- 1. Давида. На спомин.
- 2. О Господи, не докоряй мені у твоїм гніві і не карай мене у твоїм обуренні.
- 3. Бо твої стріли мене прошили, і рука твоя спустилася на мене.
- 4. Нема здорового нічого на моїм тілі з-за гніву твого; немає цілого нічого в моїх костях з-за гріху мого.
- 5. Бо мої провини голову мою перевищили, немов важкий тягар, що тяжить над мою силу.
- 6. Смердять, загнивши, мої рани з-за мого нерозуму.
- 7. Принижений, зігнувсь я вельми, повсякденно сумний ходжу я.
- 8. Бо стегна мої сповнені жару, і здорового нема нічого на моїм тілі.
- 9. Зомлів я, розбитий понад міру, і скиглю від стогону серця мого.
- 10. О Господи, перед тобою все моє бажання, і стогін мій від тебе не скритий.
- 11. Серце моє розколотилось, сила мене полишила і навіть очей моїх світло, - і того вже нема в мене.
- 12. Друзі мої та приятелі далекі від моєї рани, і родичі мої стоять оподаль.
- 13. І ті, що на моє життя зазіхають, тенета наставляють; і ті, що бажають мені нещастя, говорять про погибель, увесь час міркують лукаве.
- 14. Я, немов глухий, не чую; і як німий, що уст своїх не відкриває.
- 15. Я став, немов людина, що не чує, в устах якої одвіту немає.
- 16. На тебе бо, о Господи, я уповаю; ти вислухаєш мене, Господи, мій Боже.
- 17. Кажу бо: “Нехай не втішаються надо мною, як захитається моя нога; нехай не несуться проти мене.”
- 18. Я бо ось-ось уже маю впасти, і біль мій передо мною завжди.
- 19. Я бо провину мою визнаю і гріхом моїм журюся.
- 20. А ті, що без причини зо мною ворогують, набирають на силі; чимало тих, що мене безпідставно ненавидять.
- 21. І ті, що злом оддячують за добро, - вони проти мене, бо я про добро дбаю.
- 22. Не покидай мене, о Господи; мій Боже, не віддаляйсь від мене!
- 23. Поспіши мені на допомогу, Господи, моє спасіння!
2-3.- Давид, пораженный болезнью (см. (Пс 37:1), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. (Пс 37:13) "доколе нечестивый предо мною", пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том "добром", что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.4."Воспламенялось сердце", "в мыслях моих возгорелся огонь" - Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.5-7.- Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь - настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере "пяди", ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.
Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.8.Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.9.Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому ("безумному") торжествовать надо мною.10-11.- Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.12."Краса человека рассыплется от обличений Бога". Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.13.Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. "Ибо я странник у Тебя и пришлец". Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.14.Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: "отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться", т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность "подкрепиться", позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова (см. (Иов 16:6).



