Глава 8

  • 1-2. «На гору Елеонскую»: к востоку от Иерусалима, по переходе через поток Кедронский (см. прим. к Мф. 21:1). Господь, в бытность свою в Иерусалиме, нередко удалялся на ночь в сие место, а днем учил во храме (ср. Лк. 21:37 и прим.). – «Он сел»: см. прим. к Мф. 5:1.
  • 3-6. «Книжники»: искусные в книгах, в законе, законники (см. прим. к Мф. 2:4). – «Женщину взятую» и пр.: по закону Моисееву прелюбодеи, и мужчина и женщина, должны быть преданы смерти, без точного обозначения рода смерти (Лев. 20:10); смерть же чрез побиение камнями определена была прелюбодеям только в исключительном случае, именно: если молодая девица обручена будет мужу и кто-нибудь другой встретится с нею в городе и ляжет с нею, то их обоих должно побить камнями пред воротами города, отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего (Втор. 22:23-24). Так как книжники и фарисеи указывают прямо на закон Моисеев, повелевающий таковых побивать камнями, и Господь не указывает на неточность применения к настоящему случаю закона: то надобно полагать, что преступница была именно такого рода, т.е. обрученная другому девица, но павшая добровольно. – «Искушая Его» и пр. (ср. Мф. 22:18 и прим.): указывая на прямой закон Моисеев и спрашивая Его мнения, они имели в виду поставить Его в затруднительное положение, и при всяком Его ответе обвинить Его. Если бы Он решил соответственно с законом Моисеевым, что должно побить ее камнями, то книжники обвинили бы Его пред римским правительством или правителем, потому что римский уголовный закон, применявшийся и к побежденным народам (каковы были в то время и иудеи), за прелюбодеяние не наказывал смертью, а побиение камнями в особенности воспрещаемо было римлянами. Если же бы Господь решил дело в противность закону Моисееву, против побиения преступницы: то Его обвинили бы пред синедрионом, как противника закона Моисеева. Подобное лукавство было, когда Господу предлагали вопрос, надобно ли платить подать кесарю, или нет (Мф. 22:16 и дал., ср. прим.). Что им хотелось слышать решение вопроса в первом смысле, на это указывает приведение ими закона Моисеева; но и решения в последнем смысле они могли ожидать от Господа: «они знали, что Он милосерд и человеколюбив, и ждали, что Он скажет о сем, чтобы обвинить Его, как противозаконно щадящего ту, которую по закону следует побить камнями» (Евфим. Зигаб.) – «Наклонившись низко, писал» и пр.: что обыкновенно часто делают не желающие отвечать спрашивающим неблаговременное и недостойное. Зная их лукавство, Он продолжал писать на земле, не внимая тому, что они говорили» (Евфим. Зигаб.). Что Он писал, евангелист не говорит, и напрасны были бы всякие догадки, из коих более ходячая та, что Он писал ответ, данный Им спрашивавшим (ст. 7).
  • 7-8. «Кто из вас без греха» и пр.: разумеется невозможная для человека безгрешность вообще, но именно невиновность или виновность в известном грехе, о коем повели речь обвинители, не в частном обнаружении (как у обвиняемой женщины), а в общем смысле – грех против заповеди о целомудрии (Лк. 7:37, ср. Ин. 5:14). – «Первый брось на нее камень»: по закону (Втор. 17:7), при убиении камнями первые камни должны быть брошены свидетелями виновности осужденного, по свидетельству которых он осужден, потом уже все бросали камни. Закон этот имел целью внушить важность свидетельства для обвинения и сознание особой ответственности обвиняющих. Господь, указывая на дух самого закона и не давая прямого ответа на вопрос вопрошавших, предоставил таким образом суду их совести это дело. Возвышая закон Моисеев в его духе и силе (ср. нагорн. бесед., Мф. 5:17 и д.), Господь применяет здесь высший закон взаимного прощения, снисхождения и любви к грешникам (Мф. 7:1Гал. 6:5 и др.). – «Опять писал»: чтобы показать, что более не намерен говорить с ними об этом деле.
  • 9. «Будучи обличаемы совестью»: из этого видно, что книжники и фарисеи в то время не отличались целомудренностью жизни. Из области отвлеченной, юридической, Господь премудро перенес вопрос в область нравственности и тем поставил обвинителей в такое положение, что их совесть не чистая, не свободная от упреков в том же грехе, не позволяла им продолжать разговора, и они как посрамленные тихонько удалились от Христа и жены. – «От старших до последних»: по возрасту и по достоинству. – «Стоящая посреди»: ср. ст. 3.
  • 10-11. «Никто не осудил тебя»: удалившись, они тем показали, что по совести не могут осудить женщину на ту казнь, на какую они указывали; иначе они не оставили бы ее свободной. – «И Я не осуждаю тебя»: пришедший не осуждать, но взыскать и спасти погибших (Ин. 3:17Ин. 12:47Мф. 18:11Лк. 7:48), если видел в сердце их искреннее покаяние, Господь и Сам не произносит осуждение над женщиною падшею, но вероятно готовою к покаянию, которое и возбуждает Он в ней словами – «иди и впредь не греши». «Следовательно и Господь осудил, но грех, а не лице» (Август.). – Это событие из жизни Господа, как бы его ни толковали, во всяком случае вполне достойно мудрости, святости и милосердия к грешникам пришедшего призвать не праведников, а грешников к покаянию и исправлению жизни.
  • 12. «Я свет миру»: если предполагать, что Господь Иисус Христос опят заимствовал образ для своей речи от какого-либо случая или события, имея к тому внешнее побуждение (как в речах 6-й и 7-й глав), то вероятно образ света также взят из события, вспоминавшегося во время праздника Кущей. Речь эта была произнесена на другой день последнего дня этого праздника (Ин. 7:37, ср. Ин. 8:1-2), и мысль Господа естественно обращалась к только что отпразднованному празднику. Он применил к Себе в предшествующей речи образ скалы, чудесно источившей воду жаждущему в пустыне народу (Ин. 7:37 и дал. и прим.), теперь Он пользуется образом из другого чудесного события во время странствования евреев по пустыне (в память чего установлен праздник Кущей) – образом чудесного огненного столпа, руководившего станом евреев в пустыне, освещавшего им путь ночью и охранявшего стан еврейский (Исх. 13:21-22Исх. 40:36-38 и парал.). В столпе этом был Ангел Иеговы, по сказанию Моисея, а так как Ангелу Иеговы в других местах приписываются божественные свойства, то в Нем отцы и учителя Церкви видели второе лице Св. Троицы, и вот Господь Сам прямо прилагает теперь этот образ к Себе, как свету мира. В каком смысле Он есть свет мира, см. прим. к Ин. 1:6-9; свет, как духовное просвещение мира истиною божественною, есть противоположность тьме, как духовному неведению и греховности мира. Христос называется «светом, как светлость душ, очищенных в уме и жизни» (Григ. Богосл. 3, 100). – «Кто последует за Мною» и пр.: как следовавшие за столпом огненным в пустыне не были и ночью во тьме, и путь их освещался им, так кто следует за Господом с верою, кто принимает Его учение, как учение Мессии Сына Божия, не будет блуждать во тьме неведения божественной истины и во тьме греха, но «будет иметь в себе свет жизни». В верующем во Христа, который именно в силу веры не пребывает во тьме (Ин. 12:46Еф. 5:8Кол. 1:13), живет Сам Христос, а потому и – свет жизни. Как в предшествующей речи (Ин. 7:37-38) Христос, указав на Себя как на источник воды живой, обещает и верующего сделать также источником таковой воды: так и здесь, представив Себя светом жизни для мира, обещает и верующего сделать таким же светом, в том же смысле.
  • 13. «Фарисеи»: которые постоянно следили за Господом, и теперь, вмешавшись в толпу народа (ст. 2), наблюдали за Ним. – «Сказали Ему» и пр.: они не могли этого великого (ср. Злат.) изречения Господа оставить без замечания; ибо вполне понимали важность его, как такого изречения, которым Господь указывает на Себя, как на Мессию, по пророческим изображениям Его, как света (ср. Ис. 42:6Мал. 4:2 и др.); но они довольно хитро уклоняются от самого существа дела, а делают возражение, так сказать, с формальной стороны. Господь им же прежде в известном смысле говорил, что если Он сам о Себе свидетельствует, то свидетельство Его не есть истинно (Ин. 5:31 и прим.); они и повторяют теперь буквально эти слова Его, не поняв тогда их смысла, и прилагают к Нему в том смысле, что если Он Сам свидетельствует о Себе как Мессии – свете миру, то свидетельство Его не имеет силы убедительности и достоверности, что Он может ошибаться в своем мнении о Себе.
  • 14. «Свидетельство Мое истинно» и пр.: Господь говорит с большею решительностью и силою о своем самосвидетельстве, чем прежде – Ин. 5:31. Основание истинности самосвидетельства Его есть сознание Им Своего единства со Отцом: «Я знаю, откуда пришел» и пр., т.е. «Я знаю, что Я Сын Божий и не простой человек, но свыше приходящий Бог» (Феофил., ср. Злат.). В этом сознании Господом своего происхождения от Отца и отшествия к Нему (чрез смерть, воскресение и вознесение), т.е. единства своего с Отцом (Ин. 6:38 и прим.), полное обеспечение, во-первых, достоверности Его самосвидетельства, и во-вторых, невозможности самообмана. Если Он знает (ср. Ин. 3:11 и прим.), что Он пришел с небес от Отца и опять идет на небеса к Отцу, что Его земная жизнь есть переход от неба к небу, от Отца ко Отцу, то самообман здесь невозможен и следовательно свидетельство Его о Себе имеет полную силу истинности и достоверности. Выражение – «вы не знаете», если не только прямое отрицание недавнего их утверждения, что они знают, откуда Он (Ин. 7:27), но вместе и упрек и причина, почему не веруют они Его самосвидетельству. Они могли бы знать о Его божественном происхождении и о единстве с Богом, если бы хотели знать; в характере Его и делах они увидели бы свидетельство о Его происхождении; но они не хотят этого видеть и потому не веруют Ему, и самосвидетельство Его о Себе считают не истинным.
  • 15-16. «Вы судите по плоти»: в возражении фарисеев лежало суждение о Господе и даже осуждение Его; не признавая Его самосвидетельства, они тем самым считали Его простым человеком и таким образом судили о Нем по плоти, – по низшей стороне Его богочеловеческого существа, по Его рабию зраку, и не узнали в Нем Мессию своего, «смотря только на Его видимое и не представляя ничего высшего и духовного» (Евф. Зигаб., ср. Феофил.), и судя таким образом по плотскому, чувственному направлению своего духа (Ин. 6:63 и прим.). «Как жить по плоти значит худо жить, так и судить по плоти значит судить несправедливо» (Злат.). – «Я не сужу никого, а если и сужу» и пр.: не сужу по своей только воле, отдельной от Отца, как вы поступаете, а сужу согласно с волею Отца Моего Бога, и потом суд Мой праведен и истинен, не как ваш суд по плоти. То же учение, которое прежде раскрывал Христос, говоря о единстве Своем с Отцом (Ин. 5:30, см. прим.). Заключение (невысказанное), вытекающее из сих слов, то, что если Он свидетельствует о Себе и высказывает такое суждение Свое о фарисеях, то свидетельство Его и суждение Его верно, истинно.
  • 17-18. «В законе вашем написано» и пр.: самосвидетельство Господа достоверно и в другом, так сказать, формальном, юридическом отношении (что имели преимущественно в виду фарисеи, – ст. 13). Моисеев закон требовал двух или трех свидетелей для того, чтобы факт имел силу достоверности (Втор. 17:6Втор. 19:15); и этому закону самосвидетельство Господа удовлетворяет вполне, потому что к самосвидетельству Его присоединяется еще свидетельство Отца Его. Это свидетельство Отца выразилось частью прямо, например при крещении (Мф. 3:17 и парал.), частью в необыкновенных чудесных делах Господа (Ин. 10:25, 38Ин. 5:36), наконец в самом сознании Господа, в сознании Его единства с Богом. «Видишь ли равенство власти, и как Он выставляет Себя столько же достоверным, сколько и Отец? Этого Он не осмелился бы сказать, если бы достоинством был ниже Отца и не был бы Ему равен и единосущен» (Феофил., ср. Злат.).
  • 19. «Где Твой Отец»: вопрос, выражающий насмешку и кощунство спрашивавших, ибо они не могли не знать, что Он говорит о Боге. «Ты говоришь, говорили кощунники, что есть другой свидетель о Тебе, Отец Твой? А где Он? Его нет здесь, свидетельства Его мы не слышим и свидетеля не видим» и т.д. Для слышания и видения свидетельств Бога Отца о Христе у них не было ни духовного слуха, ни духовного ока; они видя не видели и слыша не слышали не разумели. Вот почему Господь на насмешку их и отвечает решительно, что они не знают ни Его (ср. ст. 14), ни Отца, как должно знать. – «Если бы знали Меня» и пр.: это изречение имеет основанием то, что во Христе открыл Себя Отцом (ср. Ин. 14:9).
  • 20. «У сокровищницы – во храме»: см. прим. к Мк. 12:41. Евангелист указывает точно место произнесения этой речи, по важности и решительности ее (ср. Ин. 6:59). Место это – в так называемом дворе женщин (ср. прим. к Мф. 21:12) – было не далеко от залы заседаний синедриона, которая находилась между двором женщин и двором священников. Из этого обстоятельства объясняется важность, какую придает евангелист указанию на самую местность: недавно в этой зале происходило враждебное Господу заседание синедриона (Ин. 7:45-52) и вот теперь Господь, так сказать пред глазами и ушами синедриона, говорит решительную речь о Своем мессианском достоинстве, и никто, замечает евангелист, «не взял Его» и пр.: ср. прим. к Ин. 7:30.
  • 21. «Я отхожу» и пр.: ср. прим. к Ин. 7:33-34. Враждебное настроение против Господа фарисейской партии, выразившееся и теперь в пререканиях и насмешках, опять (как и при речи Его предшествующей – Ин. 7:32 и дал.) привело Его к мысли о страданиях и смерти Его, до каких доведет Его наконец это враждебное настроение, и Он повторяет то, что тогда сказал, с указанием на безвыходное положение их при сем, если они не уверуют в Него как Мессию (ст. 24). – «Я отхожу», повторяет Господь, «будете искать Меня», но вместо прежде сказанного – «не найдете», здесь с силою указывается другая черта – «умрете во грехе своем». Разумеется грех неверия их во Христа, как главный грех их и основа всех других грехов (ст. 24); этот грех доведет их до смерти, страшной смерти среди бедствий и страданий, от которых не будет у них спасителя и избавителя, а потом и до смерти вечной вне царства Христова. – «Куда Я иду» и пр.: ср. прим. к Ин. 7:34. Я отхожу и вы отойдете (умрете), но между нами будет такая бездна, что вы не пойдете за Мною. «Показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих» (Феофил.).
  • 22. «Неужели Он убьет» и пр.: иудеи поняли, что говоря о своем отшествии, Господь разумеет добровольное свое отшествие; но указание, что они не могут быть там, где Он будет, снова раздражило их и снова вызвало насмешку с их стороны еще более злую, чем прежде (Ин. 7:35). Прежде в насмешку над такими же словами они говорили, что должно быть Он хочет сделаться Мессиею эллинистов (что, по их мнению, было совсем нелепо); теперь говорят, издеваясь, что Он вероятно хочет сделаться Мессиею мертвых в шеоле, куда сойдет как самоубийца. Да, конечно (такова мысль насмешки), если Он сам Себя убьет, сойдет в шеол, и там объявит Себя Мессиею: то мы без сомнения не можем туда последовать за Ним и не придем туда, где Он будет. – Они, как праведники, конечно мечтали быть на лоне Авраамовом, а не на месте самоубийц и вообще грешников.
  • 23-24. «Он сказал им»: не отвечая на грубую насмешку их, Господь указывает им на их нравственный характер, по побуждению которого они доходят до подобного глумления над Ним. – «Вы от нижних, Я от вышних»: нижнее – земное и подземное, в противоположность вышнему – небесному и пренебесному (Деян. 2:19Кол. 2:1-2Гал. 4:26Флп. 3:14. ср. Ин. 3:3-31). – «От мира сего»: мир понимается здесь как совокупность всего злого, враждебного Христу и Его делу. Смысл ответа Христова: вы потому так враждебно относитесь ко Мне, что при своих чувственных, мирских, ложных расположениях вашего духа вы потеряли способность понимать небесное, божественное; между небом, откуда Я пришел и куда иду, и землей – миром, где пресмыкается ваша мысль, пропасть велика утвердися, так что вы никак не перейдете ее. Единственное средство к сему для вас, это – вера в Меня, как в Мессию. (24: «Если не уверуете»); если таковой веры не будет в вас, вы погибнете во грехах ваших (ср. ст. 21 и прим.), ибо только вера может даровать вам жизнь божественную и во времени и в вечности (Ин. 1:12Ин. 13:15 и д. Ин. 6:40 и дал. Ин. 7:3 и др.). – «Что это Я»: т.е. подразумевается – Мессия, – что Я есмь Мессия. Весь контекст речи заставляет подразумевать это слово: ибо вся эта речь основана на том, что иудеи пытаются узнать, Он ли Мессия, или опровергнуть, что Он Мессия, а Господь указывает в Себе признаки Мессии, но не называет Себя прямо и открыто этим, заключавшим во мнении иудеев столь много ложного, именем, возводя их к лучшему, высшему понятию о сем. Как бы избегая названия Мессии, Господь употребляет выражение, которое Иегова употребляет о Себе через пророков: «видите, видите, что это Я, Я и нет другого кроме Меня» (Втор. 32:39; ср. Ис. 43:10). В ветхозаветном выражении: «что это Я», выражается вся сущность ветхозаветной веры; в новозаветном: «что это Я» – вся сущность новозаветной веры.
  • 25. «Кто Ты»: Господь ясно указал в предшествующих словах, что Он Мессия, хотя не употребил самого имени, столь превратно понимавшегося иудеями. Но им хотелось слышать это имя и вот смысл их вопроса: «кто Ты?» Это тот же вопрос, который они несколько после еще прямее предложили Господу; «Если Ты Христос» (Мессия), скажи нам прямо (Ин. 10:24). – «Я то, что и говорю вам»: из всех речей Господа и действий Его всякий непредубежденный и мог, и должен был видеть, что Он Мессия, но не в том плотском чувственном смысле, в каком привыкло представлять своего Мессию современное Ему иудейство, извратившее чистое, высокое понятие о Мессии. Вот почему Господь, опять избегая этого слова, указывает на самосвидетельство о Себе как Мессии в истинном смысле этого слова и понятия. Из Его учения о Себе слушатели Его могли составить правильное представление о Мессии, вопреки ходячему ложному, и увериться, что именно Он есть Мессия.
  • 26-27. «Много имею говорить» и пр.: изречение предшествующего стиха вызвано прервавшим речь Господа вопросом иудеев; вслед за ответом на предложенный вопрос, Господь продолжает прежде начатую речь, ст. 21-24. Он высказал тяжелую для народа истину о его печальном нравственном состоянии и расположениях и – до чего доведет его сие (21-24), и теперь продолжает эту речь, говоря, что Он много такого имеет говорить о нравственном состоянии народа и судить о нем (ст. 16), раскрыть пред его глазами всю бездну его нравственного падения, всю тяжесть его ответственности пред судом Божиим. Но, продолжает Господь, как ни тяжко для вас слышать это, а для Меня – изобличать вас и еще более восставлять против Меня, Я это должен сделать и должен все высказать вам, поелику пославший Меня есть самая истина и Я должен говорить истину, слышанную от Него. – «Не поняли, что» и пр.: замечание евангелиста об отношении слушателей к смыслу речи Иисусовой. Странным кажется это непонимание после того, как Господь постоянного говорил о пославшем Его, и прежде они как будто понимали подобные речи. Вероятно, часто слушавшие Господа даже из врагов Его, понимали и теперь, хотя внешним образом речь Его, но толпа, окружавшая Его, не понимала, и о ней-то делает замечание евангелист. Вот почему Господь и говорит далее прямо об Отце, как пославшем Его.
  • 28-29. «И так Иисус сказал»: теперешнему непониманию иудеями речь Господа Он противопоставляет ясный свет, который имеет пролиться на их сознание вскоре, как только совершится дело Христово. – «Когда вознесете»: речь идет ближайшим образом о вознесении Господа иудеями на крест (Феофил.), чему соответствует самое выражение – вы вознесете; распятие Господа как дело иудеев представляется в Деян. 3:14 и д. Но крест один сам по себе, на который вознесли иудеи Господа, еще не снял повязки с глаз их и не заставил их сознать, «что это Он» (он был для них соблазном; ср. 1Кор. 1:23). Такое образумливающее действие крест оказал на них только тогда, когда потом обнаружилось, что он – начало Его славы, что после креста последовало воскресение и вознесение Его ко Отцу. Поэтому в слове вознесете здесь, как и Ин. 3:14, двоякий смысл: когда вы умертвите Меня на кресте и тем вознесете на престол ко Отцу Моему. – «Тогда узнаете» и пр.: это возвещаемое признание Его Сыном Божиим – Мессиею совершилось в совести всех без изъятия иудеев, когда, по вознесении Господа и ниспослании Св. Духа, открылось всесвятое божественное достоинство Его лица, Его дела, Его учения чрез посредство апостольской проповеди и основание Церкви Его в самом Израиле. Всякому недоразумению тогда волею-неволею положен был конец и недоразумение перешло – у одних в веру, у других – в совершенное ожесточение. Это признание продолжало постепенно развиваться во Израиле при распространении Христовой церкви среди него, когда иудеи с течением времени присоединялись к ней мало помалу, и совершится окончательно при будущем всеобщем обращении иудеев в царство Христово, каковое обращение провидит и изображает св. ап. Павел – Рим. 11:25 и дал. – «Что это Я»: ср. прим. к ст. 24. – «Ничего не делаю»: ср. прим. к Ин. 7:16-17. – «Как научил Отец»: ср. прим. к Ин. 8:16-18. – «Отец не оставил Меня»: усиление мысли, заключающейся в предшествующем выражении, с отрицательной стороны. – Не оставил, хотя врагам Его могло казаться, что Он оставлен, беззащитен, в их руках. – «Ибо Я делаю» и пр.: причина, почему Отец не оставил Его, но пребывает с Ним. «Творить угодное Ему» – то же, что творить волю не свою, но волю пославшего Его; ср. прим. к Ин. 5:30 и парал.
  • 30-32. «Многие уверовали в Него»: уверовали именно как в Мессию; сила и истина слов Господа произвела на них такое впечатление, что они поверили словам Его о Себе как Мессии, хотя эта вера некоторых из многих тотчас же почти оказалась более чем слабою. – «К уверовавшим в Него иудеям»: между многими в этот раз уверовавшими в Господа оказались уверовавшие иудеи, т.е. по словоупотреблению Иоанна в этих главах, противники Господа, враждебно расположенные к Нему (ст. 22. Ин. 7:11, 13, 15 и др.), – такова была сила Его слова, что приводила к вере в Него, хотя и не надолго, даже врагов! Может быть в числе этих уверовавших теперь были некоторые из членов синедриона: ибо, как замечает далее евангелист (Ин. 12:42), и из начальников многие веровали в Него, только по страху пред фарисеями не выказывали этого. Как бы то ни было, но этим теперь уверовавшим иудеям Господь Сам не доверял (ср. Ин. 2:24), зная, что это вера не глубокая, что тотчас же и оправдалось, ибо она не выдержала испытания, какому подверг ее Христос, и даже перешла тотчас снова в оппозицию Ему (ср. Злат. и Феофил.). Это испытание веры было, правда, не легкое («Господь пронзает их душу словами самыми разительными» Злат.), но таково оно и должно быть в отношении к людям, считавшими себя и представителями и руководителями народной веры. Испытание таково: Господь без сомнения знал, что великое дело, какого ожидали тогда (превратно) от Мессии, – это освобождение богоизбранного народа от ненавистного ему ига римского, под которым тогда жил народ. Возводя это понятие о свободе в царстве Мессии к истинному духовному понятию о сем, Господь и говорит об этом освобождении их Мессиею, но не прямо, а несколько прикровенно, так сказать, не договаривая сначала, предлагает им действительное средство к свободе, но не определяя сначала – к какой свободе. – «Если пребудете в слове Моем»: вот средство к свободе. Пребыть в слове Его значит – приняв с верою Его учение – твердо стоять в нем, не колебаться, сделать его основным началом своей нравственно-религиозной и всей жизни. Условная форма речи («если…») в устах Господа давала им понять, что здесь встретятся препятствия, что в их сердцах слово Его может встретить такие предрассудки и предубеждения, по которым оно может быть не принято ими, не пустить корня (ср. Ин. 5:38). – «То вы истинно Мои ученики»: истинно, действительно, а не внешне только, не по временному только увлечению, может быть легкому, поверхностному, как теперь (ср. Злат. и Феофил.). – «И познаете истину»: под этим условием – если пребудете в слове Моем – вы достигнете высшего духовного просвещения, именно познаете истину, так как истина есть содержание учения Христова и познание ее есть неотъемлемая принадлежность верующего во Христа (ср. Ин. 17:171Ин. 1:3 и дал.). – «И истина» или познание этой истины, просвещение этой истиной, «сделает вас свободными»: т.е. от греха, как вслед за сим объясняет сам Христос, но теперь умалчивает, производя испытание веры этих вновь уверовавших иудеев. – Или прямее: «познаете истину», т.е. Меня, «ибо Я есмь истина» (Ин. 14:6)…. Если познаете Меня, который истинен, то истина освободит вас, т.е. Я освобожу вас от грехов. Ибо кто верует во вземлющего грех мира, тот без сомнения свободен от грехов» (Феофил.). В этой свободе, которую дарует истина, и состоит истинная свобода в мессианском царстве.
  • 33. «Ему отвечали»: подразумевается – те же, к которым Он обращал предшествующую речь, т.е. уверовавшие в Него иудеи (ст. 31). Сейчас же и оказалось, какова эта их вера, «тотчас ниспала их мысль, а это произошло от того, что они были крайне пристрастны к предметам мирским» (Злат.). – «Мы семя Авраамово»: т.е. потомки Авраамовы, а потомству его обещано было господство над миром и благословение чрез него мира (ср. Быт. 12:7Быт. 22:17 и дал. Быт. 17:16). – «И не были рабами никому никогда»: очевидно это крайнее преувеличение, порожденное страстью, которая так затронута словом Господа, страстью гордости происхождения своего от Авраама, страстью национальной гордости, униженной, уязвленной и в прошедшем и в настоящем; это крик от разбереженной раны. При этом страстном болезненном крике они как бы забывают о рабстве египетском, вавилонском и других менее важных временах рабства, и о настоящем римском, которое впрочем как бы в удовлетворение их гордости оставляло им признак политической свободы.
  • 34-36. «Делающий грех есть раб греха»: «показывает, что о рабстве говорит другом, – рабстве греху, а не рабстве власти человеческой» (Евфим. Зигаб.). «Господь не обличает их во лжи. Его цель – доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха» (Феофил., ср. Злат.). – «Раб греха»: преданный греху какому-либо, вполне подчинен ему; грех обладает им против его воли, влечет его к тому, чего он иногда не хочет, как бы цепями сковывает его волю, обладает им так, как господин обладает рабом – невольником и делает с ним, что хочет. Прекрасное изображение этого рабства греху у ап. Павла – Рим. 6:17 и д. Рим. 7:14 и дал. – «Раб не пребывает» и пр.: связь и последовательность мысли такова: что предстоит рабу греха? Изгнание из царства Мессии. Преданный греху и не желающий свергнуть с себя иго его не может оставаться в святом царстве Мессии, где должна быть полная духовная свобода, где все члены его должны сознавать себя как дети одного Отца Небесного. Таким образом, чтобы раб греха мог быть членом царства Христова, он имеет нужду в освобождении от греха, а такое освобождение он может получить только от Сына Человеческого, как раб не может освободиться от своего рабства, если не освободит его господин его (сын домохозяина, как наследник и будущий обладатель всего дома, следовательно и рабов). Эту мысль о духовном освобождении людей от греха Сыном Божиим, как имеющим власть прощать грехи человеку под условием веры сего последнего в Него как Искупителя, Господь облекает в образ, заимствованный им из обыденной гражданской жизни, из положения раба – невольника в семействе при тогдашнем его гражданском отношении. – «Раб не пребывает в доме» (т.е. в семействе, в фамилии) вечно (т.е. постоянно до смерти): его господин, чем-либо недовольный им, может отослать его от себя или продать; любя же его, он может дать ему полную свободу и ввести его как члена свое семейство. Это положение раба в доме противоположно положению сына господина дома, который как наследник всего дома, не может быть ни изгнан, ни продан, а остается сыном и наследником вечно до своей смерти (разумеется, при обыкновенном положении дел). Сын, как наследник всего, может освободить рабов, сделать их самостоятельными членами государства. Очевидно, слово сын относится здесь к самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греху род человеческий. Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него, верою во Христа всякий может усвоять себе таковую свободу, неверием – снова подпасть под это иго (1Кор. 3:22Рим. 8:2, 35 и дал. 2Кор. 6:4 и дал.). Эту духовную свободу и обещает Господь тем, кто пребудет в слове Его (см. прим. к ст. 31).
  • 37-38. «Знаю, что вы семя Авраамово» и пр.: на второе положение иудеев, будто они рабами никогда и никому не были (ст. 33), Господь ответил (ст. 34-36), теперь отвечает на первое, что они – семя Авраамово. Господь не отрицает, что они происходят по плоти от Авраама, но указывает вместе с сим на такой нравственный факт, который показывает, что они – не дети Авраама – отца верующих – по духу и вере. Факт – тот, что они ищут убить Господа: «однако ищете убить Меня». Странным представляется, что, говоря речь к уверовавшим в Него, Господь обличает их в намерении убить Его. Но, как видно из хода речи, эта вера уверовавших в Него на сей раз была вера поверхностная, которая не выдержала первой же пробы, и тотчас снова эти люди перешли в оппозицию Господу (см. прим. к ст. 31-33). Потому в дальнейшей речи своей Господь и не отличает уже этих на минуту уверовавших и не устоявших в вере от неверующих, цель конечная которых была – убить Господа (Ин. 5:16Ин. 7:32 и парал.). Основание их такого намерения относительно Его Господь указывает в том, что «слово Его не вмещается» в них. Общий смысл изречения тот, что они не веруют в учение Его, как Мессии, и потому не веруют и в Него самого, как Мессию. Буквально выражение значит: учение Мое не вмещается в вашей душе вполне; она слишком тесна для вмещения Моего учения; она как каменистая почка, на которой посеянное семя, только что взошедши, засыхает, не имея корня доброго (ср. Мф. 13:5-6, 20-21) Выражение метко характеризует только что уверовавших в Него (ст. 31) и тотчас отпавших (ст. 33); они приняли было слово Его, но оно не вместилось в душе их, наполненной предрассудками и ложными представлениями о Мессии и Его царстве; оно не нашло себе там удобной почвы, нашло почву каменистую и не дало плода, даже не произросло, а только что пустив малый корень, тотчас засохло. – «Я говорю то» и пр.: основание внутреннее того, почему слово Господа не вмещается в них, то, что Его учение и их дела имеют совершенно различный источник, из коего то и другие истекают; Его учение происходит от Бога, а они делают то, чему научились от диавола, вследствие чего они и не понимают учения божественного. – «Я говорю» и пр.: ср. прим. к Ин. 3:11-13. – «Что видели у отца вашего»: т.е. что узнали от диавола (ст. 44). В противоположность видению и ведению Сыном тайн и дел Отца (Ин. 5:19-20 и парал.), открывающего Сыну все, представляется, что иудеи враги Христа, как дети диавола, видят и знают, что делает отец их, который тоже открывает им волю свою. Конечно видение и ведение их не только по содержанию и существу, но и по способу совершенно отличны от видения и ведения Сына и сопоставляются, как противоположные.
  • 39-40. «Отец наш Авраам»: Господь, упомянув об отце их, не назвал его (Он назвал его после – ст. 44), но они поняли, что Он говорит о другом отце их каком-то, а не Аврааме, ибо Христос противопоставил отца их своему Отцу, т.е. Богу, хотя поняли смутно, не представляя точно, о ком Он говорит. Поэтому они вновь усиленно повторяют то, что высказали немного ранее (ст. 33), что отец их – Авраам. – На это Господь решительнее уже отрицает сыновство их Аврааму, давая впрочем довольно ясно понять, что сыновство Он разумеет не в плотском, но в особенном смысле, – сыновство по духу, по вере. Если бы они были истинные дети Авраама по духу, по вере: то дела их были бы подобны Авраамовым; а так как они ищут убить человека, говорящего истину от Бога, то очевидно они не дети отца верующих, который ничего не делал подобного. – «Истину»: т.е. все учение о своем лице и своем царстве, истину безусловную, совершеннейшую, так как она от Бога. – «Авраам сего не делал»: отец верующих известен безусловным послушанием божественной истине (Быт. 22:12) и почтительною любовью к провозвестникам сей истины (Быт. 14:18 и дал.). Какую противоположность ему в этом отношении составляют потомки его по плоти! Они ищут убить человека, говорящего им истину, принятую от Бога. Нет, они не дети отца верующих по духу, дела их указывают, что они дети другого отца по своим нравственным расположениям и стремлениям.
  • 41-43. Господь опять не сказал, кого Он разумеет под именем отца их, однако же они ясно видели, что Он отрицает сыновство их Аврааму. Кого же, думали они, считает Он отцом нашим? Если не Авраам отец наш, а другой: то выходило бы в этом случае, что мы рождены от прелюбодеяния (Сарры с другим), но это нелепо, это противоречит ясному свидетельству книг Моисеевых, что Сарра родила от Авраама Исаака, а от него родился Иаков, от которого – 12 патриархов, родоначальников народа еврейского. Таков смысл ответа иудеев: «мы не от прелюбодеяния рождены», следовательно мы дети Авраама. Если же Ты, продолжается мысль их, не считаешь отцом нашим Авраама: то разумеешь отца не в плотском смысле, а в духовном? В таком смысле отец у нас один – Бог: «одного отца имеем, Бога». Бога отцом своим могли назвать иудеи не только в общем смысле, как отца всех по творению (Мал. 2:10) и как отца в теократическом смысле (Ис. 63:16), но и в силу особенного обетования и особенного действия при рождении сына Авраамова Исаака (Рим. 4:19Гал. 4:23; ср. Быт. 18:14Быт. 21:1-3). – «Иисус сказал им» и пр.: Господь отрицает и это утверждение тем же способом, как отрицал выше и сыновство иудеев Аврааму. Он указывает опять на такой факт, который противоречит этому их утверждению, – факт, что они не любят Его и не принимают учения Его. В силу своего божественного посланничества Господь во всем своем учении и делах являлся как Богочеловек и истинный Сын Божий: поэтому каждый, кто Бога называет отцом своим, должен любить и Его, как истинного Сына Его; следовательно обнаруженная иудеями нелюбовь к Нему, даже ненависть, по которой они ищут убить Его, есть неопровержимое доказательство, что их притязание на сыновство Богу – ложное притязание, что они не сыны Божии вследствие извращенных и ложных духовных стремлений их. – «От Бога исшел», в смысле вечного происхождения (рождения) из существа Отца (Ин. 13:3Ин. 16:27-28, 30Ин. 17:8) и «пришел», в смысле особенного чрезвычайного посланничества от Бога в мир. – «Не Сам от Себя пришел»: подтверждение того, что Он от Бога, а не самозванный посланник, что Он не раз разъяснял в беседах с ними. Выражение не означает, что Он пришел на землю недобровольно, а выражает единство воли Его с волею Отца относительно пришествия Его. – «Почему вы не понимаете» и пр.? Из всего учения Его видно, что Он – божественный посланник, а между тем слова Его к иудеям постоянно возбуждают пререкания и противоречия с их стороны, из чего ясно видно, что они не понимают речей Его. Почему? Господь указывает причину сего в том, что в душе их нет органа к познанию духовного: «потому что вы не можете слышать слова моего». Речь от слова различается здесь как форма от содержания, как целое от сущности. «Речь Моя», говорит Христос, потому не понятна для вас, что сущность ее – слово Мое недоступно вашему пониманию; вы стали неспособны (не можете) вникать в смысл слов Моих, у вас закрылось духовное ухо (орган) для слышания Его.
  • 44-45. «Ваш отец диавол»: после отрицания сыновства иудеев Аврааму и Богу, Господь прямо и положительно указывает, чьи они дети и кто их отец. Вы, говорит Христос, которые дерзаете считать себя детьми Бога, на самом деле по своим нравственным расположениям, стремлениям и качествам, дети врага Бога и добра – диавола; вы действуете так, как он, подражаете ему и следовательно можете быть названы детьми его (ср. 1Ин. 3:8-12Деян. 13:10). – «Диавол»: см. прим. к Мф. 4:1 и парал. – «Хотите исполнять похоти отца вашего»: слово хотите указывает, что они добровольно поступают так, вследствие сознательного извращения своей воли; «исполнять похоти» – быть орудиями исполнения того, чего он захочет, к чему он направит их (в чем состоят эти похоти, указывается далее). Поэтому-то, что они сознательно и добровольно делают то, чего захочет враг всякого добра и истины – диавол, они и суть в нравственном смысле дети диавола. Главнейшие характеристические черты диавола, выражающиеся в похотях его, суть человекоубийство и ложь – те самые похоти или стремления, которые обнаруживали иудеи в отношении к Иисусу Христу, ища убить Его и отвергая истину Его учения. «Он был человекоубийца от начала»: от начала, т.е. человеческого рода, с какового времени только и мог быть человекоубийцею, а не от начала своего бытия. Человекоубийство его от начала проявилось в том, что он самых первых людей – прародителей всего рода человеческого, обольщением ввел в грех, следствием которого явилась в мире смерть (Рим. 5:12), смерть не только духовная, как отчуждение духа человеческого от Бога, но и телесная. – «И не устоял в истине»: греческое слово – «не устоял» означает не только действие прошедшее, но вместе и продолжающееся, не только не устоял, но и теперь не стоит и никогда не стоял с тех пор, как раз не устоял. Указывается сим на первоначальное падение сотворенного добрым диавола, отпадение от Бога как истины и уклонение в ложь в области которой он с тех пор и вращается. Царство истины с тех пор для него закрылось, ложь стала для него жизненным началом, его непременной сферой, в которой он только и может жить и действовать. Истина и ложь берутся здесь в смысле общих понятий и исключают одна другую, как противоположности. – «Ибо нет истины в нем»: внутреннее основание того, что он не стоит в истине; в его внутреннем существе не стало и нет истины, она совершенно чужда ему. – «Когда он говорит ложь» и пр.: ложь составляет его внутреннее существо и потому ему свойственна только ложь; если бы он по какому-либо случаю сказал истину, то это было бы не его слово, а чуждое его природе; он может говорить только ложь и только тогда говорит свое и от себя, сообразное и свойственное его природе, когда говорит ложь (ср. Феофил. и Злат.). – «Он лжец и отец лжи»: повторение и усиление предшествующего положения; он лжец и источник всякой лжи, а потому отец всех лжецов, каковы были и иудеи, коих теперь обвиняет Господь; поэтому они суть истинные дети диавола, в не Бога, как они полагали в своем ослеплении. Это изречение Господа – совершенно прямое и безусловное доказательство, не подлежащее перетолкованию, бытия, личности и деятельности диавола. – «А как Я истину говорю» и пр.: от отца обращает речь опять к детям. Обыкновенно верят человеку потому, что он говорит истину, а иудеи так объяты тьмою лжи, что совсем наоборот поступают, – не верят Господу потому, что Он говорит им истину. Истина так стала чужда им, как и отцу их, что они именно потому и не веруют Христу, что Он говорит истину. «Ежели бы Я говорил ложь: вы поверили бы Мне, как говорящему свойственное отцу вашему» (Евф. Зигаб.).
  • 46-47. «Кто из вас обличит Меня в неправде», – собственно – во грехе (ἁμαρτία)? Господь указывает иудеям на свою совершенную нравственную чистоту, святость, безгрешность в доказательство того, что Он в учении своем говорит им совершенную истину. Чтобы оправдать свое неверие Его слову, пусть укажут хотя на одно пятно в Его нравственной деятельности, потому что святость и истина служат ручательством одна за другую, истина есть противоположность лжи и есть достояние святости, ложь же есть грех и с понятием о святости несоединима. Итак, если никто не может обличить Меня во грехе: то их этой нравственной чистоты и святости Моей несомненно следует, что Я говорю истину, что учение Мое истинно; а ежели Я говорю истину, то почему вы не верите Мне? Ответ выше, ст. 43. Заключение то, что своим неверием иудеи сами показывают, что они дети лжи и лжеца, т.е. диавола. Это изречение Господа служит несомненным доказательством Его безгрешности. – «Кто от Бога» и пр.: связь речи такова: неверием своим истине Моего учения вы ясно показываете, что вы не от Бога, потому что кто от Бога, тот слышит слова Божии, которые Я изрекаю. – «Слышать» здесь употребляется в смысле принятия слов в сердце, в смысле веры в слова. «Слова Божии» означают вообще учение божественное, проповедуемое Господом. – «Быть от Бога» означает состояние расположенного к Богу, любящего Бога и вследствие сего получающего Его помощь и просвещение духа человеческого, причем в нем необходимо рождается расположение к учению Христову, как божественному, и любовь к Самому Христу, как проповеднику божественного учения (ср. ст. 42-43).
  • 48-50. «Не правду ли мы говорим» и пр.: по поводу упрека Господа иудеям, что они ищут убить Его, они раз уже сделали Ему упрек, что Он одержим бесом (Ин. 7:20), но упрека Ему с их стороны, что Он самарянин, не видно из евангелий, хотя несомненно, что они называли Его так, ибо сами в этом сознаются в рассматриваемом места (ср. Злат. и Феофил.). Господь резко и решительно отверг их сыновство Аврааму и Богу и назвал отцом их диавола; со своей стороны и они резче выражают упрек Ему, чем прежде. – «Самарянин» (ср. прим. к Мф. 10:5): самаряне известны были как заклятые враги иудеев, и врагам Господа кажется, что Он стоит на их стороне, отрицая их сыновство Богу и Аврааму, называет их сынами диавола, как бы отрицая тем, что они народ Божий. Даже самарянин обыкновенный, по их мнению, не может говорить о них так, как говорит Господь, если он не бесноватый. Таким образом враги Господа дошли до такой степени озлобления против Него, что считают Его злейшим врагом всей их национальности, и притом еще бесноватым. – Господь, который, по словам св. ап. Петра, будучи злословим, сам не злословил взаимно, но предавал то Судии праведному (1Пет. 2:23), с удивительным спокойствием и кротостью отвечает на этот злобный упрек. «Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого назвали имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам» (Злат.). Сила упрека – в том, что Он будто бы бесноватый, и Господь спокойно отклоняет его простым отрицанием: «во Мне беса нет»; напротив, подобными речами, которые вам представляются речами бесноватого, «Я воздаю честь» Отцу Моему Небесному. Я вынужден говорить с вами так потому, «что чту Отца Моего, вы же со своей стороны вместо того, чтобы склонить покорно голову свою пред Тем, кто говорит вам истину от имени Отца, бесчестите Его, укоряя Его самарянином и бесноватым, а вместе с сим бесчестите и Того, от имени коего Он говорит и действует, т.е. Бога, которого однако же осмеливаетесь называть Отцом своим. Вот почему, заключает Господь, вы подвергнетесь наказанию осуждения от Того, кого вы бесчестите так. – «Не ищу Моей славы»: если не хотите признать во Мне того, кто Я действительно, и воздать подобающую честь и славу: пусть! «Я не сужу» (ср. ст. 15-16 и прим.). «Есть ищущий», т.е. славы Моей и «судящий», т.е. вас, не дающих славы Мне (ср. Ин. 5:45 и прим.). Словами – «ищущий» и «судящий» указываются божественные действия, которыми Бог Отец вообще прославляет и прославит в мире Сына своего и осуждает и осудит врагов Его. Особенно же слава Господа явилась в воскресении и вознесении Его и сошествии Св. Духа на апостолов; а осуждение иудеев особенно торжественно выразилось в разрушении Иерусалима и уничтожении политической самостоятельности иудейского народа.
  • 51. «Истинно, истинно говорю» и пр.: слово строгого осуждения высказал Господь неверующим в Него и злобствовавшим против Него иудеям. Но не против всех иудеев высказан такой приговор; верующие в Него не только не будут осуждены, но напротив получат жизнь вечную. Вероятно, между уверовавшими в Господа, но вера которых была поверхностна и не выдержала первого же испытания, и которые почти тотчас отстали от Него (ст. 31), были люди, вера которых достаточно выдержала испытания, не сильно поколебалась и – вот им-то снова повторяет Господь слово обетования, сказанное выше уверовавшим в Него. Выражение: «кто соблюдает слово Мое», равносильно вышесказанному – «если пребудете в слове Моем» (ст. 31), а слова: «не увидит смерти во век, то же выражают, что – «истина сделает вас свободными (ст. 31). Соблюсти слово значит не только, поверовав, сохранять в сердце, но вообще исполнять в жизни, следовать во всем образе деятельности тому, что повелевается сим словом (ср. Ин. 14:23-24Ин. 15:20Ин. 17:6); это – плод истинной веры, выдержавшей испытания. – «Не увидит смерти во век»: это действие соблюдения слова Христова. «Не увидит смерти» – то же, что получит жизнь вечную (ср. Ин. 5:24Ин. 6:50 и парал., ср. прим.), будет жить вечно в блаженном единении с источником истинной жизни – Богом. «Ибо верующие хотя умирают телесно, но они живы в Боге» (Феофил.).
  • 52-53. «Иудеи сказали» и пр.: неверующие из среды их, а те же, что укоряли Его прежде (ст. 48). Они поняли, или представились понявшими, слова Господа в буквальном смысле – о естественной смерти – и в этом нашли подтверждение своему безумному предположению, что Он бесноватый, – до такой степени они ослепли духовно! Они поняли, что Господь дает такие обетования своим последователям и если в силах их исполнить: то значит Он и Сам имеет в Себе жизнь вечную и не умрет, и – это кажется им безумием, словами повредившегося в разуме, беснующегося (ср. Злат. и Феофил.). Правда, они думали, что Мессия пребывает во век (Ин. 12:34); но они не веровали в Господа, как Мессию, и отсюда их озлобление против Него и постоянное противоречие и противодействие Ему. И теперь им кажется словами бесноватого то, что Господь присвояет своему слову и следовательно Себе самому силу жизни и жизненности большую, чем какую имели величайшие из их предков – Авраам и пророки, которые слушали Самого Бога и не избегли смерти. – «Теперь узнали мы»: прежде только будто бы подозревали (Ин. 7:20Ин. 8:48), а теперь будто бы уже убедились, узнали. – «Вкусить смерть» – образ заимствован от вкушения смертной чаши (отравы). – «Неужели Ты больше»: ср. Ин. 4:12. – «Чем Ты Себя делаешь»: ср. Ин. 5:18Ин. 10:33. «Говорят это в обиду. Ты недостойный ни одного слова, сын плотника, галилеянин, чем Ты Себя делаешь? Не дела, не истина, не Писание, но Ты Сам чем Себя делаешь?» (Феофил.).
  • 54-55. «Иисус отвечал» и пр.: Господь отвечает сперва на вопрос иудеев – «чем Ты Себя делаешь». Смысл общий ответа таков: ничем Я сам Себя не делаю, как тем, чем угодно Отцу Моему Небесному явить Меня пред лицом мира. Чрезвычайными знамениями и силою учения Отец прославил и прославляет Сына Своего, которые иудеи могли понять в их истинном смысле и через них понять и лицо, которое окружено сими знамениями, если бы Бог был для них действительно тем, что они сами утверждают, Богом их. Но они не знают на самом деле Его, как следует, а посему не признают и Того, который от Него пришел и которого Он так прославил и прославляет пред ослепшими духовно глазами их. – «Слава Моя ничто»: Господь без сомнения прославляет Себя каждым своим действием и учением, как чрезвычайный посланник Божий; но здесь оборот речи такой же, как Ин. 5:31-32 (см. прим.), и слова Его значат: если бы Я один без воли Отца Моего (ср. Ин. 5:30Ин. 7:17) прославлял Себя, то таковое прославление было бы ничто; «или же говорит так, применяясь к их мнению» (Злат.). «О котором вы говорите» и пр.: образ выражения см. Ин. 10:36Деян. 21:29. – «Вы не познали Его»: см. прим. к Ин. 5:37-38. – «А Я знаю Его»: в противоположность неведению иудеев о Боге своем Господь указывает на свое полное ведение Его и указывает усиленным и выразительным образом и с отрицательной и с положительной стороны. Ведение Его (οἶδα) есть ведение непосредственное и совершеннейшее, в противоположность ведению человеческому, посредственному и несовершенному, какое могли бы иметь и иудеи (οὐκ ἐγνώκατε). «Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о Нем. Ибо каков Я, таков и Отец. А как Я Сам Себя знаю, то знаю и Его. И если скажу, что не знаю Его, то буду, подобно вам, лжецом. Ибо вы лжете, хвалясь, что знаете Его, а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю» (Феофил., ср. Злат.). – «Соблюдаю слово Его»: ср. ст. 51. Вся жизнь Господа была полным выражением совершеннейшего послушания воле божественной (Флп. 2:8Рим. 5:19Евр. 5:8), нераздельной и с Его собственной волей (ср. Ин. 5:19, 30. и парал. и прим.).
  • 56. «Авраам, отец ваш» и пр.: ответив таким образом на упрек иудеев – чем Ты Себя делаешь, Господь отвечает теперь на другой упрек их – «неужели Ты больше отца нашего Авраама?» Да, отвечает Господь, Я более отца вашего Авраама, ибо Я был предметом чаяний его при земной его жизни и предметом радости его по смерти его – в раю. – «Отец ваш»: нарочитое упоминание, что тот, происхождением от которого они так тщеславились, радовался в ожидании явления Того, против кого они – потомки его – пылают такой ненавистью. – «Рад был видеть» греческое слово выражает усиленную, порывистую радость – взыграл от радости, скакал радостно. – «День Мой»: день Мессии, в тесном смысле – день явления Мессии в мир, день, в который «Слово стало плотью» (Ин. 1:14); в обширном смысле – все новозаветное время, все время царства Мессии (Лк. 17:22-24). В сем последнем смысле слово «день» употреблено здесь также, как в другой беседе Спасителя слово «час» – Ин. 5:25-28. – «И увидел и возрадовался»: когда и каким образом увидел? – Ап. Павел об отношении ветхозаветных праведников и в их числе Авраама, к временем новозаветным говорит: «все сии умерли в вере, не получив (исполнения) обетований (относительно Нового Завета); а только издали видели оные и радовались (Евр. 11:13). Таким образом это видение было издали, в вере; во время своей земной жизни великий отец верующих видел верою издали новозаветное время и возрадовался. Как и в чем он видел это время и возрадовался? В событиях его жизни было не мало такого, в чем вера его могла прозревать новозаветное время и исполнять его радостью. Великие обетования, что в семени его благословятся все народы земли (Быт., гл. 12, 15, 17, 18, 22. ср. Рим. гл. 4. Гал. гл. 3. Евр. гл. 11), принятое им с верою и понятое так, что от его семени произойдет Мессия – восстановитель всего падшего человечества, без сомнения должны были радостью исполнить сердце Авраама, поколику верою он видел в них день Мессии. Принесение им Исаака в жертву, совершенное по вере (Евр. 11:17 и д.) и бывшее прообразом крестной жертвы Мессии, было также особенным временем, в которое вера Авраама видела день Христов, день искупления человечества Мессиею, и это созерцание конечно не могло также не наполнять радостью сердце отца верующих (Злат. и Феофил.). Потом, он был пророк (Быт. 20:7); в пророческом созерцании он с радостью мог видеть день Христов, хотя и не записано о сем в истории его жизни. Наконец, если – по греческому составу речи – нужно разделять время означенное словами – «рад был видеть» и словами – «и увидел и возрадовался» (чему благоприятствуют и слова – «рад был», означающие порывистую радость ожидания, и – «возрадовался», означающее спокойную радость исполнения): то первые можно относить к радости его при жизни на земле, – последние к видению и радости его (наступлению царства Мессии) в загробной жизни его, в раю. Мы видим, что при преображении Господа Моисей и Илия беседуют с Ним о конце земной жизни Его (Лк. 9:30-31), следовательно им открыты и известны были тайны Христовы; можно полагать, что сии тайны открыты были не только сим великим мужам Ветхого Завета, но и другим, в числе их и отцу верующих Аврааму. Таким образом можно думать, что Господь открывает здесь особенный факт из области духовного мира, факт видения Авраамом царства Мессии при Его явлении в мире с воплощением Христа Спасителя, факт, о котором знал только один Он всеведущий.
  • 57-58. «На это иудеи сказали» и пр.: относя выражение Господа об Аврааме, – что он видел день Его и возрадовался – ко времени земной жизни Авраама, иудеи подумали, что это изречение означает, что Господь жил во время Авраама и знал его лично. Это показалось им величайшею несообразностью, и они с укоризною указывают Господу эту мнимую несообразность. – «Тебе нет еще пятидесяти лет»: 50 лет берется здесь как круглое число, как время полного мужеского возраста (ср. Чис. 4:3, 39Чис. 8:24 и дал.). Смысл: Ты еще не только не глубокий старец, но даже не достиг лет полного мужеского возраста, – как же Ты мог видеть Авраама? Посему о действительном возрасте Спасителя из этого места ничего нельзя выводить; на возраст Его при вступлении Его в дело общественного служения есть более точное указание у ев. Луки (Лк. 3:23). – «Истинно, истинно говорю» и пр.: с умиленным указанием на истинность своего ответа Господь говорит совопросникам, что Он древнее Араама, что Он вечен. – «Прежде нежели был», т.е. родился и жил, «Авраам, Я есмь». Последнее выражение: Я есмь, указывает не на то только, что Господь был прежде Авраама, но на вечность Его. Оно напоминает изречение (а может быть и заимствовано из него) Псалмопевца, в котором он изображает вечность Бога Иеговы: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты есмь» (Пс. 89:2, см. церковно-славянский текст). Так ясно Христос учит о своей вечности и следовательно Своем божестве (ср. Злат. и Феофил.). Так поняли и иудеи эти слова Его, как видно из дальнейшего. 
  • 59. «Взяли каменья» и пр.: этот светлый луч божества Христова в словах Его – Я вечен, Я сущий, как Иегова Бог, вместо того, чтобы просветить духовный взор иудеев, еще более, по неверию их, ослепил их. Они увидели в словах Господа богохульство, и как богохульника намеревались предать немедленно смерти чрез побиение камнями (ср. Ин. 10:31 и дал.). Впрочем дело может быть имело вид более угрозы, так как для них самих не безопасно было подобное самоуправство, со стороны римлян. – «Взяли камни»: которые вероятно тут же во дворах храма лежали, будучи приготовлены для храмовых построек, так как отстройка всего храма не была еще окончена. – «Скрылся и вышел»: выражения не указывают прямо на чудесное в сем случае сохранение Христа от побиения камнями. Он скрылся, может быть, в массе народа, наполнявшей двор храма, где Он учил, массе, которая не была так враждебна к Нему, как ее мнимые духовные руководители. Окруженный учениками и народом, Он прошел посреди их и пошел далее.