Глава 10

  • 29.

    Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

    Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю, когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю, поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.

    Фрагменты.

  • 41.

    кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

    [Это следует понимать] возвышенно. Кто верно понял замысел апостольского писания и не извращает его, тот принимает апостола и говорящего и живущего в нем Христа, учение Которого он проповедует. А поскольку в Сыне есть Отчий божественный ум, то принимающий слово мудростит и все, что есть Христос, принимает Отца всяческих - Бога. Первую [часть толкуемого изречения] возводи к Новому Завету, а вторую - к Ветхому. Ибо мыслящий о пророках не как о тех, кто от своего ума разумно говорит, а как о движимых божественным Духом, воспринимая присущий им ум и обладая пророческим духом, справедливо получает награду пророка. А тот, кто отличает праведного от неправедного, сам [при этом избегая] неправедной жизни, тот, принимая праведника, оказывается не только гостеприимным, но и праведным, [и] получает награду праведника.

    Фрагменты.