• 3.

    И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами

    Сатана, желая вовлечь Христа в страсть честолюбия, не сказал Ему «ешь», но - «сотвори знамение». Он делал это не для того, чтобы оказать Ему помощь, но, как я уже сказал, для того, чтобы вовлечь Его в тщеславие. Зная это, Христос не послушал его. По этой причине и фарисеям, желающим увидеть от Него знамение, Он не согласился [явить его]. Ибо они не приступили к Нему без сомнения в сердце, как к Богу, а искушали Его, как человека. Пусть же это будет неизменным правилом для святых в их отношениях с неверующими и искушающими - не давать места честолюбию ни под каким, даже благовидным, предлогом.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

    [Христос] отошел не по робости, но научая нас тем, что совершил, отступать от гонителей. И Он удаляется из Иудеи к язычникам, показывая этим, что Он оставляет иудеев не только когда они оскорбляют Самого Бога, но и когда они согрешают против святых пророков.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 16.

    народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

    Свет же великий есть Господь наш Христос и сияние евангельской проповеди, а вовсе не закон, который был уподоблен светильнику. Поэтому и в скинии ввиду недалекого сияния закона всегда горел светильник, способный посылать свой свет не далее иудейских пределов. Таким образом, язычники пребывали во тьме, как не имеющие света даже этого [малого] светильника.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 24.

    И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

    Следует указать и то, что наследственный удел колен Завулона и Неффалима простирался до языческого города Сидона и что иудеи и впоследствии населяли его вперемешку с язычниками. Завулон же толкуется как «добрый путь» и «благословение», а Неффалим - как «ствол, пустивший ростки», то есть распростирающееся растение. И [всем] этим стали уверовавшие во Христа, ибо жившие прежде в Галилее, шествуя прямым путем, удостоились Божьего благословения и распространились на все, что ни есть, доброе. Галилея же толкуется как «накатывающаяся», то есть верующие, накатываясь, [сокрушают] бездны погибели.

    …Если кто спросит, в чем разница между болезнью и немощью, мы ответим, что немощь есть временное телесное недомогание, а болезнь - несоразмерность телесных стихий.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.