Глава 13

  • 1.

    Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря

    Когда Иисус со множеством народа, тогда Он не в Своем доме, ибо множество народа - вне дома. И то, что Он оставляет дом и отходит к тем, кто не в состоянии прийти к Нему, есть дело Его человеколюбия.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 19.

    Ст. 19-21 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется

    Матфей написал лукавый, Марк - сатана, Лука - дьявол. И не одно и то же означает при дороге и на дороге. Нам необходимо [понять] это различение ввиду [слов Спасителя]: Я есмь путь (Ин 14:6). Однако здесь все три евангелиста написали при дороге. [Далее] Матфей и Марк весьма изящно говорят, что слово было посеяно на местах каменистых, а не «на камне». О всяком, кто при дороге, сказано не разумеющий, а о доброй земле - слышащий слово и разумеющий. Таким образом, те, кто сравнивается с местами каменистыми и тернием, пребывают между неразумными и разумеющими. Это служит увещанием к тому, чтобы проявлять заботу о разумении. Ибо если у не разумеющего похищается семя, следует воспринять разум и скрыть семя в земле, то есть в памяти, чтобы оно пустило корни и не было похищено духами лукавства, будучи найдено нагим.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 20.

    А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его

    См. Толкование на (Мф 13:19)

  • 21.

    но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется

    См. Толкование на (Мф 13:19)

  • 22.

    А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно

    Обольщение богатства душит, как и слово иноверных. Ибо богатые суть лжецы, и нищий праведник сильнее их, нищий словом и знанием, но праведный жизнью. А апостольская забота о всех церквах (2 Кор 11:28) не есть забота века сего, но ей являются житейские заботы. И все это претерпевает тот, кто не обновил собственную землю, а принял слово беспечно и взрастил тернии, посредством которых земля была проклята из-за преслушания Адама, который услышал: Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт 3:18), чей конец - сожжение (Евр 6:8). Они не сеются, но вырастают в человеке сами, заглушая слово Божье из-за порочного произволения. Истинно сведущий разумеет и плодоносит. Если же кто-то кажется разумеющим, не принося при этом плодов, то он не разумеет, а если кажется плодоносящим, не разумея, - он не плодоносен. А слова: в шестьдесят, тридцать и сто крат показывают многообразие добродетели, поскольку не все проявляют равное рвение о добродетели, но одни радеют о ней меньше, другие больше, так что [эта притча] показывает, что [Господь] соразмерно приемлет и тех, и других.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 23.

    Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать

    Кажется, что Даниил, зная, что разумные и множество праведных, различающихся славой, являются светом миру, сказал: И разумные будут сиять, как светлость тверди, и множество праведных, как звезды, вовеки и навсегда (Дан 12:3). И апостол, написав: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, так и при воскресении мертвых (1 Кор 15:41), говорит то же, что и Даниил, заимствовав эту мысль из его пророчества.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 24.

    Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем

    Подумай, не можешь ли ты понять доброе семя, то есть сынов царствия, и в ином смысле по сравнению с тем, что было предложено ранее. Все, что ни произрастает в человеческой душе доброго, сеется Словом Божьим, бывшим в начале у Бога (Ин 1:2), оказываясь порождением Царства Божьего. Таким образом, здравые слова относительно каждой [вещи] суть сыны Царствия.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 25.

    когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

    Когда люди поступают не по заповеди Иисуса, сказавшего: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41) (Мк 14:38), и засыпают, дьявол, поджидая, засевает в помышлениях, которые ктото называет естественными, и среди добрых от Слова семян названные плевелами дурные учения. В соответствии с этим весь мир может быть назван полем, а не только Церковь Божья, ибо во всем мире Сын Человеческий посеял доброе семя, а лукавый - плевелы, которые суть дурные слова - [порожденные] злобой сыны лукавого.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.

  • 30.

    оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

    При конце всех вещей, который называется кончиной века, надлежит быть жатве, когда предназначенные для этого ангелы Божьи соберут приросшие к душе дурные суждения и предадут их истреблению, уничтожив огнем, о котором сказано, что он будет жечь. Так ангелы и служители Слова соберут из всего Царства Христова все находящиеся в душе соблазны и творящие беззаконие помыслы, истребляя которые, бросят в горящую огненную печь. Там те, кто почувствовал, что по вине сна приняли в себя семена лукавого, восплачут и словно бы разгневаются на самих себя. Это и есть скрежет зубов (Мф 13:42), почему и в псалмах сказано скрежетали на меня зубами своими (Пс 34:16). Тогда праведники воссияют уже не различно, как в начале, а все - как одно солнце в Царстве Отца их. Объясняя все это как тайну - возможно, посредством всего, сказанного в притче, а вероятнее, посредством слов: Тогда праведники воссияют, как солнце; в Царстве Отца их (Мф 13:43) - Спаситель прибавляет: Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф 13:43). Этим Он научает тех, кто думает, что в словах притчи все изложено яснейшим образом и ее может понять всякий, что даже то, что [относится] к ее изложению, нуждается в ясности.

    Комментарий на Евангелие от Матфея.