Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
  • 18.

    Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго

    Здесь евангелист упоминает о рождении, а в начале Евангелия - о происхождении. Ибо здесь он говорит: Рождество Иисуса Христа было так, а там: Книга происхождения Иисуса Христа. В чем же разница между рождением и происхождением? И каким образом оба [эти понятия] употребляются применительно ко Христу? Подобно тому, как произносимое нами слово по собственной своей природе является неосязаемым и невидимым, когда же оказывается написанным в книге и словно бы облекшимся в тело, тогда и видится и осязается, так и бесплотное и бестелесное Слово Божье, невидимое и неописуемое по Божеству, вследствие [Своего] воплощения становится и видимым, и описуемым. Поэтому, как у Воплотившегося, у Него имеется и книга происхождения. Однако предметом исследования в данном случае является не то, почему [евангелист] сказал «книга», а не «обозрение» или «слово», но что означает рождение, а что - происхождение. Происхождение и рождение различаются. Происхождение есть первоначальное создание Богом, а рождение - появившееся от осуждения на смерть вследствие преступления преемство друг от друга. И еще: происхождению свойственны нетление и безгрешность, а рождению страстность и греховность. Таким образом, Господь, приняв по природе от происхождения безгрешность, нетления не воспринял, а от рождения приняв страстность, не воспринял греховности, нося [в Себе] первого Адама в обоих отношениях без [всякого] умаления. Итак, применительно ко Христу происхождением является не переход от небытия к бытию, но путь от существования в образе Божьем к восприятию образа раба, рождение же Его было двойным - соответствующим нашему [устроению] и превосходящим его. Ибо рождение от жены соответствует нашему [устроению], а рождение не от хотения плоти или мужа, но от Духа Святого, превосходит его. Последнее предвозвещает и то будущее рождение от Духа, которое будет даровано нам.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.