Глава 16

  • 16.

    Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго

    Петр не сказал: «Ты - Христос или Сын Божий», но Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один - Сын Божий по природе. Поэтому он сказал с артиклем: Христос, Сын Бога (ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς τοῦ Θεοῦ). А назвав Его Сыном Бога Живого, он показывает, что Он есть жизнь и смерть над Ним не властна. Ведь если Его плоть какое-то время и была немощной, поскольку ей предстояло умереть, она все же воскресла, потому что пребывающее в ней Слово не могло удержаться оковами смерти.

    Фрагменты.

  • 26.

    какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

    Поскольку ученики, еще не обретшие силу свыше (Лк 24:49), вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», - поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: Есть некоторые из стоящих здесь и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведеевых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно - словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь приидет во славе Бога и Отца, а не в подобной нам ничтожности.

    Фрагменты.