• 4.

    И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им

    Что же это был за дар, который по закону должен был приносить прокаженный? Две птицы (Лев 14:1), из которых одну священник закалывал над живою водою, взяв кедрового дерева, червленую нить и иссопа, а другую, живую птицу, омакивал в крови птицы заколотой над живою водою и помазывал очищаемому прокаженному правые [части тела] - ухо, руку и ногу, а живую птицу отпускал за пределы города в поле. Заметь, как этими словами всецело живописуется для нас Христос. Ведь через живую птицу ты уразумеешь живое и небесное Слово, через кровь заколотой птицы - драгоценную кровь пострадавшего Господа (ибо мы говорим, что Он пострадал плотью, то есть Собственным телом), а через негниющее дерево (ибо таков кедр) - нетленную плоть, поскольку тело Христово не увидело тления. Через иссоп - кипение Духа, (ибо [эта] трава обладает согревающим действием и ею натирают тех, кто страдает от озноба), таково действие и сила Святого Духа. Через червленый [цвет] - исповедание завета в крови. Через живую воду - животворящую благодать крещения, которой очищается страдающий проказой греха. Через отпущение живой птицы за пределы города мы научаемся удалению Христа от мира и восшествию Его на небеса. Представ таким образом перед Отцом и Богом, он будет ходатайствовать за всех нас и мы будем очищены. Через помазание правых [частей тела]: уха, руки и ноги, [мы научаемся] тому, что нам необходимо посредством созерцания, делания и жизненного пути прийти к богообщению.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 16.

    Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных

    Почему же они не принесли [его] днем? Или боясь книжников и фарисеев, или стыдясь своих немощей, как Никодим, или же потому, что [днем] больные не имели никого, кто мог бы их привести к Иисусу.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 18.

    Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону

    Иисус повелевает отплыть на другую сторону только ученикам, чтобы не казалось, будто теснящие Его толпы препятствуют ученикам слушать надлежащие поучения и открываемые им в дальнейшем более непосредственным образом тайны Божьи, которые народу возвещаются притчами. Поскольку только они, оставив все имеющиеся под рукой блага, последовали за Ним по любви к научению, Он повелевает им перейти от временного к вечному, от земного к небесному, от плотского к духовному.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 21.

    Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего

    Почитание родителей - [дело] праведное, если оно не вступает в противоречие с почитанием Бога. Когда же эти две [вещи] сталкиваются друг с другом, одно следует презреть, а другого держаться, особенно если почитание родителей препятствует угождению Богу. Ибо Бога нужно прославлять лучшим, чтобы мы не оказались, по примеру Каина, уделяющими Богу второстепенное. Подобно этому и ветхий закон запрещал священникам приближаться к мертвецам, заниматься домашними делами и руководствоваться плотскими симпатиями. Но закон учит посредством теней, а Христос неприкровенно, чтобы желающий послужить Богу не выставлял никакое родство в качестве причины занятости, [не позволяющей] ему быть со Христом. Ибо и Сам Он ради пользы бывших с Ним презрел Матерь и братьев, сказав: Кто Матерь Моя? И кто братья Мои? и Вот Матерь Моя (Мф 12:48).

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 26.

    И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина

    Слово спаси достойно похвалы за веру, а слово погибаем изобличает маловерие думающих об опасности, хотя с ними плывет Христос. И не совершенно неверными, но маловерными [оказались] те, кто не проявил отваги в опасности, хотя с ними Христос.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 28.

    Ст. 28-29 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас

    Божественная природа Единородного опаляла демонов неизреченным огнем, подобно тому как и другое Он делал таинственным образом, запирая лютейших демонов на [непроходимых] дорогах и разрушив тиранию дьявола. Пришел ты, говорят они, прежде времени, ибо знали из слова [Божьего], что Христу надлежало прийти и судить их. А то, что они сказали прежде времени, изрекая клевету на время вочеловечения, совершившегося будто бы не в срок, то тут нет ничего удивительного, если они, будучи злы, дерзают говорить и это. Даже зная, что будут наказаны, что Судья потребует у них отчета, поскольку они преступили Его заповеди, они спесиво говорят: Что Тебе до нас?

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 29.

    И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас

    См. Толкование на (Мф 8:28)