих себя, но потом, когда Христос подтвердил их решение, они поняли и сказали: да не будет.
- 42.
Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей быть во главу угла
Это пророчество принадлежит Давиду. Им Христос показывает, что непременно исполнится то, что Он сказал, как предсказанное некогда Духом Святым. Он будет убит и, воскресши из мертвых, сделается главой угла. Что это значит? Камнем пророчество назвало иносказательно Христа, а строителями – учителей иудейских, которых предыдущая притча назвала делателями; не в ряду поставили они этот Камень или отвергли, сначала говоря: несть Сей от Бога Человек ((Ин 9:16)), затем, что Он льстит народы ((Ин 7:12)) и другое подобное, и, наконец, распяв Его. Глава угла есть краеугольный камень. Христос стал главой угла, или сделался краеугольным камнем, когда уподобился такого рода камню. Как камень этот соединяет в себе две стены, так и Христос связывает Собой два народа – христиан из язычников и из иудеев, и посредством веры в Себя соединяет в один. Некоторые под углом разумели Церковь, как соединяющую верующих, главой которой сделался Христос как Основатель ее и Владыка.
От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею
И это составляет часть указанного пророчества и показывает, что по воле Божией образуется этот угол, т.е. соединение народов, и что он будет предметом удивления для всех не только потому, что он украсится различными добродетелями, но и потому, что будет крепче всякого замысла.
- 43.
Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его
Царством Божиим называет попечение Божие, которым они охранялись, а народом, приносящим достойные его плоды, – народ христианский.
- 44.
И падый на камени сем сокрушится
Спотыкающийся на него, повредит себе, а не Ему, – что испытали первосвященники, книжники и старцы народа.
А на немже надет сотрыет и
А на кого упадет Своею тяжестью, т.е. на кого разгневается, того умалит, рассеет и изгонит, что исполнилось на всем народе иудейском, переданном на разграбление римским воинам.
- 45.
И слышавше архиерее и фарисее притчи Его, разумеша, яко о них глаголет: и ищуще Его яти, убояшася народа, понеже яко пророка Его имеяху
Везде боятся людей, а не Бога. Христос и высказал притчи, и привел пророчество, чтобы, убоявшись, они оставили свое лукавство, а они еще более стали искать убить Его. Хотя Он знал, что они не переменятся, но везде делает Свое дело, ничего не опуская из того, что должно.
- 46.
и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка
См. толкование на (Мф 21:45)
1.«Пришли в Вифагию»: это было селение, вероятно в самом близком расстоянии от Вифании (Мк. 11:1. Лк. 19:29); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Вифагия значит – дом смокв, и называлась так вероятно от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманией; Вифагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел через самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее. 2.«В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Вифагии и селение, которое было перед ними, была без сомнения Вифания. – «Найдите ослицу и молодого осла»: В Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только ради войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле (3Цар. 1:33). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности или уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в свою столицу на осле, эмблеме мира. 3.«И тотчас пошлет их»: «Иисус Христос сказал: «найдите ослицу», и тут же предрек, что никто ни будет препятствовать, но лишь услышат, замолчат… Сего события не должно почитать маловажным. Что заставило сих бедных людей, может быть земледельцев, без всякого противоречия отдать свою собственность? И что я говорю без противоречия? Нет, даже и не спрашивая, или спросив, замолчать и уступить? Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или если и сказали что-либо, но, услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия: то и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников. Сим самым Иисус Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны, Он научает сим учеников и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душой своей. Ибо ежели незнакомые Ему повиновались Его требованию, то тем более они должны жертвовать Ему всем» (Злат.). Объяснение сего беспрекословного повиновения одним тем, что Иисус Христос, сотворивший много чудес в сих местах и еще недавно воскресивший Лазаря (Ин. 11:43), одним именем Своим подействовал на отпустивших ослицу с осленком – недостаточно; а объяснение тем: что люди сии были известны Господу и благорасположены к Нему, не имеет подкрепления в тексте евангельском; объяснение же тем, что сие сделано по предварительному условию, совсем неосновательно. Посему нельзя не согласиться с приведенным выше объяснением св. Златоуста. 4-5.«Все сие было, да сбудется» (ср. прим. к Мф. 1:22); не случайно произошло все сие, но по Божественному усмотрению, во исполнение пророчества, сказанного за 400 с лишком лет Захарией пророком (Зах. 9:9). Пророчество приведено свободно, частью по подлиннику, частью по переводу Семидесяти Толковников, с присовокуплением слов («скажите дщери Сионовой») из пророка Исаии (Ис. 62:11). – «Дщери Сионовой»: т.е. Иерусалиму. Сионом назывался один из холмов, на которых построен был Иерусалим; здесь был собственно так называемый город Давидов, окруженный стенами; здесь поставлена была, по перенесении в Иерусалим, скиния и здесь же после построен храм, а потому Сион назывался святым. На образном языке восточном города нередко назывались дщерью или девою (ср. Ис. 1:8. Ис. 47:1. Ам. 5:2. Пс. 47:12. Пс. 136:8), чем хотели выразить их красоту. – «Кроткий»: мирный, не воинственный. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит собою страха, не имеет копьеносцев; но и здесь показывает величайшую кротость» (Злат.). – «Сидя на ослице и молодом осле»: Господь воссел собственно на молодого осла (Мк. и Лк.), а ослица вероятно шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих их. «Воссев на осля, Он исполнил пророчество (Захарии), и в то же время, прообразуя Своими действиями будущее, дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил сим призвание нечистых язычников, т.е. что Он в них почиет, что они придут к Нему и за Ним последуют… Через осленка здесь означается церковь и новый народ, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников; и иудеи и мы призваны в новоблагодатную церковь через апостолов, введены в оную также через апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность; ослица идет позади осленка. И действительно, после того, как Иисус Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи по своей ревности придут к Нему, что ясно показывает Апостол Павел (Рим. 11:25 и дал.). Итак из сказанного видно, что это было пророчество; в противном случае не нужно было бы говорить пророку так подробно о возрасте осла. И не только это из сказанного видно, но и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно: как никто не препятствовал апостолам, когда они повели оных животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли. Далее, Христос садится не на нагого осленка, но покрытого одеждой Апостолов; это потому, что апостолы, взяв оного осленка, и свое все отдают, как говорит Апостол Павел (2Кор. 12:15). Но обрати внимание и на послушание осленка: как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни» (Злат.). 6-7.«Положили на них одежды свои»: это было выражением и знаком особого почтения (4Цар. 9:13). – «Он сел поверх их»: т.е. одежд, а не то, чтобы Он сел на обоих животных вместе, или садился на них попеременно, что не согласно со сказаниями о сем евангелистов Марка и Луки. 8.«Постилали одежды свои по дороге»: тоже выражение и знак особого почтения. – «Резали ветви» и пр.: был обычай бросать цветы, гирлянды и ветви древесные по пути торжественно въезжавших в город победителей. – Флавий говорит, что так встречены были в Иерусалиме Александр Великий и потом царь Агриппа. 9.«Осанна» (Пс. 117:25): собственно значит – «спаси», даруй спасение. Это слово иудеи употребляли как народное восклицание, выражавшее радость при торжественных случаях, особенно при празднествах; этим народ изъявлял свою радость и благожелания Сыну Давидову, т.е. Мессии. – «Благословен грядущий во имя Господне»: это восклицание заимствовано из псалма 117 (Пс. 117:26), который народ приложил к Мессии Иисусу. Придти во имя Господне значит быть особенным нарочитым посланником Господа, заменяющим или представляющим Самого Господа (Ин. 5:43). – «Осанна в вышних»: клик радости этот да будет слышим не только здесь, на земле, но и в «вышних», на небе, где обитает Бог и бесчисленные сонмы ангелов (ср. Лк. 2:13-15); это высшее выражение народной любви и преданности Иисусу Христу. 10-11.«Весь город пришел в движение»: эта торжественность, это множество народа, эти восклицания его, это праздничное шествие, привели в движение все народонаселение Иерусалима, и – вероятно пришедшие из чужих стран на праздник спрашивали: что это значит, кого так встречают? На что встречавший Христа народ отвечал, что это Иисус пророк. – «Из Назарета Галилейского»: см. прим. к Мф. 2:21. 12.«В храм Божий»: храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (ок. 584 г. до Р.Х.), когда и иудеи отведены были в 70-летний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы (1Езд. 3:8-12). Но и этот второй храм, при частных войнах иудеев, перед пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хоть несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8-9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р.Х. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокой стеной. Через нее вели восемь (со всех четырех сторон) ворот, к которым со вне вели высокие лестницы. Одни врата с главной (восточной) стороны были особенно великолепны и назывались красными (Деян. 3:2). По всему протяжению этой стены со внутренней стороны, от ворот до ворот, на огромных мраморных столбах, устроены были крытые ходы или галереи или так называемые притворы. Один из них, с восточной стороны, отличался особенно красотой и назывался «притвором Соломоновым» (Ин. 10:23. Деян. 3:11). Почти в середине этого пространства, окруженного стеной (несколько ближе к северной части), возвышалась другая стена двойная, окружавшая с четырех сторон сам храм в виде продолговатого (от востока к западу) четвероугольника. Пространство между первою и второю стенами со всех сторон составляло обширный, так называемый двор язычников, названный так потому, что сюда могли входить и язычники. У ворот второй стены прибиты были дощечки с надписями на еврейском, греческом и латинском языках, воспрещавшими вход далее язычникам, а равно и нечистым, под опасением смерти. Середину этого пространства, окруженного второй стеной, занимал собственно так называемый храм, разделявшийся на две части – Святое и Святое Святых. Между этой второй стеной и собственно зданием храма находились дворы жен, израильтян и священников. Двор жен, названный так потому, что в него только, но не далее, могли входить женщины, занимал почти половину всего этого пространства с востока, от притвора Соломона; в него вели трое ворот, с востока, севера и юга. Из двора жен западные ворота вели во двор израильтян, а из него – во двор священников, отделявшийся от двора израильтян невысокой стеной. Оба эти двора огибали храм с трех сторон, – восточной, северной и южной. Середину этого двора священников, возвышенную сравнительно со всей площадью, занимал собственно храм. Восточную часть составлял жертвенник, на котором обыкновенно приносились жертвы. Отделяясь от него высоким фронтом и стеной, стояло небольшое по пространству, но высокое и великолепное здания Святого и Святого Святых, которые разделялись великолепной завесой. Общий вид храма, со всеми его пристройками, был великолепен и восхитителен, особенно с вершины близлежащей горы Елеонской (Мк. 13:1). Издали чужестранец мог принять его за снежную гору, ибо все здание было необычайной белизны, кроме частей позлащенных. Флавий говорит, что при свете солнечном блеск зданий был таков, что трудно было глазу выносить его. Храм этот разрушен был римлянами при Веспасиане, по пророчеству Господа (см. прим. к Мф. 24:2). Юлиан отступник сделал попытку восстановить оный: но, по свидетельству его историка Аммиана Маркеллина, попытка чудесным образом была уничтожена. На месте этого храма ныне мечеть, так называемая Омарова. – «Выгнал всех продающих и покупающих в храме»: не собственно в храме, но во дворе язычников происходила торговля эта. Тут устроено было нечто вроде лавок (tabernae), в которых продавалось и покупалось все, нужное для жертвоприношения в храме, как то: жертвенные животные, ладан, масло, мука, вино и пр. Нет ничего невероятного, что при этом допускаема была торговля и предметами не необходимыми для храма, так что обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, гамом, толкотней, спорами, обманами, что все так неуместно было в стенах зданий, причислявшихся ко храму. – «Опрокинул столы меновщиков»: в Палестине, подвластной тогда римлянам, была в употреблении римская монета, но оставалась в употреблении и прежняя греческая, а равно и народная еврейская. Закон иудейский требовал, чтобы каждый иудей храмовую подать платил своей монетой, еврейской (Исх. 30:11-16). С целью обмена монет греческих и римских на еврейские, и размена вообще, и устроены были в том же дворе язычников особые места или столы, и меновщики получали большую выгоду, когда сотни тысяч путешествующих на праздник иудеев из разных стран обменивали у них деньги за известные, конечно, проценты, может быть и свыше дозволенных законом и справедливостью. – «Продающих голубей»: голубь был один из обычных жертвенных животных (Лев. 14:22. Лк. 2:24). Конечно, трудно было иудеям, приходившим из дальних особенно стран, нести с собой и голубей или что-либо подобное, нужное для жертвы; удобнее было купить их в самом Иерусалиме. Отсюда произошла торговля голубями. Все это, конечно допущено было ради удобства богомольцев, но – не у места; осквернилась святость храма. 13.«Написано: дом Мой» и пр. Выражения взяты (не буквально) первое из книги пророка Исаии (Ис. 56:7), второе из книги пророка Иеремии (Иер. 7:11). Устроитель первого храма Соломон, по освящении его, молил Господа, чтобы Он внимал молящимся в храме сем не только иудеям, но и язычникам, и Господь обещал исполнить молитву его и соделать храм сей храмом молитвы для всех народов (3Цар. гл. 8-9). Таково же было назначение и второго храма, заменившего первый. – «Вертепом разбойников»: разбойники, которых в нагорной особенно части Иудеи было довольно, жили обыкновенно в горных лесных пещерах и землянках (вертеп). Торгующих в храме Господь уподобляет разбойникам потому, что «страсть любостяжания есть страсть разбойническая» (Феофил.); продавцы, продававшие из корысти, делали то же в некотором роде, что и разбойники. Впрочем, это – конечно усиленное выражение, имеющее целью показать всю неуместность такого мирского торжища во дворе святого храма Божия. 15-16.«Первосвященники и книжники»: см. прим. к Мф. 2:4. – «Чудеса»: дела, совершаемые силой сверхъестественной, каково исцеление слепых и хромых (ст. 14) и самое очищение храма (ст. 12-13). – «Детей восклицающих»: что это за дети, не довольно ясно. Что это был дети – питомцы и питомицы, воспитывавшиеся при храме, едва ли вероятно, ибо таковые состояли под руководством и надзором заведовавших храмом, враждебно расположенных ко Христу. Вероятнее, что это были дети обывателей и богомольцев, в неудержимом детском восторге от всего видимого ими повторявшие те приветствия Христу, которыми народ встретил и сопровождал Его и которые они слышали и запомнили, хотя вероятно и не понимали вполне их смысла. – «Вознегодовали»: первосвященники и книжники видели народную любовь к Иисусу, видели, что народ принимает Его за Мессию, и, ослепленные неверием и ненавистью к Нему, вознегодовали, завидуя славе Его. Так сильна страсть в людях. – «Слышишь ли, что они говорят»: это род насмешки над тем, что Господа прославляют дети неразумные, и что Он от неразумных принимает хвалу. Завистники хотели этим сказать Господу перед народом, что не велика честь, когда дети (о народе не упоминают) не понимающие хвалят и славят. Господь словом пророческим обращает эту укоризну на них самих. – «Из уст младенцев» и пр.: слова взяты из псалма 8-го, в котором Давид изображает славу имени Божия по всей земле, славу столь ощутительную во всем, что даже грудные младенцы бессознательно чувствуют оную и славословят Господа. «И хорошо сказано: «из уст», ибо слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала еще несовершенным их языком. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины, убедительно и с верой, – и вместе немало утешало Апостолов. Именно, чтобы Апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам; отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, Кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба!» (Злат., ср. Феофил.). 17.«В Вифанию»: селение, находящееся недалеко (верст около двух с половиною; ср. Ин. 11:18) от Иерусалима, на восточном склоне горы Елеонской. Здесь жил друг Господа, Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, с сестрами своими Марфой и Марией (Ин. гл. 11). Вероятно у них и провел Господь следующую ночь. 18-19.«Поутру взалкал»: «почему же Он алчет утром? Уступая требованиям плоти, Он этим показывал немощь ее» (Злат.). – «При дороге смоковницу» и пр.: так как эта смоковница (фиговое дерево) стояла при общественной дороге, то всякий имел право пользоваться плодами ее (ср. Втор. 23:24). Господь подошел к ней в надежде найти плоды для утоления голода (не потому, чтобы Он не знал, что на ней нет плодов, но – как человек поступает по-человечески). Дерево было покрыто листьями; на смоковницах же сперва зарождаются плоды, потом развиваются листья; следовательно на смоковнице, покрытой листьями, могли уже быть плоды ранние (боккоры, фиги-скороспелки), но плодов на ней не оказалось. – «Да не будет впредь» и пр.: эти слова выражали проклятье (Мк. 11:21), что тотчас и обнаружилось в иссушении смоковницы. «Для чего смоковница проклята? Для учеников, именно, чтобы ободрить их. Поелику Он всегда благодействовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия и отмщения, дабы и ученики и иудеи знали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие: то Он и не хотел показать этого над человеками, но явил опыт Своего правосудия над растением… И явил знамение Своей власти не над каким-либо деревом, но над смоковницей, деревом, которое сочнее всех, так что чудо показалось от этого еще более необыкновенным» (Злат., ср. Феофил.). Эта смоковница была образом народа иудейского и проклятье ее – образом отторжения иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ иудейский имел вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных; но плодов на смоковнице не было; и та и другой подверглись проклятью: смоковница иссохла, народ иудейский отвергнут Богом. 21-22.«Сказал им в ответ» и пр.: не отвечая прямо на вопрос учеников о том, как это засохла смоковница, т.е. как Он сделал, что засохло дерево (Он сделал сие своей Божественной силой, как Сын Божий), Господь указывает ученикам Своим, как и они сами могут творить не только такие чудеса, но еще и большие (ср. Ин. 14:12), – именно силой несомнительной веры в Него (ср. Мф. 17:20), каковая вера дарует им все, чего бы они ни попросили в молитвах своих. – «Если горе сей скажете» и пр.: в примере горы представляется, что несомнительная вера может делать все, преодолевать самые великие, невероятные препятствия. Конечно нет нужды, чтобы гора подвиглась и вверглась в море; но это также возможно для них, как возможно исцелять неизлечимо больных, изгонять бесов и пр. (см. прим. к Мф. 17:20). – «В молитве с верою»: необходимое условие получения просимого. – «Все»: конечно все то, что сообразно с волей Божией (ср. Феофил.). 23.«В храм»: в один из дворов храма, где всегда, особенно же в праздники, собиралось много народа. – «Какою властью» и пр.: первый из вопросов относится к свойству власти, второй – к лицу, давшему власть сию. Господь не был из священнического рода, имевшего власть распоряжения в храме, и первосвященники со старейшинами народными спрашивают Его: «получил ли ты кафедру учительскую, или рукоположен во священника, что выказываешь такую власть» (Злат)? Он имел власть Сына Божия, власть пророка и чудотворца; но иудейские начальники Сыном Божиим и пророком Его не признавали, а чудотворения Его производили от веельзевула, и – потому лукаво спрашивают Его, какой властью Он делает это, т.е. изгнание из храма торжников (ср. Злат.); «какою властью»: от Бога или от человеков (ср. прим. к ст. 25)? Вероятно, они хотели уловить Его в слове, чтобы, если Он скажет, что властью от Бога данною, – обвинять Его в богохульстве, в присвоении власти, не принадлежащей Ему; а «если скажет, что властью Своею, – оклеветать Его как возмутителя и человека, самовольно действующего» (Феофил.). 24-27.«Спрошу и Я вас об одном»: Господь не отвечает прямо на вопрос их лукавый, и премудро Сам уловляет в слове желавших уловить Его. Они могли знать, какою властью Он действует, но – не хотели, и Господь доводит их вопросом об Иоанне Крестителе до того, что они должны были сознаться в своем лукавстве. Дело Господа было продолжение дела Иоаннова, следовательно, оба они происходили из одного источника, и Господь дает им вопрос: «крещение Иоанново откуда было?» Крещением – выражается здесь сущность всего служения, всего дела Иоанна, как посланника Божия, пророка, учителя и предтечи Господня. Все это служение Иоанна «откуда было, с небес или от человек»: т.е. Богом ли послан Иоанн на служение свое, или он простой человек и только сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Совопросники поставлены были в очевидное затруднение. – «Скажет: почему же вы не поверили ему», когда он неоднократно и ясно свидетельствовал об Иисусе, как Мессии? – «Боимся народа» и пр.: «видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не для него самого, но для народа; для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа, – и вот где источник всех зол для них» (Злат.). – «И сказали в ответ: не знаем»: очевидное лукавство и ложь; они знали, но не хотели признаться. Потому и Господь не отвечает им на прежний вопрос их: «какою властью Он делает это», ибо и для вопрошавших и для всех ясно было из самого вопроса Иисусуова, какой властью Он действует. «И Я вам не скажу»: Господь не говорит – и Я не знаю, но не скажу, «ибо истина говорить неправды не может» (Иерон.). 28-32.«А как вам кажется?» Сим вопросом Господь хочет привлечь их особенное внимание на то, что намеревается сказать им, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «Христос заставляет иудеев осудить самих себя в другом лице: Поелику они не хотели прямо сознаться в вине своей, то Христос притчей доводит их до Своей цели. Когда же они, не понимая цели притчи, произнесли приговор, тогда Он уже открывает им самый смысл притчи» (Злат.). – «У одного человека было два сына»: под человеком разумеется здесь, – как видно из смысла притчи, Бог; под первым сыном – мытари и блудницы, т.е. вообще люди грешные; под вторым сыном – фарисеи, книжники и вообще считавшие себя праведными (ст. 32-33). – «Пойди, работай в винограднике моем»: под виноградником разумеется церковь Божия (ср. прим. к Мф. 20:1); работа в винограднике означает труды благочестия в церкви Божией, исполнение воли Божией, заповедей, добродетелей, – вообще жизнь добрую, благочестивую. – «Не хочу»: на требования Божии, выраженные в законе и у пророков, грешники самой жизнью своей как бы отвечали: «не хочу», ибо не исполняли сих требований, не жили сообразно с заповедями Божиими. – «После, раскаявшись, пошел»: после проповеди Крестителя (ст. 32) мытари и блудницы, т.е. грешники вообще (конечно не все, берется общее место частного) стали исполнять волю Божью. – «Иду и не пошел»: фарисеи и книжники и вообще мнимые праведники, по-видимому, подчинялись Божественным постановлениям, заповедям и законам, как бы говорили – «иду»; но не шли на самом деле, ибо не имели покаяния, без которого нельзя оправдаться (ст. 32), и даже явились противниками Царства Божия. – «Который из двух исполнил волю Отца?» Совопросники, не понимая смысла притчи, отвечали справедливо: «первый», и Господь раскрыл им смысл притчи, направленной к осуждению их, так что они сами над собой произнесли приговор, сказав – «первый». – «Вперед вас идут»: оказались более готовыми и достойными войти в Царство Христово или церковь христианскую. «Если бы Он просто сказал: блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие, то слова Его показались бы им тяжкими. Но теперь, когда сами они объявили свое мнение, то слова Его кажутся для них не так тяжкими. Для сего Он приводит и причину; какую же? Иоанн, говорит Он, пришел к вам, а не к ним, и притом путем праведности, ибо вы не можете обвинить его, как человека нерадивого и бесполезного; он вел и жизнь не укоризненную, и имел большую попечительность. Однако же вы и тогда не послушали его. После этого следует другое осуждение, т.е. что мытари уверовали. За сим еще обвинения: вы, и видев сие, не одумались после, чтобы поверить ему, тогда как надлежало вам сделать это прежде. А это не заслуживает никакого прощения. Почему мытарям – большая похвала, а вам – осуждение. Ибо Иоанн к вам пришел, и вы не приняли его; он не приходил к мытарям, и они приняли его, и вы не вразумились их примером… Слова: «вперед вас идут» не потому сказаны, что иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность» (Злат.). – Под двумя сынами некоторые из древнейших (в числе их и св. Златоуст) разумеют также – под первым язычников, под вторым иудеев: «первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самим делом оказывали повиновение, а последние хотя говорили «вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем»; но на самом деле не оказывали покорности закону» (Злат.). Смысл притчи, истолкованный Самим Господом, конечно не содержит сей мысли, но тем не менее она не противоречит общему воззрению Ветхого и Нового Завета, и приноровление сие заключает в себе назидание. 33-39.«Другую притчу»: направленную так же, как и предшествующая, к изобличению недостоинства народа, или вождей и учителей народа недостойных. Притча эта имеет много сходства с песнью пророка Исаии (Ис. 5:1 и дал.). – «Некоторый хозяин»: под хозяином разумеется Бог, устрояющий спасение рода человеческого, под каковым образом Он нередко представляется в священных книгах. – «Насадил виноградник»: устроил церковь ветхозаветную (см. прим. к Мф. 20:1). – «Обнес его оградой»: обносили сады оградой в предохранение от животных и воров. Можно разуметь здесь под оградой закон, данный народу избранному, как некую ограду, отделявшую его от иноплеменных (ср. Феофил.). – «Выкопал в нем точило»: более и менее вместительный бассейн или яма, в которой выжимался сок винограда или вино; такой бассейн обыкновенно выдалбливался в скале, или же вырывался в земле, но выстилался снизу и с боков камнем; в нем, посредством пресса, и выжимался виноградный сок. – «Построил башню»: такие башни назначались для жительства стражей, которые должны были оберегать виноградник от воров и животных, в особенности от лисиц (Песн. 1:6. Песн. 2:15). Под точилом и башней можно разуметь «алтарь и храм» (Злат., ср. Феофил.). – «Отдав его виноградарям»: внаймы за известную плату имели обычай хозяева отдавать виноградные сады с тем, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна, или известная часть хозяину. Под виноградарями разумеются все приставники и представители религиозной и политической жизни народа, обязанные в особенности возделывать виноградник церкви Божией. – «Отлучился»: образное выражение предоставления власти самим приставникам. «Отлучился», т.е. долготерпел (Бог), не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Ибо под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (Злат.), «так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим и неслушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день, и не тотчас повергая нас истязанию за неправды наши» (Феофил.). – «Послал своих слуг»: т.е. «пророков, взять свои плоды, т.е. повиновение, доказываемое делами. Но они в этом показали свою злобу, – не только после таких попечений не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя к тому были обязаны, то им надлежало не досадовать и негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью, сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (Злат.). – «Иного прибили»: оскорбили посланника Божия побоями и ранами; «иного убили» до смерти, а «иного побили камнями»: каковая казнь была в частом употреблении у иудеев (Втор. 13:10. Втор. 17:7. Ин. 8:59. Ин. 10:31. Деян. 7:58. Деян. 14:19). Что все сие претерпевали от иудеев посланники Божии, пророки, об этом ясно свидетельствует святой Апостол Павел (Евр. 11:34), и это видно из самих ветхозаветных книг (Иер. 44:4-6. 2Пар. 24:20-21. 2Пар. 36:16. Неем. 9:26 и др.). – «Наконец послал сына своего»: Господа Иисуса Христа. «Почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами и, отложивши гнев, устыдились Его пришествия. – Что значат слова: «устыдятся сына моего» (точнее не устыдятся ли, или – может быть устыдятся)? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную невнимательность иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако же послал. Словами же: «усрамятся сына моего» указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться» (Злат., ср. Феофил.). – «Это наследник»: будущий обладатель виноградника. Сын Божий, Господь Иисус Христос, называется наследником Божиим (Евр. 1:2) вообще в том смысле, что все передано Ему Отцом Его (Мф. 11:27), что Он есть Господь всего, и, следовательно, Господь церкви, виноградника духовного. – «И завладел наследством Его»: т.е. виноградником или церковью Его, чтобы не Он, а мы были обладателями ее. Может быть эта черта притчи и не указывает точно мысли и намерения иудеев, а допущена только, как подробность, для красоты приточной речи, так как в притчах не всякая частная черта имеет таинственное значение; тем не менее однако же справедливо, что умерщвлением Иисуса Христа иудейские начальники народа думали воспрепятствовать основанию Им церкви Своей и удержать за собой господство над ветхозаветным духовным виноградником Его. – «Вывели вон из виноградника»: если под виноградником, означающим вообще ветхозаветную церковь, разуметь в частности Иерусалим, как видимое священное средоточие ее, то в сих словах Господа можно видеть точное указание на самое место смерти Его, вне Иерусалима (ср. Евр. 12:13). И св. Златоуст говорит в объяснение сих слов: «видишь, как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит». «Впрочем, замечает блж. Феофилакт, как виноградником называется народ, то выражение – «вон из виноградника» означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа». 40-41.«Когда придет хозяин» и пр.: цель вопроса сего та, чтобы иудеи опять сами произнесли приговор над собой, сами себя осудили и тем признали справедливость суда Божия, имеющего совершиться над ними (ст. 43). Под пришествием хозяина здесь нельзя разуметь второго пришествия Христова и последнего страшного суда, так как имеющим прийти хозяином виноградника называется здесь не Христос, но Бог Отец, и так как другие виноградари будут отдавать ему плоды «во времена свои», что указывает еще на время делания и плодов в настоящей временной жизни, а не после последнего суда. Можно полагать, что под пришествием хозяина прикровенно указывается здесь разрушение Иерусалима, в котором совершился суд Божий над приставниками виноградника, церкви ветхозаветной (ср. Феофил.). – «Виноградник отдаст другим»: ответ иудеев справедливый; так должен поступать хозяин виноградника, и иудеи, не понимая цели притчи, этим ответом опять осудили сами себя. Господь хотел показать им, что справедливо и законно отнять у них преимущества народа избранного, так как они оказались недостойны их. Если бы Он прямо высказал им это, они не стали бы слушать; теперь же, посредством притчи, Он, незаметно для них самих, довел их до сознания сей истины, и их самих заставил высказать справедливость суда над ними грядущего. 42-43.Прилагая к приставникам еврейского народа смысл притчи, указанный и ими самими, Господь приводит слова Писания о Себе и о них из псалма (Пс. 117:22-23), чтобы показать им, что образ их поведения в отношении к Нему предсказан был в Писаниях их. – «Камень, который отвергли» и пр.: образ заимствован от постройки дома; обыкновенно большие и твердые камни клались в основание углов здания. Иисус Христос есть основание церкви, почему нередко и называется краеугольным камнем ее (Деян. 4:11. Рим. 9:33. Еф. 2:20. 1Пет. 2:7). – «Отвергли строители»: «камнем называет Себя, а зиждущими – учителей иудейских; то же сказано и Иезекиилем: зиждущие стену и помазующие ее неискусно (Иез. 13:10). Как же отвергли? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ; также: «самарянин Ты, и бес в Тебе» (Ин. 7:12) (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что Сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына Своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славой воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф. 3:8). 44.Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему. – «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис. 8:14-15). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазниться о Нем, как о Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде. 45-46.«Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский. - 15.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 21



