- 1.
Ст. 1-3 В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори. И собрашася к Нему народи мнози, якоже Ему в корабль влезти и сести
Дом этот был, конечно, кого-либо из уверовавших в Него. Сидел при море, так как здесь было просторное место; но когда собралось сюда слишком много народу, вошел в судно и сел, уловляя, как рыбу, находящихся на берегу.
и весь народ на брезе стояше. И глагола им притчами много
Всю эту беседу вел в притчах, потому что среди народа теперь было особенно много книжников и фарисеев, которым Он не благоволил предложить прямо тайн Своего учения, по причине неисцелимого лукавства их.
глаголя: се, изыде сеяй, да сеет
Лука (8, 5) прибавил: семене своего. Сеятель есть учащий Христос, а семя – слово Его учения. Он вышел в города и села Иудеи, чтобы посеять его на духовной ниве человеческих душ, т.е. в уме их.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 2.
И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу
См. Толкование на (Мф 13:1)
- 3.
И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять
См. Толкование на (Мф 13:1)
- 4.
и сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы и позобаша я
Сам Христос далее изъяснил эту и следующие притчи, однако скажем и мы по своим силам. Путем называется здесь нерадивый, который слушает слово учения, но по своему нерадению не скрывает его в сердце своем, а подобно утоптанному и потому твердому пути держит его как бы на поверхности. Птицы (небесные) – это демоны, обитающие в воздухе (так как Писание называет и воздух небом); носясь вверху такого человека, они похищают то, что посеяно в его сердце, как нескрытое. «Позобаша», т.е. отняли и испортили.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 5.
Ст. 5-6 другая же падоша на каменных, идеже не имеяху земли многи, и абие прозябоша, зане не имеяху глубины земли: солнцу же возсиявшу присвянуша, и зане не имеяху корения, изсхоша
Каменистое место – это малодушный, скрывающий семя в сердце своем, но не имеющий много земли, т.е. твердости; в нем тотчас воссияла вера, но не укоренилась прочно, потому что он не имеет в себе, так сказать, твердости. Скрытое в небольшом количестве земли быстро всходит, но когда появляется солнце, т.е. когда поднимается огонь испытаний, попаляется и выжигается, – и так как не имеет оживляющего корня, т.е. крепости, вываливается, и изменяет вере.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 6.
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло
См. Толкование на (Мф 13:5)
- 7.
Другая же падоша в тернии, и взыде терние и подави их
Терние – это жизненные заботы, уязвляющие, пронзающие и исторгающие душу, а также обольщение богатством, именно – роскошь, тщеславие, самолюбие и тому подобное, что есть один только обман. Все это кажется благом. Но на самом деле не есть благо; оно, подобно тернию, колется и причиняет беспокойство. «Взыде», т.е. выросло, сделалось сильнее.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 8.
другая же падоша на земли добрей
Добрая земля – это добрая душа, свободная от вышеуказанных страстей и способная приносить плоды добродетели. Смотри, как редко благо, и как немного спасающихся. Вот только четвертая часть семени приносит плод, а три части – погибают. И конечно, сеятель сеет на всех, не различая одного от другого, однако в некоторых семя погибло, а в некоторых принесло во много раз больший плод. Зависело это не от свойства семени, которое было одно и то же для всех, а от различия человеческих душ, в которые семя было брошено.
Почему Христос без различия сеял и на пути, и на каменистой почве, и среди терний? Конечно, по величайшей Своей благости и правде, чтобы не могли сказать в день суда, что если бы Он бросил в них семя, то они принесли бы плод. Он знал их бесплодие, но как человеколюбец сделал то, что надлежало, чтобы мог сказать: что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему ((Ис 5:4))?
Спаситель сказал эту притчу, увещевая учеников не отчаиваться, если они найдут больше погибающих, нежели спасающихся, и не переставать по причине этого сеять; так как они имеют пример в своем Учителе, Который хотя наперед знал неплодных, однако сеял и в них.
и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять
Подобно тому как различаются между собою погибающие, так различаются и спасающиеся. Погибающих перечислено три рода: малодушные, порабощенные жизненными заботами и обольщенные богатством. Спасающихся – тоже три рода: приносящие плод во сто крат, в шестьдесят и в тридцать. Чрез сто крат обозначил высшую плодотворность добродетели, чрез шестьдесят – среднюю, и чрез тридцать – низшую, потому что по отношению к тридцати шестьдесят в два раза больше, а сто – в три раза, даже больше, чем в три раза, – по причине высоты совершенства. Ово убо сто, т.е. со временем в таком человеке будет сто, в другом шестьдесят, в третьем тридцать. Однако принимает и первых, и вторых, и третьих.
Итак, не будем губить семени по нерадению, ни изменять ему по малодушию, ни подавлять его житейскими заботами или обольщением богатства. Прежде всего должно бодрствовать при его восприятии, затем великодушно переносить искушения, наконец, быть свободным от всяких жизненных забот суетного богатства, и таким образом – быть хорошею землею и приносить плод по силам, или большой, или средний, или малый, но ни в каком случае не погибать. Если мы об одном будем нерадеть, а о другом заботиться, то все-таки погибнем. А какое различие в том, что мы погибнем не по нерадению, а по малодушию, или же не по малодушию, а вследствие суетных забот.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 9.
Имеяй ушы слышати да слышит
Это сказал и в одиннадцатой главе; найди там и объяснение.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 10.
И приступивше ученицы (Его) рекоша Ему: почто притчами глаголеши им
Видя негодующий народ, они приступили, как более близкие, и говорили это от Его имени.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 11.
Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго
Вам – простодушно смотрящим и слушающим, и потому верующим; тайны, т.е. сокровенное учение Царствия Небеснаго, или Царя Небесного; дано есть от Бога.
онем же не дано есть
– с лукавством смотрящим и слушающим, и потому не верующим. Разумеет таких, которые не могут уже измениться. Что за польза знать и не веровать? Это то же, что сказал прежде: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Мф 11:25).
Толкование Евангелия от Матфея.
- 12.
иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него
Тому, кто имеет веру, дано будет знание тайн, и притом обильное; а у того, кто не имеет веры, отнимается и тот дар, какой он имеет от Бога. Всякий имеет дар Божий, один – такой, а другой – иной. Те, которые ведут себя достойно, не только получают такое знание, но притом и обильное, а те, которые не поступают так, не только не получают его, но у них отнимаются дары, какие они получили прежде.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 13.
Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют
Видя телесными очами совершаемые Мною чудеса, они закрывают душевные; и слушая телесными ушами Мои слова, они зажимают душевные уши, и потому совершенно не веруют. А чтобы ты знал, что Он говорит о душевной слепоте и глухоте, прибавил: ни разумеют. Разуметь значит видеть и слышать душою. Так как они слышали, но не понимали, то совершенно справедливо и даже премудро было говорить таким в притчах, – справедливо – потому что вследствие добровольного нерадения они недостойны были слушать чистое учение, – премудро, потому что, сделав знание тайн предметом противоречия, они навлекли бы на себя более тяжкое осуждение.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 14.
И сбывается в них пророчество Исаиино
Это пророчество отчасти исполнилось прежде на жестокосердых иудеях, но вполне исполняется теперь на этих. Сбывается, т.е. вполне исполняется.
глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети
Телесным слухом вы услышите учение, но не поймете истины, как добровольно глухие в душе; и телесным зрением вы увидите чудеса, но, однако, не уразумеете истины, как тоже добровольно слепые в душе. Затем пророк присоединяет и причину, почему они испытали это.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 15.
отолсте бо сердце людий сих
Отолсте – отвердело, окаменело от зависти и других пороков; поэтому они и лишились разума.
и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша
Уши и очи разумеет душевные; тяжко слышаша, т.е. были глухи.
да не когда узрят очима, и ушима услышат, сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их
«Да не когда» (μήποτε) можно понимать в смысле: может быть, как и у Апостола сказано: с кротостию наказующу противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины (2 Тим. 2, 25). Господь привел это изречение пророка, как полагающего, что напрасно проповедовать такому народу.
От сильной зависти и других пороков они окаменели для понимания: были глухи к необыкновенным речам и закрыли глаза к чудесным делам, как бы страшась, чтобы, услышав, увидев и уразумев, что должно, не обратиться ко Мне и чтобы Я не исцелил их от их прегрешений. Слова эти сказаны от лица Иисуса Христа, Который порицает их крайнее безумие.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 16.
Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат
– блаженны, потому что право видят и слышат.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 17.
Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша
Многие, но не все, потому что некоторые и видели, и слышали это, хотя и сверхъестественно, как Авраам и другие славнейшие. Или: «мнози» – вместо все, подобно тому, как говорится: и изцели многи ((Мк 1:34)), между тем как Христос тогда исцелял всех; и еще: и бесы многи изгна, между тем как изгнал всех. Желали видеть – вочеловечение Бога, чудеса Иисуса Христа и слышать – Его учение. Праведными назвал пророков, или – под праведными разумеет других святых, которые слышали то, что говорили о Христе пророки и желали видеть и слышать то, что было предсказано.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 18.
Вы же услышите притчу сеющаго
Вы – верующие.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 19.
всякому слышащему слово Царствия и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его
Словом Царствия называет слово Божие, или слово веры, так как и вера есть Царство, потому что верующий царствует над страстями и соцарствует Христу. Не разумеет, т.е. не опускает в глубину сердца этого слова, а только выслушивает его. Лукавым называет диавола, как мы заметили это в шестой главе, изъясняя молитву (Господню). Он похищает посеянное, потому что оно лежит на поверхности нескрытым.
сие есть, еже при пути сеянное
Сеется и семя, т.е. бросается в землю, – сеется и земля, т.е. воспринимает семя. Поэтому здесь слово сеянный (ὁ σπαρείς) мы разумеем не о семени, а о земле; как бы так было сказано: вот этот есть земля, засеянная при пути. То же нужно сказать и об остальном.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 20.
Ст. 20-21 А на камени сеянное, сие есть
А земля, засеянная в местах каменистых – есть тот, о котором намерен сказать.
слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть
Выше (ст. 6) мы сказали, что корень – это твердость. «Привременен», т.е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его.
бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется
Слово здесь значит – слово веры. Лука (8, 13) печаль и гонение обозначил одним словом «напасть», и вместо «соблажняются» сказал «отпадают».
Толкование Евангелия от Матфея.
- 21.
но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется
См. Толкование на (Мф 13:20)
- 22.
А сеянное в тернии, се есть
Посеянное в терниях – это тот, о ком скажем.
слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает
Марк (4, 19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8, 14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. Века сего, т.е. этой жизни, так как есть и другой век – будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 23.
А сеянное на добрей земли, се есть
А посеянное на хорошем поле – это тот, кого сейчас обозначит.
Слышай слово и разумевая
Разумеющий, т.е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк (4, 20) сказал: иже слышат слово и приемлют, – а Лука (8, 15): иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат. Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу.
иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять
Это объяснено уже немного выше.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 24.
Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися Царствие Небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем
Царством Небесным здесь называет Самого Себя, так как, восприняв плоть, Он стал подобен человеку: в подобии, сказано, человечестем быв (Флп 2:7). Добрым семенем Он назвал сынов Царства, как и Сам объяснил, когда ученики спросили Его, – о чем скажем, когда дойдем до этого. Поле Его есть мир, как Его творение и стяжание.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 25.
Спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отыде
Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, – то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т.е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т.е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 26.
tгда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие
Как плевелы по стеблю похожи на пшеницу, а по плодам различны и даже вредны для нее, так и еретики по внешности похожи на правоверующих, но различаются по добродетели, которая составляет плод. Добродетель же и первейший плод – это истина учения. И как плевелы до тех пор, пока не принесут плода, незаметно растут, и тогда только различаются; так точно и еретики пока не учат, не узнаются, а когда дерзают и на это, тогда разливают яд и распознаются. Поэтому и выше (7, 16) Спаситель сказал: от плод их познаете их. И иначе можно (сказать): когда Христос сеял, еретики не появлялись, а когда возросли правоверующие, тогда появились и еретики.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 27.
Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем; откуду убо имать плевелы
Господин (οικοδεσποτης – домовладыка) – есть Сам Христос, как Владыка мира; рабы, говорящие это, изображают более горячих по благочестивой ревности правоверующих, которые часто не без негодования удивляются, каким образом Бог допускает зарождаться этим плевелам.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 28.
Он же рече им: враг человек сие сотвори
Человеком назвал диавола, потому что он ничем не отличается от человека по своим страстям и сластолюбию, подобно человеку любит плоть и предан всему земному.
Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я
Исплевем, т.е. соберем, насильно исторгая и сжиная мечами.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 29.
Он же рече (им): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними (и) пшеницу
Запретил уничтожать еретиков, чтобы вместе с ними не были уничтожены и правоверующие. Между теми и другими могли произойти войны и убийства.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 30.
Оставите расти обое купно до жатвы
и тот, и другой род людей. Жатвой называет кончину мира. Повелевает, чтобы они позволили и тем, и другим людям жить, возрастая и увеличиваясь в числе до конца мира, так как вероятно, что до того времени многие из еретиков обратятся. Однако не должно вследствие этого смешиваться с еретиками; мир этот обширный, и они должны жить сами по себе, не уничтожаться, а отделиться, чтобы своим учением не портить пшеницы Сеявшего.
и во время жатвы реку жителем
Жателями называет Ангелов.
соберите первее плевелы
Срежьте серпом смерти плевелы, которые найдутся тогда. Почему же прежде? Чтобы живущие тогда правоверующие, будучи пожинаемы вместе с еретиками, не ожидали какого-либо зла.
и свяжите их в снопы
Свяжите их друг с другом. Слова эти показывают, что соучаствующие в каком-либо грехе понесут и общее наказание, и вместе подвергнутся мщению.
яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою
Подобным же образом и Креститель угрожал саддукеям и фарисеям (в третьей главе), говоря о Христе, что Он соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим. Найди там, что называет сожжением и плевелами; излишне было бы раз истолкованное вторично толковать таким же образом.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 31.
Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем
(Зерну горчичному уподобил проповедь (евангельскую): малозаметная и простая по выражению, она настолько возросла, что и аттическая, возбуждавшая удивление своими умствованиями, философия греков была закрыта величием выраженного просто Евангелия).
Царством Небесным здесь называет учение (λογος) веры, как залог Царства Небесного. Уподобляет же его зерну горчичному, потому что оно сеялось в кратких и немногих словах, так как ученики вначале не могли вместить большего. Поэтому и пророк некогда назвал его сокращенным словом ((Ис 10:23)). Но будучи возделано, оно возрастает напоением Божественного Духа, превосходит всякое другое учение и является выше всех. Этою притчею Господь предсказывает возрастание проповеди (евангельской). О человеке сеявшем и поле мы сказали уже в предыдущей притче. Полем называется мир и по той еще причине, что в нем сеется и возделывается разумное семя.
Притча обозначает и рассказ: положил еси нас в притчу во языцех ((Пс 43:15)); иногда – загадочную речь: уразумеет же притчу и темное слово ((Прит 1:6)); и – подобие, как предлагаемые здесь притчи; кроме того – иносказательную речь: Сыне человечь, повеждь повесть и рцы притчу на дом Израилев… орел великий, великокрилый…, называя орлом царя ассирийского ((Иез 17:2)); наконец – означает и образ, когда, напр. ап. Павел (Евр, 11, 19) говорит об Аврааме, что он, приняв обетования, принес в жертву своего единородного сына; темже того и в притче прият, т.е. в образе…
- 32.
Еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более (всех) зелий есть…
Еже, т.е. семя, самое малое по своему количеству, но самое большее по качеству, или силе; посему оно и возрастает в величину. По подобию этого семени и ученики, будучи небольшим стадом, возросли в бесчисленное.
И бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его…
Это сказал для доказательства величины и крепости его. Некоторые под ветвями учения веры разумеют верующих людей, в которых обитают птицы неба, т.е. Ангелы, охраняющие их. Другие же говорят, что ветви – это добродетели, которые обыкновенно взращивает учение веры; птицы же – это возвышающиеся над земными делами, крыльями ума поднимающиеся на высоту знания и устремляющиеся на небо.
- 33.
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие Небесное квасу. Притчею о зерне горчичном предсказал возрастание веры чрез ежедневное присоединение верующих, а притчею о закваске возвестил ее силу. Под Царством Небесным нужно разуметь опять учение веры.
Егоже вземши жена скры в сатех триех муки. Сат – это род меры у евреев. Три сказал здесь вместо много, так как часто числом три обозначают много. Женщина здесь означает мудрость, или Самого Христа, потому что и Он рождает и питает: рождает верующих чрез Таинство Крещения и питает учением Своей веры. Учение веры уподобляется закваске. Подобно тому как закваска, хотя по объему не велика, но когда скрывается в большом количестве муки, то этим смешением всю муку соединяет в одно целое и приводит в другой вид, отличный от прежнего; хотя мука есть нечто безжизненное, но закваска некоторым образом оживляет ее и, заключая в себе деятельную силу, заставляет ее подниматься вверх; – так и учение веры, хотя оно высказывается и не во многих словах, но когда скрывается в души многих людей путем проповеди, то всех их соединяет в одно тело Церкви, приводит к другому образу жизни и, хотя они были мертвы для добродетели, оживляет их к исполнению ее, заставляет их подниматься на небо и делает все это, имея в себе несказанно великую силу.
Дондеже вскисоша вся. Учение веры, скрытое в душах людей, не успокоится до тех пор, пока не соединит всех, которых по своему предвидению предопределила мудрость. Три меры, хотя и обозначают множество, но все-таки же они ограничены числом. Итак, велика сила проповеди: однажды вскисшее становится закваской для остальной части. Некоторые под мукою разумеют людей, а под тремя сатами, или мерами, иудеев, самарян и эллинов.
- 34.
Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним: яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста Моя: отрыгну сокровенная от сложения мира
Без притчи не говорил им, разумеется в то время, потому что многое Он говорил часто и без притчи, но тогда говорил им в притчах, чтобы исполнилось сказанное Давидом ((Пс 77:2)). В переводе Семидесяти написано: провещаю гадания исперва; но переводивший это Евангелие на греческий язык сказал: отрыгну сокровенная от сложения мира, – обратив, конечно, внимание на еврейские выражения, которые обозначают и то, и другое. Так, отрыгну значит и провещаю; гаданиями они назвали загадки, как свидетельствует об этом Акила (который в этом месте поставил загадки – αινιγματα); а загадки эти – те же евангельские притчи; как загадки заключают в себе скрытую истину, так и они. От сложения мира значит то же – что исперва, т.е. от начала мира. Марк сказал: и таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати ((Мк 4:33)), т.е. насколько книжники и фарисеи достойны были слышать. Так как они слушали не для того, чтобы получить пользу, но чтобы клеветать на Его слова, то говорил им в притчах, чтобы и Самому исполнить Свое дело, и чтобы они, не понимая Его слов, ничего не предпринимали.
- 35.
да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира
См. Толкование на (Мф 13:34)
- 36.
Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус,
– в дом, в котором Он остановился (см. 1 ст.).
И приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: скажи нам притчу плевел селных.
Наедине они смело спрашивают, так как слышали прежде, что им дано знать тайны. Об одной только этой притче они спрашивают, потому что остальные две, т.е. о зерне горчичном и о закваске, как более ясные, они понимали. Эта же имела страшную угрозу относительно кончины, смущавшую их.
- 37.
Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий
Сыном Человеческим называет Самого Себя по человечеству, в котором Он явился, и это говорит часто, желая тверже убедить, что Он истинно вочеловечился. Итак, это тебе будет понятно и впоследствии.
- 38.
А село есть мир…
Об этом сказано выше.
Доброе же семя, сии суть…
Кто это сии?
Сынове Царствия…
Сынами Царствия называются соблюдающие правую веру, так как они посеяны Царем Христом, чтобы произрастить добродетель, и должны будут наследовать Его Царство; сыны же лукавого – еретики, так как они посеяны диаволом, чтобы произрастить зло, и должны равным же образом наследовать уготованный ему огонь.
А плевелие суть сынове неприязненнии.
О них сейчас только сказано.
- 39.
А враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жателе Ангели суть
Об этом также сказано выше. Нужно помнить, что в девятой гл. (38-39 ст.) жатвой назвал тех, кто уверует, как готовых для собирания, а жателями – апостолов, которые их собирали. В настоящем же месте жатвою называет кончину века по причине отсечения людей от этой тленной жизни, а жателями – Ангелов, которые отсекут их от нее. Подобным же образом семенем выше назвал учение веры, а в настоящей притче – самих уверовавших, сообразуясь то с тем, то с другим значением. Уверовавший называется пшеницею, как плод первого семени, т.е. учения веры; тем не менее его можно назвать и семенем как приносящего плод вере в лице кого-либо другого. Не изъяснил только, кто это – спящие люди и рабы господина, а пропустил их, или как известных, или же чтобы показать, что притчи не должно изъяснять слово в слово, как говорит Златоуст, но только в частях наиболее существенных, ради которых она приводится. Остальные же части присоединяются только с той целью, чтобы удобнее было изобразить те, – и небезопасно даже до подробности изъяснять их.
- 40.
Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего
Далее говорит, как это будет.
- 41.
Послет Сын Человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие
Царством Своим называет мир, как естественно Царствующий над ним по Божеству, или так как Ему дана всякая власть на небе и на земле; а соблазнами и делающими беззаконие называет одних и тех же. Соберут их, конечно, воскресших из мертвых. Должно знать, что вместе с ними воскреснут и праведные, но они прежде соберутся и будут восхищены на облака в сретение Господа на воздухе, как сказал ап. Павел ((1 Фес 4:17)), а эти, оставшись внизу как недостойные, соберутся после того, как Он придет. И прежде, конечно, те будут оправданы, а потом эти осуждены. После же таких приговоров, прежде грешники будут ввержены в вечное наказание, а потом праведники пойдут в жизнь вечную, как говорит в двадцать пятой главе.
- 42.
И ввергут их в пещь огненну…
Сеет Он Сам, показывая, что Ему свойственно благодетельствовать, а наказывает чрез других, выставляя на вид то, что наказывать Ему чуждо.
Ту будет плач и скрежет зубом.
Там – на камине вечного огня, или – у них. Плачем и скрежетом зубов обозначил несказанную скорбь.
- 43.
Тогда праведницы, просветятся яко солнце в Царствии Отца их…
В самом деле, – так как сияние Божие будет тогда окружать их, то и сами они преобразуются и сделаются как бы богоподобными, а следовательно, будут блистать светлее солнца. Почему Он говорит: яко солнце? Потому что нужно было воспользоваться известным им примером; но им ничего не было известно блистательнее солнца.
Имеяй ушы слышати да слышит.
Это часто присоединяет в заключение, чтобы побудить их быть проницательнее.
- 44.
Паки подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то
Для чего, когда не было народа говорит в притчах и ученикам? Он знал, что ученики сказанным прежде настолько были вразумлены, что разумеете ли сия вся? Они говорят ей, Господи ((Мф 13:51)). Как в двух предыдущих притчах, о зерне горчичном и о закваске, Царством Небесным называл учение веры, так точно и здесь. Сравнил же его с сокровищем по причине заключающегося в нем богатства Святого Духа. Поле – это мир, как сказано выше. Итак, знай, что в мире скрыта вера, а в вере – богатство Духа.
Все остальное в этой притче оставь, как выше было сказано. Но обратите внимание, как нашедший это богатящее сокровище, или узнавший его, усердствует (это показывает слово идет…) и с радостью продает все, что имеет, лишь бы только приобрести его. Знай, что эта притча научает всех не только не печалиться, отвергая ради веры все, что они имеют, но делать это с радостью и это отвержение считать величайшим приобретением; не отвергающий же этого, или отвергающий не с радостью, не может приобрести сокровища веры. Все, что имеет, т.е. согрешения в деле, в слове и в помышлении, которые, равным образом, нужно продать, т.е. оставить.
- 45.
Паки подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его
Под Царством Небесным разумеем здесь, собственно, желание царства небеснаго, которое назвал человеком, как действующее в человеке, а купцом – как соделывающее свое спасение. И смотри, что найдя одну многоценную жемчужину, т.е. учение веры (оно – одно, потому что истинная вера – одна, и нет другой такой же; многоценно, как имеющее великую цену, или как ценное для многих, разумеется – знающих его), желание это пошло, что показывает его усердие, и оставило все, чем прежде наслаждалось и приобрело только это одно (учение веры).
Эти две притчи во многом сходны между собою, различаясь только в том, что одна называет учение веры сокровищем, а другая – жемчужиной, подобно тому как и из двух предыдущих одна притча назвала его зерном горчичным, а другая – закваскою. И как теми двумя Христос показал возрастание и силу веры, так опять этими двумя – богатство и превосходство ее. Она возрастает, кик горчичное зерно, имеет такую силу, как закваска, обогащает, как сокровище, и превосходна, как драгоценнейшая жемчужина. Всего остального в этой притче нет нужды нам изъяснять. Но чтобы мы не полагались на одну только веру и не подумали, что для спасения достаточно ее одной, присоединяет и другую притчу, из которой мы научаемся, что не все верующие спасаются, но многие из них погибают (Жемчужиной назван и Господь, так как Он был соединен с глубиною Божества и был узнан одними только рыбаками и их учениками –τοις αυτων μαθηταις).
- 46.
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее
См. Толкование на (Мф 13:45)
- 47.
Паки подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу
Царством Небесным опять называет учение веры, морем – мир, по причине горечи и волн искушений,) всяким родом рыб – множество всякого рода обитающих в нем людей, мужей, жен, детей, стариков, безбрачных, находящихся в браке и др., или также – различные народы.
- 48.
Иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон
Когда наполнился, т.е. когда все уверовали, одни – охотно, а другие – неохотно; берег – это место, где будет судить Господь; собирающие – Ангелы; хорошая ловитва – праведные, а худая – грешные; сосуды – это унаследованные праведными места пребывания. Всего остального в этой притче, равным образом, не следует до подробности изъяснять.
- 49.
Тако будет в скончание века:
так, как сейчас скажет.
Изыдут Ангелы, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную: ту будет плач и скрежет зубом.
Но в двадцать пятой гл. (32 ст.) сказал, что Он Сам отлучит их одних от других. Что же нужно сказать на это? Он Сам отлучит их Своим повелением, а Ангелы отлучат их самим делом, как слуги, исполняющие повеление Господина. Отлучить – то же, что разлучить. Так как в конце притчи сказал, что худое выбросили вон, то чтобы кто-либо не подумал, что такое удаление неопасно, поясняет, говоря: и ввергут их в пещь огненную и т. д.
- 50.
и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов
См. толкование на (Мф 13:49)
- 51.
Глагола им Иисус: разуместе ли сия вся,
т.е. существенное в этих притчах. Конечно, Он знал, как Бог, что они понимали, и потому спросил их об этом, как человек.
Глаголаша Ему: ей, Господи. Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая.
Когда они сказали, что понимают, говорит им притчу, показывающую, что все действительные Его ученики богаты знанием. Всякий, говорит, книжник, или мудрец, ставший учеником Царя Небесного, Который есть Христос, богат знанием (ставший учеником Его разумеется вместо: умудренный Им), и подобен человеку – хозяину, т.е. богатому, который выносит, когда хочет, из своего сокровища новые и старые золотые вещи. Под новыми вещами разумеются мысли Нового Завета, а под старыми – Ветхого. Сего ради здесь не причинное, а утвердительное, вместо: истинно.
- 52.
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое
См. Толкование на (Мф 13:51)
- 53.
И бысть, егда сконча Иисус притчи сия, прейде оттуду. И пришед во отечествие Свое, учаше их на сонмищи их…
Отечеством Своим назвал Назарет, как отечество Матери Его и мнимого отца Его, и как место, где Он был воспитан. И Лука говорит о Нем: пришел в Назарет, где был воспитан ((Лк 4:16)). Учил их… кого? Очевидно, находящихся в отечестве. Причину, почему Он учил в синагогах, мы высказали прежде, еще в четвертой главе.
Яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия, и силы,…
премудрость учения и силы учения, или же силами называет чудеса. Видя, что Он учит возвышеннее и убедительнее знаменитых мужей древности и творит большие чудеса, но не зная, что Он есть Божия Премудрость и Сила, они дивились Его учению и чудесам; о Нем же Самом, Который так учил и творил такие чудеса, соблазнялись не по другой какой-либо причине, а из той, что Он происходил от незнатных родителей. Но, действительно, зависть слепа и неразумна. Потому следовало бы еще более удивляться и поклоняться Ему, что от таких родителей произошел такой сын, а они соблазнялись о Нем.
- 54.
И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы
См. Толкование на (Мф 13:53)
- 55.
Не Сей ли есть тектонов сын; не Мати ли Его нарицается Мариам, и братия Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда; и сестры Его не вся ли в нас суть…
Все это нужно читать вопросительно, потому что они, недоумевая, говорили это один другому. В нас, т.е. у нас.
Откуду убо Сему сия вся.
Обрати внимание на крайнее безумие. Они говорят: так как Он произошел от незнатных родителей, то откуда Он все это взял? О пустые люди, не за знатность родителей, не за обилие богатств или за что-либо такое, но за превосходство жизни даются от Бога людям достойным знание и чудеса!
- 56.
и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это
См. Толкование на (Мф 13:55)
- 57.
И блажняхуся о Нем (εν αυτω),
т.е. о Нем.
Иисус же рече им: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем;
Марк (6,4) сказал: токмо во отечествии своем, и в сродстве и в дому своем. Здесь приточно Христос сказал о Себе Самом. Во отечествии сказал обо всем Назарете, в сродстве – о всякого рода родственниках, в дому – об одних только братьях. Все Его презирали: одни как соотечественника, другие – как сродника, третьи – как брата. Поэтому когда Он чудесно прославлялся, соблазнялись о Нем, т.е. по причине зависти не могли веровать в Него, и одни – больше, а другие – меньше завидовали Ему. Итак, несть, говорит, пророк без чести у тех, кому он кажется пророком, токмо во отечествии своем. Хотя они знают, что Он пророк, однако презирают Его по указанной причине и потому, что то, к чему привыкли, легко презирается. Лука (4, 24) сказал: ни который пророк приятен есть во отечествии своем; приятен значит то же, что и находится и в чести.
- 58.
И не сотвори ту сил многих за неверство их
Силами называет чудеса, как дела Божественной силы. Обрати внимание на мудрость. Он сотворил некоторые чудеса, чтобы не могли сказать: из ненависти к нам, Он не исцелил наших (больных), или: если бы Он сотворил и у нас, то и мы уверовали бы, – сотворил же немного, за неверство их, так как они не веровали и сотворенным. Поэтому и Марк (6, 6) сказал: и дивляшеся за неверствие их, т.е. такому великому бесстыдству. Между тем как Матфей только сказал: и не сотвори ту сил многих, Марк (6, 5) сказал: и не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, изцели. Как же он сказал: не можаше? Невозможностью мы обыкновенно называем не только недостаток силы, но также препятствие того или другого рода, как здесь. Препятствовало же Ему неверие тех, кому Он благодетельствовал. Итак – не мог, т.е. встречал препятствие. Не должно было насильно благодетельствовать им.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 13
Глава 13
1-2.«Сел у моря»: Галилейского или Тивериадского. – «Вошел в лодку» и пр.: чтобы удобнее мог видеть и слушать Его народ (ср. Феофил.).
3.«Поучал притчами»: притча в строгом смысле есть повествование об измышленном, но совершенно правдоподобном событии, с целью наглядно объяснить какой-либо нравственный или вообще духовный предмет. Правдоподобием повествуемого притча отличается от басни, в которой бывает и неправдоподобное, вроде разговора животных и т.п., каковых басен никогда не употребляли ни Христос, ни Апостолы. Впрочем, слова притча имеет и более широкий смысл как вообще речь образная, не собственная (Мк. 3:23. Лк. 4:23. Лк. 5:36. Лк. 6:39. Лк. 14:7. Мф. 15:15. Мф. 24:32 и др.). «Господь говорит притчами для того, чтобы сделать слово свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти и сами дела представить глазам» (Злат.), и для того еще, чтобы скрыть от некоторых из Своих слушателей то, что нужно было открыть только некоторым из них, более понимающим (ср. Мк. 4:33 и Феофил.). Притчи употреблялись и древними пророками, а во времена Спасителя этот образ речи был в особенном употреблении, при изложении учения. Притчи Господа отличаются от всех других необыкновенной простотой, ясностью, чистотой и важностью. По большей части содержание их заимствовано от предметов, занятий и обстоятельств обыденной жизни, что делает их понятными для всего мира. Они относятся ко Христу, Его жизни, учению, Его царству или церкви и отношению к Нему разного рода людей, что делает их особенно важными для всех. Изложены они необыкновенно просто и наглядно, что делает их доступными и понятными даже для дитяти и привлекательными для всякого возраста и пола и состояния. Относительно объяснения притчей св. Златоуст полагает такое важное и необходимое правило «в притчах не нужно все изъяснять по буквальному смыслу, но узнав цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу, и более ничего не испытывать» (Толк. на Мф. 20:1); т.е. не всякая частная черта приточной речи может и должна быть объясняема, так как не всякая частная черта необходимо имеет таинственное знаменование. – «Много»: все ли притчи, помещаемые в сей главе, сподряд изречены были Господом в это время, или же Евангелист сопоставил в одном повествовании притчи, сказанные в разное время (так как ев. Лука некоторые из этих притчей относит не к сему времени: ср. Лк. 8:9 и дал. Лк. 13:19) – вопрос не важный; важны сами притчи, когда бы ни были изречены они. – «Вышел сеятель сеять»: образ заимствован от занятия известного всем, а потому всем понятен. Сеяние – прекрасный образ проповедания слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод. 4-9.«Иное упало»: «Христос не сказал, что Он Сам (сеятель) бросил, но что семя упало» (Злат.). – «При дороге», которая идет через поле, следовательно – на месте твердом, которое не было возделано и на котором семя не попало в землю, но лежало на поверхности оной, где могли найти его птицы и поклевать. – «Одно во сто крат» и пр.: смотря по тому, насколько удобрена и приготовлена почва под посев, ибо и на одном поле не во всяком месте семя дает одинаковое количество плодов. Смысл сей притчи объяснен Самим Господом несколько после, см. ст. 18-23 и прим. к сим стихам.
11.«Для того» (говорю народу притчами), «что вам дано знать тайны» и пр.: дано от Бога, именно через просвещение их ума; знать и без приточного образа выражения, а прямо, хотя конечно и несовершенно пока, до времени сошествия Святого Духа. – «Тайны Царствия Небесного»: истины относительно царства Мессии, сокровенные, неизвестные другим. Тайнами называются в Писании иногда истины, совершенно непостижимые для ограниченного ума человеческого, иногда же – постижимые и даже удобопостижимые, но только известные не всем (Рим. 11:25. Еф. 3:3-9); таковы, например, тайны о распространении Евангелия во всем мире, о смерти Мессии и пр. Ученикам Господа дано было знание этих истин, необходимых и важных для них, как будущих провозвестников Евангелия. Что касается до других, то в сие время им еще не дано было знания этих истин, виною чего впрочем не Бог, не открывший им сих тайн, а сами они, неспособные к принятию и пониманию сих тайн (как видно из последующих стихов). Их мысли о царстве Мессии были слишком грубы, чтобы они могли понять истину без покрова притчи. 12.«Кто имеет» и пр.: присловье; богатый при усердии более и более богатеет, а бедный при лености и последнее теряет. В приложении к духовно-нравственному имению, т.е. духовному просвещению и добродетели, присловье это значит: вы, Апостолы, с дарованным уже вам познанием тайн Царства Небесного, можете проникать все глубже и глубже в эти тайны, понимать их все совершеннее и обнимать их все полнее; народ же потерял бы и то скудное знание сих тайн, какое еще осталось у него, если бы при откровении сих тайн не дать ему в помощь приточной речи, более для него пригодной. Или общее: «кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет и Бог не сообщит ему даров Своих. И справедливо сказано: что имеет (точнее: что представляется имеющим, или: что, кажется ему, имеет он), ибо такой человек и этого не имеет (Злат., ср. Феофил.),
13-15.«Видя не видят» и пр.: «итак надлежало им открыть глаза, если они не видали?.. Если ослепление это было от природы, то надлежало открыть; но как ослепление это было произвольное и зависело от свободы, то Он не сказал просто: не видят, но: видя не видят, т.е. слепота их происходит от собственного их развращения. Они видели, что Он изгонял бесов, и говорили, что Он делает это по силе веельзевула, князя бесовского. Слышали, что Он приводит их к Богу и поступает во всем согласно с волею Божественной, и говорили: Он не от Бога (Ин. 9:19). Итак, поелику они поступали вопреки тому, что видели и слышали, то и сказано: зрение и слух отниму у них» (Злат.). Видя не видеть, слыша не слышать значит – не понимать того, что говорится или делается, и затем перетолковывать совершающееся по-своему. Так большинство иудеев не понимало учения и дел Спасителя, хотя видело и слышало их. – «И сбывается над ними пророчество Исаии» и пр.: изречение заимствовано из Исаии (Ис. 6:9-10) по переводу Семидесяти Толковников. Пророческие слова относятся первоначально к иудеям, современникам пророка; но характер иудеев остался в этом отношении тот же и во времена Христа и Апостолов, как и у отцов их: у них было грубо сердце, так что Божественное семя не могло пустить корни в нем; как и отцы их, они тяжело слышали ушами, – были глухи к Божественному голосу истины и зажмурили очи ума своего, чтобы не видеть необыкновенных дел давно ожидаемого, теперь пришедшего; но неузнаваемого ими Мессии своего. – «Да не увидят глазами» и пр.: вот причина, по которой они не принимали Евангелия: злость и испорченность сердца их; «делали это, говорит Господь, – «да не обратятся, чтобы Я исцелил их», показывая тем их закоснение во зле и произвольное отпадение от Него. Он говорит это с тем, чтобы привлечь их, возбудить и показать им, что ежели они обратятся, Он исцелит их, – что они могут и обратиться и спастись, ежели раскаются, и что Он делает все не для собственной славы, а для их спасения» (Злат.). Грех часто в Писании представляется под образом болезни, и отпущение греха – под образом исцеления.
16-17.«Блаженны очи – и уши»: «разумеются под этим зрение и слух не чувственные, но умственные» (Злат.). Блаженны, счастливы вы от того, что видите очами вашими, разумея смысл и значение видимого, – и оттого, что слышите ушами вашими, понимая смысл и значение слышимого, – в противоположность иудеям, которые, видя телесными глазами, не видели глазами ума, т.е. не понимали, и – в том же смысле – слыша не слышали. – «Многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, и не видели» и пр.: «т.е. Мое явление, чудеса, глас и учение» (Злат.). Пророки и праведники ветхозаветные жили верою в грядущего Мессию; им открываемы были тайны царства Мессии и даже самое лицо Мессии; но они все это видели в видениях и под известными образами. Апостолы же созерцали лицом к лицу и слышали непосредственно (ср. Ин. 8:56. 1Пет. 1:10-12. Евр. 11:13). «Предпочитает их пророкам, потому что они видели Христа чувственно, а пророки только мысленно. Притом пророки не удостоились стольких тайн и такого ведения, как Апостолы. Таким образом, Апостолы преимуществуют перед пророками в двух отношениях: в том, что видели Христа телесно, и в том, что гораздо духовнее их постигли божественные тайны (Феофил.). 18.«Выслушайте»: поймите «смысл» притчи о сеятеле.
19.«Ко всякому, слушающему слово» и пр.: семя означает слово Божие, сообщаемое человеку или устным проповеданием, или через Св. Писание. – «Неразумеющему»: у кого ум так омрачен или так отвердел от грубости, и сердце так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца такого человека, не пустив корней внутрь, лежит как семя на дороге, открытое для всех проходящих, птиц и ветра. – «Приходит лукавый»: сатана (Мк. 4:15) или демон (Лк. 8:12), который в притче представляется под образом птицы или птиц, поклевывающих семя, лежащее на поверхности дороги и не пустившее корней.
20-21.«Кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его»: это те, кто, слыша проповедь евангельскую, увлекаются ею, как приятною новостью, иногда даже искренно, чистосердечно; им она нравится, им она приятна, они находят удовольствие в слушании ее. Но корня в их умах и сердцах слово не пускает, ибо такие люди непостоянны, легкомысленны и боязливы. – «Когда настанет скорбь или гонение за слово»: когда нужно принести какую-либо жертву ради Евангелия, они соблазняются, изменяют вере своей и Евангелию, – они падают, как трава без корня глубокого, палимая лучами солнца; их вера не довольно тверда, чтобы перенести искушения сии, у нее нет корня в сердце.
22.«В тернии»: терние означает заботы о временных благах и особенно обольщение богатством, которые поглощают время и внимание людей, не оставляя достаточно ни того, ни другого для удовлетворения и большего раскрытия потребностей духовных. В особенности богатство обольщает; хотя обыкновенно оно и не дает тех благ, какие обещает, но все более и более привязывает человека к себе и – так нередко до смерти, почему сребролюбие и считается матерью всех зол (1Тим. 6:9-11). Не мудрено посему, что оно заглушает посеянное в сердце слово, и слово сие остается в таком человеке бесплодным. «Христос не сказал: век, но забота века; не сказал: богатство, но обольщение богатства. Итак будем обвинять не сами вещи, но испорченную волю; ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами. И хорошо сказал Иисус Христос: лесть богатства, потому что все в богатстве лесть, имена только, а не действительность; удовольствие, слава, пышность и все, подобное этому, суть только призрак, а не действительная истина» (Злат., ср. Феофил.). 23.«На доброй земле»: добрая земля – это человек, который, оставив житейское попечение, предается водительству слышимого и разумеваемого им слова о царстве Божием, которого сердце чистое открыто для действия сего слова, как земля открытая для плодотворного дождя и живительных лучей солнца. Слово евангельское пускает в ней глубокие корни, возрастает и творит плод веры и добрых дел, плод более или менее значительный, смотря по относительному достоинству почвы. «Виды добродетели различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости, смотря по тому, сколько кому дается по чистоте сердца» (Феофил.).
19-23.«Четвертая часть (семени посеянного) уцелела, да и та не одинаковый принесла плод, но большое и здесь различие. Из этого видно, что Иисус Христос предлагал Свое учение всем без различия. Не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но со всеми беседовал, предлагая Свое учение, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, дабы можно было Ему сказать: что Мне нужно было еще сделать и Я не сделал?… От чего погибла большая часть семени? Это произошло не от Сеявшего, а от земли приемлющей, т.е. от души невнимательной… Но благоразумно ли, скажешь, сеять в терние, на каменистом месте, при дороге? Конечно, в отношении к семенам и земле это было бы неблагоразумно, но в отношении к душам и учению это весьма похвально. Справедливо стали бы обвинять землевладельца за такой поступок, ибо камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. И камню можно измениться и стать плодородной землей, и дорога может быть не истоптана проходящими и сделаться тучной почвой, и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Ибо, если бы это невозможно было, то И. Христос и не сеял бы. Если же это изменение происходило не во всех, то причиной этого – не Сеятель, но те, которые не хотели измениться. Заметь еще и то, что не один путь погибели, но различные и один от другого далеко отстоящие. Ибо те, которые подобны дороге суть нерадивые, беспечные и ленивые; а камень изображает только слабейших. Не одно и то же, когда учение теряет свою силу без всяких козней и притеснений, и когда оно бывает недействительно при искушениях. Те же, которые подобятся тернию, виновнее всех прочих… Но если и земля хороша и сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, другое в шестьдесят, третье в тридцать? Здесь опять различие зависит от свойства земли, потому что и в хорошей земле много можно найти различия. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не одинаковой степени добродетели требует, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место» (Злат., ср. Феофил.). 24.«Предложил им»: народу; ср. ст. 3, 10, 34. – «Царство Небесное» (ср. прим. к Мф. 3:2): царство Христово на земле, в отношении к различному духовно-нравственному состоянию членов своих, уподобляется собственно полю, усеянному добрым семенем, а так как главный деятель здесь – сеятель, то говорится, что оно подобно человеку, посеявшему (ср. ст. 45, Мф. 18:23. Мф. 20:1). 25-26.«Когда же люди спали»: т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем. – «Пришел враг»: недоброжелатель хозяина. – «И посеял между пшеницею плевелы»: плевелы – сорные травы, «все, что растет среди пшеницы ко вреду для нее, как то: куколь, журавлиный горох, дикий овес и другое, не свойственное пшенице» (Феофил.). – «Тогда явились и плевелы»: сорные травы в начале прозябения по виду совершенно похожи на пшеницу и ростки других семян, и только со временем, при дальнейшем росте, их можно различать.
27-30.«Рабы домовладыки»: «они введены только для сообразности и полноты изображения» (Злат.). – «Выбирая плевелы» и пр.: корни травы и семян так переплетаются между собой, что есть опасность, исторгая плевелы, вырвать вмести и саму пшеницу с ними. – «До жатвы»: когда созреют и пшеница и трава, тогда удобнее отделить одну от другой, без вреда для первой. Смысл притчи объяснен Самим Господом несколько после; см. ст. 37-42 и прим. к сим стихам.
31-32.«Зерну горчичному» и пр.: горчичное растение, о котором здесь речь, очень отлично от того, какое известно у нас под этим названием. У нас это растение – однолетнее, не бывает велико и относится к злакам. На востоке и в Палестине не так; там оно достигает величины довольно больших деревьев и приносит плод через несколько лишь лет после посадки зерна; на него влезают, как на дерева, например, смоковницу, и на нем действительно могут укрываться птицы небесные. Но зерно его, из которого вырастает такое большое дерево, очень мало, так что евреи, когда хотели обозначить какую-либо малую вещь, говорили, что она, как горчичное зернышко, или с горчичное зернышко (ср. Мф. 17:20. Мк. 4:31. Лк. 13:19. Лк. 17:6). Сею притчей «Господь хотел показать образ распространения проповеди (евангельской). Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех униженнее, впрочем, как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространялась во всю вселенную» (Злат., ср. Феофил.). Церковь Христова, в начале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укрываются под сенью ее, точно то же бывает и с царством Божиим в душе каждого человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное для человека, при его рачении, более и более охватывает его душу, которая и делается потом храмом Божиим, вместилищем разнообразных добродетелей. 33.«Подобно закваске»: смысл притчи – тот же, что и предшествующей. «Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир» (Злат.). Точно то же бывает и с душой каждого члена царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и освящает их. – «Которую женщина, взяв» и пр.: образы для более наглядного представления. – «В три меры»: по Августину, тремя мерами означаются три главные силы: сердце, душа и дух (ср. у Феофил.).
34-35.«Без притчи не говорил им»: «именно в это время» (Евф. Зигаб.), или «в настоящем случае» (Злат., ср. Феофил.), и в этом исполнилось сказанное через пророка Асафа (Пс. 72:2). Асаф в этом месте псалма говорит о себе, но как пророк именно, он служит прообразом Мессии, и потому слова его о себе евангелист усвояет Мессии. – «Изреку сокровенное от создания мира»: это более приличествует именно Мессии всеведущему, чем ветхозаветному пророку. Все сокровенные тайны Царствия Божия, от создания мира осуществляемые на земле различными путями, Ему ведомы, как ипостасной премудрости Божией.
36-43.«Вошел в дом»: ст. 1. – «Изъясни нам»: растолкуй нравственный, духовный смысл, сокрытый под образом притчи о семени и плевелах. «Почему, оставив притчи о закваске и зерне горчичном, спрашивают о сей именно? – Те притчи оставлены ими как вразумительнейшие. Изъяснение же сей притчи желают слышать потому, что она имеет близкое отношение к сказанной перед нею (о сеятеле и семени, Мф. 13:3-9) и даже намекает на нечто большее, чем прежняя. Посему Господь пополняет сказанное прежде, изъясняет же в ней нужнейшее и самое существенное, то самое, для чего притча произнесена» (Злат., ср. Феофил.). – «Сеющий есть Сын Человеческий»: Он сеет доброе семя слова Божия, т.е. проповедует Евангелие, как Сам лично во время Своей земной жизни, так после – до кончины мира сеет через Своих преемников – Апостолов, пастырей и учителей церкви, возвращая его в церкви Своей многоразличными действиями Своей премудрости и благодати Святого Духа. Это сеяние или проповедь слова Божия не ограничивалась и не ограничится каким-либо одним местом на земле; нет, целый мир, вся земля, все народы суть поле для сего сеяния. Все должны слышать проповедь слова Божия: «поле есть мир». – «Доброе семя – сыны царствия»: т.е. члены царства Христова или церкви Христовой на земле, которые суть добрый плод доброго семени, поколику семя самое или слово Божие соделало их сынами Царства Божия, т.е. слово Божие принесло в них плод добродетелей и веры. – «Плевелы – сыны лукавого»: худые члены церкви Христовой на земле, которых нравственное или лучше безнравственное настроение души происходит от диавола (ср. ст. 39, Ин. 8:41, 44. 1Ин. 3:8, 10). Св. Златоуст разумеет под сынами лукавого собственно еретиков; но кажется нет нужды так ограничивать это понятие. В церкви Христовой на земле дурные члены являются не в еретиках только, но вообще в ведущих жизнь не по-христиански, от чего бы это не происходило в них, и плевелами справедливо могут быть названы все худые члены церкви (ср. Феофил.), как это видно и из 41 стиха («все соблазны и делающих беззаконие»). – «Враг, посеявший их, есть диавол»: «диавола именует врагом человеков потому, что он вредит людям; и его желание вредить устремлено собственно против нас, хотя оно произошло не от вражды на нас, а от вражды на Бога» (Злат.). – «Жатва – кончина века»: когда Господь придет на страшный суд (Мф. 25:31 и д.). – «Жатели – Ангелы»: «когда сеет, то сеет сам; когда же наказывает, то наказывает через других, именно через Ангелов. В других местах сказано, что жатва уже наступила (Ин. 4:34. Лк. 10:2); почему же сказал там, что жатва уже наступила, а здесь говорит, что жатва еще будет? Потому что слово «жатва» берет в разных знаменованиях. И почему, сказав в другом месте «один сеет, а другой жнет» (Ин. 4:37), здесь говорит, что сеющий есть Он Сам? Потому что там, говоря перед иудеями и самарянами, противополагает Апостолов не Себе, а пророкам. Ибо Он и Сам сеял и через пророков. Итак, где одно и то же называется и жатвою и сеянием, там слова сии принимает в разных значениях. Когда разумеет благопокорность и послушливость слушателей, тогда, как окончивший свое дело, называет сие жатвою. Когда же ожидает еще только плода от слушания, тогда именует это сеянием, а кончину – жатвою» (Злат.). – «Пошлет Ангелов Своих» и пр.: наглядный образ отделения плевел от пшеницы, праведников от грешников, соблазны и делающих беззаконие – от истины и исполняющих закон. «Соблазнами и делающими беззаконие называет одних и тех же» (Евф. Зигаб.). – «В печь огненную»: образ ада, где будут мучиться диаволы и грешники; образ заимствован, кажется, от ужасного обычая вавилонян – виновных в государственных преступлениях бросать в разжженную печь (Дан. гл. 3). – «Тогда»: после того как отделены будут праведники от грешников и эти последние будут отосланы в место мучения, т.е. после последнего всемирного суда. – «Праведники воссияют как солнце»: «это не значит, что они будут светиться точно как солнце. Но поелику не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные» (Злат., ср. Феофил.). Под этим образом разумеется блаженство праведных душ в будущем Небесном Царстве Христовом, или царстве Бога Отца, Которому Сын предаст царство после всемирного суда (1Кор. 15:28). 44.«Еще, подобно Царство Небесное»: «для чего когда народ разошелся, и с Апостолами беседует в притчах? Для того, что они, будучи вразумлены сказанным прежде, могли уже понимать притчи. Посему когда, по произнесении притчей, спрашивает их: «поняли ли вы все это», они говорят ему «так, Господи» (Злат.). – «Сокровищу, скрытому на поле»: чужом поле, не принадлежащем нашедшему сокровище. – «Утаил»: не сказав, никому, даже владельцу поля, пришел домой, продал все, что имел, и купил то поле со скрытым в нем сокровищем. Смысл притчи тот, что царство Божие, церковь Христова, слово Евангелия так драгоценны, что человек ради сего должен жертвовать всеми земными благами, как в обыкновенной жизни человек жертвует своим имением, ради приобретения большего и лучшего сокровища.
45-46.«Подобно купцу»: собственно уподобляется Царство Небесное здесь жемчужине, но оборот речи такой же, как и в ст. 24. Для приобретения жемчужины, драгоценной вещи (ср. прим. к Мф. 7:6), купец продал все, что имел. Смысл притчи тот же, что и предшествующей, именно, что должно жертвовать всем ради приобретения Царства Небесного. «Видишь ли, и как проповедь в мире сокрыта, и сколько в проповеди сокрыто благ? Если не продашь всего, то и не купишь, и если не имеешь искательного и заботливого сердца, то не найдешь. Итак для тебя необходимо, во-первых, отказаться от житейских попечений и, во-вторых, быть весьма бдительным. Одна есть истина, и она не многосложна. Как обладающий жемчужиной сам знает, что он богат, но для других, часто бывает неизвестно, что у него в руках жемчуг, потому что он не велик, так можно сказать и о проповеди. Обладающие ею знают, что они богаты, но неверующие, не понимая цены сего сокровища, не знают о нашем богатстве» (Злат.). Относительно притчей о сокровище и жемчужине, в связи их с притчами о зерне горчичном и закваске, св. Златоуст делает следующее замечание: «как выше притчи о горчичном зерне и закваске имеют малую разность между собой, так здесь сходны две притчи о сокровище и жемчужине, ибо обеими последними показывает, что проповедь всему должно предпочитать. В притчах о закваске и о горчичном зерне говорится о могуществе проповеди и о том, что оная совершенно победит вселенную; настоящие же притчи показывают важность и многоценность проповеди, ибо она расширяется подобно горчичному дереву, превозмогает подобно закваске, многоценна, как жемчужина, и доставляет бесчисленные удобства подобно сокровищу». 47-50.«Неводу закинутому в море»: море – мир, «невод означает учение веры, – рыбари суть Апостолы (и их преемники)… Этот-то невод собрал всякого рода – варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников» (Феофил.). – «Хорошее – худое»: хорошую рыбу, годную к употреблению в пищу; худую рыбу – мертвую или вредную для употребления, т.е. людей праведных и грешников. Вторую часть притчи пояснил Сам Христос. – «Изыдут Ангелы» и пр.: «хотя в другом месте сказано, что отделяет Сам Пастырь (Мф. 25:32), впрочем здесь приписывается сие Ангелам, как и в притче о плевелах (ст. 41). Что же сие значит? То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно» (Злат.). Под образом берега и разбора рыбы Господь указует кончину века и страшный суд, когда будут отделены праведники от грешников – первые для блаженства, вторые для вечного мучения. Заметим здесь, что Спаситель часто пользуется случаями – указать на различие в будущей жизни праведников и грешников. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кои думают, что все спасутся, даже диаволы (Ориген). Заметим еще, что не целые роды рыб (образ народов) берутся и не целые отвергаются, а из каждого рода только худые извергаются вон. – «Печь огненную» и пр.: ср. прим. к ст. 42 и Мф. 8:12. 51-52.Господь спрашивает учеников: поняли ли они все, что Он в вышеизложенных притчах говорил о царстве Божием и отношении к нему людей, будучи снова готов объяснить непонятное? И когда они сказали, что поняли, Он, дабы пробудить их прилагать понятое и познанное ими к делу проповеди о царстве Божием, внушает это им еще новою притчей. – «Всякий книжник»: понятие книжника иудейского, ученого, учителя, большей частью с ложным фарисейским направлением, возводится здесь к истинному, высокому значению проповедника христианского (ср. Мф. 23:34). Таковой книжник, проповедник христианский, в отличие от иудейских книжников, которые называли себя Моисеевыми учениками (Мф. 23:2. Ин. 9:28), называется здесь учеником Царства Небесного (μαθειτέυειν τινί – быть учеником чьим-либо: Мф. 27:57). Царство Божие здесь олицетворяется; ученики Христа суть ученики царства Божия или небесного, коего глава Христос (ср. прим. к Мф. 12:28). – «Выносит из сокровищницы»: смотря по тому, когда что нужно, когда что требуется обстоятельствами и потребностями слушателей. – «Старое и новое»: вещи или прежде или вновь приобретенные, т.е. и прежде познанное и известное, и теперь только узнанное, и – ветхозаветное и новозаветное (Злат., Иерон., Феофил.). Так например: ветхозаветное пророчество относится к старому, а указание исполнения его к новому; заповеди закона – к старому, а их исполнение (Мф. 5:17) и совершение – к новому; образы, употребленные в притчах и нередко вообще в учении Христа и Апостолов – к старому; а учение, заключенное под этими образами – к новому и т.д. Так при проповеди о царстве Христовом должны поступать, по наставлению Господа, Апостолы, а за ними и все проповедники христианские. Истины Ветхого и Нового Завета они должны проповедовать, ибо и те, и другие открыты одним Богом для спасения человечества. – «Несведущие в Божественных писаниях не могут быть названы людьми домовитыми: они и сами у себя ничего не имеют и от других не заимствуются; но томятся голодом, не радят о себе. Впрочем не они только, но и еретики лишены сего блаженства, потому что (из сокровищницы своей) не выносят ни старого, ни нового. У них нет старого, а потому нет и нового» (Злат.). 53.«Пошел оттуда»: из дому, в котором Он предлагал ученикам последние притчи (ст. 36), и из тех мест, где происходили вышеозначенные события, т.е. из окрестностей Капернаума.
54.«В отечество Свое», т.е. «в Назарет, как отечество Матери Его и мнимого отца Его, и как место, где Он был воспитан» (Евф. Зигаб., ср. Злат. и Феофил.). – «Учил в синагоге»: ср. прим. к Мф. 4:23. – «И силы»: силы чудотворные, ибо, как видно из ст. 58, Господь творил и здесь чудеса, хотя по причине неверия назаретян и не много. 55-56.«Не плотников ли Он сын» и пр.: назаретяне или не знали, или же не верили преестественному воплощению и рождению И. Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии. Но и в этом случае не извинительно их блазнение о Нем, ибо и «в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Так Давид… Амос… Моисей. Следовательно и перед Христом должно было благоговеть и придти в изумление потому наиболее, что имея таких родителей, говорил необычайное. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а Божественную благодать. Но за что надлежало удивляться, за то презирают… Не братья ли Ему тот и тот, говорили? Так что же? Сие-то самое и должно было особенно обратить вас к вере. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе. Что было и странно и чудно и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазняло» (Злат., ср. Феофил.). – «Плотников сын»: иудеи, даже богатые и знатные, имели обычай непременно обучать своих детей какому-либо ремеслу. Так Апостол Павел обучен был делать палатки (Деян. 18:3). И Господь Иисус, Творец неба и земли, во дни Своего уничиженного состояния, подъятого ради спасения людей, не возгнушался быть сыном мнимым плотника и помогать отцу Своему в занятии сим ремеслом (ср. Мк. 6:3). – «Братья – и сестры»: не родные (см. прим. к Мф. 1:25. Мф. 12:46-47). 57.«Соблазнялись о Нем»: это самое препятствовало им признать в Иисусе истинного Мессию – Сына Божия. Часто люди с завистью и ненавистью смотрят на тех, кто, вышед из равной или низшей среды, обнаруживает необыкновенные дарования и силы и становится выше их. Так еще более в настоящем случае. Его соседи, Его может быть товарищи по делам житейским, среди которых Он постоянно обращался, не хотели признать в Нем необыкновенного человека. – «Не бывает пророк без чести» и пр.: кажется, народное присловье, выражающее ту общую мысль, что труднее быть признанным за человека необыкновенного на месте рождения и воспитания, чем в других местах. Это вполне приложимо ко Христу: нигде Он не находил столько противления Себе и Своему учению, как в отечественном Своем городе, где даже решались умертвить Его (Лк. 4:28-29). – «Присовокупил: и в доме своем; присовокупил же сие, как думаю, разумея братьев Своих» (Злат., ср. Феофил.), что вполне согласно с Ин. 7:3. Мк. 3:20. 58.«По неверию их»: совершение чудес зависит не только от силы Божией чудотворящей, но и от веры людей, над которыми или для которых совершаются чудеса. Потому Господь постоянно от просивших Его сотворить, например, чудеса исцелений, требовал веры, – а людям неверующим, когда они искусительно требовали от Него знамений и чудес, всегда отказывал, хотя и мог сотворить чудо, ибо это было бы бесполезно для неверующих и блазняшихся. «Целью Его было не Себя показать, а им доставить пользу. Посему, когда не было в последнем успеха, пренебрег и то, что касалось до Него Самого, дабы не увеличить их наказания… Но для чего же Он сотворил немногие чудеса? Для того, чтобы не сказали: «врач, исцелись Сам» (Лк. 1:23); чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает Своих; чтобы не сказали: если бы чудеса были, и мы бы уверовали. Посему-то и сотворил чудеса и удержался от чудес; сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению. Вникни же в силу сказанного: обладаемые ненавистью вместе и дивились. Но, как, судя о делах Христовых, не осуждают самых, а вымышляют небывалые вины (Мф. 12:34. Лк. 11:15); так и здесь, судя об учении, не осуждают оного, но прибегают к низости рода» (Злат.). Вот полнее естественная и достаточная причина, по которой в Назарете Господь творил чудеса, но немногие.



