Глава 4

  • 2.

    и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал

    Число сорока дней, состоящее из четырех десятков, сродно и четырем единицам, может быть, потому, что чувственный мир составлен из четырех стихий, или из-за того, что человек приобретает свой вид в материнской утробе в течение сорока дней. И, постясь больше [этого срока], чтобы кто не подумал, будто Он воспринял плоть не истинно, Господь напоследок взалкал, во всем приобщившись нам, кроме греха (Евр 4:15), и став через Свое страдание нашим сопричастником.

    Фрагменты.

  • 4.

    Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор 8:2, 3). А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх 16:15). Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх 16:15). После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.

    Фрагменты.

  • 16.

    народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

    Он сказал в тени смертной, а не «в смерти», поскольку грех не может совершенно растлить душу, подобно тому, как это делает с телом смерть, но он приносит ей [лишь] тень смертную. И слова воссиял свет показывают, что не нам, ищущим, он воссиял, а пребывающим в беспечности.

    Фрагменты.

  • 17.

    С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

    В некоторых [списках слово] покайтесь отсутствует. Если же Спаситель говорит то же самое, что и Иоанн, то послал их обоих один Бог. А может быть, Иоанн, как предуготовляющий Богу приготовленный народ, говорит покайтесь. Иисус же, приняв [уже] предуготовленное, не нуждающееся в покаянии, не говорит «покайтесь». Он проповедует не вопреки закону и пророкам, но когда Иоанн исполнил Ветхий [Завет], Он начал проповедовать Новый, Сам став его началом. Поэтому применительно к Иоанну не написано начал, ибо он был концом. К тому же он проповедовал в пустыне, в то время как Иисус - посреди народа.

    Царство Небесное представляет собой не место, но состояние [души], ибо оно внутри нас. Заметь, что если Иоанн проповедует приближение Царства Небесного, то Царь Христос предает его Богу и Отцу.

    Фрагменты.

  • 24.

    И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их

    Ты увидишь разнообразие пороков в распутстве, сребролюбии, грубости, необузданности, в простодушной глупости и коварстве, в дерзости и трусости, и во всех враждебных [нам] пороках, а припадками мучают душу деньги, слава, нужда и бесславие. Демоны наносят вред телам, а души они принуждают согрешать и неистовствовать. Лунатик, к примеру, имеет беса «немого и глухого». Подобного рода страсти по временам терзают душу, делая ее глухой к спасительному слову, подобно тому как гнев парализует души, так что охватившее их напряжение сводит на нет деятельную жизненную силу. Немощью же души эллины в широком смысле называют болезнь, происходящую от порока, а в более узком - болезнь, противоположную самообладанию, которая ослабляет способность к терпению и перенесению страданий и боли.

    Фрагменты.