< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Глава 38

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Давида. На спомин.
  • 2. О Господи, не докоряй мені у твоїм гніві і не карай мене у твоїм обуренні.
  • 3. Бо твої стріли мене прошили, і рука твоя спустилася на мене.
  • 4. Нема здорового нічого на моїм тілі з-за гніву твого; немає цілого нічого в моїх костях з-за гріху мого.
  • 5. Бо мої провини голову мою перевищили, немов важкий тягар, що тяжить над мою силу.
  • 6. Смердять, загнивши, мої рани з-за мого нерозуму.
  • 7. Принижений, зігнувсь я вельми, повсякденно сумний ходжу я.
  • 8. Бо стегна мої сповнені жару, і здорового нема нічого на моїм тілі.
  • 9. Зомлів я, розбитий понад міру, і скиглю від стогону серця мого.
  • 10. О Господи, перед тобою все моє бажання, і стогін мій від тебе не скритий.
  • 11. Серце моє розколотилось, сила мене полишила і навіть очей моїх світло, - і того вже нема в мене.
  • 12. Друзі мої та приятелі далекі від моєї рани, і родичі мої стоять оподаль.
  • 13. І ті, що на моє життя зазіхають, тенета наставляють; і ті, що бажають мені нещастя, говорять про погибель, увесь час міркують лукаве.
  • 14. Я, немов глухий, не чую; і як німий, що уст своїх не відкриває.
  • 15. Я став, немов людина, що не чує, в устах якої одвіту немає.
  • 16. На тебе бо, о Господи, я уповаю; ти вислухаєш мене, Господи, мій Боже.
  • 17. Кажу бо: “Нехай не втішаються надо мною, як захитається моя нога; нехай не несуться проти мене.”
  • 18. Я бо ось-ось уже маю впасти, і біль мій передо мною завжди.
  • 19. Я бо провину мою визнаю і гріхом моїм журюся.
  • 20. А ті, що без причини зо мною ворогують, набирають на силі; чимало тих, що мене безпідставно ненавидять.
  • 21. І ті, що злом оддячують за добро, - вони проти мене, бо я про добро дбаю.
  • 22. Не покидай мене, о Господи; мій Боже, не віддаляйсь від мене!
  • 23. Поспіши мені на допомогу, Господи, моє спасіння!

2-3.- Давид, пораженный болезнью (см. (Пс 37:1), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. (Пс 37:13) "доколе нечестивый предо мною", пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том "добром", что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.

4."Воспламенялось сердце", "в мыслях моих возгорелся огонь" - Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.

5-7.- Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь - настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере "пяди", ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней. Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.

8.Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.

9.Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому ("безумному") торжествовать надо мною.

10-11.- Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.

12."Краса человека рассыплется от обличений Бога". Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.

13.Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. "Ибо я странник у Тебя и пришлец". Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.

14.Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: "отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться", т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность "подкрепиться", позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова (см. (Иов 16:6).