- 9.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
Миротворцем является тот, кто показывает согласие Писаний - Ветхих с Новыми, законоположительных с пророческими, евангельских с евангельскими, в то время как другим представляется вражда. Поэтому, подражая Сыну Божьему, таковой будет наречен сыном, приняв через свое дело Духа усыновления.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
- 13.
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям
Солью Он называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово. Будучи посеяно в наших душах, оно вселяет в нас слово мудрости, которое из-за своего вкуса и приятности сравнивается с солью. Ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
- 19.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Отвергающий одну из заповедей закона отвергается Богом как богоборец и противник закона Божьего. И теперь он получает наказание из евангельского закона, которое древний закон не определял. В соответствии с этим Христос и говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф 5:17). Ибо то, чего там недоставало, Он здесь восполнил. Так, например, в законе было сказано: Пред лицом седого вставай (Лев 19:32) и Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, подними его вместе с ним (Исх 23:5). Если кто преступил эти заповеди, для него не было определено наказания законом. Восполняя это, Христос говорит, что в Царстве Божьем таковой будет уничижен.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
- 23.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя
Слова «если ты принесешь дар твой» и далее показывают, что Бог открыл для согрешающих покаяние как способ спасения и избежания наказания, а забота об опечаленном, говорит Он, приведет к уничтожению наказания. Поскольку тот, кто не любит брата своего, не любит Господа, то и [Господь] по справедливости не принимает его, когда он испытывает печаль брата, поскольку приступает к Нему неистинно.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
- 35.
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя
Он запрещает нам клясться небом и землей для того, чтобы мы не воздали твари чести и не боготворили ее. Ибо клянущиеся, сказано, клянутся высшим, как сказал апостол. Запрещает также клятву Иерусалимом, поскольку земной Иерусалим есть образ горнего Иерусалима, и только Бог клянется Самим Собой, то есть собственной славой. Поэтому ввиду того, что [предмет нашего] уподобления превосходит нас, мы не должны клясться ни собой, ни собственной славой. Ибо мы не свободны, как Бог, а находимся под Божьей властью.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Кирилл Александрийский > От Матфея святое благовествование > Глава 5