Глава 14

  • 2.

    и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им

    Иудеи имели различные мнения об этих событиях: одни мнения - ложные, какие были у саддукеев, которые думали, будто мертвые не воскресают и ангелы не существуют, но будто о них было написано только образно и они не имеют ничего общего с действительностью; а другие мнения - истинные, которым учили фарисеи, о том, что мертвые воскресают. Итак, в этом месте возникает вопрос: таково ли было мнение о душе, которое ошибочно имел Ирод и некоторые в народе, что Иоанн, которого он незадолго до того обезглавил, воскрес из мертвых после смерти под другим именем и теперь его зовут Иисус, Который получил те же самые силы, которые прежде действовали в Иоанне? Примерно такое мнение, возможно, было у Ирода, что силы, действовавшие в Иоанне, перешли на Иисуса, благодаря чему в народе верили, что Он - Иоанн Креститель. И можно было бы рассуждать примерно так: как об Иоанне говорится, что благодаря духу и силе Илии, а не его [собственной] душе, Он есть Илия, который должен придти (Мф 11:14) - потому что дух и сила Илии перешли на Иоанна, - так и Ирод думал, что силы крещения и учения, бывшие в Иоанне, действовали в Иоанне - ибо Иоанн не сотворил никакого чуда (Ин 10:41),- а в Иисусе [действуют] силы необычайные. Нечто подобное, скажет кто-нибудь, имеют в виду те, кто сказал, что в Иисусе явился Илия или воскрес один из древних пророков (Лк 9:8).

    Комментарии на Евангелие от Матфея.