Глава 15

  • 1-3. Со словами: «встаньте, пойдем отсюда», Господь с учениками вероятно оставил горницу пасхальную, воспев заключительные пасхальной вечери псалмы (Мф. 26:30Мк. 14:26. ср. прим. к Мф. 26:2). – «Я есмь истинная виноградная лоза» и пр.: если предполагать, что Господь взял внешний образ для дальнейшей речи своей, как нередко делает Он, из окружавшей и бывшей перед глазами действительности, то можно полагать, что образ виноградной лозы заимствован от разведенных по ребрам горы Елеонской виноградных садов. Это был прекрасный образ для раскрытия и разъяснения ученикам тех отношений внутренних, духовных, в каких они всегда должны находиться к Нему, тем более, что этот образ так часто употребляем в ветхозаветных писаниях (Ис. 5:1и д. Иер. 2:21Иез. 15:1 и д. Иез. 19:10 и дал. и др.), и ученикам вероятно был известен, как образ для изображения духовных отношений. Пункт сравнения между виноградною лозою и Христом есть органическое единство, в каком находится ствол виноградной лозы с ее ветвями, и по которому ветви могут жить только жизнью ствола и приносить плод (как и всяком прочем растении). Как ветви живы и приносят плод лишь постольку, поскольку питаются соками ствола, так и ученики и все последователи Христовы могут быть духовно живы лишь постольку, поскольку они эту силу духовной жизни заимствуют от Господа. По идее совершенно таков же употребляемый св. ап. Павлом образ главы и членов тела (Еф. 5:30Кол. 2:19). – «Истинная виноградная лоза», т.е. Я истина того в духовном смысле, что в природе представляет наприм. виноградная лоза. – «Отец Мой виноградарь»: (ср. Мф. 21:33 и парал.); как собственник виноградника, возделывающий его и сам и через других. Он послал в мир Сына своего – Мессию, привлекает в общение с Ним верующих (Ин. 6:44 и парал.) и возделывает виноградник свой – царство свое на земле через Сына Своего и Духа Святого и через органы их, избранных людей. Как на виноградной лозе бывают и плодоносные и бесплодные ветви, так и в обществе (внешнем) Христовом, в Церкви Его на земле, бывают и могут быть и такие, которые «приносят плод», т.е. веру свою доказывают делами, как плодами веры, вообще – сообразною вере жизнью (ср. Феофил.), и – такие, которые в этом же смысле бесплодны. Последние отсекаются виноградарем, первые очищаются, чтобы более приносили плода. Отсечение бесплодных совершается или извержением их из общества верующих еще в настоящей жизни (так случилось с Иудою в малом обществе Христовом), или смертью или по смерти, окончательно же совершится в день судный (ср. ст. 6). Очищение совершается силою и действием Св. Духа в верующих, иногда – искушениями, страданиями и т.п., с целью более и более совершенствовать их нравственную жизнь (ср. Злат. и Феофил.). – Таковы в тогдашнем малом обществе Христовом все (кроме Иуды). И в то время, когда говорил им сие Христос, они были уже «очищены через слово, которое» Господь «проповедовал», т.е. через все учение Господа, которое они слышали от Него, так как учение Господа с верою приемлемое и осуществляемое в жизни, имеет очищающую силу в отношении к духовной природе человека (ср. Ин. 5:24Ин. 8:31и д. Ин. 12:48). Принятое ими в сердце учение Господа, как выражение чистоты, святости, духовности, оно стало в руках виноградаря – Бога орудием очищения их духа, чтобы со временем они принесли еще более плодов духовных в своей жизни и деятельности. Это очищение через слово не окончательное, не совершенное, не исключающее дальнейшего нравственного очищения, каковое и совершилось излиянием на них Духа Святого и совершалось более и более во всей их жизни (ср. ст. 4); но это очищение через слово положило, так сказать, основу для будущего их совершеннейшего очищения и чистоты.
  • 4-6. «Пребудьте во Мне» и пр.: для поддержания, сохранения и усовершения этой духовной чистоты, составляющей необходимое условие духовного плодоношения, необходимое условие есть постоянное «пребывание» во Христе, - в духовном общении с Ним, как плодоносящая ветвь – с виноградной лозой. – «И Я в вас», т.е. пребуду, под условием, если вы во Мне пребудете. – «Как ветвь не может» и пр.: дальнейшая речь есть подробное разъяснение, посредством того же образа, слов – «пребудете во Мне». – «Без Меня», т.е. отделившись от Меня, не имея духовного общения со Мною, не можете делать ничего, т.е. такого, что обещало бы плоды духа, т.е. истинное христианское нравственное совершенство. – «Извержен будет вон»: отсечен будет или внешне или внутренно от общества Христова и от общения со Христом, как отрезанная ветвь выкидывается вон из виноградника. – «Засохнет»: окончательно утратит жизненную силу и следовательно всякую способность приносить плод. Так и не пребывающий в общении со Христом и не удерживающийся в таковом общении утратит и не будет иметь даже способности к истинному христианскому нравственному самоусовершенствованию, умрет духовно. – «Собирают и бросают в огонь»: время, в которое говорил это Господь, было в Палестине временем очистки виноградных садов и, может быть, перед глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ засохших духовно вне общения со Христом людей, которым готовится огонь геенны в день суда. Господь представляет как бы в настоящем то, что будет с таковыми засохшими ветвями в будущем – на последнем суде или после последнего суда Христова. – «Собирают»: т.е. служители, приставленные господином к винограднику, под которыми в приложении к людям, не могущим быть в блаженном общении с Богом в Царстве Небесном, разумеются ангелы, по словам Иисуса Христа, имеющие собрать и ввергнуть в огнь вечный плевелы (Мф. 13:41 и прим.). – «Огонь»: разумеется геенна (Мф. 13:42Мф. 25:41Мф. 3:10Мф. 7:19Мф. 5:22 и др.). – «И горят»: наглядно и выразительно при краткости; не – сгорят, а горят, т.е. вечно (настоящее время в смысле вечности; Ин. 8:58).
  • 7-8. От угрозы снова обращается Господь к увещанию, утешению и обетованиям. Образ виноградной лозы и ветвей почти оставляется (ст. 8, 16) и речь идет менее образная, более точная. – «Если пребудете во Мне»: в смысле предшествующей образной речи, как ветви на виноградной лозе; если пребудете в духовном, внутреннем общении со Мною. – «И слова Мои в вас пребудут»: речь менее образная; если т.е. возьмете учение Мое правилом всей вашей жизни и деятельности, будете осуществлять Мое учение в жизни. Постоянное хранение в мысли учения Господа и размышление о нем содействует пребыванию в общении с Господом, так как оно имеет оживляющую духовную силу. – «Чего ни пожелаете», конечно такого, что сообразно с волею Божией, просите во имя Господа Иисуса Христа (Ин. 14:13-14) и «будет вам»: будет исполнено, - просимое получите. Постоянное хранение в сердце учения Господа побуждает верующего к молитве веры, а такая молитва легко восходит к нему, к престолу Божию, по силе ее все получается. – «Тем прославится Отец Мой» и пр.: новое побуждение к тому, чтобы ученики пребывали в общении с Господом. Честь виноградарю, если его виноградник, с любовью возделываемый им, приносит много плодов. Виноградарь есть Бог и многоплодностью учеников Христовых в их жизни и деятельности Он прославится в мире. Тою же многоплодностью, которая выразится в их деятельности, направленной к продолжению и распространению на земле дела их Учителя и тем – к славе Отца Небесного, они докажут, что они истинно Христовы ученики, вполне достойно носят имя учеников Господа (ср. Ин. 14:13)
  • 9-10. Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывает в Нем – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его самого к заповедям и любви Отца Небесного. – «Как возлюбил Меня Отец» (ср. Мф. 3:17 и парал.), и Я таковою же любовью «возлюбил вас», а потому «пребудьте», останьтесь постоянно, в этой «любви Моей» к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к Ин. 14:15, 23-24). – «Я соблюл заповеди Отца Моего», т.е. творил и творю волю Его по всей Моей деятельности (ср. Ин. 8:29Ин. 10:17-18Ин. 14:31 и парал.) и за то «пребываю в любви Его»: ср. Ин. 10:17.
  • 11. «Сие сказал Я вам»: все, что сказал Он им о взаимном духовном общении между Ним и ими (ст. 1-10) и в частности – о любви к ним Его и любви к Нему Отца (ст. 9-10), имеет ближайшею целью вселить в них то же чувство радости, какое исполняло Господа. – «Да радость Моя в вас пребудет»: т.е. та радость, которою Я исполнен при мысли о любви ко Мне и вам Отца Моего Небесного, будет и вашею радостью, перейдет от Меня к вам. Это – то святое, радостное настроение духа, которое торжествует над всеми бедствиями жизни, радуется в самых страданиях, каковы бы они не были (ср. 1Кор. 7:302Кор. 13:11Флп. 2:17 и д. Флп. 4:4Рим. 14:17Гал. 5:22 и др.). В силу этого сообщения ученикам радости Христовой радость их достигнет высочайшей степени, «будет совершенна» (ср. Ин. 3:29), по чистоте, силе победоносности (ср. 1Ин. 1:42Ин. 1:2).
  • 12-13. «Сия есть заповедь Моя» и пр.: см. прим. к Ин. 13:34. Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит взаимная их любовь друг к другу, такая любовь, какою Он возлюбил всех их, т.е. любовь, готовая к самоотвержению до смерти. Ибо это – высшая степень любви и «нет больше» и сильнее «той любви, как если кто положит душу свою (ср. Ин. 10:11) за друзей своих». Эту высшую степень любви явил Господь Сам, принесши Себя в жертву за весь мир; в самоотвержении до смерти должна выражаться и любовь друг к другу учеников Христовых. Этим они покажут, что любят друг друга так же, как и Христос возлюбил их. – Св. ап. Павел говорит, что Христос умер за нечестивых и грешников (Рим. 5:5-8), и с этим нисколько не стоит в противоречии рассматриваемое изречение, что Господь положил душу свою за друзей своих. Апостол говорит вообще о греховности мира, во искупление от которой Христос умер за всех, так как греховность эта простиралась и простирается на всех; Господь же говорит в частности о близких только своих, о том малом обществе друзей, с которыми Он теперь беседовал, и которые также конечно не свободны были от этой, простирающейся на всех, греховности.
  • 14-15. «Вы друзья Мои» и пр.: чрезвычайная духовная близость учеников ко Господу, в силу которой Он называет их друзьями своими, обуславливается однако же исполнением Его заповедей вообще, и в частности заповеди о взаимной любви между ними самими (ст. 12). Эта взаимная любовь делает их друзьями между собою, а так как союз этой взаимной любви их – во Христе, Который возлюбил их тою же любовью, какою и они должны любить друг друга: то они, делаясь друзьями между собою, делаются друзьями и Христа. В силу этой любви Он открыл им всю волю Божию и – это служит доказательством, что они уже не рабы, а действительно друзья Христовы. Это и объясняет им Господь, пользуясь образом, заимствованным от обыденных отношений господина и раба. – «Раб не знает, что делает господин его»: он может видеть, что делает господин, и догадываться о смысле дела, но знать, т.е. понимать дело, побуждения, причины, сущность его не может, если не объяснит ему господин его; раб берется здесь только как орудие исполнения дела господином его. – «Сказал вам все» и пр.: т.е. всю волю Божию относительно того великого дела, ради которого Господь пришел на землю (слышал: см. прим. к Ин. 5:30 и парал.). Конечно, еще многое относительно сего остается открытым им (Ин. 16:12); но если Он еще не все открыл им, то потому, что они еще не способны теперь более понять, и другой Утешитель восполнит им это откровение, а не по недостатку доверия дружеского к ним со стороны Господа. Впрочем, сущность всего дела Господа им открыта и объяснена, насколько они могли понять его (ср. Феофил.). Вследствие сего откровения им Господом сущности дела своего, как довереннейшим лицам, Он не называет «уже их рабами», которые не понимают дела господина своего, а называет друзьями – ближайшими довереннейшими людьми. Господь прежде называл ближайших учеников своих друзьями (Лк. 10:4) и после говорит как о рабах (ст. 20), и это не стоит в противоречии с рассматриваемым изречением, потому что ученикам и прежде, преимущественно перед другими, открываема была постепенно воля Божия, и в этом смысле они могли быть названы друзьями и – после перед величеством Господа, как Бога, они, как и все люди, были рабы, как и сами себя они называли так (ср. Деян. 4:29Рим. 1:1Гал. 1:10Флп. 1:1 и парал.). Рассматриваемое изречение есть только выражение чрезвычайной близости к Нему учеников.
  • 16. И при этом высоком достоинстве, означаемом выражением – «друзья Христовы», они не должны забывать своей полной зависимости от Него и соединенного с сим высокого назначения, которое они должны осуществить в своей жизни. – «Не вы Меня избрали», как учители ученика, «а Я вас избрал», как Учитель учеников (Ин. 6:70Ин. 13:18). Речь идет об избрании их Господом Себе в апостолы, о котором повествуют евангелисты (Лк. 6:12 и д. Мф. 10:1 и д. Мк. 3:13 и д.). – «И поставил вам», т.е. уполномочил, как учеников своих, на особенное дело жизни, - «чтобы вы шли и приносили плод», шли для распространения и утверждения Евангелия в мире, приводили мир к вере в Меня и таким образом приносили плод в винограднике Моем, в духовном царстве Моем или Церкви (ср. Лк. 10:3Мф. 28:19), «и чтобы плод ваш пребывал» (ср. Ин. 4:36), т.е. чтобы следствия таковой вашей деятельности не уничтожались, но пребывали постоянно (ср. Ин. 5:38). Средство к такой плодоносной в мире деятельности вашей есть «молитва ко Отцу» во имя Христово; при таковой молитве, по которой все дано будет вам, успех ваш в вшаей деятельности будет несомненен, вы принесете много плодов (ср. ст. 8). – «Чего ни попросите» и пр.: см. прим. к Ин. 13:13-14.
  • 17-19. «Сие заповедую вам» и пр.: еще раз напоминает Господь ученикам своим об этой новой своей заповеди – взаимной любви их между собою (Ин. 13:34-35), имея в виду говорить с ними о той вражде, какой воскипит в отношении к ним мир, и укрепит их дух в борьбе их с этою враждою к ним мира. В обществе Моих последователей должна быть крепкая, взаимная любовь и единство, - таков основной характер Моего царства (Ин. 13:35); но к этому есть и внешние побуждения: при такой любви и единодушии успешнее будет борьба моих последователей с миром, которому в его нападениях на царство Мое даст также единодушие вражда и ненависть к Богу и ко Мне, каковая ненависть обрушится на последователей Моих. Утешением и укреплением при сем последователям Христовым должна быть мысль, что эта ненависть и вражда мира направлена собственно против Христа и Отца Его Небесного, и следовательно если они будут страдать от этой вражды и ненависти, то это будут страдания за Христа и Бога, и за эти страдания будет великая награда, враждующим же – наказание. – «Если мир» - как совокупность враждебного Христу и Богу – «вас ненавидит» и пр.: см. прим. к Ин. 7:7 – «Меня прежде вас»: так как Я глава и начало вождь этого ненавистного миру общества верующих в Меня, первый положивший начало самому образованию этого общества. – Верою во Христа и единением с Ним ученики Его внесли в мир новое начало духовной религиозно-нравственной жизни, долженствующее иметь влияние и на все сферы жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, ненавистным и стремится не допустить его в свою жизнь, уничтожить его насилием. Вот почему, «если бы вы были от мира», водились бы его началами в жизни, проникнуты были его интересами и стремлениями, то он «любил бы» вас, как «свое» порождение, как ему принадлежащее; «а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира», отделил вас от него, как носителей и представителей нового начала духовной религиозно-нравственной жизни, «потому ненавидит вас мир», как представителей этого нового, ненавистного ему начала жизни. «Вам, говорит, напротив нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, т.е. злые люди, любили вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь злые ненавидят вас, а вы радуйтесь» (Феофил., ср. Злат.).
  • 20-21. «Помните слово» и пр.: слово, сказанное в этот же вечер, после умовения ног учеников (Ин. 13:16), которое впрочем и ранее еще Господь говорил им (ср. Мф. 10:24). Применение этого слова здесь впрочем инаковое, чем по умовении ног, более сходное с тем, какое Он сделал при послании апостолов на проповедь, именно: раб не может рассчитывать и надеяться на жребий лучший, чем каков жребий господина его (образ речи заимствован от отношений между господином и рабом в древних восточных государствах); если господину хорошо, то и рабу хорошо, если господину не хорошо, то рабу не будет лучше, чем ему. Этот образ Господь тотчас же и поясняет применением к настоящей речи. – «Если Меня гнали», т.е. враждебно отнеслись к Моему учению и преследовали Меня за него, то же будет и с вами; «если Мое слово соблюдали», т.е. веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. Ин. 14:15, 23-24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Мое учение и вы сами в этом отношении заступите место Мое; судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей. – «Но все то»: разумеются не-благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи. – «За имя Мое»: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела, название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христва мир влек исповедников Его на казни и смерть. – «Потому что не знают пославшего Меня»: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение впрочем не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога-Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению (Феофил., ср. Злат.).
  • 22-25. «Если бы Я не пришел» и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отце Его Небесному (ст. 23, 24). Это – тот же грех против Духа Святого, о котором еще прежде говорил Господь, что он не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32; см. примеч.) – сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства Его мессианского достоинства. Учение Господа и Его необычайные дела (чудеса) должны были открыть глаза неверующим в Него как в Мессию, тогда и грехи простились бы им; но так как они ослепили очи свои и в своем ослеплении с ненавистью и хулою отнеслись ко Христу, то впали в такой грех, который ничем нельзя извинить и который вследствие того не простится им, если не покаются. – «Если бы Я не пришел», с неба от Отца Моего на землю как Мессия – Искупитель человечества, и «не говорил им», не изложил всего учения о своем лице и своем деле как Мессии, не предложил всего учения об искуплении человечества Мною: «то не имели бы греха» неверия в Меня и Отца Моего и вражды против Нас; их грех был бы только грех неведения путей Божиих, который не ведет к ожесточению и ненависти против Христа и Бога и который при покаянии может быть прощен. «А теперь», когда Господь изложил учение о Себе и деле своем, «они не имеют извинения» в этом своем грехе неверия и ненависти против Христа и Бога. – «Ненавидящий Меня», как Мессию, «ненавидит и Отца Моего», Который послал Меня в мир и с Которым Мы – одно по существу (Ин. 8:30). «Так как они в свое оправдание везде ссылались на то, что гонять Его ради Отца: то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения» (Злат., ср. Феофил.). Если они не верили учению Господа о Себе и своем деле (ср. Ин. 8:13 и дал.): то должны были, по крайней мере, из Его необычайных дел – чудес увидеть, что Он истинно Мессия (ср. Ин. 10:25, 37-38 и прим. и парал.); но они и им не верили и с ненавистью отнеслись к Чудотворцу (ср. Ин. 12:37 и д.). – «Если бы Я не творил между ними», т.е. между неверующими иудеями, первыми представителями враждебного Господу мира, дел необычайных, таких чудес, каких «никто другой не делал», так как они были столь необычайны и велики, что являли в себе именно «дела Божии» (ср. Ин. 5:36Ин. 9:3 и д. Ин. 10:37Ин. 14:10 и др.): то «не имели бы греха» (см. прим. к ст. 22). – «А теперь», когда эти дела совершены перед их глазами, - они их видели сами, но, вместо того, чтобы уверовать в Меня как Мессию, «возненавидели и Меня и Отца Моего», потому что эти дела суть и Мои и вместе Отца Моего (Ин. 10:37 и парал.). Но эта ненависть их ко Мне не имеет основания ни в учении Моем, ни в делах Моих, и потому они «возненавидели Меня напрасно», как и предсказано было о том в их священных книгах. – «Да сбудется слово»: см. прим. к Ин. 12:40. – «В закон их»: см. прим. к Ин. 10:34. Изречение заимствовано из псалма 68 (Пс. 68:5), в котором изображается невинно страждущий праведник, как прообраз страждущего невинно Мессии (ср. Пс. 34:19). Господь прилагает их к Себе в том же смысле, как и Ин. 13:18.
  • 26-27. «Когда же придет» и пр.: ободряя учеников в этой борьбе с неверующим и ненавидящим их миром, Господь указывает им на всесильного свидетеля, который в обличение этой ненависти и вражды будет свидетельствовать о Нем, как о Мессии. – «Утешитель»: см. Ин. 14:16. – «Когда придет»: разумеется день Пятидесятницы, когда сошел на апостолов Дух Святой (Деян. 2:1 и д.). – «Которого Я пошлю вам от Отца», или - что то же – «Которого Отец пошлет во имя Мое (Ин. 14:26 и прим.). Разумеется временное послание в мир Духа Святого, вследствие искупительных заслуг Богочеловека (Ин. 7:39 и прим.). Так как обильное излияние даров Духа Святого на человечество и могло только последовать после того, как Христос искупил человечество: то в сем смысле и говорит Господь, что Он пошлет Духа Святого, «показывая собственное достоинство» (Григор. Богосл. 3, 127). – «Дух истины» см. Ин. 14:17. – «Который от Отца исходит»: говорится о вечном исхождении Св. Духа от Отца, а не временном, потому что иначе в речи Христовой было бы необъяснимое тождесловие. «Когда слышишь, что исходит, под исхождением разумей не посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа» (Феофил.). «Поелику Он от Отца исходит: то – не тварь. Поелику не есть рожденное: то – не Сын. Поелику есть среднее между Нерожденным и Рожденным: то Бог» (Григор. Богосл. 3, 109). – «Он будет свидетельствовать о Мне»: т.е. как об истинном Мессии, вопреки неверию и ненависти к Нему мира. Подробнее об этом свидетельстве о Христе Духа Святого говорится далее (Ин. 16:7-15; см. примеч.). «Свидетельство Его будет достоверно, ибо Он – Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности; ибо Он – от Того, от кого всякое познание. Слова: «Которого Я пошлю», показывают равенство Его со Отцом. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: «от Отца». Пошлю Его Сам, но от Отца, т.е. по благоволению Отца и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из собственных недр, но от Отца Он подается через Меня» (Феофил., ср. Злат.). Дух Святой будет свидетельствовать о Христе без сомнения через апостолов, ибо Он будет говорить и действовать через них (Мф. 10:20Мк. 13:11 и прим.); но так как они не были бессознательными орудиями действующего через них Духа, но, под влиянием Его состоя, были вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями: то Христос говорит и о свидетельстве о Себе их собственном, потому что они сами были очевидцами Его дел и слушателями Его учения с самого начала Его общественной деятельности, и таким образом как бы независимо от Духа могли представлять и свое личное человеческое свидетельство о Нем, Как Мессии – Сыне Божием. – В этом смысле говорил после св. ап. Петр о свидетельстве о Христе Духа Святого и апостолов: «свидетели Ему в сем мы и Дух Святой (Деян. 5:32). При различии свидетелей свидетельство их однако же совершенно одинаково, или одно по существу свидетельство (ср. Деян. 1:8Рим. 8:16Рим. 9:1).