• 2.

    и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

    Царство Небесное - это оправдание верой и освящение Духом. Поэтому и в другом месте [сказано]: Царство Небесное внутри вас есть (Лк 17:21).

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 6.

    и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

    Крещение Иоанна не подавало отпущения грехов, но учило людей прибегать к крещению по причине [их] грехов.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    сотворите же достойный плод покаяния

    Можно было бы сказать, что плоды покаяния - это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 10.

    Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

    Секирой [Иоанн] называет Христа, Который острее меча обоюдоострого (Евр 4:12) и Которому предстоит отсечь неверных иудеев и сделать их чуждыми чести и общения патриархов. Последних он назвал корнем, которым были угодившие Богу в древности отцы - Авраам со сродниками и жившие прежде них святые. Ибо неверные были отсечены из них как бесплодные ветви, а корень остался, и к нему были привиты язычники. Ириней [Лионский] называет секирой слово Божье согласно [изречению] Иеремии: «слово Господне, как молот, разбивающий скалу» (Иер 23:29). К чему мне говорить, сказал [Иоанн], что вам предстоит отпасть? [Бог] не отошел от корня.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 11.

    Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем

    Блаженный Креститель добавил к слову Дух слово огонь и его действие, не говоря, что мы непременно будем крещены посредством Христа огнем, но обозначая образом огня животворное действие Духа.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 16.

    И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него

    Жившие до Христа древние удерживали крещаемых ими в воде до тех пор, пока те не исповедуют своих согрешений. Христос же, будучи безгрешным, тотчас вышел [из воды]. Ибо Он крестился отнюдь не как кающийся, но как очищающий согрешения и освящающий воды.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.