Глава 12

  • 2.

    Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу

    Там, где не происходит ничего великого и благородного, они спокойны, там же, где они видят, что некоторые спасаются, они оказываются несноснее всех: так они враждебны человеческому спасению и несведущи в священных писаниях. Ибо если предвозвещенный Иеремией Новый Завет является иным по отношению к первому, то непременно следует пользоваться не старыми, а новыми законами. Но фарисеи, не захотев уразуметь этого, подстерегают святых апостолов и говорят о них Христу: «Вот, мы видим, что детоводительствуемые Тобой поступают против заповедей закона, ибо, хотя закон повелевает в субботу сохранять покой и не притрагиваться совершенно ни к какой работе, ученики перетирают руками колосья». Но скажи мне, о фарисей, ты сам, приготовив себе субботнюю трапезу, не преломляешь ли хлеб? Что же обвиняешь других?

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 29.

    Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его

    [Христос] называет дьявола сильным не потому, что он таков по природе, но показывая его тираническую власть, которую тот приобрел вследствие нашей беспечности. Расхищу его, не позволяя ему иметь людей своими поклонниками, но переубеждая прийти к познанию Бога. Как же он будет Моим союзником против себя самого?

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 35.

    Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

    Когда Он говорит сокровище, то указывает на множество [богатств], находящихся в душе. А чтобы некоторые не говорили, что люди рождаются злыми по природе, Он разъяснил относительно фарисеев, что один и тот же человек не может иногда становиться добрым, а иногда злым, говоря: добрый человек говорит от избытка сердца своего, подобным образом и злой.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 38.

    Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение

    Поскольку по их словам совершённые знамения были от демонов, а таковые творят впечатления лишь на земле, [теперь они просят]: сотвори Своей силой знамение с неба. Ибо другой евангелист ясно сказал, что они просили Его сотворить знамение с неба, которое надлежало сотворить Божественной силой. Говорили же они это, [думая], что Он не может сотворить ничего богоприличного, будучи слепы разумом, ибо отверзнуть очи слепым, воскресить мертвых, запрещать морю и ветрам возможно только Божественной власти.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 41.

    Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы

    Если Иона понимается как прообраз Христа, то не во всех отношениях. Это [видно], например, из того, что он был послан проповедовать ниневитянам, но попытался убежать от лица Божия , оказываясь нерешительным в отношении того, на что был послан. И Сын был послан от Бога и Отца проповедовать народам, но не проявил неготовности к [этому] служению. Пророк просил плывущих вместе с ним бросить его в море, был поглощен китом, затем через три дня был исторгнут наружу, после чего пошел в Ниневию и исполнил служение, однако чрезвычайно огорчился, когда Бог помиловал ниневитян. Христос также претерпел добровольную смерть, пребыл в сердце земли, воскрес, после чего отошел в Галилею и повелел положить начало проповеди народам, однако не огорчился, видя, что призванные к познанию спасаются. Итак, подобно тому, как пчелы, облетая луга и цветы, всегда собирают полезное для приготовления сот, так и нам, исследующим богодухновенное писание, следует всегда собирать и сопоставлять то, что приводит к разъяснению тайн Христовых, и придавать [нашему] слову безукоризненную завершенность.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 43.

    Ст. 43-45 Егда нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последния человеку тому горша первых: тако будет и роду сему лукавому

    В Израильтянах, когда они еще жили в Египте, как в идолослужителях обитал дух лукавый. Но потом он был изгнан, потому что они призваны были чрез Моисея к богопознанию. Когда же они сделались Господоубийцами и виновными в бесчисленных преступлениях; тогда для них последнее стало хуже первого, потому что в них поселился не один только, но целое полчище бесов; душа, отринувшая от себя охрану небесной благодати, наверно и весьма легко будет уловлена сатаною.

    …Так и Господь наш Иисус Христос говорит, что нечистый дух, выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит (Матф 12:43). Ибо как безводная страна необитаема для людей; так и под землею, неприятною и ненавистною для нечистых демонов, как бы непроходимою и безводною по справедливости можно разуметь душу, любящую Бога и святую и не допускающую ничего приятного для них ни в помыслах, ни в делах.

    Толкование на пророка Осию.

  • 44.

    тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным

    См. Толкование на (Мф 12:43)

  • 45.

    тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом

    И [это] весьма справедливо. Ибо если кто-нибудь, однажды освободившись от пороков, не образумится, то впадет в [нечто] тягчайшее прежнего. Поэтому Он сказал: не находит покоя (Мф 12:43), чтобы показать, что такой [человек] непременно по необходимости подвергнется козням демонским. Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен [от этого]. Есть еще и третья важная причина - угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех [причин] не привела ни одного из них к исправлению. Лукавый дух обитал в них и тогда, когда они были поденщиками в Египте и, живя по египетским обычаям и законам, были полны всякой нечистоты. А когда они были избавлены Моисеем и получили в качестве детоводителя закон, призывающий к свету истинного богопознания, скверный и нечистый дух удалился [от них]. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и незанятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Ведь как Святой Дух, когда видит, что сердце человека не занято никакой нечистотой, водворяется, обитает и почивает в нем, так и нечистый дух любит обитать в душах беззаконников.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

    См. также Толкование на (Мф 12:43)