Глава 17

  • 1.

    Ст. 1-2 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет

    Ты можешь спросить: когда Господь преобразился пред теми, кого возвел на высокую гору, явился ли Он им в образе Божием (Флп 2:6), в котором существовал издревле, так что для бывших внизу имел образ раба (Флп 2:7), а для последовавших за Ним по прошествии шести дней на высокую гору не этот образ, а образ Бога. Послушай это, если можешь, духовно, обращая внимание на то, что не просто сказано: преобразился, но с необходимым дополнением, которое записали Матфей и Марк: у обоих написано: преобразился пред ними. По поводу этого ты скажешь, что, возможно, пред одними Иисус преобразился этим преображением, а пред другими в то же время не преобразился. Если же хочешь увидеть преображение Иисуса пред поднявшимися на высокую гору с Ним наедине, смотри, что Иисус в Евангелиях понимается довольно просто и (как сказал бы кто-то) познается по плоти теми, кто не восходил восходящими с ними делами и словами на высокую гору мудрости, и взошедшие уже не познают Его по плоти, но Он богословствуется во всех Евангелиях и созерцается в образе Божием согласно их познанию. Ибо Иисус преображается пред ними и ни перед кем из находящихся внизу. Когда же Он преобразится и лицо Его просияет, как солнце, чтобы явиться детям света, отвергшим дела тьмы и облекшимся в оружия света (Рим 13:12), и уже не детям тьмы или ночи, но ставшим детьми дня и, как днем, ведущим себя благочинно (Рим 13:13), Он, явившись, просияет им не просто, как солнце, но покажется им солнцем правды.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 2.

    и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет

    См. Толкование на (Мф 17:1)

  • 5.

    Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте

    Я думаю, что Бог, не позволяя Петру сделать три кущи, чтобы они обитали там по его желанию, показывает одну, лучшую (так сказать) и во многом отличную скинию - облако. Ибо если дело скинии - осенять и покрывать находящегося в ней, а облако светлое осенило их, то Бог сделал для них скинию - как более божественную, так и светлую, как пример будущего отдохновения. Ибо светлое облако осеняет праведников, которых оно закрывает, просвещает и просветляет. Что же это за светлое облако, осеняющее праведников, как не сила Отца, от которой исходит глас Отца, свидетельствующий о Сыне возлюбленном и благословенном и наставляющий осененных облаком слушать Его и никого другого? Говорит же Он так, как и издревле, так и всегда, через кого хочет. И, пожалуй, Святой Дух есть это светлое облако, осеняющее праведников и прорицающее слова Бога, действующего в нем и говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И я бы осмелился сказать, что и наш Спаситель - это светлое облако.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса

    И обрати внимание, если можешь сказать и относительно сказанного в этом месте, что ученики, поняв, что Сын Божий дал ответ Моисею и именно Он сказал: Человек не может увидеть лицо Мое и остаться в живых, и, увидев лицо Сына Божьего, как солнце, и получив о Нем свидетельство Божие, не вынеся сияния Слова, смирились под крепкой рукой Божией (1 Пет 5:6). Но после прикосновения Слова, возведя очи, они увидели одного Иисуса и больше никого. Ибо Моисей-закон и Илия-пророчество стали одним с Евангелием Иисуса, и уже не остались тремя, как были прежде, но трое стали одним. Помышляй об этих вещах в духовном смысле.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них

    Ученики, взошедшие с Иисусом [на гору], вспомнили то, что книжники передавали об Илии, что он, придя до пришествия Христова, приготовит для Него души тех, кто примет Его. Видение на горе, во время которого явился и Илия, как казалось, не соответствует сказанному, поскольку оказалось, что Илия пришел к ним не до Христа, а вместе с Ним. Поэтому они так говорят, думая, что книжники лгут. На это Спаситель отвечает, не отвергая того, что передают об Илии, но говоря, что было другое явление Илии до Христа, неизвестное книжникам, во время которого, не узнав Его, они оказались соучастниками того, что Ирод заключил его в темницу и убил его, и сделали с ним, что хотели. Затем Он говорит, что претерпит от них подобное тому, что они сделали с Илией. Ученики спрашивали об Илии, и Спаситель ответил. Но, услышав слова Спасителя, что «Илия уже пришел» и так далее, они поняли, что они относятся к Иоанну Крестителю.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 14.

    Ст. 14-15 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду

    Если всякая болезнь и всякая немощь, которые исцелил тогда наш Спаситель в народе, относятся к различным недугам души, так что расслабленные душой, у кого она расслабленно лежит в теле, изображаются расслабленными, а не видящие ничего из того, что созерцается только душой, - слепыми, а глухие к восприятию слова Спасителя изображаются глухими, то соответственно этому нужно объяснить и то, что происходило с лунатиком. Этот недуг появляется у страдающих им через значительные промежутки, во время которых, когда не проявляется эпилепсия, больной с виду ничем не отличается от здорового. Примерно такие же симптомы ты обнаружил бы и в некоторых душах, которые часто считаются здоровыми в здравомыслии и других добродетелях, а затем кажется, будто они охвачены некоей эпилепсией от страданий, выходят из равновесия и увлекаются обольщениями этого мира и прочими похотями.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 15.

    сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду

    См. Толкование на (Мф 17:14)

  • 17.

    Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда

    Спаситель, сказав: О род неверный и развращенный! - показывает, что от развращения произошла порочность, возникшая вопреки природе и сделавшая нас развращенными. И я думаю, что Спаситель, тяготясь порочностью [людей] и пребыванием с ними, сказал обо всем человеческом роде на земле: Доколе буду Я с вами?

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 20.

    Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

    Горами, я думаю, здесь называются силы противников, погрязшие в распространившейся и великой порочности, которые словно бы опираются на души людей. И если будет кто-то иметь всякую веру, так чтобы не сомневаться ни в каких текстах Священного Писания, и такую веру, какая была у Авраама, настолько верящего в Бога, что вера его была вменена в праведность, то он имеет всякую веру как горчичное зерно. Затем, такой человек скажет горе сей (я имею в виду немой и глухой дух в том, кто назывался лунатиком): Перейди отсюда (то есть от страдающего человека) туда (видимо, в бездну), и она перейдет. Апостол же, получив из этого (как я думаю) повод, сказал с апостольской властью: И если я имею всякую веру; так что могу и горы переставлять (1 Кор 13:2). Ибо не одну только гору, но и гораздо большее, подобное ей, переставляет тот, кто имеет всякую веру, которая есть как горчичное зерно. И нет ничего невозможного для того, кто верует столь сильно. Обратим внимание и на [слова]: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк 9:29), чтобы, если когда-нибудь нам придется заботиться о ком-то, страдающем подобным недугом, мы не заклинали, не вопрошали, не говорили с нечистым духом как со слушающим, но, действуя постом и молитвой, стяжали, молясь о страдающем, спасение от Бога и своим постом изгнали из него нечистый дух.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 22.

    Ст. 22-23 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились

    Я думаю, необходимо исследовать и это, потому что Иисус, преданный в руки человеческие, предается не людьми в руки человеческие, но силами, которыми Отец предал Сына за всех нас, Который, несмотря на то, что был предан и находился во власти тех, кому был предан, уничтожает имеющего державу смерти, ибо смертью Он лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14).

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 23.

    и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились

    См. Толкование на (Мф 17:22)

  • 27.

    но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

    Этой монеты не было в доме Иисуса, но она оказалась в море, во рту морской рыбы, которая, как я думаю, была облагодетельствована и попала на удочку Петра, ставшего ловцом человеков, среди которых была и эта образно называемая рыба, чтобы у нее забрать монету с изображением кесаря и чтобы она оказалась среди тех, кого поймали люди, научившиеся ловить людей. Итак, имеющий кесарево пусть отдает его кесарю, чтобы после этого он смог отдать Божие Богу.

    И поскольку Иисус, будучи образом Бога невидимого (2 Кор 4:4), не имел изображения кесаря (ибо князь века сего не имел в нем ничего), то Он берет изображение кесаря не у себя, а из подходящего места в море, чтобы отдать земным царям за Себя и за Своего ученика, чтобы собиратели дидрахм не считали Иисуса должником своим и земных царей, ибо Он уплатил долг, не взяв его и ни приобретя, ни добыв и ни сделав его когда-либо Своей собственностью, чтобы никогда изображение кесаря не было рядом с образом Бога невидимого.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.