- 1-2. «Сие сказал Я вам»: по связи речи, сие относится ко всему, что выше сказано о ненависть к ним и к Нему и об обетованной им помощи свыше. – «Дабы вы не соблазнились» (ср. прим. к Мф. 5:29. Мф. 13:21): чтобы не поколебалась ваша вера и чтобы вы крепче стояли против злобы и ненависти мира. Эта злоба и ненависть выразится в таких действиях неприязненных в отношении к апостолам, что могут поколебать веру не твердую, и Господь как бы некоей броней покрывает учеников своих в виду этой борьбы, предстоящей им. К сказанному о ненависти мира к апостолам Господь присовокупляет еще более определенные предсказания о неприязненных действиях мира в отношении к ним, именно – отлучении от синагог и насильственной их смерти. – «Изгонят вас из синагог»; то же, что – отлучат от синагоги; см. прим. к Ин. 9:22. Ин. 12:42. Речь идет о выражении ненависти к апостолам собственно со стороны неверующего иудейского мира. Для апостолов отлучение от синагоги – ничто, ибо самая синагога иудейская для них ничто; но это действие представляется здесь образом разных преследований и притеснений, так как отлученный, как бы отделенный от избранного народа Божия, претерпевал разные поругания. – «Даже наступает время»: оно настало вскоре по вознесении Господа, когда открылись жестокие со стороны иудеев, а потом и язычников, гонения последователей Его. – «Будет думать» и пр.: высшая степень ослепления, когда воображают, что служат Богу, совершая такое действие в коем выражается вражда на Бога. Так случилось с гонителями христиан, которые, преследуя невинных, воображали, что они тем делают угодное Богу, что пролитием крови учеников Христовых, по их мнению, богохульников и нечестивцев, они приносят как бы умилостивительную жертву Богу. Иудейский фанатизм дошел в этом отношении до того, что постановил как бы закон: «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так поступали потом и языческие гонители христиан, воображая, что истреблением их они служат своим богам. Первый пример такого мнимого служения Богу со стороны иудеев показан был в побиении камнями первомученика Стефана (Деян. 7:54 и дал.), когда даже Савл, в последствии – первоверховный апостол, думал, что, участвуя в этом убийстве, он делает угодное Богу (Деян. 8:1. Деян. 22:20. Деян. 26:9).
- 3-4. «Так будут поступать» и пр.: не указывая более частных черт выражения ненависти мира к ученикам своим, Господь снова указывает им только на причину сего, для утешения их и ободрения, дабы они знали, что эти страдания их ради Бога и Христа составляют высочайшую славу их. – «Потому что не познали» и пр.: см. прим. к Ин. 15:21. – «Я сказал вам сие», т.е. о предстоящих ученикам страданиях, о ненависти к ним мира по отшествии Господа и пр., «для того», чтобы» укрепить веру учеников. Тяжки будут эти страдания, но, вспоминая о том, что Господь и Учитель их предсказывал им о них, они должны укрепляться духом в этой борьбе против мира, а не ослабевать; ибо если эти в эти предречения Господа должны сбыться, то сбудутся и предречения Его о победе Его и их над враждебным им миром (ср. прим. к Ин. 13:19). – «Не говорил же сего вам сначала», т.е. с начала общественного служения своего, по избрании учеников (Ин. 15:27). Господь и прежде и даже не раз говорил ученикам своим о предстоящих им страданиях и бедствиях, и в чертах не менее сильных, чем здесь (ср. Мф. 5:10. и д. Лк. 6:22 и д. Мф. 10:16 и д. Лк. 12:4 и д. Мф. 21:12 и д. Мф. 24:9); но прежде Он не выяснял им так полно ни причины предстоящих им страданий, ни тесной связи их со всем делом своим. Причина, почему так именно Он говорит им обо всем теперь, а не прежде, та, что «Он был прежде с ними», а теперь отходит от них. Когда Он Сам был с ними во все время Его общественного служения, вся вражда мира обращена была против Него Самого, ученики оставались как бы в стороне; но с отшествием Его они будут представителями дела Его на земле, а потому на них обратится вражда мира, направленная прежде против Него; они должны будут на себе выносить удары этой вражды (ср. Злат. и Феофил.). Потому, для укрепления их в этой предстоящей борьбе, Он и открывает им теперь с возможной полнотой и в связи со всем делом своим характер предстоящей им деятельности, вместе с обетованиями и успокоениями.
- 5-7. Эта речь Господа о ненависти мира к Нему и Его последователям, о предстоящих сим последним бедствиях и страданиях (Ин. 15:18 и д.), несмотря на успокаивающие обетования Его, скорбью и печалью исполнила сердце учеников, еще не твердых, еще не усовершившихся до той степени, на каковую вошли они с принятием Св. Духа в день Пятидесятницы. Отшествие от них Господа, несмотря на обетования нового пришествия Его к ним, понималось ими более с точки зрения разлуки с ними и продолжало смущать их, даже после не раз повторенного – «не смущайтесь». Потому Господь снова обращает внимание их на великие плоды для них своего отшествия от них, вновь соединяя с ним обетование о ниспослании им, вследствие Его отшествия, иного Утешителя. Утешая своих учеников, Господь Сам скорбел, что мысль о Его отшествии только смущает их, потому что они более заняты только этим отшествием Его и разлукою с ним, а не тою высокою целью, по которой Он отходит от них; и вот Он, напомнив им, что идет к пославшему Его Отце Его Небесному, как бы с упреком говорит им, что «никто из них не спрашивает: куда Он идет?» Он хочет этим замечанием обратить внимание их более на утешительную, чем опечаливающую их, сторону своего отшествия от них. Петр спрашивал Господа: «куда идешь» (Ин. 13:36), но спрашивал не с мыслью о великих плодах Его отшествия, а с мыслью о возможности последовать тотчас за Ним. На эту же светлую, утешительную и обильную великими следствиями сторону Его отшествия мысль учеников еще не обращалась ими самими, и с этою мыслью никто из них не спрашивал Его – «куда идешь». Желая новым указанием на эту утешительную сторону ослабить и изгнать из сердца учеников печаль их, Господь этим упреком вызывает учеников расспрашивать Его о Его отшествии с этой стороны, чтобы вновь раскрыть им сей предмет. – «Я сказал вам это»: т.е. сказал о своем отшествии от них и о бедствиях, коим они подвергнутся после Него. – «Печалью исполнилось сердце ваше»: поелику они обращали внимание при этом более на разлуку с Ним, чем на великие плоды Его отшествия, на которые Он и указывает снова теперь, совокупляя их в одном, – обетовании пришествия к ним другого Утешителя вследствие именно Его отшествия, указывает с силою и некоторым как бы напряжением удостоверения («Я истину говорю вам»). Для них – учеников – нужно, чтобы Он отошел от них ко Отцу, ибо это – непременное условие сошествия Св. Духа, силою и действием которого они победят враждебный им мир. – «Если Я не пойду» и пр.: образ речи условный; если бы можно было представить, что Я остался бы с вами на земле, то другой Утешитель не пришел бы к вам. Причина – та, что Господу нужно через свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Св. Духа; мысль – та же, что Ин. 7:39; см. прим. «Если Я не умру за мир и не пойду ко Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира: то Утешитель не придет. Ибо, как Он придет, если вражда не прекратится через умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?» (Феофил.). – «Пошлю Его к вам»: см. прим. к Ин. 15:26.
- 8-11. «И Он, пришедши» и пр.: Господь в кратких, решительных чертах изображает ту нравственно-духовную победу, какую Дух Святой через них одержит над миром и князем мира сего. Эта победа выражается словом – «обличит». Общее значение слова – вывести наружу, или – довести до сознания неправоту, преступление, грех (ср. Ин. 3:20. Ин. 8:9, 46. 1Кор. 14:24. Тит. 1:9. Мф. 18:15. Лк. 3:19 и др.); таковое обличение есть то же, что нравственный суд над миром, следствием которого может быть или обращение ко Христу, под условием покаяния (ср. 1Кор. 14:24), или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян. 24:25. Рим. 11:7 и д.). Это обличение мира Духом Святым совершится посредством проповеди и действий тех, которые примут Его в себя, т.е. действиями и проповедью прежде всего апостолов, а потом и вообще верующих, как живых органов Его действий. Три предмета представляются, как предметы обличения мира Духом Святым: грех, правда и суд; но эти предметы обнимают собою всю совокупность христианской истины и все уклонения от нее, так как эти предметы существенные. Лучшее объяснение всего этого обетования Господня представляет речь св. ап. Петра в день Пятидесятницы и ее действие на слушателей (Деян. гл. 2). – Первый предмет обличения мира Духом есть «грех», и именно грех неверия в Господа как Мессию: «о грехе, что не веруют в Меня». Этот грех, грех неверия доведен будет до сознания мира Духом Св. именно как грех и самый существенный и самый тяжкий. Когда у иудеев речь была о грехе, под ним разумели преступления буквы закона, оскорбление субботы и пр. Это довело до того, что Святейшего сочли грешником (Ин. 9:24). Дух Святой проповедью апостолов обличит мир в этом грехе, т.е. доведет до сознания его, что коренной тяжкий грех, в котором как бы совокупляются все другие грехи, состоит в неверии в Иисуса как Христа, совершившего искупление всего мира; потому он коренной и тяжкий, что именно в нем выражается самым ясным образом вражда мира против Бога (Ин. 15:22-24). Это именно выразительным образом дает чувствовать иудеям св. ап. Петр (Деян. 2:22-36; Деян. 3:14 и д.), некоторые из них чувствуют силу сего, каются и обращаются ко Христу (Деян. 2:37 и д.), другие не следуют сему. Таким образом совершается нравственный суд над миром вообще таковым обличением мира о грехе; одни вследствие такого обличения обращаются к вере во Христа через покаяние, другие еще более ослепляются духовно и ожесточаются, или «грешат не веруя» (Евф. Зигаб.). – Второй предмет обличения мира Духом Святым – правда: «о правде, что Я иду к Отцу Моему». Если мир заблуждался в своем представлении о грехе: то не менее заблуждался и в своем представлении о правде, и – в этом обличит его Дух Святой устами апостолов. На взгляд мира наприм. иудейского праведность представлялась под образом внешности безукоризненного исполнителя закона Божия – фарисея. Дух Святой покажет миру другой истинный образ правды в лице праведника, которого мир сочел грешником, беззаконником, и как такового умертвил (Ин. 18:30); но Он был совершеннейшим праведником (ср. 1Ин. 2:1, 29. 1Ин. 3:7. 1Пет. 3:18), и эта праведность Его засвидетельствована Богом особенно в том, что Он спосадил Его одесную Себя на небесных (Еф. 2:6), дав Ему всякую власть на небе и на земле (Мф. 28:18), что и засвидетельствовано Духом Святым через проповедь апостолов, и таким образом мир обличен о правде (ср. Злат. и Феофил.). – «И уже не увидите Меня»: телесно по вознесении. Вознесение Господа с прославленным телом на небо есть действительно сильнейшее доказательство Его праведности и неправды мира в отношении к Нему. Но это именно указывает опять св. ап. Петр иудеям, говоря о воскресении и вознесении Господа (Деян. 2:24-36), и это опять – то же, что нравственный суд над миром, вследствие которого одни обращаются, другие ожесточаются. – Третий предмет обличения мира Духом Святым есть собственно суд над князем мира сего: «о суде, что князь мира сего осужден». – «Князь мира» – диавол или сатана: см. прим. к Ин. 12:31. Ин. 14:30. При обличении мира Духом Святым возможны два выхода: обращение обличаемых к вере во Христа через покаяние, и – совершенное ожесточение: первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Таковому осуждению подлежит особенно отец таковых ожесточенных (Ин. 8:44) и владыка над ними, князь мира сего – диавол, главный исконный враг Христа и Его царства, – и Дух Святой проповедью апостолов доведет до сознания мира, что диавол уже осужден. «Осужден» – тем, что Господь совершил дело искупления человечества, вследствие чего верующие по вере во Христа освобождены от власти диавола и поставлены в общение со Христом. Это – та же мысль, которая несколько прежде выражена Господом в словах: «князь мира сего изгнан будет вон» из мира (Ин. 12:31 ср. прим.). Это – невидимое событие из области духовного мира, коего сущность – в кресте Христовом, а действия простираются на весь мир, будет возвещено миру через проповедь апостолов Духом Святым и тем обличится мир о суде.
- 12-13. «Еще многое имею сказать вам» и пр. В продолжение этой же беседы Господь указывал ученикам, что Он не все говорит им, что имел бы сказать и что нужно знать им для распространения в мире Его учения и вообще деятельности их в мире после Него (Ин. 14:25), что более полное и совершенное познание о всем дарует им другой Утешитель, когда придет. – В сущности Он сказал им «все» (Ин. 15:15), но только в сущности, и насколько могли принять и понять они. Он посеял в душах их семя истины, возрастит же и оплодотворит его другой Утешитель. Многое требовало бы еще откровения и разъяснения в целой области христианской истины, и многое еще имеет Учитель. Многое требовало бы еще откровения и разъяснения в целой области христианской истины, и многое еще имеет Учитель объяснить ученикам, но теперь не объясняет. Причина та, что «они не могут теперь вместить» этого многого. Чтобы вместить это многое, теперь умалчиваемое, нужно особенное озарение их духа, каковое и совершит Дух Святой со временем, когда, по прославлении Господа, Он изольется в сердца их (ср. Ин. 7:39). Под этим «многим» разумеется вообще все, что раскрыто в писаниях апостольских на основании учения Христова, но что именно в частностях решать небезопасно, и совершенно справедливо замечание о сем блж. Августина: «когда Христос Сам умолчал о сем (что такое многое), кто же из нас может сказать что это – то или то?» – «Не можете вместить», т.е. понять, уразуметь и провести в жизни. Они теперь были еще как бы в детском периоде духовного развития; совершенный мужеский период настанет для них, когда придет к ним иной Утешитель, т.е. со дня Пятидесятницы. – «Дух истины»: см. прим. к Ин. 14:17. – «Наставит вас»: греческое слово означает путеводит, и таким образом Дух Святой представляется под образом путеводителя, который указывает путнику дорогу в неизвестной ему местности или стране. Эта страна есть область христианской истины, область нового творения Божия, которую Сам Господь, так сказать, показал им издали, в образах, притчах и подобиях, а Дух Святой сообщит им полное и совершенное ведение о ней и будет сам руководить их в этой области. – «Всякую истину»: во всей этой обширной области истины христианской вообще не останется ни одной частной истины, относительно которой апостолы остались бы без просвещения Духом, без Его руководства и озарения. Истинность и непогрешимость этого наставления и руководства основывается на том же, на чем и непогрешимость учения Господа, – учении «не от Себя», а от Бога Отца (ср. Ин. 7:17 и дал. и прим.). Все Его откровения, все Его учение будет почерпнуто Им из сокровищ божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа; следовательно это учение будет то же, что и учение Христово, только полнее, так как ученики будут способнее воспринять его полнее. – «Будет говорить, что услышит»: как и Христос говорил то, что слышал от Отца (Ин. 3:32. Ин. 5:30 см. прим.); слышание – в смысле непосредственного и достоверного знания тайн божественных. – «Услышит», т.е. от Отца и от Меня. Дух Святой представляется образно как бы свидетелем таинственной беседы между Отцом и прославленным Сыном и научающим учеников тайнам сей беседы. Значит, Его учение есть согласное учение всей достопокланяемой Троицы – Отца и Сына и Св. Духа. – «И будущее возвестит»: предметом Его научения будет, между прочим, и будущая история царства Христова, которая существенно относится к области целой христианской истины («всякую истину»). Вся эта истина изложена в писаниях апостольских, насколько то нужно для веры во Христа и достижения спасения, и сим изречением несомненно доказывается богодухновенность всех апостольских писаний (ср. Васил. В. 3, 233).
- 14-15. «Он прославит Меня» (ср. прим. к Ин. 13:31-32): действиями Духа Святого в апостолах и верующих, а через них и во всем мире, прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос, и таким образом все Его учение, все Его дело как бы оправдается в мире Духом (1Тим. 3:16), и тем прославится Сын Божий, как истинный Христос. Отец ввел Сына своего и по человечеству в славу небесную, божественную, Дух Святой прославит Его на земле. Сын ищет только славы Отца, Дух прославляет Сына и Отец прославляет Его (ср. Вас. В. 3, 302). – «От Моего возьмет»: основание действий Духа Святого в мире есть совершение Иисусом Христом дела искупления человечества (Ин. 7:39), без которого невозможно было бы такое действие Духа Святого (ср. ст. 7). Это дело совершено Господом во исполнение воли Отца Небесного (Ин. 3:16 и парал.), и таким образом в христианской истине явилась миру божественная истина; нет христианского, что не было бы божественным, нет божественного, что не было бы христианским. Вследствие сего и в действиях Св. Духа в христианстве выражается дело Христа и Бога Отца. В этом смысле – смысл слов Господа: «от Моего возьмет, и все, что имеет Отец, есть Мое». Я по праву называю (так можно перефразировать слова Господа) «божественную» истину, которую возвестит вам Дух Святой, «Моею», Моим достоянием, ибо все, что в этом отношении имеет Отец (ср. Ин. 1:14. 1Кор. 15:27. Евр. 2:8. Кол. 1:19. Кол. 2:3, 9), принадлежит Мне, как Сыну, который от Отца изшел (Ин. 8:42), освящен от Него и послан в мир (Ин. 10:36) и пребывает во Отце и Отец в Нем (Ин. 10:38. Ин. 17:10). – «Возьмет»: собственно – берет или принимает; означается деятельность Св. Духа как постоянная в единении с Сыном, а вместе с Богом Отцом. «Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Мое, и увеличивает славу Мою, ибо одна воля Отца и Сына и Св. Духа» (Злат.).
- 16. «Вскоре вы не увидите Меня» и пр.: от будущего отдаленного взор Господа снова переносится на ближайшее будущее, именно на предстоящую вскоре разлуку с ними и вскоре же предстоящее новое пришествие Его к ним. Мысль та же, что и в недавно сказанном ученикам подобном же изречении (Ин. 14:19). – «Вскоре не увидите Меня»: речь о смерти Господа, когда гроб скроет Его от очей их. – «И опять вскоре увидите Меня»: речь ближайшим образом о явлениях Господа апостолам по воскресении Его, но главным образом о духовном таинственном пришествии Его к ученикам в Духе Святом (ср. прим. к Ин. 14:19-20); на это последнее здесь прямо указывает выражение: ибо «Я иду ко Отцу», ибо это отшествие есть необходимое условие ниспослания ученикам Св. Духа (ст. 7), через которого Господь войдет в теснейшее духовное общение с учениками, что означается словом – «увидите» (Ин. 14:19 и прим.). «Разлука Моя (с вами) не надолго, а пребывание Мое с вами, которое затем наступит, вечно» (Феофил., ср. Злат.).
- 17-18. Эта речь Господа показалась некоторым из учеников Его загадочною, и они пришли в недоумение о смысле слов Его, только что сказанных. Пункт недоразумения для них составляло слово – «вскоре» и изречение – «иду к Отцу». В этом опять видно еще несовершенство духовного разумения учеников Его в это время. Господь уже разъяснил им сие в этой же беседе с ними, но они все еще не понимали, и, как видно, держались предрассудка о земном царстве Мессии. Несколько времени тому назад один из учеников на подобную речь Господа высказал довольно прямо этот предрассудок (Ин. 14:19-22); теперь некоторые из учеников выражают также недоумение относительно подобных слов, в основе коего лежит опять тот же предрассудок. Если Господь хочет основать на земле царство свое: то зачем Он отходит? Если Он не хочет основать такого царства: то зачем опять обещается прийти? Что значит: вы увидите Меня «потому, что» Я отхожу»? Что значит наконец это – «вскоре - вскоре», которыми выражаются такие противоположности, как отшествие и новое пришествие к ним Учителя? – «Не знаем», не понимаем, «что говорит», заключают ученики недоуменный разговор между собою. «Вероятно, печаль, овладевшая их душою, изглаждала из их памяти то, что говорилось, или непонятливость нашла на них от неясности самих слов» (Феофил.).
- 19. «Уразумев»: Сам в Себе (ср. Ин. 6:61 и прим.), по силе своего всеведения. – «Хотят спросить Его»: может быть вследствие упрека, недавно высказанного им Господом, что никто из них не спрашивает Его (ст. 5), они решились предложить свое недоумение на разрешение учителя, но Он предупредил их вопрос и дал ответ. Но как на подобное же недоумение одного ученика Он не дал прямого ответа, предоставляя ученикам из хода всей речи уразумевать смысл слов Его (Ин. 14:22 и дал.), так и теперь сначала не отвечает прямо на недоумение об отшествии своем, ибо после упрека в том, что не спрашивают Его о сем, Он довольно объяснил им сие. Он обращает теперь внимание только на недоумение их о том, что значит – «вскоре – вскоре», и объясняет им не самый факт быстрого изменения событий, а быструю перемену в их настроенности душевной. Это было для них успокоительнее, чем указание на самые факты, имеющие совершиться вскоре и вскоре, ободрительнее и для совершенствования веры их действеннее.
- 20-22. «Вы восплачете» и пр.: прикровенная речь о страданиях и смерти Господа, соответствующая выражению – «вскоре вы не увидите Меня». Так действительно и было, как видим из евангельской истории: в таком состоянии духа были они по смерти Господа (Мк. 16:10 и парал. – «А мір» – все враждебные Христу и Его делу, представителями которых были начальники народные, доведшие Господа до смерти – «возрадуется»: потому что, по-видимому, он одержал победу над ненавистным ему, как казалось ему, врагом его, умертвив Его. Гроб Христов бывший причиной радости врагов Его. Но «вскоре» все изменится: «печаль ваша в радость обратится», а радость врагов – в печаль и страх. Речь – о воскресении Господа, соответствующая выражению – «опять вскоре увидите Меня». Это действительно и видим из евангельской истории (ср. Ин. 20:20), видим и то, что эта радость не оставляла их даже тогда, когда они расставались со своим Учителем и Господом при вознесении Его (Лк. 24:52), и достигла полной степени по сошествии на них Духа Святого, даже до того, что и страдания за Христа они начали переносить с радостью (Деян. 5:40-41). – Для показания силы этих чувств печали и радости Господь сравнивает их с чувствами рождающей женщины. Образ сей в этом смысле нередко употребляется в ветхозаветных книгах (Ис. 21:3. Ис. 26:17. Ис. 37:3. Ис. 66:7. Ос. 13:13 и др.). Пунктом сравнения чувств апостолов с чувствами рождающей женщины служит здесь именно только сила чувств и быстрая их смена (ср. Феофил.). – «Когда рождает»: когда приходит время родить, когда настают роды. – «Теперь имеете печаль»: при этой прощальной беседе (ст. 6), при страданиях и смерти Господа до Его воскресения. – «Я увижу вас опять»: сначала по воскресении, потом по сошествии Св. Духа, когда Господь вступит в теснейшее духовное таинственное общение с учениками (ср. прим. к Ин. 14:19 и дал. и парал.). – «Никто не отнимет»: она будет постоянно в сердце вашем, и никакие скорби, бедствия, гонения, враждебные люди не исторгнут ее из груди вашей, – так будет она полна, совершенно. Все это в точности исполнилось на апостолах, исполняется и на всех верующих.
- 23-24. Великим следствием этого будущего таинственного единения Господа с учениками во Св. Духе будет их полное духовное просвещение и исполнение всякой их молитвы во имя Господа Иисуса. – «В тот день»: или с того дня, в то время, когда придет к ним другой Утешитель, в котором придет к ним Сам Господь и вступит с ними в постоянное таинственное духовное общение (ср. прим. к Ин. 14:20). – «Не спросите Меня ни о чем»: потому что через просвещение от Св. Духа духу вашему будет открыта всякая истина (ст. 13), так что не будете иметь нужды спрашивать Меня ни о чем (как теперь, ст. 19); все темное и непонятное теперь тогда для вас будет ясно, ибо Св. Дух все возвестит вам (ст. 14-15; ср. Феофил.). Сверх сего, тогда они получат силу молитвы, по которой все им дано будет, чего ни будут просить во имя Господа (о чем ни попросите» и пр.: см. прим. к Ин. 14:13-14): «Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только имя Мое, чтобы получить все» (Злат., ср. Феофил.). – «Доныне вы ничего не просили во имя Мое»: доныне соответствует выражению – «в тот день» До дня Пятидесятницы апостолы и верующие во Христа не просили ничего во имя Христа, ибо не совершено еще было Им дело искупления, и Он не вошел еще вполне в славу свою и не послал им иного Утешителя. Когда все сие совершилось и излился Дух Святой на верующих, тогда стало возможно прошение во имя Господа Иисуса, как Искупителя мира, Которому дарована всякая власть на небе и на земле. – «Просите», т.е. во имя Мое, и «получите». Это, так сказать, всемогущество их молитвы соделает то, что «радость их будет совершенная», полная (ср. прим. Ин. 15:11).
- 25-27. В этих стихах раскрывается та же мысль, что и в двух предшествующих, несколько подробнее и положительнее. – «Доселе» (с подлинника – «сие») «Я говорил вам притчами»: «сие», т.е. то, о чем Его спрашивали теперь ученики (ст. 17 и д.), и что Он ответил им на сие (ст. 20 и д.), именно – об отшествии Его, о новом пришествии к ним, об обстоятельствах и следствиях сего. Об этом Он говорил им «притчами», т.е. приточными, не собственными иносказательными выражениями (см. прим. к Ин. 10:6. ср. Мк. 12:1). – «Но наступает время» и пр.: по воскресении и особенно по просвещении их духа Духом Святым такая приточная, не собственная речь о Боге прекратится, и тайны божественные возвестятся им прямо, ибо они тогда способны будут понимать эту истину и не под покровом образа, притчи, не собственной речи (ст. 12-13). Речь здесь относительная, а не безусловная, она не значит, что образная речь не будет иметь места в устах апостолов, а значит только, что их ведение о Боге и тайнах божественных, по сошествии на них Св. Духа, будет полнее, совершеннее, точнее, определительнее, многое теперь непонятное будет ясно. – «В тот день»: см. прим. к ст. 24 и Ин. 14:13-14. – «Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вам» и пр.: изречение не значит, что Господь не будет просить Отца об услышании и исполнении молитв их, а значит только, по связи речи, что Отец Небесный становится Сам к вам в столь близкое отношение, что Мое личное посредство становится как бы уже не нужным. Прошение «во имя» Господа само собою уже предполагает посредство Его, но новое личное посредство Его при каждой их молитве делается при таких их отношениях к Богу Отцу как бы не нужным, хотя, конечно, сим оно и не исключается. «Отец настолько любит вас, что вы не будете уже иметь нужды в Моем посредничестве» (Феофил.). Изречение это не противоречит другому: «Я умолю Отца» (Ин. 14:16. ср. Ин. 17:9); в последнем изречении говорится о молитве Господа прежде сошествия Св. Духа на учеников и именно о ниспослании Его, а здесь о молитве после уже сошествия Св. Духа. И при сем Господь всегда остается ходатаем за всех верующих в Него и прибегающих к Нему (ср. 1Ин. 2:1. Рим. 8:34. Евр. 7:25). – Причина, почему Господь может не просить Отца об услышании и исполнении молитвы учеников, та, что «Сам Отец любит» их и по этой любви к ним исполнит всякое их прошение во имя Христово (см. прим. к Ин. 14:21-23). Причина же, по которой «Сам Отец любит вам» – та, что «вы возлюбили Меня»: ибо Отец не может не любить того, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного (Ин. 14:21-23). – «И уверовали, что Я исшел от Бога», как посланный от Отца в мир (Ин. 13:3 и парал.), т.е. уверовали, что я обетованный и пришедший в мир Мессия. В этой вере в Господа как Мессию – содержание всей Христианской веры.
- 28. Это основное содержание всей христианской веры Господь торжественно, кратко и ясно повторяет ученикам, – что Он есть истинный Мессия, разъясняя уже прямо их недоумения относительно Его отшествия ко Отцу (ст. 17). Ср. прим. к Ин. 13:3 и парал. В этом кратком изречении с поразительною ясностью открыта ученикам тайна прежнего до – вочеловечения, настоящего – по вочеловечении и будущего по вознесении бытия Христова. Лучи света истины о лице Господа, рассеянные по всем Его беседам, в этом изречении как бы собраны воедино и сосредоточены в один поразительный яркий луч. – «Я исшел от Отца», как вечное Слово, Единородный Сын Божий, и «пришел в мир», как Мессия, и, по совершении дела Мессии, опять оставляю мир телом своим, и «иду ко Отцу» – и по человечеству восхожу в славу, какую имел от вечности как Бог (Ин. 17:5).
- 29-30. Этот сильный луч света истины произвел поразительное действие на учеников: все показалось им ясным, сомнения и недоумения, которыми они были заняты, показались им разрешенными; они вообразили, что они теперь в полном свете и не имеют уже нужды в большем просвещении. Им показалось, что то время, о котором Господь сейчас сказал им, как еще о будущем, когда Он не притчами, а прямо будет говорить с ними о божественных тайнах (ст. 25), уже настало для них теперь, и потому говорят: «вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой». Тем, что Господь прямо ответил им (ст. 28) на вопрос, который их занимал, но которого они Ему не предлагали сами (ст. 17-19), они были так поражены, что подумали, что то время, о котором сейчас говорил им Господь как о будущем, когда они не будут Его спрашивать ни о чем (ст. 23), настало уже теперь, и говорят: «видим теперь, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя». – «Поэтому», – заключают они, «веруем», что Ты от Бога исшел, т.е. что Ты истинно Мессия. Не то значит изречение сие, что только теперь они уверовали в мессианское достоинство своего Учителя; они и прежде этому веровали и не раз исповедовали Его Мессиею прямо (ср. ст. 27. Ин. 6:60. Мф. 16:16 и др.). Изречение означает только, что вере своей в Его божественное происхождение и мессианское достоинство они нашли теперь новую опору в Его прямой речи о Боге и в Его всеведении.
- 31-32. «Иисус отвечал им» и пр.: с живостью и одушевлением ученики выразили свою веру в Господа как Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел еще несовершенство таковой веры, еще не озаренной Духом Святым. Несовершенство сие выразилось в одном их слове – «теперь» и Господь видел его именно в этом слове, как видно из ответа Его, видел, что и представляемые учениками основы веры «теперь» опираются на не совсем правильно понятых ими словах Его. «Дети еще были, замечает блж. Августин. До того еще непонятливы, что не тотчас понимают даже и то, что они не понимают» (ср. Злат. и Феофил.). Тем не менее, это искреннее, глубокое, детское исповедание веры было дорого для Господа в эти решительные минуты. Эти одиннадцать простых галилеян чувством своим поняли и приняли и возлюбили Его как Мессию; этого довольно теперь, иной Утешитель придет и просветит их ум и укрепит волю; теперь же и этого довольно, и Господь мог окончить беседу ними благодарственною молитвою Богу Отцу своему Небесному. Он так и поступает, но предварительно дает понять еще ученикам, что вера их со временем только, когда озарит ее Дух Святой, будет совершенна для их высокого служения будущего, а теперь еще не выдержит предстоящего ей искушения. Упоминая о сем близком искушении, Он, без сомнения, имеет в виду укрепить ее, насколько это возможно с их стороны, против этого самого искушения. – «Теперь веруете»? вопрошает Господь. Думаете, что «теперь» вера ваша в Меня достигла силы и крепости веры несокрушимой, вопреки словам Моим, что совершенства достигнете вы после Моего отшествия от вас, когда придет к вам другой Утешитель? Нет, ваша вера теперешняя не выдержит первого же испытания, какому она в скором времени – через несколько часов – подвергнется. – «Вот наступает час и настал уже», т.е. весьма близко то время (ср. прим. к Ин. 12:23. Ин. 4:23), «когда вы рассеетесь и оставите Меня одного. – «Каждый в свою сторону»: или каждый в свое место, кому куда случится. – (Кажется, Иоанн сокращенно передает здесь ту же речь, которую подробнее передают евангелисты Матфей – Мф. 26:31-35 и Марк – Мк. 14:27-31, причем последовало второе предсказание петрова отречения и уверение учеников в их преданности Ему до смерти, что вполне согласно с настроением учеников в сию минуту, по Иоанну, и с намерением Господа указать на несовершенство еще ее, по которому она не выдержит предстоящего ей искушения). Исполнение этого предречения Христова точно указано евангелистами (Мф. 26:56 и парал.), когда при взятии Господа в саду Гефсиманском все ученики Его разбежались. – «Я не один» и пр.: см. прим к Ин. 8:29. Временное оставление Богом Отцом Сына своего в минуту страданий и смерти (Мф. 27:46) не противоречит сему, ибо в сию же минуту Господь торжественно изрекает: в руки Твои передаю дух Мой (Лк. 23:46).
- 33. «Сие сказал Я вам», заключает Господь свою великую прощальную беседу с учениками, «чтобы вы имели во Мне мир». Все, что Господь предложил им в этой беседе, спокойствие духа в виду предстоящих событий («да не смущается сердце ваше, да не устрашается; Ин. 14:1, 27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нем, в общении с Ним (Ин. 14:27), в единении духовном с Ним. – «В мире», враждебном Мне и Моему делу обществе людей, «вы будете иметь скорбь», когда среди него будете продолжать дело Мое в распространении Моего учения и утверждении Моего царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесется к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (Ин. 15:18-21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силою указывал ученикам в этой же беседе (Ин. 15:18 – Ин. 16:4); но при этой скорби, при этих бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь «победил мир»: победил совершением великого дела искупления человечества своею смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осужден (Ин. 12:31. Ин. 16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившеюся (как Ин. 13:31 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: «дерзайте, Я победил мир», оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победною песнь: «ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем!»
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толкование на Четвероевангелие и книгу Деяний святых апостолов > От Иоанна святое благовествование > Глава 16