Глава 15

  • 1.

    Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят

    Тогда пришли к Нему из Иерусалима фарисеи и книжники, не поражаясь силе Иисуса, исцелившей даже прикоснувшихся к краю одежды Его (Мф 9:20), но порицая и упрекая Учителя в том, что Он нарушает не заповеди Бога, а предания иудейских старцев. Очевидно, это обвинение хулителей показывает благочестие учеников Иисуса, которые не дают фарисеям и книжникам никакого повода упрекать их в нарушении заповедей Божиих, ибо они не обвиняли бы учеников Иисуса в нарушении заповедей старцев, если бы могли порицать обвиняемых и доказать, что они нарушили заповеди Божии.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 3.

    Ст. 3-4 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет

    Но давайте вернемся к тому, где Спаситель объяснил две заповеди закона: одну из десяти заповедей, данных в Исходе, а другую из Левита или какой-то другой книги Пятикнижия. Затем, после того как мы изложили, как [книжники и фарисеи] упразднили слово Божие, гласящее: Почитай отца твоего и мать твою, тем, что говорили: «Пусть не почитает своего отца или мать тот, кто скажет своему отцу или матери: Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», - кто-нибудь мог бы спросить, каким образом они не замечали слов: Злословящий отца или мать смертью да умрет. Ибо пусть не почитает отца или мать тот, кто жертвует в сокровищницу то, что было бы принесено в честь отца и матери; но как же предание фарисеев упраздняет и гласящего: Злословящий отца или мать смертью да умрет? Но тот, кто скажет отцу или матери: Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, никогда не оскорбляет отца или мать так, как тот, кто называет святотатцами родителей, берущих принесенное в сокровищницу от возложившего его туда. Так иудеи наказывают по закону сыновей, злословящих отца или мать и говорящих отцу или матери: Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 4.

    Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет

    См. Толкование на (Мф 15:3)

  • 7.

    Ст. 7-8 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня

    Итак, взяв данное в Евангелии выражение, я добавил кое-что из сказанного ранее и сказанного после, чтобы сравнить, каким образом слово угрожает сомкнуть глаза тем из народа, кто обезумел, захмелел и опился духом уныния (Ис 29:10) и угрожает сомкнуть глаза и пророкам их, и князьям их, возвещающим, что они видят тайной. Я думаю, что это случилось после пришествия Спасителя к тому народу. Ибо исполнились у них все слова всех писаний, также и Исайи, как слова запечатанной книги (Ис 29:11). А «запечатанной» сказано, потому что она закрыта неясностью и не открыта ясностью, потому что одинаково неясна как неспособным ее прочитать из-за незнания грамоты, так и возвещающим о себе, что умеют читать, но не разумеющим смысла написанного. Итак, [слово] справедливо обвиняет их, потому что когда народ, изнемогший от грехов и в безумии восставший против него, опьянится духом уныния, которым напоит его Господь, смыкая их глаза, недостойные видеть, и глаза их пророков и их князей, возвещающих, что они видят скрытое в тайнах Божественного Писания, и когда сомкнутся их глаза, тогда пророческие слова станут для них запечатанными и скрытыми, что и испытал народ не верующих в Иисуса как в Христа.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня

    См. Толкование на (Мф 15:7)

  • 11.

    не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека

    Относительно этого места можно, пожалуй, сказать, что как не то, что входит в уста, оскверняет человека, хотя бы иудеи и считали это скверным, - так и не то, что входит в уста, освящает человека, хотя бы более непорочные и считали, что хлеб, называемый Господним, освящает. И думаю, что слово это немаловажно и потому требует ясного толкования, а именно такового, как я полагаю. Как не пища, а совесть едящего с сомнением оскверняет съевшего - ибо сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере (Рим 14:23), - и как нет ничего чистого у оскверненного и неверующего , не самого по себе, но из-за его осквернения и неверия, так освящаемое словом Божиим и молитвою (1 Тим 4:5) не тем же самым словом освящает пользующегося. Ибо если бы было так, оно освящало бы и того, кто ест недостойно Господа, и никто из-за этой пищи не стал бы слабым или больным или умер. Нечто подобное показал Павел, сказав: Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает (1 Кор 11:30). Итак, в хлебе Господнем польза для едящего, если он ест с чистым умом и незапятнанной совестью.

    …Этим Спаситель ясно учит нас, читающих в Левите и Второзаконии о чистой и нечистой пище, в преступлении относительно которой обвиняют нас плотские иудеи и немногим отличающиеся от них эвиониты, не считать целью Писания буквальный смысл. Ибо если не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст, и особенно потому, что в [Евангелии] от Марка Спаситель говорил это, «очищая всякую пищу», очевидно, что мы не оскверняемся, вкушая то, что иудеи называют нечистым, желая порабощаться букве закона, но оскверняемся тогда, когда… мы говорим о случайном, рассуждаем о ненужном, от чего в нас открывается источник грехов.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 14.

    оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

    Они - слепые вожди слепых. Кто же это? Фарисеи, у которых бог века сего ослепил умы, так как они неверующие, потому что не уверовали в Иисуса Христа и Он ослепил их, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Божией в лице Христа. И слепые, сознавая, что они нуждаются в вождях, не только должны избегать их водительства, чтобы им не видеть через них, но должны усердно слушать всех, возвещающих о водительстве в здравом учении, и прилагать к говоримому здравое суждение, дабы, ведомые незнанием слепых и не видящих дел здравого учения, мы никогда не оказались слепыми из-за того, что не видели смысла Писания, так что оба: и вождь, и ведомый - упали в яму, о которой мы сказали ранее.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 20.

    это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека

    Далее давайте посмотрим, как выходящее и оскверняющее человека оскверняет его не потому, что выходит из уст, но имеет причину осквернения в сердце, когда исходят из него, прежде чем выйти из уст, злые помыслы, разновидности которых - убийства, прелюбодеяния, блуд, кражи, лжесвидетельства, хула. Ибо это оскверняет человека, когда исходит из сердца и, выйдя из него, проходит через уста, потому что если бы его не было вне сердца, но оно находилось где-то рядом и это нельзя было произнести, то оно очень быстро исчезло бы и человек не был осквернен. Итак, источник и начало всякого греха - это злые помыслы, ибо, если они не будут властвовать, не будет ни убийств, ни прелюбодеяний, ни чего-либо подобного. Поэтому каждый должен изо всех сил блюсти свое сердце.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 30.

    И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их

    Действительно, можно сказать, что на эту гору, где сидит Иисус, восходят не только здоровые, но вместе со здоровыми и страдавшие различными недугами. И, пожалуй, эта гора, где сидит восшедший на нее Иисус, есть Церковь, поднявшаяся словом Божьим над остальной землей и живущими на ней. И туда приходят не ученики, оставившие народ, как при [произнесении] блаженств, но множество народа, который не упрекается в том, что он глух или чем-то страдает, хотя среди них есть и такие. Ибо среди множества людей, приходящих на эту гору, где сидит Сын Божий, можно видеть одних - глухих к тому, что возвещалось, других - слепых душой и не видящих свет истинный, третьих - хромых и не способных ходить разумно, четвертых - увечных и не способных работать разумно. Итак, они, страдая от этого в душе, взойдя с людьми на гору, где был Иисус, пока не находятся рядом с ногами Иисуса, не исцеляются от Него. Когда же их, страдающих подобными [недугами], толпы бросят к ногам и конечностям тела Христова и они уже не считают себя достойными этого, тогда они исцеляются Им.

    И когда ты увидишь в собрании оглашенных, которые, словно отверженные, находятся позади тех, что сидят у ног тела Иисуса - Церкви, оглашенных, пришедших со своей глухотой, слепотой, хромотой и немощью и со временем исцеленных Словом, то не ошибешься, говоря, что они, поднявшись с множеством людей церкви на гору, где был Иисус, бросились к ногам Его и были исцелены, так что народ церкви удивлялся, видя перемены от столь серьезных недугов к лучшему.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 34.

    Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок

    Обращая внимание на различие написанного в разных местах о хлебах, я полагаю, что это место принадлежит иному порядку, нежели другие. Эти [люди] питаются на горе, а те - в пустынном месте, и эти оставались с Иисусом три дня, а те - один день, вечером которого были накормлены. К тому же, если не тождественно то, что Иисус сделал Сам, и то, что сделал, услышав учеников, смотри, не отличаются ли облагодетельствованные Иисусом тем, что Он облагодетельствовал их, желая накормить? И если в [Евангелии] от Иоанна были ячменные хлебы, остатками которых наполнили двенадцать коробов, а об этих не говорится ничего подобного, разве эти не лучше тех? Теми Он исцелил больных, а здесь Он исцеляет не больных среди народа, но слепых, хромых, глухих и увечных. Поэтому и удивляются четыре тысячи человек. А о больных ничего подобного не сказано. Я думаю, вкусившие от семи благодарственных хлебов сильнее, чем вкусившие от пяти благословенных, и съевшие несколько рыбок сильнее, чем съевшие двух. И, пожалуй, возлегшие на землю [сильнее], чем возлегшие на траву. Те оставляют от немногих хлебов двенадцать коробов, а эти от большего количества семь корзин, потому что способны вместить больше.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.