Глава 5

  • 6.

    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

    Если же следует привести некое смелое толкование, то мне, пожалуй, представляется, что Господь посредством слова о добродетели и правде предложил в снедь слушающим Самого Себя, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор 1:30), а также хлебом, сшедшим с небес (Ин 6:50), и водой живой (Ин 4:10). Исповедуя жажду этой воды, великий Давид говорит в одном из своих псалмов: Возжаждала душа моя к Богу живому, когда приду и явлюсь пред лице Божие (Пс 41:3)А я в правде буду взирать на лице Твое, буду насыщаться созерцанием славы Твоей (Пс 16:15). Вот это-то и есть (по крайней мере, по моему суждению) истинная добродетель и не имеющее примеси [чего-либо] худшего благо, [то есть] Сам Бог - покрывшая небеса добродетель, как повествует Аввакум.

    Фрагменты.

  • 13.

    Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

    Что говорить о том, насколько полезна соль в человеческой жизни? Сейчас следует сказать о том, почему ученики Иисуса сравниваются с солью. Мне кажется, что подобно тому, как соль предохраняет мясо от того, чтобы оно не наполнилось от зловония червями, и делает его надолго пригодным (в то время как без соли оно не может в течение долгого времени оставаться для людей полезным), так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя [происходящему] от грехов идолослужения и блуда зловонию.

    Фрагменты.

  • 18.

    Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все

    Одна черта - это не только йота эллинов, но и у евреев [есть буква], называемая йод. Одной йотой, или одной чертой, символически может быть назван Иисус, поскольку в начале Его имени не только у эллинов, но и у евреев пишется йод. И одной чертой будет Иисус, [содержащееся] в законе Слово Божье, непреходящее, пока не исполнится все. Йотой можно было бы назвать, (как Он Сам говорит), и десять заповедей закона, ибо все прейдет, а они не прейдут. Но и Сам Иисус не прейдет, и если Он и падает в землю, то падает добровольно, чтобы принести много плода (Ин 12:24). Одна йота, или одна черта, снова преодолевает все горнее и дольнее.

    Фрагменты.

  • 24.

    оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

    Согласие на грех является злом в полной мере, даже если он не совершается. Поэтому Спаситель, отстраняя нас от причины согрешений, старается отсечь ее, ибо, когда ее нет в наших душах, не совершается и деяние.

    Фрагменты.

  • 25.

    Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу

    Пока ты, говорит Он, находишься в этой жизни (ибо жизнь есть путь, который проходят все люди), принимай и не презирай напоминания совести. Если же презришь и [таким образом] пройдешь жизнь, сама совесть, взяв на себя роль соперника, обвинит тебя перед Судьей, поставит в зависимость от решения Судящего и ты будешь предан ужасным карам. Ты бы не претерпел этого, если по пути возымел благосклонность к сопернику, принимая его обличения как любезно предлагаемые. Ведь об этом говорит в своем послании и божественный евангелист Иоанн: Если совесть наша не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу.

    Фрагменты.

  • 39.

    А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

    Добавляя к правой щеке и другую, Он говорит не только о терпеливости, ибо ударить и по ней - противоестественно и оскорбительно. Тот, кто готов дать ответ всякому (1 Пет 3:15), встретившись со злонравным человеком, не будет противодействовать ему в отношении его веры, но если тот ударит по правой щеке, он предложит ему логическое и этическое учение, пристыжая его и [побуждая] прекратить обвинение, ибо преуспеяние в божественных [заповедях] сбивает с толку тех, кто не видит самого [их] смысла.

    Фрагменты.